Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 22:02, курс лекций
Социология – это наука об обществе как целостной системе. Это наука о наиболее общих проблемах, специфических человеческих отношений и взаимосвязи явлений, изучаемых другими общественными науками. Объектом социологии является общество.
По мнению Э. Дюркгейма предметом социологии является общество как система и процессы, происходящие в ней.
Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейныe отношения.
B современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, a муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах c христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, a иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий.
Тема 14. Образование как социальный институт
Социальный институт – это организованное объединение людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие Совместное достижение целей на основе выполнения членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.
Социальные институты – учреждение, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества. Социальный институт – совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Социальный институт – это организованная система Связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.
B процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования. Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению людей и усвоены ими. Поэтому поддержание достигнутого уровня культурного развития, его дальнейшее совершенствование невозможны без овладения культурным наследием прошлых веков. Эта проблема решается в процессе социализации индивидов, задачей которого является приобщение человека к нормам и ценностям культуры и превращение его в полноправного члена общества. Существенным компонентом процесса социализации индивидов выступает образование – обучение человека c целью передачи накопленных знаний и культурных ценностей.
Более подробно образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, "функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами и поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития.
B социологии принято различать формальное и неформальное образование. Термин формальное образование подразумевает существование в обществе специальных учреждений (школ, вузов), осуществляющих процесс обучения. Функционирование системы формального образования определяется господствующими в обществе культурными стандартами, политическими установками, которые находят воплощение в государственной политике в области образования.
Под термином неформального образования понимается несистематизированное обучение человека знаниями и навыками, которые он стихийно осваивает в процессе общения c окружающей социальной средой или путем индивидуального усвоения информации. При всей своей значимости неформальное образование играет вспомогательную роль по отношению к системе формального образования.
Наиболее существенными особенностями современной системы образования являются:
1. Ппревращение ее в многоступенчатую (начальное, среднее и высшее образование);
2. Решающее воздействие на личность (по существу образование является основным фактором ее социализации);
3. Предопределение в значительной степени возможностей карьеры, достижения высокого социального положения.
Институт образования обеспечивает социальную стабильность и интеграцию общества, выполняя следующие функции:
1. Трансляция и распространение культуры в обществе (ибо именно посредством образования происходит передача от поколения к поколению научных знаний, достижений искусства, моральных норм и т. д.);
2. Формирование y молодых поколений установок, ценностных ориентаций и идеалов, доминирующих в обществе;
3. Социальная селекция, или дифференцированный подход к обучающимся (одна из важнейших функций формального образования, когда поиск талантливой молодежи в современном обществе возводится в ранг государственной политики);
4. Социальное и культурное изменение, реализуемое в процессе научных исследований и открытии (современные институты формального образования, в первую очередь вузы, являются основными или одними из важнейших научных центров во всех отраслях знания).
Модель социальной структуры образования можно представить как состоящую из трех основных компонентов:
учащихся:
преподавателей;
организаторов и руководителей образования.
B современном обществе образование является важнейшим средством достижения успеха и символом социальной позиции человека. Расширение круга высокообразованных людей, совершенствование системы формального образования оказывают воздействие на социальную мобильность в обществе, делают его более открытым и совершенным.
Тема 15. Мировое сообщество в формировании мировой системы
Сообщество – это объединение индивидов, имеющих общие цели. Как правило, оно охватывает какую-либо социальную общность в пределах общества и выступает как одна из его частей. Однако на глобальном уровне общество превращается в мировую систему, называемую мировым сообществом. Мировая система охватывает все существующие в настоящее время на планете страны и тождественно понятию «человечество», обозначающему наиболее общую форму социальной общности, совокупность конкретных обществ, весь мир в целом.
Современный мир начал формироваться в 20-e годы ХХ В. Выделяются следующие основные этапы его развития:
1. Начальный период, открывшийся Первой мировой войной, a затем революциями в России и Германии. B нем проявились такие особенности эпохи, как огромные масштабы исторических событий, влияние масс на исторические процессы, динамизм исторического процесса.
2. Второй период, начавшийся со Второй мировой войны, важнейшим последствием которой стал раскол мира на противоборствующие группировки: страны социалистического лагеря во главе с СССР и страны капиталистического мира во главе c США. В этот период еще более возрастает роль научно-технических достижений, усиливается влияние государственного аппарата.
3. Третий период, связанный c крушением системы социализма и распадом СССР. Двухполюсный мир ушел в прошлое, однако возникли новые проблемы: возросла угроза воинствующего национализма, космополитизма, международного терроризма. Научно-технический прогресс вступил в стадию активной компьютеризации.
Характерными чертами современного мира выступают следующие:
подлинная всемирность исторического процесса, в который оказались вовлеченными большинство стран и народов, огромные массы людей;
современный мир отличается небывалым динамизмом; радикальные изменения в огромных масштабах происходят стремительно, часто при жизни одного поколения;
определяющими стали невиданные темпы научно-технического прогресса; достижения науки и техники значительно изменили облик мира и человека, увеличили человеческие возможности.
Выделяются две формы мировой системы:
1. Мировая империя, включающая несколько территорий, объединенных в одно государственное образование военной и политической властью. Это обширное по территории, но непрочное образование, которое создается принудительным путем и быстро распадается.
2. Мировая экономическая система – совокупность территорий или стран, объединенных экономическими связями. B древности они практически совпадали c мировыми империями либо служили их источником. Последняя из мировых экономических систем – современный капитализм. B нее входят страны, развивающие сходную экономику, но не объединенные политически в единое государство.
Мировое сообщество не является частью более крупной системы. Браки заключаются только между членами данного объединения, и оно пополняется за счет их детей. Оно имеет свою территорию (вся планета), название, историю, управление и культуру. Органом управления мирового сообщества является Организация Объединенных Наций. Ей подчиняются все страны, она оказывает гуманитарную помощь, охраняет памятники культуры и посылает миротворческие силы («голубые каски») практически во все уголки Земли. B настоящее время в составе мирового сообщества образуются региональные объединения типа Европейского Сообщества, в которое входят страны, объединенные экономическим, валютным и политическим союзом. Сообщество имеет Совет Министров и Европарламент.
B настоящее время ведущей тенденцией развития мирового сообщества является глобализация — создание единой и взаимосвязанной мировой системы в области экономики, политики, культуры, массовых коммуникаций; процесс усиливающегося воздействия различных факторов международного значения на социальную действительность во всем мире. Это постепенное преобразование разнородного мирового социального пространства в единую глобальную систему, в которой беспрепятственно перемещаются информационные потоки, идеи, ценности и их носители, капиталы, товары и услуги, стандарты поведения и моды, видоизменяя миропредставление, деятельность социальных институтов, общностей и индивидов, механизмы их взаимодействия.
Тема 16. Процессы глобализации
Глобализация – это процесс, который приводит к охватывающему весь мир связыванию структур, культур и институтов. В области экономических наук глобализация. Связывается, прежде всего, с идеей свободного Мирового рынка, глобальной массовой культурой и мировым информационным сообществом.
Нация является центральным понятием, обозначающим включение человека в политическую систему, которая благодаря дифференциации создает когерентность.
До сегодняшнего дня система суверенных национальных государств успешно противостояла таким конкурирующим транснациональным концепциям, как панисламизм, таким международным организациям, как ООН, мировой банк международньнй Валютный Фонд, и идеям мирового общества. Именно международные организации благодаря принципу взаимного признания придают своим членам международную и национальную легитимность в лице международных представителей национальных государств. Идея национального государства не утратила своего значения, a, напротив, была глобализирована.
Многие авторы писали o возникновении европейского национального государства в новейшее время и о его моральных корнях во французской революции. Тесная нормативная связь между понятиями нации и благополучия переросла в итоге в современное государство благоденствия, в котором существующая в рамках общины система ответственности и безопасности была пepeнeceнa на общество, т.е. на государственные институты. Современное государство благоденствия теряет свой фундамент: национальную идентичность.
С позиции национальной экономической политики экономические пространства предполагают устранение торговых барьеров, обусловленных границ национальных государств и, как гласит теория международных отношений, перенос определенных полномочий и прав национального государства c уровня государства на уровень международных организаций. Цель этих попыток состоит в создании определённых интернациональных пространств с общей политикой в экономической и общественной сферах.
Идея таких международных пространств не нова, и в послевоенной истории было много экономических объединений: ЕЭС. Европейская ассоциация свободной торговли, Ассоциация государств юго-восточной Азии, Организация африканского единства, СЭВ или СНГ. Перспективой таких экономических и политических объединений является возникновение «супер-рынка» в каком-либо определенном регионе мира.
C социологической точки зрения политика новых транснациональных пространств направлена на открытие и поддержку новых транснациональных идентичностей в рамках соответствующих экономических пространств с помощью одинаковых прав и обязанностей, одинаковых личных документов, флагов и гимнов, единой валюты т. д.
Такие региональные экономические и политические пространства противостоят возникновению исторически складывающегося мирового общества и, наряду с сообществами государств и субнациональными этническими процессами, порождают дальнейшую партикуляризацию. C точки зрения политэкономии она может привести к следующим перспективам: