Лекции Социология

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:08, курс лекций

Краткое описание

Как и любая наука, социология, будучи наукой об обществе, имеет как теоретическое направление, так и прикладное. Прикладная социология – это разработка практических рекомендаций по результатам эмпирических исследова­ний, проводимых на базе теоретической социологии. Предметом при­кладной социологии могут быть любые социальные процессы – эконо­мические, финансовые, производственные, психологические и др., т.е. процессы, которые характерны для любой социальной группы, будь то семья, студенческая группа или трудовой коллектив. Результаты социологических исследований позволяют не только выявить причины и характер происходящих процессов, но и выработать определенные рекомендации для решения ряда проблем. Так, например, прикладная социология вооружает менеджеров методами сбора, обработки и анализа социальной информации, что является одним из условий эффективного управления.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….. 4
Лекция 1. Этносоциология……………………………………………… 7
Лекция 2. Социология религии………………………………………... 16
Лекция 3. Социология труда и занятости…………………………….. 28
Лекция 4. Социология образования и воспитания…………………… 39

Файлы: 1 файл

Конспект лекций.doc

— 428.00 Кб (Скачать)


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………….. 4

 

Лекция 1. Этносоциология……………………………………………… 7

 

Лекция 2. Социология религии………………………………………... 16

 

Лекция  3. Социология труда и занятости…………………………….. 28

 

Лекция 4. Социология образования и воспитания…………………… 39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Как и любая наука, социология, будучи наукой об обществе, имеет как теоретическое направление, так и прикладное. Прикладная социология – это разработка практических рекомендаций по результатам эмпирических исследова­ний, проводимых на базе теоретической социологии. Предметом при­кладной социологии могут быть любые социальные процессы – эконо­мические, финансовые, производственные, психологические и др., т.е. процессы, которые характерны для любой социальной группы, будь то семья, студенческая группа или трудовой коллектив. Результаты социологических исследований позволяют не только выявить причины и характер происходящих процессов, но и выработать определенные рекомендации для решения ряда проблем. Так, например, прикладная социология вооружает менеджеров методами сбора, обработки и анализа социальной информации, что является одним из условий эффективного управления.

Протекающие в обществе социальные процессы носят  как явный (реальный), так и латентный (скрытый) характер. Если первые воспринимаются непосредственно, видны невооруженным взглядом, легко обнаруживаются, то вторые скрыты от на­блюдателя, незаметны для самих субъектов процессов, но часто выступают как решаю­щие факторы тех или иных событий, которые определяют результативность действий  во всех сферах общества – экономической, политической, культурной, социальной, идеологической. Цель прикладной социологии – создание с помощью научных средств  различных теоретических и эмпирических моделей и методик как  для выявления латентных факторов происходящих в обществе процессов, так и для решения конкретных социальных проблем.

Прикладная социология, как и теоретическая, является составной частью единого социологического знания. Но в отличие от той его части, которая изучает и теоретически отражает фундаментальные, общие, базовые закономерности и характеристики развития общества, прикладная социология, ее категориальный аппарат и исследовательский инструментарий ориентированы на социальную практику, разработку и решение практических проблем социального управления «здесь и сейчас».

По мнению А.И. Кравченко, прикладную социологию следует понимать как способ увязывания принципов и методов общей социологии с конкретными ситуациями в той или иной сфере социальной действительности. Поэтому отраслевые направления социологии – социология города, семьи, образования – по существу принадлежат уже сфере прикладной социологии. Здание социологической науки состоит из пяти этажей. На самом верхнем расположена научная картина мира (философские предпосылки), на четвертом – общая теория, включающая категории самого абстрактного уровня, на третьем находятся частные или специальные теории – обычно формализованные, логически компактные и конкретные модели социальных процессов, на втором этаже размещается эмпирическое знание – сравнительные, крупномасштабные, репрезентативные исследования, соответствующие самым строгим требованиям науки и способствующие приращению нового знания. Они обслуживают три верхних этажа, так как основное предназначение эмпирических исследований – не просто собрать и обработать факты, а обеспечить надежную проверку теории, ее верификацию. На нижнем этаже находится прикладная социология, к которой относятся все опросы, изучение общественного мнения, вся заводская социо­логия и ряд других направлений, которые не ориентированы на проверку фундаментальной теории и приращение нового знания.

Прикладная социология представляет собой своеобразную «социальную инженерию», помогающую осмысливать и корректировать повседневную социальную жизнь, социальную практику. Поэтому она включает как теоретические, так и эмпирические инструментальные технологии изучения массового поведения людей в различных сферах социальной жизни, методы и приемы практического воздействия на поведение социальных институтов, социальных групп и общностей, социаль­ные структуры и процессы.

Если ту или иную социальную практическую проблему нельзя решить на основе уже имеющихся знаний, то появляется необходимость в научном поиске дополнительной информации, в проведении эмпирического ис­следования.

Прикладным называется такое эмпирическое исследование, которое выполняется «по заказу» с целью приложения его результатов к практическому решению какой-либо социальной проблемы. Прикладное исследование, как правило, носит диагностический характер и привязано к конкретному объекту (предприятие, фирма, социально-территориальная общность, орган управления, профессиональная или демографическая группа и т.п.), конкретному месту и времени.

Социальная технология в реальном ее функционировании предстает в единстве и взаимообусловленности трех своих основных аспектов:

1) специально организованная область прикладного социологического знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости и динамики социальных процессов;

2) способ эффективного осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией, а также выбора оптимальных средств и методов их выполнения;

3) метод управления социальными процессами, обеспечивающий систему их воспроизводства и повышения эффективности в определенных параметрах – качества, объемов, целостности, продуктивности деятельности и т.п., позволяющий достигать поставленную цель.

Таким образом, прикладная социология представляет собой единство специальных и отраслевых социологических теорий с методами, техникой и процедурами эмпирического социологического исследования, результаты которого реализуются в социальной технологии. В этом воплощается единство эмпирического и теоретического компонентов в структуре прикладной социологии. Такое единство обусловлено тем, что невозможно провести исследование молодежи, семьи или отклоняющегося поведения без знания и применения их специальных теорий, раскрывающих особенности и тенденции становления и развития соответствующих социальных общностей, их типологических характеристик и свойственной им специфики деятельности. В отличие от базисной или фундаментальной социологии, ориентированной главным образом на разработку теории, генерирование нового социологического знания, прикладная социология выступает как совокупность проблемно-ориентированных исследований, направленных на решение конкретных социальных проблем, возникающих в определенных социальных подсистемах, конкретных социальных общностях и организациях.

 

 

 

 

 

Лекция 1. Этносоциология

 

1. Объект и предмет этнической социологии.

2. Методология исследований этнической социологии.

3. Этническая социология в системе научных знаний.

4. Типологизация этноса.

 

1. Этническая социология в том виде, как она представлена в последнем десятилетии XX в., начала развиваться в советской науке в конце 60-х годов, что было сопряжено с активизацией национальных процессов во всем мире. С самого начала предметная область этнической социологии была достаточно широкой. В центре внимания оказались: социальная структура народов, особенности социальных изменений в их среде; миграции; специфика внутрисемейных отношений у народов с учетом социальной дифференциации; тенденции в использовании языков в различных социальных группах; соотношение модернизированной и традиционной культуры, функционирующей в городе и деревне, в социальных группах; межкультурные взаимодействия; этническое самосознание; межэтнические отношения. Этносоциологию определили как пограничную научную дисциплину, изучающую социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах. Народы-этносы в их социальном многообразии были в центре ее изучения.

Этносоциология формировалась как специальная социологическая теория среднего уровня на основе эмпирических исследований.

В этносоциологических исследованиях объект изучается через личность, включенную в этническую группу. Этнические группы в социологическом понимании — это сегменты, части общества, члены которых осознают себя (или считаются с точки зрения других) носителями общей культуры и обладают чувством солидарности.

Этническая социология отпочковалась от исторической социологии, поскольку в сфере изучения находятся современные народы, прежде всего урбанизированные, в то время как историческая этносоциология изучает социальные изменения у народов в доиндустриальных обществах.

В то же время исторический подход, стремление рассматривать явления и процессы в исторической перспективе стали характерной чертой этносоциологических исследований.

В представлении некоторых ученых, начавших работать в области этносоциологии уже после перестройки, этносоциологи изучали главным образом социальную обусловленность традиционной культуры, освоение культурных ценностей в полинациональной среде и только после середины 80-х годов стали фокусировать внимание на воздействии фактора этничности на частные социальные процессы (социальная мобильность, урбанизированность) и общесоциальные – стабильность и динамику социальных систем и институтов.

В этнокультурной тематике внимание фокусировалось на роли традиционализма в социальном поведении групп, в процессах модернизации, а также на соотношении современных и традиционных элементов в культуре социальных групп, городских и сельских жителей. В современных исследованиях тем более очевидно преобладание социальной и социально-психологической тематики. Поэтому больше отвечает истине представление об этносоциологии как о дисциплине, изучающей социальные процессы и явления в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах.

Предмет этносоциологии – изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды.

Область этносоциологического изучения чрезвычайно широка. Это — этнические особенности социальных изменений (прежде всего в среде русских и титульных этносов республик, а также в диаспорах), в том числе тенденции в профессиональных ориентациях, темпы социальных перемещений в этнических группах, внутриреспубликанская и межреспубликанская миграция в Российской Федерации и межгосударственная миграция на постсоветском пространстве; этническая специфика внутрисемейных отношений; тенденции изменений в использовании русского языка и языков титульных народов республик и диаспор в различных социальных группах; соотношение современной и традиционной культуры в социальных группах; роль традиционализма в политической жизни и социальном поведении, процессах модернизации, постиндустриальном развитии; межкультурные взаимодействия, проблемы межкультурных границ, роль религии в культурной дистанции, этническое самосознание, авто- и гетеростереотипы, внутриэтническая солидарность; этнические интересы и установки на межэтническое общение, межэтнические ориентации, толерантность и нетерпимость, проблемы национализма, социальные и социально-психологические основы межэтнических конфликтов. По существу этносоциология изучает этническую специфику всех социально значимых областей жизни общества, рассматривая их с точки зрения социологических критериев и с применением методики социологического исследования.

2. Как и в исследованиях других направлений социологии, этносоциологи стремятся осуществить комплексный подход, т.е. учитывать особенности не только макросреды (социально-политические и экономические условия в стране), но и мезо- и микросреды – конкретную обстановку в республиках, этнокультурную специфику контактирующих групп и уровень их общения (теоретическую вероятность контактов и характер расселения), различия по типу городов и сел, их этническому составу, а также особенности производственных коллективов, типы семьи и т.д. Наиболее общим принципом при определении метода исследований является  принцип деятельности. Деятельность в социологии рассматривается как способ существования человеческого общества, как реализация социальных законов, которые и проявляются через деятельность людей. Через деятельность личность включается в систему общественных отношений. Внутриэтнические и межэтнические отношения являются одним из их видов и сопряжены со всей системой общественных отношений.

Такой подход близок к функционализму Г. Спенсера и Э. Дюркгейма, которые считали, что общественные явления можно объяснить, анализируя их функции в общественной системе.

Применяя принцип деятельности к изучению личности, включенной в этническую группу, этносоциологи, как и социологи, работающие в других направлениях, используют ряд социологических подходов для изучения и объяснения различных фактов. Совокупность таких подходов составляет методологию, применяемую в данной области знания.

1. Один из них – культурологический, согласно которому поведение людей рассматривается и объясняется через господствующие в той или иной культуре ценности и правила поведения. Например, в обществе, где человеческая жизнь ценится очень высоко, террор и убийства будут осуждаться, в то время как среди чеченцев террор может рассматриваться как героическое достижение целей.

2. Другой подход – рассмотрение фактов через совместную социальную деятельность людей, в ходе которой возникают особые коммуникативные связи. Н. Смелзер называет этот подход «коллективистским». Он помогает понять, как люди, связанные представлениями об общем происхождении, образуют группу с целью защиты своих интересов. С помощью этого подхода анализируют соперничество, конкуренцию и конфликты.

3. Понять поведение людей в сферах, затрагивающих этнические стороны их бытия, помогает подход, который выявляет взаимоотношения. Согласно данному подходу, взаимодействия людей друг с другом обусловлены ролями. Роль — это поведение людей, которого ожидают от них, когда они занимают определенную позицию в группе. У человека бывает множество ролей: и в семье, и на работе, и в неформальных образованиях, в каких-то общностях, группах. Например, когда началось Карабахское движение за отделение от Азербайджана, армяне ожидали его поддержки от своих соплеменников, где бы они ни жили.

Информация о работе Лекции Социология