Лекции по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 17:26, курс лекций

Краткое описание

1.Социология как наука: структура и уровни социального знания
2. Функции социологической науки
3. Нация как социально-этническая общность

Файлы: 1 файл

Lekcijij_po_socijologijij.doc

— 241.50 Кб (Скачать)

1.Социология как наука: структура и уровни социального  знания

 

Социология как самостоятельная наука появилась в 30-е гг. 19в. Ее родоначальником считается французский ученый Огюст Конт.

Он предложил создать новую науку, которая изучала бы общество и была столь же достоверной и объективной, как и естественные науки.

В его понимании она была равнозначна всему обществознанию.

Однако по мере накопления знаний, она постепенно теряла статус универсальной теории общества.

От нее отделились политология, правоведение, этика и др. науки.

Современная социология – наука об обществе, как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах.

Социология изучает закономерности общественного развития, поэтому ее можно характеризовать как науку о закономерностях функционирования и развития социальных систем и проявлениях данных закономерностей.

Как наука социология имеет объект изучения. Это общество в целом, социальные группы, личности.

Предметом изучения социологии будут выступать социальные отношения в обществе. Это определяет и структуру социологического знания.

Она включает в себя, во-первых, знания об обществе как целостном организме.

Во-вторых, представления о функционировании отдельных сфер общественной жизни:

- знания о социальном составе населения и социальной структуре общества

- знания о деятельности  существующих социальных институтов.

В структуре социологических знаний выделяют отдельные уровни:

1. общесоциологические теории – они анализируют, как устроено общество, как и почему оно функционирует (функционализм, теория конфликта)

2. специальные социологические теории – посвящены отдельным социальным процессам (социология семьи, социология конфликта, социология труда и т.д.)

3. конкретно-социологические исследования, предназначенные для добывания фактов и анализа текущих процессов.

 

 

 

2. Функции социологической  науки

 

Социология выполняет в обществе и общественном сознании ряд важных функций.

К числу основных функций относятся:

1. познавательная

Состоит в получении адекватных знаний о действительности. Иногда в ее составе выделяют ряд более мелких функций:

- информационная (социологи дают информацию о процессах в обществе)

- теоретическая (позволяет выявлять новые тенденции и закономерности в развитии общества)

- прогностическая (на основе анализа социальных процессов вырабатываются научные прогнозы их дальнейшего развития. Они могут носить долгосрочный и текущий характер)

2. практическая

Социологи разрабатывают практические рекомендации, направленные на повышение эффективности деятельности людей, совершения экономических и политических отношений, повышения оптимизации управления

3. идеологическая

Социологи отражают точки зрения определенных политических сил, социальных групп и слоев общества. Здесь возникает проблема манипулирования результатами социологических исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Нация как социально-этническая  общность

 

Нация представляет  собой сложение социально-политическое образование. Она формируется в период становления капитализма (в Зап. Европе 16-18вв, в др. - позднее).

В науке существует 2 основных подхода к феномену «нация».

Первый  - «французский». Здесь нация представляет как политическое сообщество граждан данного государства.

Второй подход – «германский». Нация – этническая общность, т.е. объединение людей, имеющих родственное происхождение.

Национальность – означает принадлежность человека к к-л нации. Национальность выбирается самим человеком, а не государством. Это один из признаков демократического устройства государства и общества, но он сплошь и рядом нарушается.

В отечественной литературе к числу основных признаков нации относят:

1. наличие общей территории

2. наличие своей государственности

3. наличие единого экономического  рынка

4. наличие общей культуры, единого литературного языка

5. наличие общего менталитета, психологического склада

6. наличие самоидентификации  общей

Ключевыми признаками нации является наличие единого национального самосознания. Источниками его являются:

  1. родовой, связанный с общими происхождением
  2. психологический
  3. культурный
  4. социальный

Наиболее активен и дифференцирован последний источник – социальный.

Носителями его и национального самосознания выступают группы, заинтересованные в активных общественных ролях (элита, интелегенция)

Суть такого источника состоит в стремлении к активации своих народов и в повышении своего социального статуса.

 

 

 

 

 

4. Спенсер и его органическая  теория общества

 

Крупнейшим ученым 19в. был англичанин Герберт Спенсер.

Его главное произведение «Основания социологии» в 3-х томах.

Он был одним из основоположником органической школы и ввел идею плановой эволюции в социологию.

Он исходил из аналогии между живыми и социальными организмами, поэтому общество у него выступает как единый целостный организм, все части которого взаимосвязаны.

Эволюция у него предстает как процесс постепенной дифференциации (усложнения) социального организма.

Эволюционный прогресс основан на выживании наиболее приспособленных и одаренных, поэтому Спенсера считают одним из основоположником социал-дарвинизма.

В своем развитии общество проходит ряд этапов.

Он различал:

- военный

- промышленный тип устройства  общества

Военный тип – коллективистский тип общества. Личность здесь отрицательная. Ее интересы подчиняются обществу.

Промышленный тип основан на личной свободе, предполагает инициативу личности.

Особую роль в эволюции общества играют социальные институты. Через них происходит развитие общества.

Социальная революция рассматривалась им как болезнь, противоречивая органическому единству социальной системы и эволюционному прогрессу.

Но Спенсер считал, что при определенных условиях может происходить регресс общества и даже его распад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Дюргейм и его теория  эволюционного развития общества.

 

Последователем Конта был другой видный фр.ученый Э.Дюркгейм.

Его главная произведение «Правила социологического метода».

В отличие от Конта, он считал, что социология изучает не все общество, а лишь собственно социальные факты.

Под социальными фактами он понимал коллективные представления, нравы, нормы.

Он считал, что в основе общества лежит особая реальность, которая устанавливается между людьми в результате разделения труда – это солидарность.

Указанная особая социальная реальность диктует свои установки отдельному человеку в виде требований, ожиданий, принципов морали. Вот это соединение всего, коллективного с индивидуальным Дюркгейм называл социальным фактом.

Он полагал, что через конкретное социологическое исследование ученый может выйти на новый уровень реальности.

Так, на основе большого статистического материала и специальных методов Дюркгейм проанализировал такой феномен как самоубийство.

Он показал, что в основе его лежит анамия – утрата норм, ценностей, морали, культуры (состояние безверия).

Дюркгейм считал, что в основе развития общества лежит солидарность. При этом он различал два ее вида:

  1. механистическая
  2. органическая

Механистическая вытекает из необходимости координировать усилия людей в ходе производственных процессов.

Органическая развивается постепенно как высший моральный принцип.

Заслуга Дюркгейма состоит и в разработке методологии научного исследования.

Он рассмотрел правила работы с социальными фактами.

1. рассматривать социальные факты  «как вещи». Они должны быть  безличны, строгонаблюдаемы.

2.»систематически отслеживаться  от врожденных идей». Социология  должна порвать связи со всякими  идеологиями и личностными пристрастиями.

3. примат целого над его составными  частями. Общество есть автономная  система, управляемая своими собственными  законами, не сводимыми к сознанию  индивида.

 

6. Общесоциологическая  теория Маркса и Энгельса

 

И Конт, и Спенсер были представителями позитивистского направления в социологии.

Принципиально иную теорию разработали К.Маркс и Ф.Энгельс. Они были представителями критической социологии.

В историю их теория вошла как марксизм. В основу они положили принцип материального фактора исторического развития.

Под материальными факторами понимали производительные силы, соединенные с производственными отношениями.

Вместе они создают материальный базис общественно-экономической формации.

Материальные силы, господствующие в обществе в конечном итоге определяют и духовную надстройку общества.

Картина общественного развития предопределена не только экономическим и научно-техническим прогрессом общества, но и взаимоотношениями общественных классов (классовой борьбой).

Всего по Марксу в истории общества последовательно сменили 4 общественные экономические формации:

  1. первобытная
  2. рабовладельческая
  3. феодальная
  4. капиталистическая

а в будущем будет еще одна:

  1. коммунистическую (социализм – 1 фаза данной формации)

общественное развитие переходит с одного этапа на другой через мощный тотальный кризис, который Маркс называл социальной революцией.

Она по его мнению является двигателем истории, т.к. позволяет появится новым общественным институтам и отношениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Современная социология  Запада: основные направления

 

В 20в социология приобретает статус общепринятой науки и учебной дисциплины, открывается социологические факультеты, появляются специальные центры и институты.

Социология развивается по многим научным направлениям. Можно выделить два основных направления в изучении социологии:

- макросоциологию

- микросоциологию

Представители и того, и другого направлений пытаются объяснить социальную реальность, но социологию принципиально разных позиций.

Сторонники макросоциологии идут от познания общества к частности. Среди наиболее популярных теорий можно выделить функционализм и теорию конфликта.

Одним из видных создателей теории системного функционализма Т.Парсонс. Исходной точкой стал принцип системного строения общества.

Он доказал, что все социальные системы обладают набором из                 4 основных функций.

1. адаптация, т.е. любая социальная система приспосабливается как к внутренней ситуации, так и к изменению внешней среды.

2. целедостижение, т.е. система определяет и достигает поставленной цели.

3. интеграция функции, т.е. система включает в себя новые образования.

4. удержание образца, т.е. социальная система создает, совершенствует, обновляет мотивацию индивида, образцы поведения, культурные принципы.

Любая социальная система должна развиваться, иначе она умирает.

Все социальные системы должны быть так организованы, чтобы стать совместными с др. системами. Чтобы выжить, система должна обладать поддержкой других систем.

Система должна удовлетворять большую часть потребностей тех, кто ее поддерживает. Система должна обладать хотя бы минимум контроля за потенциально отклоняющимся поведением своих участников .

Если конфликтная ситуация становится разрушительной для системы, то она должна осуществлять жесткий конроль над ней.

Чтобы выжить, система должна обладать единым языком и принципами общения среди своих участников.

Таковы условия существования любой социальной системы.

Теория конфликта имеет др. основания. Ее наиболее видный представитель – Дарендорф.

Информация о работе Лекции по "Социологии"