Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 17:26, курс лекций
1.Социология как наука: структура и уровни социального знания
2. Функции социологической науки
3. Нация как социально-этническая общность
20. Соц исследование: понятия, виды, основные этапы
Составной частью социологии является конкретно-социологические исследования. Их основная задача состоит в добывании социальных фактов.
Социальный факт – строго фиксированный описанный фрагмент социальной реальности.
Научному описанию подлежат следующие фрагменты реальности:
1. поведенческие акты индивидов и социальных групп (перемещение)
2. продукты человеческой
3. вербальные акты, т.е. мнения, суждения, высказывания людей.
Социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических, организационно – технических процедур, подчиненных единой цели получить точные объективные данные об изучаемом явлении.
Конкретно-социологические исследования бывают разных видов. Среди них различают:
1. разведывательные, или формулятивные исследования. Здесь уточняются задачи и гипотезы для последующих более углубленного изучения проблемы.
2. описательные,
или дескриптивные
3. аналитическое исследование, когда не только описывается структура объекта, но и те факты, которые воздействуют на него.
4. повторно – сравнительное исследование. Оно проявляется по единой программе через определенные интервалы времени для обнаружения тенденций в развитии социальных объектов.
Социологическое исследование проходит ряд этапов:
1. включает обдумывание целей, составление программы и плана исследования
2. включает сбор первичной
3. состоит в обработке собранной информации на ЭВМ
4. включает анализ собранной информации, формулирование выводов и рекомендаций для заказчиков.
21. Предприниматели как социальный слой
Современная экономика немыслима без предпринимателей. Предпринимателем (бизнесменом) называют человека, организовавшего прибыльное дело и вложившего в него необходимые средства.
Предпринимателя отличает особый способ действия – свобода в выборе целей и методов, самостоятельность ответственность за принятое решение, в т.ч. за риск и крах, постоянная ориентация на достижение коммерческого успеха.
Предприниматель принимает участие в формировании начального капитала и в управлении фирмой.
Из каждых трех новых предпринимателей двое терпят крах в течение первых 4-х лет.
Социологи и психологи отмечают, что не каждый способен стать предприятием (не > 7%). Обычно предпринимателями становятся молодые люди. Типичный возраст – 30-35 лет. Часто ими становятся те, кто не доволен своей прежней работой. Бизнес –элита хорошо образована. Но рядовой бизнесмен менее образован, чем рядовой гражданин.
В конце 19в американский психолог У. Джемс вывели два инстинкта – честолюбие и стремление к соперничеству, которые на 90% определяют успех в предпринимательстве.
В середине 20в. американские психологи Макклелоснд и Адкинсон связали предпринимательскую деятельность с потребностью в достижении. Это состязание с неким эталоном, внутреннее стремление превзойти его.
Мотивация на достижение – потребность делать нечто лучше, чем оно было сделано ранее.
Только 34% опрошенных российских предпринимателей считают приобретение богатства своей основной цель, 55% - в качестве приоритета называют достижение высокого социального статуса и престижа в обществе.
Только на ранней стадии деятельности деньги и прибыль оцениваются как адекватное вознаграждение за риск.
В дальнейшем всё большее значение приобретает самооценка, индивидуальное «я» (ощущение себя хозяином судьбы, наличие властных полномочий).
22. Интеллигенция в социальной структуре российского общества
Интеллигенция общественный слой людей, профессионально занимающийся умственным трудом, развитием и распределением культуры.
Интеллигент – определенный социокультурный тип, сложившийся в России к концу 19в.
Сам термин «интеллигенция» был введен в 60-е годы ХIХв. Русским писателем Боборыкиным. От латинского слова «intelligens» - «понимающий, мыслящий».
На Западе – интеллектуал.
Первые русские интеллигенты появились в последней трети ХVIIIв. (Радищев и др.). Интеллигенция формировалась как маргинальный слой (промежуточный).
Маргинальность была обусловлена её составом.
Интеллигенция – слой созданий духовные богатства общества и живущий за счет продажи продуктов деятельности своего интеллекта.
Функции и роль интеллигенции выражаются в следующем:
Интеллигенция как культурная общественность имеет неписанный социально-этический кодекс.
Интеллигентам приписывают укорененность в мере идеальных образцом высших ценностей.
Интеллигенция обладает высоким статусом, и она выступает в роли референтной группы. Модели поведения, принятые у интеллигентов распространяются в другие слои населения.
Интеллигенция не является самостоятельной экономической силой, т.к. не имеет самостоятельных экономических интересов. Она обслуживает ту или иную политическую силу. Из её рядов формируется институт посредников (чиновников, экспертов и др.).
Интеллигенция берет на себя функцию культурного эксперта. Двойственное положение интеллигенций прослеживается в её сознании и поведении.
Сознание интеллигента отстранено от социальной практики,не ангажировано и одновременно вовлечено в неё, он стремится переделать мир по своему образу и подобию.
Тяга к материальному благополучию, присущая интеллигенции как части среднего класса сопровождается оппозицией к власти.
В 90-е гг ХХв в России произошло резкое снижение уровня жизни интеллигенции. В результате происходит очередное статусное падение интеллигенции.
В её рядах совершается раскол. Часть интеллигенции (творческая элита) начинают обслуживать интересы правящего класса. Происходит серьёзная «утечка умов» за границу.
В настоящее время исследователи отмечают срастание интеллигенции с отрядом специалистов для которых характерен профессионализм без претензий на лидирующую духовную роль.
Специалисты-интеллектуалы отказываются от просветительской и воспитательной функций по отношению к народу.
23. Интегральная социология Сорокина
Учеником и помощником Ковалевского был Сорокин. Он вырос у крупнейшего русского американского социолога. Основные работы «Система социологии» в 2-х томах, «Проблема социального неравенства», «Преступление и кара, подвиг и награда». Он был создателем теории социальной стратификации и социальной мобильности. Для него социология – наука о взаимодействии людей друг с другом. Поэтому она связана с социальной психологией.
В структуре самой социологии он выделяет теоретическую социологию и практическую социологию, или социальную политику.
Теоретическую социологию подразделял на:
- социальную аналитику (изучает структуры социальных явлений)
- социальную генетику (формирует основные исторические тенденции развития)
Центральное место в его социологии занимает понятие взаимодействия.
Совокупность актов взаимодействий составляет поведение.
Общество распадается на некоторое количество групп как определенных систем взаимодействий. Ученый предложил собственную классификацию этих групп как по односторонним, так и по многосторонним критериям.
Кроме горизонтального, есть и вертикальное членение, связанное с анализом структуры группа, внутригрупповых позиций индивидов.
На этой основе Сорокин построил свою теорию социальной стратификации и мобильности. Социальная стратификация – дифференциация населения на иерархически расположенные классы. Ее основу составляют неравномерное распределение прав и привилегий, обязанностей и ответственностей, власти и влияния в обществе.
Конкретных форм стратификаций много. Но большинство может быть сведено к 3-м принципам:
Под социальной мобильностью понимается любое перемещение социального объекта с одной социальной позиции на другую.
При этом различают 2 основных типа социальной мобильности:
1. горизонтальную (перемещение в рамках социальных групп одного уровня)
2. вертикальную (перемещение из одного слоя в другой)
Социальная стратификация и мобильность является постоянными характеристиками любой организованной социальной группы.
В соответствии со степенью мобильности, он разделял:
1. мобильные периоды истории
2. немобильные (эпохи реакции, а также различные типы обществ)
Развитие общества Сорокин рассматривал как смену определенных типов культур. Эта смена проходит через кризис, который затрагивает все сферы общественной жизни. Суть современного кризиса по Сорокину состоит в распаде европейско – американской культуры. Всякая культура утрачивает свои созидательные возможности. Проявлениями кризисов служат войны, революции, тоталитарные режимы, фундаментальная трансформация сложившихся культурных ценностей, рост социальных антагонизмов.
24. Наблюдения как метод социологического исследования
Одним из методов социологического исследования является наблюдение.
Наблюдение – прямая регистрация событий социологом, основанная на визуальном и слуховом восприятии процесса.
Наблюдение могут быть:
1) стандартизированным, когда имеется
определенная программа, задача, гипотезы
(наблюдение за студенческой
2) большую известность получило включенное наблюдение, когда исследователь живет в той среде, которую наблюдают.
Это особенно важно при изучении самобытных культур. Оно может быть скрытое и открытое.
Недостатком этого метода является неизбежный субъективизм исследования, что сказывается и на выводах исследования.
Кроме этого ограниченность метода проявляется и в масштабах наблюдаемых процессов. Среди других разновидностей наблюдений выделяют:
- систематическое (регулярное)
- несистематическое
25. Социологическая мысль в России конца 19-начала 20 вв. Анархизм Бакунина и Кропоткина.
Теоретическое содержание и практическая направленность анархизма были всесторонне обоснованы в трудах русских мыслителей и революционеров М. Бакунина и П. Кропоткина.
Центральная идея анархизма – идея свободы личности как ее естественного состояния, которое не должно нарушаться никакими государственными институтами.
Исходя из того, что личность должна быть свободной и ей нельзя ничего навязывать, Бакунин в тоже время указывал на всецело социальный характер свободы, ибо она может быть осуществлена только через общество и при самом строгом равенстве и солидарности каждого со всеми.
Общество должно предоставить условия для полноценного развития каждого человека, что и определяет реальные возможности его социальной свободы.
Человек, по словам Бакунина, вступает в противоречие с общественными социальными институтами, ограничивающими его свободу.
Государство по Бакунину это власть меньшинства, противопоставленная народу сила.
Анархизм по мнению Кропоткина представляет собой философию как природы, так и общества.
Кропоткин резко выступал против гос-ва и государственного социализма считал, что трудящиеся сами в состоянии выработать строй основанный на их личной и коллективной свободе.
26. Конт – родоначальник социологической науки
Основателем социологии в современном значении слова был. О. Конт.
Его основное произведение «Курс позитивной философии» в 6 томах.
Он предложил разработать «социальную физику» или «социологию». Она должна так же как и естественные науки быть объективной, проверяемой, общепризнанной, при этом социология ставилась им над естественными науками.
Социология у него состояла из социальной статистики (изучает существующую структуру общества) и социальной динамики (изучает процесс социальных изменений).
По мнению Конта социология должна была противопоставить революционным теориям позитивную теорию эволюционного развития общества.
По его мнению, в основе развития человеческого общества лежит прогресс знаний. Он выделял 3 стадии в развитии общества и знаний:
1. теологическая, которая охватывает древний мир и ранее средневековье (до 1300г.). в основе развития – религиозные представления, вера в Бога.