Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:08, курс лекций
Как и любая наука, социология, будучи наукой об обществе, имеет как теоретическое направление, так и прикладное. Прикладная социология – это разработка практических рекомендаций по результатам эмпирических исследований, проводимых на базе теоретической социологии. Предметом прикладной социологии могут быть любые социальные процессы – экономические, финансовые, производственные, психологические и др., т.е. процессы, которые характерны для любой социальной группы, будь то семья, студенческая группа или трудовой коллектив. Результаты социологических исследований позволяют не только выявить причины и характер происходящих процессов, но и выработать определенные рекомендации для решения ряда проблем. Так, например, прикладная социология вооружает менеджеров методами сбора, обработки и анализа социальной информации, что является одним из условий эффективного управления.
Введение………………………………………………………………….. 4
Лекция 1. Этносоциология……………………………………………… 7
Лекция 2. Социология религии………………………………………... 16
Лекция 3. Социология труда и занятости…………………………….. 28
Лекция 4. Социология образования и воспитания…………………… 39
Другие конфессии
Имеет место небольшое число последователей индуизма (в основном среди переселенцев-индусов, а также из представителей других национальностей). Из ветвей индуизма наиболее распространён вишнуизм, в частности Сознание Кришны. В Минске и других крупных городах действуют общины Сознания Кришны (ИСККОН). На сегодняшний день в стране насчитывается около 8 000 – 15 000 представителей данной религиозной конфессии.
В Бресте, Витебске, Гомеле, Могилёве и Минске действуют общины бахаи.
Литература
Арон, Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон. – Москва, 1993.
Бендикс, Р. Образ общества у Макса Вебера // М. Вебер. Избранное – Москва, 1994.
Box, И. Социология религии / Социология религии: классические подходы / Хрестоматия / науч. ред. и сост. М. П. Гапочки и Ю. А. Кимелева. – Москва, 1994.
Вебер, М. Наука как призвание и профессия // М. Вебер. Избранное. – Москва, 1990.
Гараджа, В. И. Религия как предмет социологического анализа / Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии; под ред. В. И. Гараджа. – Москва, 1994.
Дюркгейм, Э. Курс социальной науки / Э. Дюркгейм // Социология. Ее предмет, метод, предназначение. – Москва, 1995.
Религии мира / под ред. Я. Н. Щапова. – Москва, 1994.
Осипов, Г. В. Социология / Г. В. Осипов [и др.]. – Москва : Мысль, 1990.
Лекция 3. Социология труда и занятости
1. Сущность, предмет, объект, функции социологии труда и занятости.
2. Категории социологии труда и занятости.
Социология труда и занятости – отраслевая социологическая теория, которая изучает закономерности формирования, функционирования и развития социальных образований (систем, сообществ и институтов) в сфере труда и связанные с ними социальные процессы и явления.
Труд – основа функционирования и развития человеческого общества. Его социальная сущность обусловлена несколькими факторами. Во-первых, он является процессом взаимодействия человека и природы, в котором человек своей деятельностью опосредует, регулирует обмен веществ между собой и природой. Во-вторых, человек, воздействуя на природу, используя и изменяя ее для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, не только создает материальные и духовные блага, но и изменяет собственную природу, развивает способности и наклонности, приобретает социально необходимые качества, формирует себя как личность. Труд является фундаментом, на котором базируются социальные процессы, формируются социальные отношения. Он меняет позицию человека, формирует социальный и профессиональный портреты личности.
Труд – не только экономическая, но и социологическая категория. Объектом социологии труда и занятости является труд как общественно значимое явление, предметом – структура и механизмы социально-трудовых отношений, социальные процессы в сфере труда. Особенности социологического изучения труда заключаются, прежде всего, в системности и комплексности исследования социальных и социально-психологических явлений в сфере труда, с учетом образа жизни, деятельности человека и других факторов, влияющих на трудовую активность личности.
2. Основными категориями социологии труда и занятости являются: «характер труда», «содержание труда», «условия труда», «рынок труда», «занятость», «безработица», «мотивация», «адаптация», «социально- психологический климат», «социальный конфликт» и т.д.
Характер труда – социальная сущность труда как общественно значимого процесса.
Характер труда определяется особенностями производственных отношений и социально-экономическим положением участников общественного производства. Он позволяет выяснить связь между индивидуальной и общественной работой, способы взаимодействия работников со средствами труда, механизм включения индивидуального труда в общественную взаимосвязь между отдельными видами труда, типы взаимоотношений участников процесса труда. Показателями характера труда являются форма собственности, отношение работников к средствам производства, распределительные отношения в сфере производства материальных и нематериальных благ, социальные различия. Согласно с этими критериями выделяют следующие виды трудовой деятельности: общественный и частный труд; свободный и подневольный; добровольный и принудительный.
Содержание труда отражает взаимосвязь специфики выполняемой работы с трудовыми квалификационными характеристиками личности. Не подлежит сомнению, что в настоящее время неоднородность, сложная структура состава и качества рабочей силы служат мерилом прогресса. Воззрение на рабочую силу как усредненный безликий ресурс уходит в прошлое. Содержание труда характеризует конкретную сторону труда, связанную с потребительной стоимостью его результата.
В рамках содержания труда можно выделять его индивидуальный и структурный аспекты. Первый связан с ростом дифференциации трудовой функции. Второй – со спецификой производительности труда, близостью к конечной продукции.
Во-первых, определение работы только через должность, специальность, квалификацию подразумевает наличие тарифных справочников, соответствующих сложившемуся уровню экономических, технических и иных отношений в обществе. Во-вторых, стремительное развитие экономики, в частности, расширение сферы услуг, привело к появлению на постсоветском пространстве новых профессий, не известных доселе тарифно-квалификационным характеристикам, поэтому ссылка на последние становится просто невозможной. Правовой статус указанные профессии получают, как правило, через перечисление необходимых профессиональных знаний, навыков, умений в локальных нормативных актах. Наименование такой трудовой функции отражается в тексте трудового договора.
В-третьих, бурный рост организаций – субъектов малого бизнеса, а также работодателей – физических лиц – предъявляет новые требования к работникам, к выполняемой ими трудовой функции. Представляется, что в подобных условиях резко повышается спрос на такие качества рабочей силы, как ее универсальность и мобильность, общая профессиональная пригодность, а не узкая специализация. В этой связи определение трудовой функции только через конкретную должность (специальность) не является полным и не дает возможности работодателю своевременно реагировать на потребности производства, оперативно и эффективно решать экономические проблемы.
В-четвертых, указание в договоре на профессию, специальность и квалификацию либо должность – наиболее простой способ определения трудовой функции, когда труд носит деперсонифицированный характер. Конечно, в данном случае речь не идет о полном отсутствии личностного элемента, поскольку последний является конститутивным признаком трудовых правоотношений.
Деперсонифицированность труда предполагает отсутствие тесной связи между содержанием труда и личными качествами конкретного работника. А их учет требует конкретизации прав и обязанностей работника в договоре при определении трудовой функции и иных существенных условий, например, оплаты труда, льгот и преимуществ. Таким образом, содержание труда предусматривает активизацию человеческого ресурса и новые механизмы его реализации посредством, в том числе, средств трудового права.
Как общие для всех бюджетных категорий работников в нормативных актах устанавливаются следующие критерии и показатели оценки деловых качеств и квалификации работников: уровень образования, объем специальных знаний, специальный стаж работы. Среди особых показателей рекомендуется учитывать следующие: профессиональная компетентность (помимо образования и стажа), умение оперативно принимать решения, качество законченной работы, способность адаптироваться к новой ситуации, интенсивность труда, производственная этика, стиль общения, способности к творчеству и самооценке. Перечисленные критерии предъявляют требования не только к профессиональной пригодности работника, но и к его личным способностям и психофизическим характеристикам. А ведь именно на основе всех указанных данных (в совокупности) проводится аттестация и определяются деловые качества работника. И если названные показатели еще до недавнего времени адресовались представителям немногих профессий, то сейчас они распространяются на сферу массовой занятости. Более того, по мнению многих экономистов и психологов, в настоящее время высшая квалификация в рамках большинства специальностей достижима только при наличии нужных природных качеств.
Второй (структурный) аспект содержания труда, как уже отмечалось, связан со спецификой производительности труда, близостью к конечной продукции. Эта сторона содержания труда важна для работника с точки зрения справедливой оценки его деятельности, осознания важности выполняемого дела, а для работодателя в ракурсе эффективности его затрат, конкурентоспособности на рынке. В отличие от индустриального общества, в котором конечной продукцией в основном являются товары и услуги, постиндустриальное общество способствует тому, что формируется сфера занятости, где первостепенной, важнейшей продукцией является информация. Все сферы экономики так или иначе начинают этому подчиняться, поскольку обслуживают данный процесс и в конечном итоге зависят от него. Сбор, хранение, обработка информации как продукт труда зависят от очень многих личностных качеств человека: общей эрудиции, аналитических способностей, быстроты мышления, умения принимать решения и т.д. Следовательно, анализируя содержание труда в различных его аспектах, можно утверждать, что производительными в экономике становятся не только профессиональная подготовка работника, но и его личностные, гуманитарные качества.
Условия труда. Эта категория охватывает социально-экономические, санитарно-гигиенические, организационные и социально-бытовые условия труда. К социально-экономическим условиям относятся продолжительность рабочего времени и рабочего года, оплата и стимулирование труда, квалификационная, профессиональная и общеобразовательная подготовка работников. Санитарно-гигиенические условия характеризуются температурным режимом, нормами загазованности, запыленности, загрязненности воздуха, освещением, допустимым шумом, вибрациями и т.д. Организационные условия характеризуют рабочий режим труда, обеспечение материалами, сырьем и инструментами. К социально-бытовым условиям относятся обеспечение работников бытовыми помещениями, столовыми, медицинским и санаторно-курортным обслуживанием и т.д.
Рынок труда – определенная система общественных отношений, которые согласовывают интересы работодателей и наемных работников.
Полноценное функционирование рынка труда возможно при развитой инфраструктуре, к которой относятся государственные учреждения, негосударственные структуры, способствующие занятости населения, общественные организации и фонды, кадровые службы предприятий и организаций, призванных обеспечивать эффективное взаимодействие между предложением и спросом на рабочую силу.
Занятость населения – деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, которая является источником дохода.
Категория «занятость» характеризуется экономическим, социальным и демографическим содержанием. Первое подразумевает возможность индивида своим трудом обеспечить собственное благосостояние и одновременно способствовать росту эффективности производства, социальное содержание категории занятости отражает возможности формирования и духовного развития личности, демографические характеристики занятости раскрывают взаимосвязь занятости с половыми, возрастными характеристиками населения, его структурой. Формы занятости классифицируют по следующим критериям:
1) социально-экономические – формы собственности и хозяйства, социальный состав населения;
2) организационно-экономические – продолжительность и режим рабочего времени, характер занятости (постоянная или временная; полная или частичная; основная (первичная) и дополнительная (вторичная). Различают еще полную, продуктивную, свободно избранную, формальную формы занятости в государствах с социально-рыночной экономикой. Приобретает распространение гибкая занятость (временная работа, надомный труд, разделение рабочего места между двумя и более работниками, сокращенная рабочая неделя и т.д.).
Отношение к труду – связь между работником и обществом, работником и трудом по поводу производства и распределения материальных и духовных благ.
В этом понятии синтезированы несколько типов отношений: отношение к труду как общественной ценности, отношение к своей профессии, отношение к конкретным условиям, при которых происходит работа. Это предопределяет сложную структуру понятия «отношение к труду», которое является единством трех элементов: мотивов труда, реального трудового поведения и вербальной (выраженной посредством языка) оценки трудовой ситуации. Мотивационный элемент отношения к труду связан с трудовыми мотивами и установками, которыми руководствуется работник в трудовой деятельности. Элемент реального трудового поведения связан с трудовой активностью работника и выражается в эффективном выполнении производственного задания, его качестве, участии в техническом творчестве, овладении передовыми технологиями, экономии сырья, материалов, объединении нескольких профессий, инициативности, ответственности, дисциплинированности. Элемент вербальной оценки характеризует уровень удовлетворенности производственными условиями (размером заработной платы, содержанием и условиями труда, взаимоотношениями с руководством и товарищами по работе и т.д.) и касается внутреннего состояния работника, эмоционального восприятия им трудовой деятельности, особенностей трудовой ситуации.
Согласно целям и задачам в трудовом коллективе складываются свои социальные ценности и нормы, формируются требования к уровню образования, квалификации, индивидуальным характеристикам работника.