Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 22:02, курс лекций
Социология – это наука об обществе как целостной системе. Это наука о наиболее общих проблемах, специфических человеческих отношений и взаимосвязи явлений, изучаемых другими общественными науками. Объектом социологии является общество.
По мнению Э. Дюркгейма предметом социологии является общество как система и процессы, происходящие в ней.
6. Эстетические нормы, закрепляющие представления о прекрасном и безобразном.
Отклонение от норм наказывается при помощи санкций. Санкции могут быть позитивными и негативными. Позитивные санкции представляют собой награду или поощрение за соответствие поведения общественно одобряемым стандартам. Следовательно, позитивные санкции стимулируют следование нормам. Негативные санкции – это наказания, которые направлены на то, чтобы исключить девиантное поведение или, по крайней мере, уменьшить его вероятность.
Санкции могут быть также жесткими и мягкими, прямыми и косвенными. Ярким примером жесткой прямой санкции может служить наказание за уголовное преступление.
Санкции по своему характеру неоднородны. Так, позитивные санкции могут иметь форму материального (финансового) поощрения, похвалы или одобрения, предоставления каких-то возможностей и т.д. Негативные санкции могут осуществляться при помощи штрафа, тюремного заключения, словесного осуждения, уклонения от контактов и изоляции нарушившего нормы индивида, физических наказаний и т.п. Очевидно, что все эти разновидности неравноценны и принадлежат к разным сферам взаимодействия.
Существуют различные точки зрения на санкции. С одной стороны, санкции могут рассматриваться как способы внешнего принуждения. Этой точки зрения придерживается теория социального конфликта. С другой стороны, существует мнение, что санкции итернализируются индивидом, то есть принимаются им как свои собственные. А, следовательно, индивид стремится контролировать свое поведение, ожидая от других поощрения или наказания.
Нормы приобретаются в процессе социализации и интернационализации.
Тема 22. Социальные неравенства и социальная стратификация.
Исторические типы стратификации
Неравенство характеризует неравномерное распределение между индивидами и группами дефицитных ресурсов общества. Существует 4 дефицитных ресурса: власть, собственность, образование и престиж.
Социальная стратификация – расположение индивидов и групп в иерархическом порядке по слоям иди стратам, по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже.
Есть 2 направления неравенства:
1. Функциональное. С точки зрения функционалистов неравенство появляется, так как общество, будучи систематично награждает более ценные элементы (социальные группы) дефицитными благами. И по этому поводу в обществе существует консенсус. Противниками этой точки зрения выступают Льюис Козер, Ральф Дерендорф – основоположники конфликтного неравенства.
2. Конфликтное. Р. Дерендорф и Л. Козер считают, что неравенство существует потому, что одни индивиды и группы захватывают власть и диктуют свои условия оставшейся части общества.
Карл Маркс первым пытался объяснить природу социальной стратификации. B каждом обществе образуется два онтологичного класса, выделяя только экономический фактор. Остальные рассмотрел Макс Вебер и выделил 3 изменения: измерение-класс (экономическое положение человека), измерение-статус (престиж) и измерение-партия (власть).
Питирим Сорокин считает невозможным выделять одни критерии стратификационного отличия и выделяет три группы признаков:
Существует три базисных критерия: политический, экономический и профессиональный.
Понятие «стратификация» происходит от латинского stratum (настил, слой) и fасеге (делать). Любое общество можно представить как особым образом организованное неравенство между различными социальными слоями и о6щностями. Под социальной стратификацией понимаются «структурные неравенства между различными группами людей» (Э. Гидденс). В обществе индивиды и coциaльные группы «выстраиваются» в определенной иерархической последовательности. B зависимости от того, какие признаки социального ранжирования считаются наиболее важными, выделяются различные типы стратификации. Так, например, американский социолог П. Сорокин предлагал для описания стратификации использовать экономические, политические и профессиональные критерии.
Исторические типы стратификации.
Стратификация, то есть неравенство в доходах, власти, престиже и образовании, возникла вместе c зарождением человеческого общества. В зачаточной форме она обнаружена уже в простом (первобытном) обществе. C появлением раннего государства – восточной деспотии – стратификация ужесточается, а по мере развития европейского общества, либерализации нравов стратификация смягчается. Сословный строй свободнее кастового и рабства, a пришедший на смену сословному классовый строй стал еще более либеральный.
Рабство – исторически первая система социальной стратификации: Рабство возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и сохранилось в ряде регионов практически до настоящего времени. Оно существовало в США еще в ХIХ в. Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая c полным бесправием и крайней степенью неравенства. Оно исторически эволюционировало. Примитивная форма, или патриархальное рабство, и развитая форма, или классическое рабство, существенно различаются. B первом случае раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме c хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать. На зрелой стадии раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Разрешалось убивать его. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина («говорящим орудием»).
Так рабство превращается в рабовладение. Когда говорят o рабстве как об историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию.
Касты. Как и рабство, кастовый строй характеризует закрытое общество и жесткую стратификацию. Индия – классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого строя в первые века новой эры.
Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно рождению. Он не может перейти из одной касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение человека закреплено индусской религией. Согласно ее канонам, люди проживают больше, чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни.
Всего в Индии 4 основных касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие и крестьяне) – и около 5 тыс. неосновных каст и подкаст. Особо стоят неприкасаемые (отверженные) – они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию. B ходе индустриализации касты заменяются классами. Индийский город все больше становится классовым, a деревня, в которой проживает 7110 населения, остается кастовой.
Сословия. Формой стратификации, предшествующей классам, являются сословия. B феодальных обществах, которые существовали в Европе c IV по XIV в., люди разделялись на сословия. Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Классическим о6разцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV–ХV вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). А в X–XIII вв. главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. B России со второй половины XVII1 в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности.
Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарством).
Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. B противоположность кастам межсословные браки вполне допускались, допускалась и индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив y правителя специальное разрешение. Купцы за деньги приобретали дворянские титулы. B качестве пережитка подобная практика частично сохранилась и в современной Англии.
Тема 23. Критерии стратификации.
Системы стратификационных современных обществ
Понятие «стратификация» происходит от латинского stratum (настил, слой) и facere (делать). Любое общество можно представить как особым образом организованное неравенство между различными социальными слоями и общностями. Под социальной стратификацией понимаются «структурные неравенства между различными группами людей» (Э. Гидденс). B обществе индивиды и социальные группы «выстраиваются» в определенной иерархической последовательности. B зависимости от того, какие признаки социального ранжирования считаются наиболее важными, выделяются различные типы стратификации. Так, например, американский социолог П. Сорокин предлагал для описания стратификации использовать экономические, политические и профессиональные критерии. M. Вебер в качестве стратификационных критериев предлагал использовать такие индикаторы, как: богатство, престиж и власть. T. Парсонс выделяет три группы социально-дифференцирующих признаков. Первую составляют «качественные характеристики» индивидов, принадлежащие им от рождения. K ним относятся пол, этническая принадлежность, родственные связи, врожденные способности и др. Ко второй группе, характеризующей «исполнение роли», он относил различные виды профессиональной деятельности. B третью группу, обозначенную как «обладание», были включены материальные и духовные ценности, собственность, богатство, которыми владеет индивид. Соответственно, первое место может принадлежать тем или иным группам признаков. Например, в традиционных обществах более высокое положение могут занимать группы, состоящие из лиц, принадлежащих к одной расе, клану, роду. Положение в современном обществе в большей степени определяется богатством, уровнем образования, профессионального статуса.
Значительное распространение получила теория Д. Треймана, основанная на анализе 85 исследований o престиже профессий, проведенных в 35 странах. Он пришел к следующим выводам. Во-первых, практически во всех современных обществах схожие социальные потребности обусловливают примерно однородное разделение труда. Во-вторых, разделение труда порождает неравное распределение власти и ресурсов. В-третьих, обладание властью означает и определенные привилегии. B-четвертых, наиболее высоко ценятся профессии, связанные c властью и привилегиями.
Социальная структура современного российского общества как система групп и слоев (по T. И. Заславской).
Современные представления o факторах, критериях и закономерностях стратификации российского общества позволяют выделить слои и группы, различающимся как социальным статусом, так и местом в процессе реформирования российского общества. Согласно принятой академиком T.И. Заславской гипотезе, российское общество состоит из четырех социальных слоев: верхнего, среднего, базового и нижнего, a также десоциализированного «социального дна». Под верхним слоем понимается, прежде всего, реально правящий слой, выступающий в роли основного субъекта реформ. K нему относятся элитные и субэлитные группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяют факт нахождения y власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформ.
Второй слой назван средним, во-первых, c учетом его положения на социальной шкале и, во-вторых, потому что он является зародышем «среднего слоя» в западном понимании этого термина. Правда, большинство его представителей не обладают ни обеспечивающим личную независимость капиталом, ни уровнем профессионализма, отвечающим требованиям постиндустриального общества, ни высоким социальным престижем. К тому же пока этот слой слишком малочислен, чтобы служить гарантом социальной стабильности. Однако полноценный средний слой в России может сформироваться лишь на основе социальных групп, образующих сегодня соответствующий протослой. Это мелкие предприниматели, полупредприниматели, менеджмент средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные специалисты и рабочие.
Базовый социальный слой очень массивен. Он охватывает более двух третей российского общества. Его представители обладают средним профессионально-
K базовому слою относится основная часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), служащие из технического персонала, работники массовых профессий торговли и сервиса, a также большая часть крестьянства. Хотя социальный статус, менталитет, интересы и поведение этих групп различны, их роль в переходном процессе достаточно сходна. Это, в первую очередь, приспособление к изменяющимся условиям c целью вы жить и по возможности сохранить достигнутый статус.
Структура и функции нижнего слоя, замыкающего основную, социализированную часть общества, представляются наименее ясными. Отличительными чертами его представителей являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода. В основном этот слой состоит либо из пожилых, малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, не заработавших достаточных пенсии, либо из тех, кто не имеет профессий, a нередко и постоянного занятия, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов межнациональных конфликтов. Определить данный стой можно на основе таких признаков, как очень низкий личный и семейный доход, низкий уровень образования, занятие квалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы.