Лекции по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 22:02, курс лекций

Краткое описание

Социология – это наука об обществе как целостной системе. Это наука о наиболее общих проблемах, специфических человеческих отношений и взаимосвязи явлений, изучаемых другими общественными науками. Объектом социологии является общество.
По мнению Э. Дюркгейма предметом социологии является общество как система и процессы, происходящие в ней.

Файлы: 1 файл

Социология. Лекции.doc

— 462.00 Кб (Скачать)

Типы обществ по Спенсеру:

1.   По степени интеграции: простые, сложные, вдвойне сложные.

2.   По уровням развития: военные (наличие единой системы веры, доминирование коллективных целей, жесткая организация и система принуждения), индустриальные (доминирование экономической системы, многообразие систем веры, демократические принципы).

Социальное развитие Спенсер мыслит как движение от военных к индустриальным обществам.

Эмиль Дюркгейм (1858–1917) предлагал опираться на социальные факты и изучать их статистически. Под ними он понимал коллективные привычки, традиции, обычаи, правила поведения, обряды. Главным, что сплачивает общество, он считал социальную солидарность, а силой, создающей общественное целое, – разделение труда. Солидарность покоится на коллективном сознании – совокупности общих верований и чувств, которые отражает характер народа, его идеалы и традиции.

Разделение труда вносит разнообразие, и чем оно больше, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Символ обмена – договор. Обмен предполагает, что 2 человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация.

В примитивном обществе, основанном на механической солидарности, личность не принадлежит себе и поглощается коллективом. В развитом обществе, основанном на органической солидарности, личность и коллектив дополняют друг друга.

Макс Вебер (1864-1920) превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию. Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием.

Методы социологического исследования по Веберу:

1.   Статистика.

2.   Поиск и изучение мотивов, которые могут раскрыть содержательную часть явлений.

Но как выявить мотивы? Надо поставить себя на место изучаемого объекта. Так Вебер подошел к теории социального действия, выделив 4 его типа:

1)   целерациональное;

2)   ценностно-рациональное;

3)   традиционное;

4)   эффективное.

Только первые два Вебер относил к социологии и называл осознанными. Идеи Вебера пронизывают всю современную социологию, составляя ее фундамент.

Современные западные теории

В течение 20 века западная социология претерпела значительную эволюцию и к настоящему времени представляет собой сложную систему идей, концепций, теорий и методов. Социология Запада в процессе развития прошла ряд своеобразных «точек роста», которые правомерно рассматривать как революции парадигмального порядка.

Происхождение термина «парадигма» связано с исследованием американским историком Томасом Куном характера изменений в науке. Согласно Куну, парадигмы - это общие способы видения мира, база, на основании которой определяется, какого рода научные теории являются приемлемыми для исследований.

Все социологические теории делятся на 2 группы:

1.      Макросоциологические           парадигмы,           которые           рассматривают функционирование    общества    как    единого    целого:    функционализм    и конфликтная социология.

2.      Микросоциологические парадигмы, в которых основное внимание направлено на    изучение    человеческого     поведения     как     социального    действия: символический       интеракционизм,       теория       обмена,       феноменология, этнометодология.

 

Важным этапом истории функционалистских представлений в социологии стал американский структурный функционализм в лице Толкотта Парсонса и Роберт Мертона. Они предложили рассматривать общество как целостную систему, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях друг с другом.

Роберт Мертон выделил 3 основных постулата функционального анализа:

1)  Функционального единства общества.

2)  Универсального функционализма (все общественные явления функциональны).

3)   Необходимости.

Наряду с понятием функции он ввел понятие дисфункции, относя его к последствиям деятельности любого социального института, которые препятствуют сохранению общества.

Большим влиянием долгое время пользовалась концепция Т. Парсонса, который стремился обосновать центральную идею своего учения – идею социального порядка, при котором над конфликтом доминирует согласие, консенсус. Ключ ко всей концепции Т. Парсонса – категория равновесия, т. к. общество может существовать и сохраняться только в равновесии. Условия сохранения равновесия:

 

1.      Адаптация – приспособление к окружающей среде (осуществляет экономика);

2.      Целеполагание  –  формирование   целей  и  мобилизация  ресурсов  для  их достижения (политика);

3.      Интеграция – поддержание внутреннего единства, пресечение отклонений (право и культура);

4.      Поддержание образца – обеспечение внутренней стабильности равновесия (институты социализации: семья, школа, церковь).

Парсонс приходит к выводу, что связывает общество не экономические отношения, а то, что делает возможным существование этих отношений: общность ценностей людей и взаимное соблюдение правил социального поведения.

Критика структурного функционализма способствовала созданию современных конфликтных парадигм, которые акцентируют внимание на неоднородность в обществе. Все конфликтологические направления рассматривают общество как единое целое, но исходят из того, что в нем есть группы людей с разными интересами.

Юрген Хабермас считает, что задача социальной теории состоит в критике современного общественного устройства, его идеологии. Социальная структура состоит из многих групп, которые имеют разные, а не только экономические интересы.

Ральф Дарендорф утверждает, что в основе конфликтов лежат не экономические причины, а стремление людей к перераспределению власти. Доминирование и власть свойственны всем сложным сообществам. В результате возникает множество групп, борющихся между собой за власть. Конфликты постоянны и неизбежны.

Сторонники макросоциологических парадигм анализируют общество в целом, а микросоциологические парадигмы сосредотачиваются на том, как люди в своей деятельности и в процессе общения создают и изменяют общество.

Джордж Герберт Мид, основоположник символического интеракционизма. С его точки зрения, поведение человека является социальным. Причем люди одновременно и создают социальную среду, и находятся под ее воздействием. Они взаимодействуют с помощью символов, без которых не может быть ни человеческого общения, ни общества. Чтобы общение продолжалось, каждый вовлеченный в него должен поставить себя на место партнера.

Герберт Блумер, сторонник символического интеракционизма. Положения:

1.   Человеческая деятельность осуществляется на основании значений, которые люди придают предметам и событиям;

2.   Эти значения есть продукт взаимодействия между индивидами;

3.   Значения   являются   результатом   интерпретации   символов,   окружающих каждого индивида.

Интеракционисты подчеркивают свободу в выборе человеческого действия. Некоторые социологи называют символический интеракционизм «теорией действия».

Теории обмена трактуют социальное действие как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать свою выгоду и минимизировать затраты.

Джордж Хоманс, один из основателей данной теории, выдвигает 5 постулатов:

1.   Постулат успеха: чем чаще действия человека одобряются, тем вероятнее их воспроизведение;

2.   Постулат стимула: если стимул привел к успешному действию, то в случае повторения стимула человек будет стремиться воспроизвести действие;

3.   Постулат  ценности:   чем   более  ценен  результат  действия,   тем   большая вероятность его воспроизведения человеком;

4.   Постулат насыщения-голодания: чем регулярнее вознаграждается поступок человека, тем менее он начинает ценить каждое последующее вознаграждение;

5.   Постулат агрессии-одобрения: если действие не вызовет вознаграждения, то человек будет демонстрировать агрессивное поведение, и наоборот.

Феноменология (Эдмунд Гуссерль, Альфред Шюц) основное внимание останавливает на внутренней работе человеческого сознания. Она не объясняет причины человеческого поведения. Индивиды познают окружающий мир с помощью чувств. Они группируют его в явления, а затем классифицируют свой чувственный опыт в виде предметов. Люди воспринимают мир через типизации (дерево, футбольный матч...), передают через общение. В итоге каждый человек создает запас «знания здравого смысла», который разделяют все члены общества.

Термин «этнометодология» ввел Гарольд Гарфинкель. Этот термин означает методы, которые используют люди, конструируя социальный мир. Вступая во взаимодействие, индивид уже имеет представление о том, как оно должно или будет протекать.

 

 

4. История развития социологической мысли в России

 

1.      Легальный марксизм – выражение либеральной буржуазной мысли России конца 19 – начала 20 вв.

   Представители легального марксизма П. Струве, М. Туган-Барановский, а также Н. Бердяев и С. Булгаков в своих трудах обосновали объективный и закономерный характер развития капитализма в России, его неизбежность. Речь шла о:

      капиталистическом рынке,

      конкуренции,

      реорганизации производства (технической),

      реорганизации классов (буржуазии и рабочего класса) и их роли в обществе.

   «Легальные марксисты» придерживались позиций буржуазного эволюционизма: совершенствование капитализма путём социальных преобразований.

   Компромисс – универсальная форма разрешения противоречий между классами, политическими партиями. «Развитие демократии есть высшая школа компромисса» (П. Струве).

   Классы в представлении Туган–Барановского – понятие, применимое лишь в сфере экономики. Отвергал марксистское учение о классовой борьбе, определяющей потребности и интересы людей. По его мнению, социалистическое общество, его хозяйство не лишится стихийно регулируемого рынка.

   В работах Струве и Туган–Барановского фактический материал обобщался и анализировался на основе марксистской методологии. Авторы обосновывали свои философско–социологические взгляды с помощью неокантианства:

      основополагающее и руководящее начало в жизни людей – «надысторические» духовные ценности (прежде всего моральные);

      прогресс общества определяется развитием культурных ценностей человечества.

2.      Воззрения М. М. Ковалевского восходят к социологии О. Конта. Социология, по мнению Ковалевского, – наука об организации и эволюции человеческого общества.

   Эволюционистская концепция Ковалевского:

      закономерный характер развития общества;

      поступательность исторического процесса;

      социальная преемственность (знания, опыт, культура передаются и развиваются от одной эпохи к другой).

   Эволюционируют как отдельные области общественной жизни и социальные институты, так и общество в целом.

   Мировоззренческий и методологический смысл социологического плюрализма М. Ковалевского: фактом общественного развития (экономическим, политическим и т. д.) не придётся постоянного решающего значения. Каждый из них может выйти на первый план в зависимости от ситуации.

   Проявление плюрализма Ковалевского – положительное положение ко многим школам и направлениям: позитивизму О. Конта, историко-сравнительному методу, биологической школе (органическая теория общества), психологической школе.

   Теория общественного прогресса («ядро социологии Ковалевского»):

      основной закон социологии – закон прогресса;

      задача социологии – раскрыть перемены, в которые вылился прогресс, и причины, которыми прогресс обусловлен;

      «все народы участвуют в мировом прогрессе», который приведёт их к объединению в «мировое солидарное общество».

 

 

Тема 5. Структура и понятие социального действия. Социальное взаимодействие

 

Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие индивидов или групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей.

Взаимодействие – это любое поведение индивида или группы индивидов, имеющих значение

для других индивидов и групп индивидов или общества в целом в данный момент и в будущем.

Независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности общества имеет место взаимодействие, оно всегда социально по своему характеру, так как выражает связи между индивидами и группами индивидов; связи, опосредуемые целями, которые каждая из взаимодействующих сторон преследует.

Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны.

Информация о работе Лекции по "Социологии"