Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 17:26, курс лекций
1.Социология как наука: структура и уровни социального знания
2. Функции социологической науки
3. Нация как социально-этническая общность
Общественное мнение детерминировано социальными интересами людей. Оно формируется, когда на обсуждение народа ставится проблема, имеющее важное значение, затрагивающие существующие интересы. Предметом его чаще всего становится дискуссионные вопросы.
1. первое общественное мнение есть конкретные выводы, определенные в общности людей по к-л проблемам.
2. Критериями отбора при
3. Массовые суждения обладают различной степенью объективности.
4. Общественные мнения выступают
в качестве специфической
Образование общественного мнения подчинено правилу нелинейного сложения.
Отдельное мнение может стать общим, а некоторые вообще не попадут в общее мнение. В качестве выразителей общественного мнения могут выступать отдельные лица, группы людей; СМИ являются средствами формирования и выражения общественного мнения.
Для общественного мнения характерны функции:
1. Экспрессивная (контролирующая) – она контролирует органы власти и лидеров.
2. Консультативная – дает советы относительно способа решения к-л социальных, экономических, политических проблем.
3. Дерективная – оно выносит решения по к-л проблемам социальной жизни (во время выборов, референдумов).
В зависимости от содержания суждений мнение может быть оценочным, аналитическим, конструктивным и регулятивным.
Оценочное суждение выражает отношение к тем или иным проблемам или фактам. В нем больше эмоций.
Аналитическое и конструктивное суждения связаны между собой. Здесь необходимы элементы теоретического мышления, напряженная работа мыслей.
Регулятивное общественное мнение вырабатывает и внедряет определенные нормы общественных отношений. Общественное мнение может выступать как в форме позитивных, так и негативных суждений. Формирование общественного мнения может носить стихийный и сознательный характер (пресса). Оно может создать в себе правильные и иллюзорные представления о действительности.
33. Этнический конфликт как разновидность социального конфликта
Этнический конфликт – крайнее обострение противоречий между народами, возникающих в ходе решения политических, территориальных, экономических, культурных, религиозных проблем.
Первоначально они возникают на социально-психологическом и идеологическом уровнях национально-этнического сознания.
Наибольшую остроту этнический конфликт приобретает, когда он происходит на межгосударственном уровне.
В современной науке выявляются 2 основных подхода к анализу межнационального конфликта:
1. социологический: причина конфликта объясняется на основе анализа этнических параметров социальных слоев и групп.
2. политологический: первоочередное внимание уделяется роли национальных элит в мобилизации своих этносов. Ключевым является вопрос о власти, о доступе к ресурсам.
Основополагающими в возникновении этнических конфликтов являются причины общецивилизованного характера.
Неравномерное протекание процессов модернизации в этнонациональных ареалах порождает конфликты между претензиями этнических групп и реальными возможностями государства гарантировать обеспечение прав граждан.
Модернизация активизирует этнические сознание, способствует формированию политических устремлений к получению национальной автономии или независимости.
Еще один пласт причин конфликтов коренится в истории этносов, в исторических обидах, в национальном сознании, психологии, в идеологических стереотипах, переходящих из поколения в поколение.
Важное место занимает идеология национализма. В основе его лежит политический принцип, требующий совпадения политических и национальных единиц.
Чаще всего причиной конфликта становятся воинствующий национализм.
К ситуационным источникам межнациональных конфликтов можно отнести внезапное исчезновение сдерживающих факторов внешней среды, историческое наследие межличностных отношений, воздействие внешнеполитических факторов, уровень политической и общей культуры населения.
Межэтнические конфликты подобно водовороту затягивают нацию. Выход из межнационального конфликта носит сложный и длительный характер. Он заключается в совместном достижении согласия и мира, в культивировании надэтнического «мы», в равноправии людей любой национальной группы.
34. Теория классов и
классовых отношений в
Слово «класс» в переводе с латинского «положение». Это понятие впервые стали использовать в середине ХVIIIв французские ученые физиократы.
В начале 19в это понятие использовали французские ученые Тырри и Гизо для объяснения причин политической борьбы.
Но особенно широко его стал применять К.Маркс. В его понимании класс – большая социальная группа, занимающаяся определенное место в системе общего разделения труда, характеризуется отношением к собственности (владеющая или невладающая собственностью), способом и размером получаемого дохода (прибыль или зарплата).
У Маркса в капиталистическом обществе фактически существует 2 основных класса:
- буржуазия
- пролетариат
В современной социологии преобладает более узкое значение класса.
Класс – любая социалистическая страна в современном обществе, отличающаяся от других доходом, властью, образованием, престижем.
Обычно в современном обществе выдают 6 или 5 классов (страт). Классическая модель этой структуры была предложена в 40-е гг ХХв. Американским социологом Л. Уорнером.
Но основных классов в современном обществе – три:
- высший
- средний
- низший.
В современной науке существуют 2 главных подхода к теории классов:
- европейский
- американский
Для европейских ученых классы – реальные группы. Они характеризуются наличием классового сознания, классовой идентификации и классовым конфликтом.
Для американских социологов класс – наилучшая группа, это лишь способ описания экономического положения социальных групп.
Современный класс – статистическая категория.
35. Анализ документов как метод сбора социолог. информации
К числу основных методов исследования относятся анализ документов. Это метод, основанный на использовании письменных текстов, иконографического материала (кино, видео, фотодокументы) и фонетических документов (аудиозаписи).
Выделяют 2 основных способа анализа письменных текстов:
- традиционный
- формализованный
Традиционный предполагает анализ качественного содержания информации документов. Это предполагает выявление времени и обстоятельств создания документа, его авторство, исследование его содержания с последовательной систематизацией и интерпретацией полученных данных.
Этот метод хорошо себя зарекомендовал, но и он имеет недостатки. И основной из них – невольный субъективизм в исследовании.
Формализованный метод или контент – анализ направлен на преодоление неизбежного субъективизма традиционного анализа. Он состоит в переводе качественной информации, создается в документе в количественные показатели (число смысловых единиц текста, слов, строк и др.)
Чаще всего этот способ применяется при анализе газетных текстов (спец. службы)
36. Рабочий класс в современном обществе
Рабочий класс – совместимость работников преимущественно физического труда, занятых в сфере промышленности.
Экономический статус рабочего класса – лица наёмного труда, не владеющие собственностью на продукт, на средства и орудия труда.
Организационный статус – рядовые работники. Западные авторы относят к рабочему классу лиц, занятых преимущественно ручным трудом в добывающей и обрабатывающей промышленности.
Внутри рабочего класса наблюдаются значительные различия, поэтому следует проводить различия между неквалифицированными, малоквалифицированными и высококвалифицированными рабочими.
Как правило, высококвалифицированные рабочие относятся к среднему классу. Верхний слой низшего класса относятся средних и малоквалифицированных рабочих.
В СССР рабочие делились на работников низшей (1и2 разряд), средний (3 и 4 разряд) и высший (5 и 6 разряд) квалификации.
Отличительной особенностью положения рабочего класса в СССР была высокая концентрация рабочих на крупных предприятиях (1 место в мире).
Становление рабочего класса связано с промышленной революцией 2 половины 18в. – первой половины 19в. В индустриальном обществе он составлял большинство населения.
В Постиндустриальном обществе передовых стран он постепенно сходит на «нет» и составляет меньшинство общества. Рабочий класс считается небольшой группой, а социальной общностью, т.к. ему присущи следующие критерии:
1. Классовая идентификация
2. Классовая солидарность
3. Классовое сознание
4. Классовая организация, т.е. умение и готовность защищать свои интересы.
37. Социальная стратификация
и социальная мобильность в
современном российском
В 90-е годы ХХв. В России произошли революционные изменения, которые затронули и социальную структуру общества. В связи с переходом от социализма к капитализму изменились принципы социальной стратификации.
Стратификация постсоветского общества характеризуется двумя учеными терминами: «социальная поляризация» и «бразилификация».
Социальная поляризация – рост пропасти между богатыми и бедными.
В 90-е годы доля лиц, отнесенных к бедным доходила до 70% всего состава общества. В начале ХХIв. В связи с ростом доходов в сырьевых отраслях и подъемом экономики, удельный вес бедных к 2007г. сократился до 14,8%, но пропасть между богатыми и бедными не сокращается.
Уровень доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных составляет как 14 к 1 в то время, как критическим считается уровень 10 к 1 (в США – 8 к 1).
Бразилификация – особый тип поляризации, сопровождаемый вымыванием среднего класса, прироста нищеты, падении уровня жизни, расцвете теневой экономики.
Если в советское время доля среднего класса составляла 41%, то к 2007 г. она составляет лишь 25%. Характер сырьевой экономики препятствует увеличению доли среднего класса.
Его самую значительную часть составляет чиновничество.
Появилось в России новое социальное явление – застойная нищета (из поколения в поколение).
Серьезное изменение привело к росту мобильности российского населения. Можно выдвинуть процессы: увеличение миграции с востока на запад (с Дальнего Востока в Европейскую часть). Возрастают потоки в Москву, Московский регион, нефтяные районы, в мегаполисы. Появляется новый социальный слой гасторобайтеры (иностранные рабочие).
38. Этническая социология, как социология среднего уровня
Составной частью социологии является этносоц. Она изучает этнические общности, проблемы национальных отношений, этнические конфликты. В социологии, антропологии к числу основных понятий, с которыми связана национальное деление общества относят:
Этнос в переводе с греч. «народ». Это понятие употребляют, когда хотят подчеркнуть кровно-родственную связь общности. Т.е. отличительный признак – общность происхождения (славянский этнос, германский этнос).
Племя это общность людей, основанная на кровном родстве, совместном проживании. Оно как этническая общность появляется в период неолита. Для этой общности характерны признаки:
Племя характерно для первобытного традиционного общества.
Народность существовала в рабовладельческом, феодальным обществах. Она образовывается на базе племен или их союзов. Для нее характерны такие признаки: