Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 22:11, курс лекций
Предметом социологии являются социальные основы жизни людей, изучает общество через призму социальности, то есть через призму особого типа человеческих связей, благодаря которым возникает общество как целостность.
Культура – некоторое сложное целое, включающее в себя продукты материальной и духовной деятельности людей, которые социально усвоены, разделяемы членами общества и могут передаваться последующим поколениям людей.
Продукты материальной деятельности: здания, сооружения, дороги, каналы, орудия труда, возделанные почвы и т.д..
Продукты духовной деятельности: знания, идеи, верования, ценности, нормы, символы, приемы мастерства, эстетические вкусы, способности и привычки и т.д..
Специфика социологического подхода к рассмотрению культуры заключается в том, что культура исследуется в ее социальном аспекте через призму деятельности, социальных взаимодействий, культура генетически не наследуется, а усваивается каждым новым поколением людей. Культуре обучается каждое новое поколение, которое приходит в общество.
Происхождение и развитие культуры стало возможным благодаря способности человека обучаться и передавать свои знания другим людям.
Культура
– система социально
В культуре любого общества существует доминирующая культура – совокупность норм, ценностей, символов и т.д. которыми руководствуются большинство членов общества, но т.к. оно неоднородно то у каждого общества своя культура.
Разновидности культуры:
- субкультура – часть общей культуры, система норм, ценностей, правил присущих какой-то большой социальной группе (молодежная субкультура). Субкультура не противостоит доминирующей культуре.
- контркультура – такая субкультура которая находится в конфликте или противостоит доминирующей культуре.
2. Основные компоненты культуры: ценности, нормы, символы, язык.
Ядром любой культуры – ценности. Социальные ценности – устойчивые, широко распространенные представления людей о том, что является важным, нужным, к чему следует стремиться, это также убеждения людей по поводу целей которых следует достигать, а также тех путей и средств которые ведут к этим целям (жизнь, здоровье, материальное благополучие, карьера и т.д.).
Условно ценности можно разделить на группы:
1. Витальные ценности – безопасность, сытость, покой.
2. Социальные ценности – соц. статус, карьера, трудолюбие, богатство, семья, патриотизм.
3. Политические ценности – свобода слова, законность, гражданские свободы, конституция.
4. Моральные ценности – порядочность, взаимоуважение.
5. Религиозные ценности – бог, вера, спасение, ритуал, икона.
6. Эстетические ценности – красота, стиль, гармония, следования традициям, новизна.
Социологи выделяют ценности цели (терминальные) и ценности средства. Культура общества имеет свой набор ценностей которые располагаются в определенной иерархии, а люди, живя в этом обществе, выбирают на какие ценности им ориентироваться.
Социальные нормы – конкретные правила, образцы, стандарты, поведения регулирующие взаимодействие людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры.
Правовые нормы – законы, административные акты, содержат четкое описание действия и санкции.
Моральные нормы – нравственные нормы. Обеспечиваются силой общественного мнения и морального долга личности.
Обычаи и традиции.
Символы – многозначные образы с помощью которых человек определяет свое место в группе или обществе и эти символы всегда несут информацию (товарный знак, бренд, униформа). Самый главный знаково-символической системой является язык.
Язык –
система кодов сигналов, знаков,
имеющих определенный смысл и
значение которой пользуются люди для
передачи информации. Основное назначение
языка – взаимопонимание
1. Функция идентификации – партнеры по общению идентифицируют определенные знаки, сигналы, коды с одними и теми же объектами, явлениями.
2. Интерпретационная функция – каждый язык по своему трактует окружающий мир и приписывает определенный смысл и значение тому или иному объекту.
3. Ретранслятор
культуры – язык поддерживает
и передает своеобразие,