Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:08, курс лекций
Как и любая наука, социология, будучи наукой об обществе, имеет как теоретическое направление, так и прикладное. Прикладная социология – это разработка практических рекомендаций по результатам эмпирических исследований, проводимых на базе теоретической социологии. Предметом прикладной социологии могут быть любые социальные процессы – экономические, финансовые, производственные, психологические и др., т.е. процессы, которые характерны для любой социальной группы, будь то семья, студенческая группа или трудовой коллектив. Результаты социологических исследований позволяют не только выявить причины и характер происходящих процессов, но и выработать определенные рекомендации для решения ряда проблем. Так, например, прикладная социология вооружает менеджеров методами сбора, обработки и анализа социальной информации, что является одним из условий эффективного управления.
Введение………………………………………………………………….. 4
Лекция 1. Этносоциология……………………………………………… 7
Лекция 2. Социология религии………………………………………... 16
Лекция 3. Социология труда и занятости…………………………….. 28
Лекция 4. Социология образования и воспитания…………………… 39
3. Формирование теоретических представлений о труде охватывает три периода: донаучный, классический и современный.
Донаучный период наиболее длительный и не столь продуктивный, как последующие периоды (III в. до н.э. – XVIII в. н.э.), характеризуется формированием представлений о труде, его месте в обществе и жизни отдельного человека, связан с развитием идей, типичных для античных цивилизаций Греции и Рима, средневековой Европы.
Классический период охватывает теории о труде XVIII – нач. XXвв. Главные его направления:
- обоснование протестантской этики (М. Лютер, Ж. Кальвин);
- политэкономические исследования труда (А. Смит, Д. Рикардо, У. Петти, К. Маркс);
- эмпирические исследования проблем труда (Ч. Бут, Б. Вебб, Л. Виллер);
- разработка основных категорий и понятий социологии труда (Э. Дюркгейм, М. Вебер).
Именно в этот период было положено начало формированию социологии труда как самостоятельного научного направления.
Современный период начался в 20–30 годы XX века. Именно тогда на ведущие позиции вышла американская социология. Детальное изучение труда отдельного рабочего, функционирования и организации промышленного коллектива основал американский инженер Фредерик - Винслоу Тейлор (1856-1915), который одним из первых начал рассматривать организацию управления трудовым процессом как самостоятельную отрасль. Вследствие систематических наблюдений, экспериментов и хронометража (изобретение Тейлора) ему удалось установить, что промышленные рабочие являются особой социально-психологической группой с определенными ценностями, психологией, идеологией. Назвав это явление рестрикционизмом – работой с прохладцей, Тейлор произвел систему мер по его нейтрализации. Главнейшие из них:
- нормирование и рационализация трудового процесса;
- тщательный отбор и подготовка работников;
- соблюдение принципов управления (значительная заработная плата, высокая дневная норма, соответствующие условия труда, обязательное материальное взыскание за невыполнение нормы);
- умение управлять рабочими, для чего необходимы ум, образованность, опыт, такт, энергия, сообразительность, честность, здоровье;
- предупреждение социальных конфликтов на производстве, создание условий для максимального выявления и реализации умственных и физических возможностей работника.
Тейлор первым попытался выработать социотехническую систему, которая объединила технический и социальный аспекты производства, обосновал главные принципы научного менеджмента, реализованные на многих предприятиях. Но уже в 20-е годы XX в. тейлоризм начали критиковать, потому в новых социально-экономических и политических условиях он уже не мог гарантировать высокой производительности труда, социального согласия между администрацией и наемными работниками, избежания забастовок. Поэтому поиски исследователей в области социологии труда были направлены на изучение новых факторов, которые могли бы положительно повлиять на эффективность производства, социальное настроение работников. Вследствие этого возникла теория «человеческих отношений», разработанная в 20-30-е годы профессором индустриальной социологии Гарвардского университета Элтоном Мэйо (1880–1949) на основании исследований на предприятиях электротехнической фирмы «Вестерн электрик». Эти исследования, получившие название «Хоторнский эксперимент», должны были выяснить, как влияет на повышение эффективности производства улучшение социально-психологических отношений между работниками в трудовом коллективе. Тщательные исследования в течение 1920–1930 гг. обнаружили, что норма выработки работника зависит не столько от его физических усилий, сколько от влияния на него рабочей группы, которая задает определенный темп работы и правила поведения. Поэтому и методы, предложенные Э. Мэйо, были направлены на совершенствование социально-психологических отношений между рабочими в группе и между рабочими и руководителями, улучшение морально- психологического климата. Главные элементы теории «человеческих отношений»:
- ориентация на людей, а не на технический аспект производства;
- замена индивидуального вознаграждения коллективным;
- формирование положительного морально-психологического климата, повышение удовлетворенности работников своим трудом;
- гуманизация труда, участие рабочих в управлении производством.
В свое время эта теория была распространена как в Америке, так и за ее пределами. Действовали специальные центры по обучению, во многих университетах был введен учебный курс по теории «человеческих отношений». Впоследствии, с развитием новых производственных технологий, она начала терять свое значение.
В 1950-х гг. была разработана теория «обогащения труда», ее автор, американский ученый Фредерик Херцберг (род. в 1921 г.), считал, что существуют две независимые системы факторов, которые по-разному влияют на трудовое поведение людей. К первой относятся «гигиенические» факторы, не относящиеся к содержанию работы. Если на предприятии созданы нормальные условия труда и быта, режим работы, работники должным образом обеспечены различными льготами, жильем, установлены комфортные психологические отношения между ними, то следует ожидать не высокого удовлетворения работой или заинтересованности в ней, а лишь отсутствия недовольства. Хорошие «гигиенические» условия труда стабилизируют персонал, но не обязательно побуждают его к повышению производительности труда. Вторую группу факторов составляют так называемые мотиваторы, удовлетворяющие потребности человека. Они заключаются в признании достигнутых им успехов в работе, интересе к содержанию труда, ответственности, самостоятельности и др. Именно эти факторы обусловливают удовлетворение работой и повышают трудовую активность. Для повышения заинтересованности в труде нужны дополнительные меры, связанные с его сущностными, содержательными характеристиками. На основании этой теории Херцберг создал концепцию обогащения труда, которая была использована многими американскими и европейскими компаниями.
В конце 50-х годов значительное распространение получила также теория управления «X» и «У» американского ученого Дугласа Макгрегора. Теория «X» пропагандирует черты авторитарного стиля управления: акцент на материальные стимулы, жесткий контроль, принудительный труд, негативные санкции т.д. Теория «У» акцентирует внимание на демократическом стиле руководства: использование творческих способностей, участие работников в управлении, применение социальных и социально-психологических стимулов т.д. Целесообразность использования авторитарного или демократического стилей управления определяют на основании детальной диагностики условий функционирования коллектива, организации.
В формировании современной социологии труда заметную роль сыграла теория «качества жизни» Д. Рисмена и Дж. Гэлбрейта, в основе которой были заложены идеи Л.Дэвиса, обосновавшего необходимость выработки понятия «качество рабочей жизни». Начиная с 70-х гг. качество жизни изучают в США с помощью статистической информации и опроса отдельных категорий работников. Эта теория предполагает исследование взаимоотношений между работником и его производственным окружением и базируется на выяснении следующих вопросов:
- установление причин текучести кадров;
- исследование установок работников для выработки национальных программ;
- оценка эффективности управленческих систем;
- изучение влияния неблагоприятных условий труда на появление психологических стрессов;
- решение конфликтов между управленцами и рядовыми сотрудниками.
В последнее время наибольшее распространение получила прикладная социология, развивающаяся по двум основным направлениям: клиническая социология (исследования социальных явлений, процессов, установление на этой основе социологического диагноза, проведение консультаций и предложение определенных «профилактических средств» по решению исследуемых проблем) и социальная инженерия (выработка социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое внедрение для достижения реального социального эффекта). Их развитие обусловило формирование так называемых новых форм организации труда (НФОП), применение которых предусматривает:
- признание связи между индивидуальными чертами лица и его работой;
- сочетание формальной и неформальной организации совместной деятельности;
- обеспечение условий, при которых содержание труда не «распыляется» на незначительные операции, а должно составлять единство разнообразных задач;
- обязательное представление работника о конечных результатах своего труда;
- преимущество самоконтроля над контролем со стороны администрации в регулировании трудового поведения работников.
4. Социология труда, как и какая-либо другая наука, выполняет определенные функции в жизнедеятельности общества.
Информационная, которая заключается в обеспечении управленческих структур общества социологической информацией, дающей объективную и полную картину социальной ситуации на предприятии, в отрасли и производственной сфере в целом.
Познавательная функция социологии труда связана с поиском закономерностей в социально-трудовых отношениях, созданием теоретического обоснования практического менеджмента, выявлением социальных резервов трудового коллектива, его неиспользованных в полной мере потенциальных возможностей.
Описательная функция связана с описанием различных проблем в социально-трудовой сфере и опубликованием результатов социологических исследований в различных отчетах, статьях, монографиях.
Образовательная функция реализуется через освоение теоретических и практических знаний, овладение методологическими основами проведения социологических исследований для получения эмпирических данных, получение представлений о социальных процессах, происходящих в сфере труда.
Прогностическая функция социологии труда связана с возможностью моделирования на основе полученных эмпирических данных возможных вариантов развития социально-трудовых отношений, своевременно предотвращать развитие негативных тенденций в социальной жизни как отдельного трудового коллектива, так и общества в целом.
Социология изучает труд как социально-экономический процесс. Процесс труда — явление сложное и многоаспектное. Основные формы его проявления — это затраты человеческой энергии, взаимодействие работников со средствами производства (предметы и средства труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителями и подчиненными).
Роль труда в развитии человека и общества заключается не только в создании материальных и духовных ценностей, но и в том, что в процессе труда сам человек раскрывает свои способности, приобретает полезные навыки, пополняет и обогащает знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей. В процессе труда люди вступают в социально-трудовые отношения, взаимодействуя друг с другом. Социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы.
Социология труда — это исследования функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. В узком смысле социология труда означает поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду.
Предметом социологии труда как специальной социологической теории является структура и механизм социально-трудовых отношений, а также социальных процессов и явлений в сфере труда.
Цель социологии труда — это исследование социальных явлений, процессов, разработка рекомендаций по их урегулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание благоприятных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.
Задачи социологии труда:
Изучение и оптимизация социальной структуры общества, трудовой организации (коллектива).
Анализ рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов.
Поиск путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника.
Поиск путей оптимального сочетания моральных и материальных стимулов и совершенствование отношения к труду в условиях рынка.
Изучение причин и выработка системы мер по предупреждению и разрешению трудовых споров, конфликтов.
Определение эффективной системы социальных гарантий, защищающих работников.
По-другому можно сказать, что задачи социологии труда сводятся к выработке методов и приемов использования социальных факторов в интересах решения, прежде всего, важнейших социально-экономических проблем общества и личности.
В целом социология труда призвана, с одной стороны, расширять знания о реально существующей деятельности, с другой стороны — способствовать утверждению новых связей и процессов, протекающих в сфере труда.
Трудовая деятельность всегда вплетена в конкретные социально-экономические условия, связана с определенными социально-профессиональными группами, локализована во времени и пространстве. Поэтому социология изучает социальные форму и условия труда, его социальную организацию (коллективный, индивидуальный, семейный, принудительный, добровольный).
Предельно важно знать механизмы включения человека в трудовую деятельность, то есть ценностные ориентации, мотивы, удовлетворенность трудом и многое другое. К настоящему времени социология труда – одно из наиболее перспективных направлений в социологических исследованиях.
Литература
Дворецкая, Г. В. Экономика труда / Г. В. Дворецкая, В. П. Махварылов. – Киев : Вища школа, 1990.
Дикарева, А. Н. Социология труда / А. Н. Дикарева, М. И. Мирская. – Москва : Высшая Школа, 1989.
Дряхлов, Н. И. Социология труда / Н. И. Дряхлов. – Москва : Изд-во МГУ, 1995.