Лекции по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 22:02, курс лекций

Краткое описание

Социология – это наука об обществе как целостной системе. Это наука о наиболее общих проблемах, специфических человеческих отношений и взаимосвязи явлений, изучаемых другими общественными науками. Объектом социологии является общество.
По мнению Э. Дюркгейма предметом социологии является общество как система и процессы, происходящие в ней.

Файлы: 1 файл

Социология. Лекции.doc

— 462.00 Кб (Скачать)

Объективная сторона взаимодействия – это связи, независимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия.

Субъективная сторона взаимодействия – это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных экспектациях (ожиданиях) соответствующего поведения. Это межличностные   отношения,   которые   представляют   собой   непосредственные   связи   и отношения между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.

Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов и, наконец, обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие.

Под влиянием Г. Зиммеля и особенно П. А. Сорокина взаимодействие в его субъективной интерпретации было принято в качестве исходного понятия теории групп, а затем стало исходным понятием и американской социологии.

Способ   взаимодействия.   Способ   взаимодействия   индивида   с   другими   индивидами   и социальным окружением в целом определяет «преломление» социальных норм и ценностей сквозь сознание индивида и его реальные действия на основе осмысления этих норм и ценностей. Способ взаимодействия включает 6 аспектов:

1) Передача информации

2) Получение информации

3) Реакция на полученную информацию

4) Переработка информации

5) Получение переработанной информации

6) Реакция на эту информацию.

Социальные отношения. Взаимодействие приводит к установлению социальных отношений. Социальные   отношения  –   это   относительно   устойчивые   связи   между   индивидами   и социальными   группами   как   постоянными   носителями   качественно   различных   видов деятельности, различающимися по социальным статусам и ролям в общественных структурах.

 

 

Тема 6. Формы социального взаимодействия

 

Одной из общих форм социального взаимодействия  выступает социальная группа, в которой поведение, социальный статус каждого члена в ощутимой степени обусловлены деятельностью и существованием других членов.

Направление взаимоотношений может быть: солидарным (стремления и усилия сторон  находятся в согласии); антагонистичными (желания и усилия сторон находятся в конфликте); смешанным (стремления и желания сторон совпадают).

Можно выделить следующие типы взаимодействий:

Неорганизованные: отношения и ценности сторон находятся в аморфном состоянии, функции социальной позиции не определены.

Организованные: отношения сторон, их действия сложились в определенную структуру прав и обязанностей, функций и опираются на некую систему ценностей.

Сорокин, комбинируя различные типы интеракции (взаимодействие людей в группе, обществе.) выделяет следующие типы социального взаимодействия:

1.              организованно-антагонистическая (система интеракции основана на принуждении.)

2.              организованно-солидарная (система интеракции основана на добровольном членстве.)

3.              организованно-смешанная (система интеракции основана частично на принуждении, частично на добровольной поддержке, установившейся системой взаимоотношений и ценностей.)

Сорокин подчеркивает, что социальные взаимодействия выступают как социокультурные: одновременно протекают 3 процесса – взаимодействие норм, ценностей, стандартов, содержащихся в сознании человека и группы; взаимодействие конкретных людей и групп; взаимодействие материализированных ценностей общественной жизни.

Ритуальное взаимодействие – одна из распространенных форм взаимодействия, которое строится по определенным правилам, символически выражая реальные социальные отношения и статус человека в группе и обществе. Ритуал выступает как специальная форма социального взаимодействия, придуманная людьми для удовлетворения потребности в признании.

В структуре взаимодействия людей Э. Берн выделяет «Родитель», «Взрослый», «Дитя». Взаимодействие с позиции «Родитель» предполагает склонность к доминированию, к конкуренции, к проявлению власти и чувства высокой самоценности, к поучению других, к критичному осуждению других людей. Взаимодействие с позиции «Взрослый» предполагает склонность к равноправному сотрудничеству, к признанию за собой и другими равных прав и ответственности за исход взаимодействия. Взаимодействие с позиции «Дитя» склонность к подчинению, к поиску поддержки и защиты («послушное дитя»), бунту, непредсказуемым капризам («бунтующее дитя»).

Операции – вид взаимодействия осуществляется с позиции «Взрослый» - «Взрослый. С операциями мы встречаемся ежедневно. Это прежде всего взаимодействия на работе, учебе, а также приготовление пищи, ремонт квартиры.

Соревнования – форма социального взаимодействия, при которой имеется четко определенная цель, которая должна быть достигнута. Все действия различных людей соотнесены друг с другом с учетом этой цели таким образом, что они не вступают в конфликт с самим собой, придерживаясь установками другого игрока команды.

Уход – человек, находясь с другими людьми в одном помещении и выполняя вроде бы совместную деятельность, мысленно беседует с воображаемыми собеседниками, мечтает о своем. Это довольно обычная и естественная форма взаимодействия.

Времяпрепровождение, которое обеспечивает хотя бы минимум приятных ощущений, знаков внимания, поглаживания между людьми.

Устойчивое взаимодействие людей может быть обусловлено появлением взаимной симпатии, аттракции. Факторы, способствующие появлению аттракции: физическая привлекательность, сходство социального происхождения, сходство интересов, взглядов.

Такие формы социального взаимодействия как дружба и любовь удовлетворяют потребность людей в приятии. Дружба включает фактор симпатии и уважения; любовь отличается от дружбы усиленным сексуальным компонентом т. е. любовь = сексуальное влечение + симпатия + уважение.

Э. Берн исследовал такой тип социального взаимодействия как игра, манипуляция. Игра – искаженный способ взаимодействия, потому что все межличностные потребности человека преобразованы в одну – потребность контроля. Игры – нечестные взаимодействия, поскольку включают ловушки и расплаты.

 

Тема 7. Социальный контроль и девиация

 

Социальный контроль – система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.

Социология и психология всегда стремились вскрыть механизм овнутрения социального контроля.

Выделяют три типа процессов социального контроля:

      процессы, побуждающие индивидов к интернализации существующих социальных норм, процессы социализации семейного и школьного воспитания, в ходе которых происходит овнутрение требований общества – социальных предписаний;

      процессы, организующие социальный опыт индивидов, отсутствие гласности в обществе, гласность – форма контроля общества над поведением господствующих слоев и групп;

      процессы применения различных формальных и не формальных социальных санкций, специальные средства поощрения и наказания, побуждающие к соблюдению установленных норм.

Социальные санкции: формализованные и неформализованные. Формализованные санкции – это такие санкции, процедура применения которых регламентируется законами, инструкциями и другими официальными документами. Неформализованные санкции реализуются в ходе неформального общения людей.

Важным опосредствующим звеном социального контроля является групповой контроль. Выделяется два метода социального контроля: принуждение (воздействует только на внешние проявления отклонений в поведении индивида) и убеждение (самый демократичный и гуманный метод социального контроля), информирование и внушение (наиболее опасный способ социального контроля).

Социальное поведение, не соответствующее норме, рассматриваемое большинством членов общества как предосудительное и недопустимое, называется отклоняющимися от нормы, или девиантным. Девиантность не следует понимать как качество конкретного поведения.

Под девиантным поведением в узком понимании подразумеваются такие поведенческие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания.

Социальное взаимодействие и социальный контроль

Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие индивидов или групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей.

Взаимодействие - это любое поведение индивида или группы индивидов, имеющих значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом в данный момент и в будущем. Категория "взаимодействие" выражает характер содержания отношений между людьми. А также социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности общества имеет место взаимодействие, оно всегда социально по своему характеру, так как выражает связи между индивидами и группами индивидов; связи, опосредуемые целями, которые каждая из взаимодействующих сторон преследует.

Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона взаимодействия – это связи, независимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Субъективная сторона взаимодействия – это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это межличностные отношения, которые представляют собой непосредственные связи и отношения между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.

Механизм социального взаимодействия включает:

•    индивидов (совершающих действия);

•    изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями;

•    влияние этих изменений на других индивидов;

•    обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие.

Под влиянием П. А. Сорокина и Г. Зиммеля взаимодействие в его субъективной интерпретации было принято в качестве исходного понятия теории групп, а затем стало исходным понятием американской социологии. "Главное в социальном взаимодействии -содержательная сторона. Все зависит от индивидуальных и социальный свойств и качеств взаимодействующих сторон."

Повседневный опыт, символы и значения, которыми руководствуются взаимодействующие индивиды, придают их взаимодействию известное качество. Но в данном случае остается в стороне главная качественная сторона взаимодействия реальные социальные процессы и явления, которые выступают для людей в виде символов, значений, повседневного опыта.

Способ взаимодействия индивида с другими индивидами и социальным окружением в целом определяет "преломление" социальных норм и ценностей сквозь сознание индивида и его реальные действия на основе осмысления этих норм, а также ценностей.

Способ взаимодействия включает шесть аспектов:

1.   Передачу информации;

2.   Получение информации;

3.   Реакцию на полученную информацию;

4.   Переработанную информацию;

5.   Получение переработанной информации;

6.   Реакцию на эту информацию.

Социальный контроль – система процессов и механизмов, обеспечивающих поддержание социально-приемлемых образцов поведения и функционирования социальной системы в целом. Социальный контроль:

      осуществляется посредством нормативного регулирования поведения людей; и

      обеспечивает следование социальным нормам.

 

 

Тема 8. Массовые действия

 

Анализ социальных конфликтов будет неполным, если, хотя бы вкратце, не рассмотреть основные виды и формы протекания кон­фликта. В современных условиях, в сущности, каждая сфера об­щественной жизни порождает свои специфические виды социаль­ных конфликтов. Поэтому можно говорить о политических, нацио­нально-этнических, экономических, культурных и других видах конфликтов.

Политический конфликт — это конфликт по поводу распре­деления власти, доминирования, влияния, авторитета. Этот кон­фликт может носить скрытый или открытый характер, Одной из яр­ких форм его проявления в современной России является длящийся на протяжении всего времени после распада СССР конфликт между исполнительной и законодательной властью в стране в целом, а так­же в отдельных республиках и областях. На высшем уровне этот конфликт первоначально проходил по линии противостояния Прези­дента и Верховного Совета, глав республик и местных органов влас­ти, с одной стороны, и Советов народных депутатов всех уровней, с другой стороны. Этот конфликт вылился, как известно, в кровавые события октября 1993 года. Формой частичного разрешения этого конфликта являются выборы депутатов Федерального Собрания и референдум по принятию первой Конституции России. Однако объективные причины конфликта не устранены, и он перешел на новую стадию своего развития. Отныне он реализуется в новых формах про­тивостояния Президента и Федерального Собрания, а также исполнительной и законодательной власти в регионах.

Следует отметить, что в противостоянии исполнительной и за­конодательной власти нет ничего противоестественного. По самим условиям их бытия между ними заложены определенные противоречия целей и интересов. Однако это противоречие переходит в конфликт лишь при определенном стечении объективных и субъективных фак­торов. Пока социально-экономическая и политическая обстановка в России благоприятствует конфликтному сценарию развития событий. Важно понимать наличие этой тенденции и стремиться к смягчению условий протекания конфликтов, не допускать, чтобы он перерастал в насильственные действия той или другой стороны.

Информация о работе Лекции по "Социологии"