Курс лекций по социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 22:11, курс лекций

Краткое описание

Предметом социологии являются социальные основы жизни людей, изучает общество через призму социальности, то есть через призму особого типа человеческих связей, благодаря которым возникает общество как целостность.

Файлы: 1 файл

Лекции социологии.docx

— 27.49 Кб (Скачать)

Культура  – некоторое сложное целое, включающее в себя продукты материальной и духовной деятельности людей, которые социально усвоены, разделяемы членами общества и могут передаваться последующим поколениям людей.

Продукты  материальной деятельности: здания, сооружения, дороги, каналы, орудия труда, возделанные  почвы и т.д..

Продукты  духовной деятельности: знания, идеи, верования, ценности, нормы, символы, приемы мастерства, эстетические вкусы, способности и привычки и т.д..

Специфика социологического подхода к рассмотрению культуры заключается в том, что  культура исследуется в ее социальном аспекте через призму деятельности, социальных взаимодействий, культура генетически не наследуется, а усваивается каждым новым поколением людей. Культуре обучается каждое новое поколение, которое приходит в общество.

Происхождение и развитие культуры стало возможным  благодаря способности человека обучаться и передавать свои знания другим людям.

Культура  – система социально приобретенных  и транслируемых от поколения  к поколению значимых идей, знаний, ценностей, норм, символов, верований и т.д. посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность и упорядочивают ее.

В культуре любого общества существует доминирующая культура – совокупность норм, ценностей, символов и т.д. которыми руководствуются  большинство членов общества, но т.к. оно неоднородно то у каждого  общества своя культура.

Разновидности культуры:

- субкультура – часть общей культуры, система норм, ценностей, правил присущих какой-то большой социальной группе (молодежная субкультура). Субкультура не противостоит доминирующей культуре.

- контркультура – такая субкультура которая находится в конфликте или противостоит доминирующей культуре.

2. Основные компоненты  культуры: ценности, нормы, символы,  язык.

Ядром любой  культуры – ценности. Социальные ценности – устойчивые, широко распространенные представления людей о том, что является важным, нужным, к чему следует стремиться, это также убеждения людей по поводу целей которых следует достигать, а также тех путей и средств которые ведут к этим целям (жизнь, здоровье, материальное благополучие, карьера и т.д.).

Условно ценности можно разделить на группы:

1. Витальные  ценности – безопасность, сытость,  покой.

2. Социальные  ценности – соц. статус, карьера,  трудолюбие, богатство, семья, патриотизм.

3. Политические  ценности – свобода слова,  законность, гражданские свободы,  конституция.

4. Моральные  ценности – порядочность, взаимоуважение.

5. Религиозные  ценности – бог, вера, спасение, ритуал, икона.

6. Эстетические  ценности – красота, стиль,  гармония, следования традициям,  новизна.

Социологи выделяют ценности цели (терминальные) и ценности средства. Культура общества имеет свой набор ценностей которые располагаются в определенной иерархии, а люди, живя в этом обществе, выбирают на какие ценности им ориентироваться.

Социальные  нормы – конкретные правила, образцы, стандарты, поведения регулирующие взаимодействие людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры.

Правовые  нормы – законы, административные акты, содержат четкое описание действия и санкции.

Моральные нормы – нравственные нормы. Обеспечиваются силой общественного мнения и  морального долга личности.

Обычаи и  традиции.

Символы –  многозначные образы с помощью которых  человек определяет свое место в  группе или обществе и эти символы  всегда несут информацию (товарный знак, бренд, униформа). Самый главный знаково-символической системой является язык.

Язык –  система кодов сигналов, знаков, имеющих определенный смысл и  значение которой пользуются люди для  передачи информации. Основное назначение языка – взаимопонимание индивидов, реализуется через следующие  подфункции:

1. Функция идентификации – партнеры по общению идентифицируют определенные знаки, сигналы, коды с одними и теми же объектами, явлениями.

2. Интерпретационная функция – каждый язык по своему трактует окружающий мир и приписывает определенный смысл и значение тому или иному объекту.

3. Ретранслятор  культуры – язык поддерживает  и передает своеобразие, неповторимость  культуры, характерные для нее  акценты и приоритеты.

Информация о работе Курс лекций по социологии