Курс лекций по социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 22:11, курс лекций

Краткое описание

Предметом социологии являются социальные основы жизни людей, изучает общество через призму социальности, то есть через призму особого типа человеческих связей, благодаря которым возникает общество как целостность.

Файлы: 1 файл

Лекции социологии.docx

— 27.49 Кб (Скачать)

Минченя Елена  Александровна 

1 тема

Введение  в дисциплину социология.

Вопросы:

  1. Объект, предмет и метод социологии
  2. Функции и структура социологического знания
  3. Предпосылки возникновения и основные этапы развития: классический и современный.

     1)  Объект - общество социальная реальность.

     Предметом науки называют – стороны, связи, отношения подлежащие непосредственному изучению.

     Предметом социологии являются социальные основы жизни людей, изучает общество через призму социальности, то есть через призму особого типа человеческих связей, благодаря которым возникает общество как целостность.

     Социальность – это свойство человеческой жизни, которое возникает в результате совместной деятельности людей и проявляется в непосредственном и опосредованном общении людей. Людей как представителей как относительно устойчивых социальных групп ( институтов, организаций ) и определяются различиями их места и роли в конкретных общественных структурах.

     Социология  изучает:

    1. Устойчивые типичные социальные явления многократно проявляющиеся на различных уровнях функционирования общества.
    2. Организацию и структурные единицы общества ( личности, группы, слои и т.д. ), социальные связи: действия взаимодействия и т.д. А также их изменения социальная динамика.
    3. Объясняет социальную жизнь на основе получения достоверной информации о реальных процессах человеческой жизни.

     Социология – это наука о социальной жизни человека, изучающая структуры общества их элементы а также все процессы в них протекающие и условия их протекания.

     Социология  изучает такие  структуры как:

    1. Социальные институты
    2. Статусы и роли
    3. Нормы и ценности
    4. Организации
 

     Понятие социальные категории означает – явления и процессы возникающие в результате совместной жизни людей.

     Методы  социологии.

     Социология  применяет множество методов  изучения:

    1. Социально философские ( изучение явлений и процессов в их развитии и связях ).
    2. Структурно функциональный  ( с точки зрения структуры и тех функций что она выполняет ).

    Эмпирические  методы:

    1. Опрос ( интервью и анкетирование )
    2. Наблюдение
    3. Анализ документов
    4. Эксперимент

    Выдвижение  и проверка гипотез.

    Сравнительно  исторический.

    2) Функции и структура  социологии.

    Основные  функции:

    1. Гносеологическая ( расширяет и конкретизирует знания об обществе его структуре).
    2. Прогностическая – на базе полученных данных социологи выявляют направления развития изучаемых явлений и процессов, эта функция реализуется в научном предвиденьи …
    3. Управленческая – на основе социологических данных принимаются управленческие решения.
    4. Мировоззренческая – виденье социального мира, определённое понимание социального мира.

         3)Структура

         Выделяют 3 уровня:

      1. Макро-социология – общество в целом, общие закономерности его развития и функционирования.
      2. Социология среднего уровня – отдельные подсистемы, локальные сферы общественной жизни, большие общности людей и существует в виде так называемых отраслевых социологий
      3. Микро социология -  межличностные взаимодействие и малых групп, выявляет их роль в функционировании общества как целого
 

В структуре  социологии выделяют парадигмы – концепция, которая в течении определенного времени признается группой ученых и выступает в качестве образца постановки исследовательской проблемы и ее решения. Термин парадигма ввел Т. Кун. Наука, система знаний, развивается через смену парадигм. Постепенно накапливаются факты противоречащие принятой парадигме, на их основе формируются новые, конкурирующие теории и победившая теория становится парадигмой. Каждая из парадигм выбирает свои приоритеты исследования, использует свои логические схемы и языки описания и поэтому их нельзя сравнивать по принципу лучше/хуже, т.к. они решают разные исследовательские задачи. Ни одна из парадигм не объясняет весь мир в целом.

Социологические парадигмы.

- Структурные парадигмы – изучают общество в целом и его структуры.

      - Структурный функционализм (структурно-функциональный анализ) – делает акцент на

       стабильность и сотрудничество  в обществе.

      - Конфликтные теории (парадигмы) – делают акцент на социальную дифференциацию и

      конфликты в обществе.

            - Марксизм – изучает преимущественно экономические факторы конфликтов.

            - Не  марксистские конфликтные парадигмы – многообразные факторы в    

           конфликтах (ценностные, этнические, религиозные,  политические)

- Интерпретивные парадигмы – изучают социальное взаимодействие.

    - парадигма социального действия (М. Вебер) – не общество как целое, а изучать действие отдельно взятого индивида. Акцент на мотивах, действиях людей, изучает преимущественно мотивы поведения людей.

    - символический интеракционизм – изучает взаимодействие с помощью интерпретации символов (язык, жесты, знаки)

    - феноменология – изучает способы с помощью которых люди классифицируют явления и осмысляют окружающий мир. Человек наделенный сознанием сам в своем сознании конструирует схему социальной реальности, которая его окружает.

    - этнометодология – изучает то, как люди придают смысл социальной жизни.

- Неофункционализм  

Общество  как социально-экономическая  и социо-культурная система

1. Общество: понятие,  признаки, важнейшие  подсистемы.

2. Общество как социально-экономическая система.

3. Общество как социо-культурная  система. 

Общество  – главный объект исследования ученых.

Обществоширокий комплекс человеческих отношений, понимаемый как некоторое автономное целое или как система социальных взаимодействий.

Общество:

1. Это совокупность  людей

2. Деятельная  совокупность людей, в основе  деятельности лежат: труд, общение,  познание.

Труд  – спецефически человеческая целесообразная деятельность по производству материальных и духовных благ, направленное на преобразование окружающей среды для удовлетворения своих потребностей.

Общение отражает коллективный характер деятельности людей. Как следствие возникает процесс коммуникации. Коммуникация включает в себя: знание информации, передача информации, получение и понимание информации. Духовно-информационное начало человеческой жизни, которое взаимодействует с составляющими труд и общение.

Общество – система отношений и форм жизнедеятельности людей, придающая жизни и деятельности людей организованный характер.

Общество  понимается в значениях:

1. Определенная  группа людей, объединившаяся  для общения и выполнения совместной  деятельности.

2. Общество  понимается как конкретный этап  в развитии какого-либо народа  или страны.

3. Сложно  организованная система взаимодействия  людей, имеющая свою структуру  и институты.

Страна – часть света, или территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом.

Государство – политическая организация данной страны, включающая в себя различные режимы власти (республика, монархия), органы и структуру правления (правительство, парламент). Т.е. в любом обществе есть отношения власти (ассиметричные отношения). Общество – социальная организация данной страны.

Признаки  общества (ввел Шилз):

1. Объединение  не является частью какой-либо  более крупной системой.

2. Браки  заключаются между представителями  данного объединения.

3. Оно пополняется преимущественно засчет детей тех людей, которые являются его признанными представителями.

4. Имеют  территорию, которую считают своей  собственной. Именно территория выступает как предмет, который охраняется.

5. Имеет  собственные названия и свою  историю.

6. Обладают  собственной системой управления.

7. Существуют  дольше средней продолжительности  жизни отдельного индивида.

8. Его объединяет общая система ценностей, норм, которые называют культурой.

При рассмотрении общества социологи применяют  системный подход. Его специфика состоит в том, что изучаемые объекты рассматриваются как системы.

Система – определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.

Основные  категории системного подхода:

- система

- элемент

- целостность

- функция

- интеграция

- обратная  связь

- структура

- равновесие

- адаптивность

- границы  и т.д.

Общество  как социальная система – особая совокупность явлений и процессов, состоящих из множества элементов  находящихся во взаимных связях и  отношениях и образующих единое целое. Включает в себя: индивидов, соц. группы, охватывает отношения между индивидами и группами.

Подсистемы:

- экономическая

- политическая

- социальная

- духовно-культурная

Общество  как социально-экономическая  система.

Экономическая система общества включает в себя следующие составляющие: производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг. Входят следующие институты: фабрики, заводы, банковская система, торговля, предпринимательство, частная собственность и другие формы собственности. Институт собственности – главный экономический институт. В экономической жизни общества играет роль 50% населения – экономически активное население. Но все население является потребителями товаров и услуг.

Основные  признаки современных экономических  систем:

1. Разделение  труда.

2. Рост экономической взаимозависимости (Во всемирном масштабе - глобализация). 

Культура  как система ценностей  и норм

1. Сущность культуры  общества.

2. Основные компоненты  культуры: ценности, нормы, символы,  язык.

3. Функции культуры. 

1. Сущность культуры  общества.

Информация о работе Курс лекций по социологии