Курс лекций по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 12:20, реферат

Краткое описание

Термин "социология" происходит от латинского слова "societas" (общество) и греческого "logos" (слово, учение). В буквальном смыслесоциология - наука об обществе. Попытка познать, осмыслить общество, выразить свое отношение к нему сопровождало человечество на всех этапах его истории.
Понятие "социология" введено в научный потребления французским философом Огюстом Контом (1798-1857) в 30-х годах XIX ст. социологию он мыслил как науку, тождественную обществоведению, объединявшее в себе все области знаний об обществе.

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

1.Понятие  и специфика социологии.

 

Термин "социология" происходит от латинского слова "societas" (общество) и греческого "logos" (слово, учение). В буквальном смыслесоциология - наука об обществе. Попытка познать, осмыслить общество, выразить свое отношение к нему сопровождало человечество на всех этапах его истории. 
Понятие "социология" введено в научный потребления французским философом Огюстом Контом (1798-1857) в 30-х годах XIX ст. социологию он мыслил как науку, тождественную обществоведению, объединявшее в себе все области знаний об обществе. Философия Конта получила название "позитивизм". Провозглашенная им "позитивная философия" сводилась к простому накоплению общих выводов отдельных наук. Этот же принцип распространялся Контом и на социологию, роль которой он усматривал в наблюдении, описании и систематизации фактов, процессов общественной жизни. Философское их осмысления принципиально отрицал как "схоластику" и "метафизику". 
Мнение Конта на социологию господствовала до конца XIX в. В конце XIX - начале XX в. в научных исследованиях общества наряду с экономическим, демографическим, правовым и другими аспектами стал выделяться и социальный. Согласно сужался предмет социологии, ограничиваясь изучением социальных сторон общественного развития. 
Первым, кто дал "узкое" толкование трактовки социологии как науки, был Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - французский социолог и философ, создавший так называемую французскую социологическую школу. С его именем связан переход социологии от науки, тождественной обществоведению, к науке, сосредоточенной на изучении социальных процессов и социальных явлений общественной жизни, т.е. самостоятельной науки, которая граничит с другими общественными науками - историей, философией, политэкономией т.д. 
Предмет и объект социологии, как и любой науки, не тождественны, поскольку объектом науки является все, на что направлено соответствующее исследование, а предметом - отдельные аспекты, свойства, отношения, составляющие объект конкретного исследования. Один и тот же объект может изучаться различными науками, предмет - всегда четко очерчивает сферу и цели исследования. 
Современное толкование предмета социологии должно учитывать особенности данного этапа социологического познания, прежде всего то, что социология является специфическим научным знанием об обществе, которое отличается от других общественных наук и имеет свой самостоятельный предмет. 
Социология - наука о становлении, развитии и функционировании общества, социальных общностей, социальных отношений и социальных процессов, о механизме и принципы их взаимодействия. 
Будучи нефилософских наукой, опираясь на обобщение социальных фактов, социология определяет свой предмет на уровне макротеоретичного анализа. Она тесно связана с социально-философским уровня. 
Кроме общетеоретического осмысления своего предмета, социология охватывает ряд социологических теорий, предмет которых - изучение особых состояний и форм бытия социальных общностей: социальной структуры, культуры, социальных институтов и организаций, личности, а также процессов социализации индивидов в социальных общностях. 
Как наука о социальных сообщества, социология исследует массовые социальные процессы и поведение, состояния и формы социального взаимодействия и социальных взаимосвязей людей, образующих социальные сообщества. 
Во всех освещенных проекциях на переднем плане - личность. Но социология рассматривает ее не сквозь призму индивидуально неповторимых свойств и качеств (это предмет психологии), а с позиции ее социально-типических черт как субъекта развития общества. 
Социология - это наука об обществе, и такое определение признается практически всеми учеными-социологами. Но дальше ситуация усложняется, потому что именно общество, его структура и движущие силы его развития различными учеными понимаются по-разному. Для одних социологов общество - такой же объект исследования, как и природа, поэтому, изучая его, можно применять методы, заимствованные из естественных наук. По мнению этой группы ученых, общество развивается, как все живое, путем эволюции: от низших форм к высшим, этот процесс объективный и от человека, по сути, независимый. Близким к этому является марксистское понимание общества, в основе развития которого лежат объективные экономические закономерности, приводящие к социальным революциям и перехода от низших (первоначальной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической) до высших (коммунистической общественно-экономической формации с первой фазой - социализмом ) ступеней общественного устройства. Человеку в этой концепции места фактически не остается, она вынуждена подчиняться жестокой воле этих закономерностей и не имеет возможности изменить что-либо в их ходе.Авторы социальных концепций, наоборот, в основу понимания общества ставят прежде всего человека, пытаясь выяснить, почему, как и для чего этот человек создает общество и живет в нем несмотря на такие ее черты, как эгоизм, агрессивность и т.п. Здесь на первый план выступают воля и стремление людей к сожительству и созданию социальных групп; сознание, объединяющую людей и сообщества; интеллект человека, путем все новых и новых открытий и изобретений приводит технический прогресс и прогресс, другие феномены духовной жизни, общения людей и взаимодействия между ними. 
Все эти способы объяснения общества места и роли в нем человека имели и имеют своих сторонников. Сегодня, в условиях идеологической свободы, мы не впервые имеем возможность ознакомиться с произведениями ученых, которые олицетворяют выше подходы к пониманию общества, и выбрать для себя тот из них, который наиболее соответствует нашим вкусам, убеждениям. Сейчас нет одной-единственной, исторически верной и всеобъемлющей теории общества и его развития. Ситуацию настоящее определяет теоретический плюрализм, т.е. право на существование различных исследовательских направлений, ибо жизнь является многогранным и сложным, а потому попытки описать и понять его идентичны разнообразными и непохожими. 
Но если подойти к социологии с такой точки зрения, то мы будем вынуждены чуть ли не всю жизнь изучать различные социологические теории в поисках наиболее подходящей к нашим представлениям и вкусам. Возможен ли некий компромиссный вариант? Существуют ли в мире социологической науки попытки интеграции социологических знаний, идеи определенной функции теоретической языка социологии? Если человеческое общество в целом тяготеет к интеграции и объединения, то, возможно синтез, опираясь на тщательные эмпирические (опытные) данные. 
Полной попыткой в этом направлении есть понимание социологии как науки о социальных сообщества, из которых состоит общество. Социальная общность - это реально существующая совокупность индивидов, которая характеризуется относительной целостностью. Социальные сообщества возникают в ходе исторического развития существования человечества на всех уровнях его существования и отличаются огромным разнообразием форм и содержательных связей внутри них. Эти социальные сообщества является продуктом деятельности людей, которые на протяжении своей жизни входят в уже существующих сообществ и творят новые. На ранних этапах развития человечества, люди объединялись в семьи, роды и племена на основе кровнородственных связей, ища в этих первобытных сообществах защиты от диких животных, стихийных сил природы или внешних врагов. То есть, на первый этап развития человечество тяготело к созданию сообществ, руководствуясь скорее внешними причинами, стремлением обеспечить свое существование и выживание во враждебном и угрожающем для него мире. Со временем в действие вступают другие побудительные причины, и объединение происходит на основе определенных производственных интересов и потребностей, религиозных верований, политических взглядов и т.д. Другими словами, с развитием общества внешние объективные факторы, которые обусловили создание первобытных сообществ, все больше уступают место внутренним субъективным факторам человеческого общежития. 
В упрощенном варианте социальную систему можно представить в виде определенной пирамиды, все составляющие которого взаимодействуют между собой. 
С такой точки зрения социологии можно определить как науку о становлении и функционировании социальных общностей, между которыми складываются определенные социальные отношения и взаимодействие, а также о социальной человека - творца этих сообществ и главного субъекта исторического развития.

Социальные явления, происходящие в обществе, изучаются различными науками: философией,  экономикой, правом, историей, этикой и др. Если философия изучает всеобщие закономерности, существующие в природе, обществе, мышлении, то предметом остальных являются какие-либо отдельные стороны общественной жизни.

Спецификой социологии как науки является подход к обществу как к объективно взаимосвязанному целому, рассмотрение его как целостной системы. Социология рассматривает общество как целостную систему и ее отдельные подсистемы в их связи с общественным целым. Она изучает социальные процессы и явления в их взаимосвязи, комплексно рассматривает факторы и тенденции их развития, интересы классов, социальных групп и личностей, выступающие источником их социальной и трудовой активности. 

Предмет социологии раскрывается через  познание социальных законов и закономерностей, отражающих наиболее устойчивые и существенные связи между различными социальными явлениями и процессами. Это законы разделения и кооперации труда, перемены труда, распределения по труду, возвышения потребностей; закономерности изменения мотивов трудового поведения под воздействием трудовых ситуаций и образа жизни работников, преобразования содержания труда в результате научно-технического прогресса, изменения трудового поведения в связи с действием различных факторов и социальных условий и др.

Особенность социальных закономерностей, изучаемых социологией, состоит  в том, что они отражают социальную деятельность людей и проявляются  во взаимодействии различных социальных общностей, социальных групп и отдельных  личностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Структура и  уровни социологического знания.

 

Структуру социологических  знаний принято делить на три основных уровня: всеобщий (категориальный), средний (концептуальный) эмпирический, или  прикладной.

1. Всеобщий, высший уровень  социологических знаний представляют общесоциологические теории. На этом уровне происходит разграничение предметных областей социологии с другими общественными науками (философией, политологией, экономикой и т. д.), разрабатываются общесоциологические теории, необходимые для изучения и осмысления социальных явлений, определяются направления научного поиска, вырабатываются общие подходы для интерпретации эмпирических фактов. Для общесоциологического уровня характерна высокая степень теоретических обобщений, присущих, как правило, всем общественным наукам.

2. Средний уровень социологических  знаний является своего рода  связующим звеном между теоретической  социологией и социологическими  исследованиями. В нем тесно взаимодействуют  эмпирические исследования и  теоретическое обобщение полученных данных. На этом уровне исследуются социальные институты, социальные явления, сферы жизнедеятельности людей, требующие теоретического обоснования и соответствующего анализа.

3. На эмпирическом, или  прикладном, уровне социологических  знаний изучаются мотивы поведения в малых группах, определяется степень социальной напряженности в трудовом коллективе, выявляются мнения людей по той или иной проблеме и т. д., т. е. проводятся исследования, не требующие всестороннего теоретического обоснования.

Возникнув как наука, исследующая  прежде всего социальную сферу общества, социология в ходе своего развития расширяет зону научного поиска. На пересечении различных научных  дисциплин возникают такие структурные  элементы социологии, как социология политики, экономическая социология, социология культуры, семьи, образования и т. д. Особенность социологического исследования различных сфер

жизнедеятельности заключается  в том, что в каждом объекте (политике, экономике и др.) социология находит  свой «социологический» предмет: человеческие потребности, интересы, ценности, мотивы поведения, социальную структуру и социальные отношения. Такой предметный подход позволяет разграничивать отраслевые социологии с другими смежными науками.

 

 

 

 

3.Социология и другие науки об обществе.   

 Наиболее важными  критериями, позволяющими определять  схожесть и различие между  научными дисциплинами, являются  объекты и предметы. Что касается  функций, законов и категорий,  методов изучения, то их сущность  и содержание определяются в  первую очередь своеобразием объектов и предметов разных наук. Помня о том, что собой представляет социология как наука, сравним ее с философией — учением об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру. Это наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Таким образом, объект и предмет философии шире по сравнению с объектом и предметом социологии. Изучаемые философией законы являются более всеобъемлющими по сравнению с социологическими закономерностями. Ясно, что и методы, используемые философией, более фундаментальны, более абстрактны в сравнении с методами социологии. Различен также и понятийнокатегориальный аппарат обеих наук.Однако между ними существуют определенные взаимосвязи, взаимоотношения, что позволяет видеть нечто общее. Так, частично совпадает объект изучения, ибо к таковому в философии, наряду с природой, относится и общество. В связи с этим можно говорить о пересечении, взаимосвязи философии с социологией через посредство ряда общих закономерностей, методов изучения и используемых понятий. Это особенно касается высшего, можно сказать философского уровня социологического знания, называемого социальной философией, историческим материализмом и т. д. 
   Поскольку философия дает знания об общих законах развития природы, общества и мышления, использует в большей мере общенаучные методы познания (анализа и синтеза, идеализации, обобщения, типологизации, индукции и дедукции и др.), она выступает методологией (т. е. системой принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, учением об этой системе) по отношению к социологии, другим общественным научным дисциплинам. 
   О схожести и различии социологии и конкретных общественных наук судить легко, потому что, в отличие от социологии, изучающей общество в целом, они исследуют конкретные сферы общественной жизни. 
   Следует также отметить методологическую и методическую роль социологии по отношению к конкретным общественным наукам с точки зрения разработки методологии и методики социологических исследований для использования в других науках. В то же время конкретные общественные науки обогащают социологию с точки зрения как теоретических знаний, фактологического материала, так и методов, технологии получения эмпирической социальной информации. 
   Особо следует сказать о соотношении социологии и истории, памятуя, что в определенных аспектах их объекты совпадают. Таким общим объектом является общество. Вместе с тем социология, в отличие от истории при изучении общества обращает внимание прежде всего на социальные отношения в собственном смысле этого слова. Если история как наука изучает прошлую историю, то социология, не игнорируя ее, обращает внимание главным образом на современность. Историки изучают общественную жизнь народов, стран в хронологическом плане, а социологи — логику исторического развития. Историков интересует конкретный ход пунических, мировых и других войн, а социологов — в первую очередь понимание войны как общественного явления в отличие от состояния мира. Важно видеть также взаимное использование применяемых этими науками понятий, методов изучения (например, истори-ко- сравнительного, документов и др.), содержание которых обогащается той или иной наукой. Так, социологи используют, наряду с историками, не только традиционный метод анализа документов, но и разработанный ими и широко применяемый в последние десятилетия метод контент-анализа документов. Поскольку данное учебное пособие рекомендуется для студентов, специализирующихся в области социальной работы, осветим взаимосвязь социологии и социальной работы как деятельности, направленной на оказание социальной помощи, поддержки, социальной защиты людей, решение их социальных проблем. 
   В подготовке и деятельности социальных работников социология занимает одно из ведущих мест. С социологией социальную работу сближает ее универсальный, многопрофильный характер, а также то, что социология изучает общество под таким углом зрения, который важен именно для социальной работы: изучение социологией общественных процессов, социальных отношений в собственном, узком смысле слова. Объект социальной работы (в широкой трактовке — все население, социально уязвимые группы, различные сферы жизнедеятельности социальной направленности) сближается с объектом социологии, хотя и не тождествен ему. Это касается также их предметов, функций, методов. Социология является более теоретической, фундаментальной по сравнению с социальной работой, методологией по отношению ко второй. Иными словами, социология позволяет определить наиболее общие подходы к изучению проблематики как социальной работы, так и других конкретных общественных, социальных наук. 
   Теоретическая социология (все уровни социологического знания, кроме эмпирического) призвана помогать социальным работникам ориентироваться, в частности, в том, в какой социальной среде ведется социальная деятельность (т. е. что собой представляет общество, в котором живут люди, его основные социальные институты, в том числе каковы сферы жизнедеятельности и их содержание, их роль в решении социальных проблем), какова социальная структура этого общества в целом и что собой представляют, в частности, те группы и слои, которые считаются «слабо» социально защищенными. 
   В то же время следует учитывать влияние знаний в социальной работе на социологию. Они помогают конкретизировать содержание понятийного аппарата, обогащают понимание социальных закономерностей, исследуемых социологами, помогают выявить новые, еще не раскрытые. Информация в социальной работе может и должна быть использована также для прямого или косвенного воздействия (через социальную политику и т. д.) на социальную среду, изменение в целом социального пространства человека в благоприятном для него направлении. Эмпирический же уровень социологического знания выступает связующим звеном между теоретической социологией, с одной стороны, и социальной работой как частной (специальной) социологической теорией, с другой стороны. Важно также подчеркнуть, что социологические методы и техника изучения проблем социальной работы выполняют двойную функцию — расширения и углубления социологического и социального образования в целом и получения важной первичной социальной информации, без чего невозможны анализ практической социальной работы, невозможно накопление опыта, его обобщение и в целом повышение эффективности социальной работы как научного направления, учебного процесса и специфического вида практической деятельности. 
   В заключение отметим, что социология как общественная (социальная) наука связана также с естественными (биологией, медициной) и техническими, математическими науками. В условиях информационного общества трудно представить решение задач эмпирических исследований без использования, к примеру, специальных математических методов, компьютерной техники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Функции социологии.

 

Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяется, в первую очередь, через функции, которые  она выполняет. Как и всякая другая наука, социология выполняет познавательную функцию. Она на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает, прежде всего, “прирост“ нового знания о различных сферах общественной жизни, раскрывает закономерности перспективы социального развития общества. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания социальных процессов и обобщающие значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирические исследования, “поставляющие” науке богатый фактический материал о тех или иных областях общественной жизни.

Для социологии характерной чертой является единство теории и практики. Познавая объективные законы существования, функционирования и развития общества, социология осуществляет вместе с другими  науками об обществе сбор, систематизацию и накопление информации, которая используется при принятии управленческих решений, передается от поколения к поколению. В этом проявляется информационная функция социологии. Систематизация и накопление информации осуществляется в форме описания процессов и явлений общественной жизни в виде книг, учебников, научных отчетов и т.п. Социологии, как и любой другой науке, свойственна также описательная функция.

Значительная часть социологических  исследований ориентирована на решение  практических задач. В этом плане  на первое место выступает прикладная функция социологии, в рамках которой проявляется ряд других ее функций. В отдельную отрасль научного знания, например, выделился менеджмент как социологическая теория управления производственными коллективами. Социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. Без этой информации возрастает вероятность проявления социального напряжения, социальных кризисов и катаклизмов. В подавляющем большинстве “процветающих” стран органы исполнительной и представительной власти, политические партии и объединения широко используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной жизни. В этом проявляетсяфункция социального контроля.

Практическая направленность социологии выражается в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов  и явлений в будущем. В этом проявляется прогностическая функция социологии. Особенно важно иметь такие прогнозы в переходный период развития общества, который переживает Россия в настоящий момент. В этом плане социология способна:

определить, каков диапазон возможностей, вероятностей, открывающихся перед  участниками событий на данном историческом этапе;

представить альтернативные сценарии развития будущих социальных явлений  и процессов, связанных с каждым из выбранных решений;

рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты, а также  долговременные последствия и т.д.

Большое значение в жизни общества имеет использование социологических  исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная от конкретных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран, кончая социальным планированием жизни городов, сел, отдельных производств, предприятий и коллективов.

В любом виде деятельности, любой отрасли научного знания есть система господствующих взглядов и теорий, норм общественной жизни и поведения, предпочтительных действий. Социология не является исключением. Несмотря на личные установки ученых-социологов, она выполняла, выполняет и будет выполнять идеологическую функцию. Наука может выполнять и выполняет роль средства преобразования окружающего мира: биология - мира животных, социология - мира общественных отношений личности и социальной системы и.д. В этом проявляется преобразовательная функция социологии. Средство преобразования можно сравнить с орудиями труда, например, с помощью топора можно построить дом, а можно и отрубить человеку голову, на веревку можно сушить белье, а можно повесить и человека и т.п. С помощью социологических знаний можно оптимизировать человеческие отношения с целью сохранения мира, а можно и разрушить систему отношений, доведя их до состояния войны.

Результаты социологических исследований могут использоваться в интересах  всего общества, а также в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных (как положительно направленных, так и отрицательно) социальных целей. Социологическое знание зачастую может служить средством манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностных и социальных предпочтений и т.д. Но социология может служить и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувств близости, общности, что, в конце концов, способствует совершенствованию общественных отношений.

Диагностика состояния общества, изучение проблем, возникающих по мере его  развития - это одна из важнейших  задач социологии. Социологическая  составляющая присутствует не только в работе специалистов-социологов, но и во многих других современных профессиях. Например, маркетинг. Прежде чем начать большую рекламную компанию, крупные фирмы проводят маркетинговые исследования рынка спроса и предложения товара, который они хотят продвинуть. Для этого они, используя прикладные социологические технологии, проводят опросы, выявляя потенциальных потребителей, круг их предпочтений. Полученные результаты используют в целях продвижения товара. Современная политическая борьба немыслима без изучения мнения, установок, предпочтений электората, поэтому политология широко использует приемы и методы социологического анализа.

Информация о работе Курс лекций по "Социологии"