Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 17:26, курс лекций
1.Социология как наука: структура и уровни социального знания
2. Функции социологической науки
3. Нация как социально-этническая общность
Суть:
1. в любом обществе существует господство, подчинение, подавление одних людей другими.
2. интересы. Людей объединяет некий
набор общих интересов в
3. когда люди осознают общие интересы, то они могут организоваться в общественный класс.
4. классовые конфликты
Что касается микросоциологии, то в центре ее внимания находится повседневное межличностное взаимодействие – интеракция.
Среди наиболее известных теорий можно выделить «теорию символического интеракцинизма».Ее автор – Мид; «теорию обмена» Хоманса.
Ученые, работающие в этом ключе полагают, что поняв мотивы поведения человека, мы сможем раскрыть и что движет обществом, лежит в его основе.
8. Субъективное направление в русской социологии
Во 2 половине 19в. происходит становление социологии в России.
Отличительной особенностью ее развития было то, что наряду с профессиональными учеными крупными социологами были и видные общественные деятели – революционеры.
Большое влияние оказали на социологию во 2 половине 19в народники. Их крупнейшие представители – Лавров; Михайловский были основоположниками субъективного направления в социологии.
Основные идеи были сформулированы Лавровым в «Исторических письмах». Основное внимание уделялось учению об обществе в целом. Сущность общего развития по Лаврову состоит в переработке культуры, традиционных общественных форм в цивилизованные.
Цивилизация рассматривалась как сознательное историческое движение, осуществленное критической мыслью.
Главной движущей силой общественного развития выступают критически мыслящие личности.
Личность является и мерилом общественного прогресса. Идеалом выступают общественные отношения, при которых были бы созданы предпосылки для всестороннего развития личности.
Однако вся история до сих пор шла по линии дифференциации общества, разделения труда, что приводило к одностороннему развитию личности.
В тесной связи с теорией общественного прогресса находилась и методология субъективной социологии и методология субъективной социологии. Здесь подчеркивалась мысль о принципиальном различии между природными и общественными явлениями.
Природные- закономерные, повторяющиеся явления, общественные – неповторимы, индивидуальны.
На основе этого утверждалась необходимость исполнения различных методов познания – научного и социологического.
Научный – объективный метод. Он применим для естественных наук.
А социологический – субъективный метод. Обоснование этого тезиса строилось по следующей схеме:
Основу общества являет личность. Социальная деятельность личности определяется ее субъективными помыслами и целями. Познать объективными методами эти помыслы и цели невозможно, поэтому изучение личности социологом осуществляется по принципу «сопереживания», когда наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого.
Истина существует для человека, и есть удовлетворение его познавательных способностей. Чтобы избежать произвола мнений, Михайловский выдвигает идею, что за критерий истины необходимо принять познавательные способности «нормального человек».
Позиция «нормального человека» должна отражать интересы подавляющей части общества – трудящихся.
9.Соотношение социологии
с другими общественными
Социология занимает важное место в системе гуманитарных и общественных наук.
Социологические теории играют важную роль в объяснении проблем в истории, политологии, психологии, правоведении и др.
Социология вырабатывает общетеоретические подходы и методологию научного анализа и истолкования данных явлений.
Техника и методика научного анализа, разработанная в социологии используется другими общественными науками (опрос, анализ документов).
Все общественные и гуманитарные науки включают в себя социальный аспект. Сложилась целая система исследований, проводимых на стыке социологии и др.наук. они получили название социальные исследования (социально-экономические , социально-политические, социально-демографические).
В ряде случаев социология пересекается с другими общественными науками.
Так, антропология применяет многие из подходов, присущих социологии, но она изучат небольшие племенные незападные цивилизации (архаические общества),а социология изучает современное общество.
Политическая наука рассматривает проблемы власти и ее распределения в обществе. Здесь часто используется социологические подходы для изучения поведения избирателей.
Экономика изучает производство, потребление и распределение ограниченных материальных ресурсов.
Социология здесь используется, например, для учета влияния информации на потребительское поведение населения.
Социология связана и с психологией, где она берет знания об основах индивидуального т группового поведения.
Особо тесные связи существуют между социологией и историей. Они имеют объектом и предметом исследования – общество. Обе они воспроизводят социальную действительность в единстве необходимого и случайного.
Различие заключается в том, что история воспроизводит социальный процесс postfactum (после), а социология infactum (в то время, как происходит).
10. Социология «легального марксизма»
Своеобразным выражением либеральной буржуазной мысли в России в конце 19-начала 20в. был легальный марксизм.
Его сторонники опирались на учение К.Маркса и обосновывали объективный и закономерный характер развития капитализма в России.
Крупнейшими представителями этого течения были П.Б. Струве и М.Туган-Барановский.
Свои взгляды Т.-Барановский изложил в работе «Современный социализм в своем историческом развитии». Он пытался дать объективный анализ капиталистического строя.
Он выступал против капиталистической эксплуатации человека человеком. Вместе с тем, он считал, что капитализм заключает в себе широкие возможности для развития.
Это ведет к повышению экономической эффективности капиталистического производства и расширяет возможности удовлетворения материальных и духовных потребностей членов общества.
Т.-Барановский выступал за всестороннее развитие и совершенствование капиталистических отношений. Он подверг критике многие положения марксизма. Так, он выразил несогласие с положением о решающей роли материального производства в жизни общества.
Если на ранних этапах общество развития это было справедливо, то в дальнейшем на 1-ый план все более выступают наука и духовная культура.
Он обосновал вывод о возрастающей роли социального начала в развитии общества. Он отверг расширительное толкование классовой борьбы (марксизма).
Класс, по его мнению понятие, применимое лишь в сфере экономики – это группа людей, объединенная общими экономическими интересами. Но оно не применимо для объяснения процессов в других сферах общественной жизни.
Он высказал несогласие с тезисом Маркса о тенденции обнищания рабочего класса при капитализме.
Рост производительности труда ведет и к росту благосостояния рабочих.
11. Социальной мобильность и ее разновидности
Социальная мобильность – переход индивида или группы с одной социальной позиции на другую.
Выделяют 2 основных вида мобильности:
Горизонтальная предполагает перемещение индивида в рамках своего социального слоя.
Разновидностью горизонтальной мобильности является миграция – географическое перемещение населения.
В свою очередь миграция делится на:
- эмиграцию – выезд за пределы региона или страны в другие территории на ПМЖ
- иммиграцию – выезд на территорию данного региона или страны из других территорий на ПМЖ или работу.
Вертикальная мобильность предполагает перемещение индивида или группы из одного социального слоя в другой.
Она бывает:
В стабильных обществах вертикальная мобильность носит индивидуальный характер. Каналами такой вертикальной мобильности могут быть образование, брак, политическая карьера, предпринимательство.
Групповая вертикальная мобильность связана с революциями, гражданскими войнами, изменениями социально – экономической системы, структурной перестройкой экономики (индустриализация)
12. Психологическое направление в русской социологии
На рубеже 19-20 вв Российская социология выходит на уровень мировой социальной науки. Это связано с работами Де-Роберти, Кареева, Петрожицкого.
Это были ученые, профессионально занимавшиеся социологией. Они были сторонниками психологического направления в науке.
Так, Де-Роберти утверждал, что в основе общественных явлений процессов лежат психологические факторы: установки, мотивы, поведения людей.
Особую роль здесь играет коллективная психология. Он полагал, что социология и социальная психология во многом родственные науки.
Близка к его позиции была и точка зрения Кареева.
Его социологические взгляды изложены в «Общих основах социологии», «Введение в социологию».
Общество он считал «надоргонической средой». Т.е. сложной системой психологических и практических взаимодействий личности.
Саму социальную эту среду он подразделял на культурные группы и социальную организацию. В последней он видел результат коллективной психологии и предмет для изучения социологии.
Он различал социологию и теорию исторического процесса. Для социологии общество является предметом изучения, а для теории исторического процесса общество есть текущий процесс.
Поэтому социология интересуется тем, что нового получилось в обществе, а теория исторического процесса – как получилось это новое.
Центральной проблемой в его социологии являются взаимоотношения личности и исторического процесса. Главной целью общественного прогресса он считал развивающуюся личность при наличии общественной солидарности и индивидуальной свободы.
Кареев полагал главным достижением научной мысли 19 в – открытие 2-х методов:
- сравнительно-исторического
- эволюционного
Если сравнительно-исторический метод занимается сходными историческими явлениями, то задача эволюционного метода состоит в анализе процесса развития общества, стадий и фаз этого процесса, выявление причин их возникновения, формировании и смены.
Кареев выступал против существования к-л одного общего закона истории. По его мнению, это наследие прошлых, донаучных способов решения историко-филосовских проблем.
Он отдавал предпочтение многофактной модели исторического процесса.
13. Социализация личности
Процесс формирования социальных качеств, свойств, усвоение знаний, ценностей, освоение социальных ролей называется социализацией.
Социализация способствует усвоению новыми гражданами идеалов, норм поведения, ценностей общества и помогают обществу воспроизвести себя. Механизм действия социализации направлен на индивида с тем, чтобы подчинить себе, заставить вести себя так, как в этом заинтересовано общество.
Агентами социализации выступают семья, институты образования, трудовой коллектив, государство, СМИ, церковь и др.
Тип «модель социализации» определяется тип, каким ценностям привержено данное общество. Так, в обществах с жестокими внешними требованиями (тоталитарные) создаются предпосылки для массового воспроизводства «человека – винтика», приученного жить, как все.
Жесткие внешние рамки одновременно являются и жизненными подпорками, без которых он слаб и беспомощен.
Американский ученый Льюис Кельберг предложил теорию «морального развития личности» в соответствии с ней существуют 3 главных уровня морального сознания личности: