Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 22:02, курс лекций
Социология – это наука об обществе как целостной системе. Это наука о наиболее общих проблемах, специфических человеческих отношений и взаимосвязи явлений, изучаемых другими общественными науками. Объектом социологии является общество.
По мнению Э. Дюркгейма предметом социологии является общество как система и процессы, происходящие в ней.
Объективная сторона взаимодействия – это связи, независимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия.
Субъективная сторона взаимодействия – это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных экспектациях (ожиданиях) соответствующего поведения. Это межличностные отношения, которые представляют собой непосредственные связи и отношения между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.
Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов и, наконец, обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие.
Под влиянием Г. Зиммеля и особенно П. А. Сорокина взаимодействие в его субъективной интерпретации было принято в качестве исходного понятия теории групп, а затем стало исходным понятием и американской социологии.
Способ взаимодействия. Способ взаимодействия индивида с другими индивидами и социальным окружением в целом определяет «преломление» социальных норм и ценностей сквозь сознание индивида и его реальные действия на основе осмысления этих норм и ценностей. Способ взаимодействия включает 6 аспектов:
1) Передача информации
2) Получение информации
3) Реакция на полученную информацию
4) Переработка информации
5) Получение переработанной информации
6) Реакция на эту информацию.
Социальные отношения. Взаимодействие приводит к установлению социальных отношений. Социальные отношения – это относительно устойчивые связи между индивидами и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным статусам и ролям в общественных структурах.
Тема 6. Формы социального взаимодействия
Одной из общих форм социального взаимодействия выступает социальная группа, в которой поведение, социальный статус каждого члена в ощутимой степени обусловлены деятельностью и существованием других членов.
Направление взаимоотношений может быть: солидарным (стремления и усилия сторон находятся в согласии); антагонистичными (желания и усилия сторон находятся в конфликте); смешанным (стремления и желания сторон совпадают).
Можно выделить следующие типы взаимодействий:
Неорганизованные: отношения и ценности сторон находятся в аморфном состоянии, функции социальной позиции не определены.
Организованные: отношения сторон, их действия сложились в определенную структуру прав и обязанностей, функций и опираются на некую систему ценностей.
Сорокин, комбинируя различные типы интеракции (взаимодействие людей в группе, обществе.) выделяет следующие типы социального взаимодействия:
1. организованно-
2. организованно-солидарная (система интеракции основана на добровольном членстве.)
3. организованно-смешанная (система интеракции основана частично на принуждении, частично на добровольной поддержке, установившейся системой взаимоотношений и ценностей.)
Сорокин подчеркивает, что социальные взаимодействия выступают как социокультурные: одновременно протекают 3 процесса – взаимодействие норм, ценностей, стандартов, содержащихся в сознании человека и группы; взаимодействие конкретных людей и групп; взаимодействие материализированных ценностей общественной жизни.
Ритуальное взаимодействие – одна из распространенных форм взаимодействия, которое строится по определенным правилам, символически выражая реальные социальные отношения и статус человека в группе и обществе. Ритуал выступает как специальная форма социального взаимодействия, придуманная людьми для удовлетворения потребности в признании.
В структуре взаимодействия людей Э. Берн выделяет «Родитель», «Взрослый», «Дитя». Взаимодействие с позиции «Родитель» предполагает склонность к доминированию, к конкуренции, к проявлению власти и чувства высокой самоценности, к поучению других, к критичному осуждению других людей. Взаимодействие с позиции «Взрослый» предполагает склонность к равноправному сотрудничеству, к признанию за собой и другими равных прав и ответственности за исход взаимодействия. Взаимодействие с позиции «Дитя» склонность к подчинению, к поиску поддержки и защиты («послушное дитя»), бунту, непредсказуемым капризам («бунтующее дитя»).
Операции – вид взаимодействия осуществляется с позиции «Взрослый» - «Взрослый. С операциями мы встречаемся ежедневно. Это прежде всего взаимодействия на работе, учебе, а также приготовление пищи, ремонт квартиры.
Соревнования – форма социального взаимодействия, при которой имеется четко определенная цель, которая должна быть достигнута. Все действия различных людей соотнесены друг с другом с учетом этой цели таким образом, что они не вступают в конфликт с самим собой, придерживаясь установками другого игрока команды.
Уход – человек, находясь с другими людьми в одном помещении и выполняя вроде бы совместную деятельность, мысленно беседует с воображаемыми собеседниками, мечтает о своем. Это довольно обычная и естественная форма взаимодействия.
Времяпрепровождение, которое обеспечивает хотя бы минимум приятных ощущений, знаков внимания, поглаживания между людьми.
Устойчивое взаимодействие людей может быть обусловлено появлением взаимной симпатии, аттракции. Факторы, способствующие появлению аттракции: физическая привлекательность, сходство социального происхождения, сходство интересов, взглядов.
Такие формы социального взаимодействия как дружба и любовь удовлетворяют потребность людей в приятии. Дружба включает фактор симпатии и уважения; любовь отличается от дружбы усиленным сексуальным компонентом т. е. любовь = сексуальное влечение + симпатия + уважение.
Э. Берн исследовал такой тип социального взаимодействия как игра, манипуляция. Игра – искаженный способ взаимодействия, потому что все межличностные потребности человека преобразованы в одну – потребность контроля. Игры – нечестные взаимодействия, поскольку включают ловушки и расплаты.
Тема 7. Социальный контроль и девиация
Социальный контроль – система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.
Социология и психология всегда стремились вскрыть механизм овнутрения социального контроля.
Выделяют три типа процессов социального контроля:
процессы, побуждающие индивидов к интернализации существующих социальных норм, процессы социализации семейного и школьного воспитания, в ходе которых происходит овнутрение требований общества – социальных предписаний;
процессы, организующие социальный опыт индивидов, отсутствие гласности в обществе, гласность – форма контроля общества над поведением господствующих слоев и групп;
процессы применения различных формальных и не формальных социальных санкций, специальные средства поощрения и наказания, побуждающие к соблюдению установленных норм.
Социальные санкции: формализованные и неформализованные. Формализованные санкции – это такие санкции, процедура применения которых регламентируется законами, инструкциями и другими официальными документами. Неформализованные санкции реализуются в ходе неформального общения людей.
Важным опосредствующим звеном социального контроля является групповой контроль. Выделяется два метода социального контроля: принуждение (воздействует только на внешние проявления отклонений в поведении индивида) и убеждение (самый демократичный и гуманный метод социального контроля), информирование и внушение (наиболее опасный способ социального контроля).
Социальное поведение, не соответствующее норме, рассматриваемое большинством членов общества как предосудительное и недопустимое, называется отклоняющимися от нормы, или девиантным. Девиантность не следует понимать как качество конкретного поведения.
Под девиантным поведением в узком понимании подразумеваются такие поведенческие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания.
Социальное взаимодействие и социальный контроль
Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие индивидов или групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей.
Взаимодействие - это любое поведение индивида или группы индивидов, имеющих значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом в данный момент и в будущем. Категория "взаимодействие" выражает характер содержания отношений между людьми. А также социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности общества имеет место взаимодействие, оно всегда социально по своему характеру, так как выражает связи между индивидами и группами индивидов; связи, опосредуемые целями, которые каждая из взаимодействующих сторон преследует.
Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона взаимодействия – это связи, независимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Субъективная сторона взаимодействия – это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это межличностные отношения, которые представляют собой непосредственные связи и отношения между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.
Механизм социального взаимодействия включает:
• индивидов (совершающих действия);
• изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями;
• влияние этих изменений на других индивидов;
• обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие.
Под влиянием П. А. Сорокина и Г. Зиммеля взаимодействие в его субъективной интерпретации было принято в качестве исходного понятия теории групп, а затем стало исходным понятием американской социологии. "Главное в социальном взаимодействии -содержательная сторона. Все зависит от индивидуальных и социальный свойств и качеств взаимодействующих сторон."
Повседневный опыт, символы и значения, которыми руководствуются взаимодействующие индивиды, придают их взаимодействию известное качество. Но в данном случае остается в стороне главная качественная сторона взаимодействия реальные социальные процессы и явления, которые выступают для людей в виде символов, значений, повседневного опыта.
Способ взаимодействия индивида с другими индивидами и социальным окружением в целом определяет "преломление" социальных норм и ценностей сквозь сознание индивида и его реальные действия на основе осмысления этих норм, а также ценностей.
Способ взаимодействия включает шесть аспектов:
1. Передачу информации;
2. Получение информации;
3. Реакцию на полученную информацию;
4. Переработанную информацию;
5. Получение переработанной информации;
6. Реакцию на эту информацию.
Социальный контроль – система процессов и механизмов, обеспечивающих поддержание социально-приемлемых образцов поведения и функционирования социальной системы в целом. Социальный контроль:
осуществляется посредством нормативного регулирования поведения людей; и
обеспечивает следование социальным нормам.
Тема 8. Массовые действия
Анализ социальных конфликтов будет неполным, если, хотя бы вкратце, не рассмотреть основные виды и формы протекания конфликта. В современных условиях, в сущности, каждая сфера общественной жизни порождает свои специфические виды социальных конфликтов. Поэтому можно говорить о политических, национально-этнических, экономических, культурных и других видах конфликтов.
Политический конфликт — это конфликт по поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитета. Этот конфликт может носить скрытый или открытый характер, Одной из ярких форм его проявления в современной России является длящийся на протяжении всего времени после распада СССР конфликт между исполнительной и законодательной властью в стране в целом, а также в отдельных республиках и областях. На высшем уровне этот конфликт первоначально проходил по линии противостояния Президента и Верховного Совета, глав республик и местных органов власти, с одной стороны, и Советов народных депутатов всех уровней, с другой стороны. Этот конфликт вылился, как известно, в кровавые события октября 1993 года. Формой частичного разрешения этого конфликта являются выборы депутатов Федерального Собрания и референдум по принятию первой Конституции России. Однако объективные причины конфликта не устранены, и он перешел на новую стадию своего развития. Отныне он реализуется в новых формах противостояния Президента и Федерального Собрания, а также исполнительной и законодательной власти в регионах.
Следует отметить, что в противостоянии исполнительной и законодательной власти нет ничего противоестественного. По самим условиям их бытия между ними заложены определенные противоречия целей и интересов. Однако это противоречие переходит в конфликт лишь при определенном стечении объективных и субъективных факторов. Пока социально-экономическая и политическая обстановка в России благоприятствует конфликтному сценарию развития событий. Важно понимать наличие этой тенденции и стремиться к смягчению условий протекания конфликтов, не допускать, чтобы он перерастал в насильственные действия той или другой стороны.