Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:08, курс лекций
Как и любая наука, социология, будучи наукой об обществе, имеет как теоретическое направление, так и прикладное. Прикладная социология – это разработка практических рекомендаций по результатам эмпирических исследований, проводимых на базе теоретической социологии. Предметом прикладной социологии могут быть любые социальные процессы – экономические, финансовые, производственные, психологические и др., т.е. процессы, которые характерны для любой социальной группы, будь то семья, студенческая группа или трудовой коллектив. Результаты социологических исследований позволяют не только выявить причины и характер происходящих процессов, но и выработать определенные рекомендации для решения ряда проблем. Так, например, прикладная социология вооружает менеджеров методами сбора, обработки и анализа социальной информации, что является одним из условий эффективного управления.
Введение………………………………………………………………….. 4
Лекция 1. Этносоциология……………………………………………… 7
Лекция 2. Социология религии………………………………………... 16
Лекция 3. Социология труда и занятости…………………………….. 28
Лекция 4. Социология образования и воспитания…………………… 39
Основные направления отечественной социологии образования связаны с исследовательской деятельностью ряда ученых. Н.А. Аитов исследует образование как фактор формирования социальной структуры и социальных перемещений. В.Я. Нечаев исследует образование как социокультурный процесс. М.Х. Титма изучает роль образования в социальном самоопределении молодежи. В.Н. Турченко исследует связь революций в образовании с научно-технической революцией. Социальная политика в сфере образования и его социальные функции находились в центре внимания Ф.Р.Филиппова. Образование в жизненных планах и путях молодежи исследовалось В.Н. Шубкиным, а место образования в потребностях общества и молодежи – Л.Я. Рубиной и М.Н. Руткевичем.
Развитие социологии образования на постсоветском пространстве протекает в направлениях исследования: социологических проблем высшей школы (В.И. Астахова), изучения проблем отчуждения личности в процессе образования (И.Н. Гавриленко), проблемы студенчества как социальной группы (Н.Ф. Головатый), педагогического образования как подсистемы социокультурной системы образования (В.И. Луговой), системы образования как института социализации (Н.П. Лукашевич), взаимодействия социальных институтов высшей школы и производства (Е.А. Якуба) и других. Сделаны первые попытки систематического изложения социологии образования как отраслевой социологической науки Ф.Р. Филипповым и В.Я. Нечаевым. Появление этих книг открыло новые возможности для дальнейшего развития социологии образования и для утверждения ее в качестве учебной дисциплины высших учебных заведений.
3. Социологические исследования (теоретические, конкретно-социологические) сферы образования являются одним из наиболее надежных и достоверных источников социальной информации, используемой для управления этой сферой, позволяющей реализовать эвристическую, прогностическую и прикладную функции социологии образования.
Всякое социологическое исследование начинается с анализа документов:
– официальных: указы и постановления правительства, директивные и плановые документы министерств и ведомств, приказы и распоряжения, планы работы, материалы печати, личностные документы;
– неофициальных: мемуары, письма, фотографии, заявления;
– специальных: анкеты, тесты, протоколы наблюдений.
Среди методов анализа документов выделяется два основных вида: традиционный и качественно-количественный (контент-анализ).
Традиционный основывается на анализе материала, логике текста, обоснованности и достоверности приводимых сведений.
Качественно-количественный анализ основывается на переводе текстовой информации в количественные показатели с последующей ее обработкой.
Эти методы помогают составить представление о степени изученности исследуемой проблемы и выбрать наиболее подходящее сочетание других методов исследования.
Часто применяется метод наблюдения, т.е. сбор информации об объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования. Наблюдения бывают:
– систематическое, проводимое регулярно в течение определенного периода;
– простое, носящее эпизодический, случайный характер;
– включенное, когда социолог непосредственно включен в изучаемый учебно-воспитательный процесс, контактирует и действует совместно с наблюдаемыми;
– невключенное, без общей жизнедеятельности наблюдателя с наблюдаемыми, возможно с использованием для наблюдения технических средств;
– кратковременное, в течение 1–2 часов;
– длительное, в течение ряда лет.
Метод наблюдения не имеет ограничений для сочетания с другими социологическими методами. Хороший эффект дает сочетание его с методом опроса.
Опрос – это метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога и опрашиваемого путем регистрации ответов на вопросы, вытекающие из целей и задач исследования.
Анкетирование в исследованиях процесса образования применяется для сбора информации о массовых социальных явлениях и позволяет получить значительный объем эмпирической информации в короткий срок и анонимно.
К недостаткам этого метода относится невозможность проконтролировать ситуацию ответа на вопрос, его самостоятельность и полноту. Преодолеть эти недостатки помогает метод интервью, когда информация об исследуемом объекте получается в процессе личного общения с респондентом по специально составленному вопроснику. Этот метод дает возможность уточнять ответы, корректировать содержание и последовательность вопросов, улавливать эмоциональную окраску, подтексты ответов, что позволяет получать более глубокую и полную информацию. Недостатками метода являются высокие требования к социологу-интервьюеру и значительное его субъективное влияние.
Одним из современных видов метода интервью являются фокусированные групповые интервью, носящие дискуссионный характер, что стимулирует расширение взгляда на предмет исследования.
Экспертный опрос предполагает использование в качестве опрашиваемых наиболее компетентных лиц (экспертов) исследуемому вопросу. Среди видов экспертного опроса выделяют анкетирование и интервью, дискуссии, советы, "мозговые атаки", деловые игры.
Иногда используются психологические методы: тестирование, социометрия и др. Социометрия удачно дополняет метод наблюдения. В основе социометрического метода лежит опрос какой-либо группы с целью выявления в ней социально-психологического взаимоотношения. Путем косвенных вопросов выясняют, каким авторитетом, уважением пользуются члены группы друг у друга, и составляют социометрическую матрицу – таблицу количества и адресов выбора каждого каждым. Метод наглядно раскрывает структуру внутриколлективных связей и отношений, но не дает материала для их причинного объяснения.
Социальный эксперимент – это метод сбора информации о характере и специфике изысканий социально-образовательной деятельности в связи с воздействием заданных и управляемых факторов. Он предназначен для проверки действенности внедряемых форм и методов образования, апробирования новых методов социального управления учебно-воспитательными процессами, проверки гипотез социологических исследований. В итоге получают информацию об изменениях поведения обучаемого под воздействием различных факторов.
Эффективность методов социологического исследования в значительной степени определяется уровнем профессионализма исследователей, а также комбинированным применением набора методов, наиболее соответствующих его целям и условиям проведения.
4. Важнейшим принципом организации воспитания является его комплексность и дифференцированный подход. Комплексность означает необходимость воздействия по возможности на все стороны формирующейся личности (ее интересы, потребности, разум и эмоции), единство основных направлений воспитательного процесса – политического, трудового, нравственного, этического и др. Необходимо максимальное разнообразие средств воспитательного воздействия, их согласованность, целесообразность и мера. Наиболее полно и адекватно раскрыть место и роль воспитания в процессе становления личности помогает адаптивно-развивающаяся концепция социализации. Она позволяет ориентироваться в воспитательных воздействиях на человека с учетом конкретных состояний и отклонений на каждом из его уровней: биологическом, психическом и социальном.
Социализация человека продолжается всю жизнь, и это создает предпосылки для организации непрерывного воспитания творческой, мобильной личности. Роль воспитания в развитии и взаимодействии человека и общества такова:
– вместе с другими институтами социализации способствовать созданию в обществе условий для успешного протекания социализации личности;
– влиять воспитательным воздействием на выработку и тренировку индивидуального адаптивного механизма личности;
– выступать одним из важнейших средств реализации и оптимизации процесса социализации, целенаправленно управлять процессом развития личности.
Воспитание – часть процесса социализации, протекающего под определенным педагогическим контролем. Создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности придает воспитанию гуманистический характер. Социализация же, приобщая индивида к социокультурным ценностям, создает практическую среду, духовное и предметное пространство воспитания, придавая тем самым воспитанию реальное жизненное содержание. Адаптивно-развивающая модель социализации открывает дополнительные возможности для решения основных требований к воспитанию человека:
– ориентироваться в воспитании на конкретную целостную личность с учетом конкретных состояний и отклонений на его биологическом, психическом и социальном уровнях;
– обеспечить комплексность воспитания, охват всех сфер жизнедеятельности индивида;
– соотносить формы и методы воспитания с периодами социализации индивида, т.е. осуществлять воспитание дифференцированно;
– ориентироваться на воспитание творческой, мобильной личности, что особенно важно в период радикальных перемен в обществе;
– стремиться к организации непрерывного воспитания, длящегося всю жизнь человека.
Воспитание с это не просто научение, а воздействие на весь духовный мир человека, на все "отсеки" его психики, с целью формирования у него в конечном счете потребности в нужном обществу и самому человеку поведении, способности к саморегулированию и самовоспитанию.
Чтобы быть эффективным, воспитание должно представлять собой не просто совокупность, а систему действий, каждое из которых не дублирует, а дополняет, усиливает другое, корректирует и устраняет недостатки, а суммарный результат отличается целостностью и гармоничностью.
Воспитание можно рассматривать как одну из важнейших форм взаимосвязи между обществом и конкретной личностью. В социологии под социальной средой понимают отдельные сферы: политическая, экономическая, социальная и духовная, которые в разной степени воздействуют на сознание и поведение человека. В совокупности и взаимодействии они составляют среду жизнедеятельности индивида.
Влияние каждой из сфер на воспитание определяется несколькими направлениями. Каждая сфера – это совокупность соответствующих условий воспитания – политических, экономических, социальных и духовных. Они очерчивают возможности влияния на поведение людей. Каждая из сфер формирует определенные ожидания к поведению людей. Эти ожидания преобразуются социальными институтами каждой из сфер в задачи, цели воспитания по формированию ожидаемых черт и характеристик. С помощью этих институтов осуществляется обратная связь – оценивается эффективность воспитания, соответствие его результатов ожидаемому поведению людей.
Воспитание также оказывает влияние на окружающую социальную среду, формирует черты и характеристики личности, которые дают ей возможность выполнять определенные социальные роли, благодаря воспитанию социальная среда наполняется субъектами социальной жизни, своими совместными усилиями изменяющими окружающую среду. Воспитание и социальная среда неразрывно связаны между собой в процессе социализации индивида – подготовки его к жизни в непрерывно меняющемся мире. Воспитание нуждается в изменениях, коррективах с учетом общественных перемен в каждой сфере. Эти коррективы относятся прежде всего к тем направлениям воспитания, которые наиболее связаны с соответствующими сферами социальной среды:
– политическая сфера непосредственно связана с идейно-политическим воспитанием;
– трудовое воспитание – с экономической сферой общества;
– с социальной сферой связано воспитание общей культуры людей, формирование общих социальных установок,
– с духовной сферой общественной жизни связано образование, наука и культура, имеющие исключительное значение для воспитания.
Итак, радикальные перемены в социальной жизни общества требуют изменений в содержании и формах воспитания. Кризисные явления в обществе осложняют условия воспитания, проведение реформ в этой сфере.
Микроокружение как система межличностных контактов. Жизнедеятельность людей осуществляется в непрерывном общении людей друг с другом. Эта сфера взаимного непосредственного общения людей между собой составляет важный структурный элемент общественно-экономической формации – межличностные отношения. Они имеют место во всех сферах жизнедеятельности людей. От характера межличностных отношений в значительной степени зависят эффективность производства, морально-психологический климат в трудовых коллективах, в семье, в обществе. На характер этих отношений значительное влияние оказывают личностные особенности индивидов: уровень интеллектуального развития, организаторские способности, темперамент, нравственные установки, политические ориентации и т.д.