Лекции по "Социально культурной деятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 08:52, курс лекций

Краткое описание

Тема 3. Зарождение досуговых форм социальной организации человека в древнем мире
Тема 4. Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.
Тема 5. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена
...
Тема 12. Социально-культурная деятельность в современной России

Файлы: 1 файл

Лекции СКД.doc

— 716.50 Кб (Скачать)

Известна характеристика человека в условиях досуга, данная Далем. У него человек «досужий - умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела, или мастер на все руки Постепенный переход понятия «досуг» к более позднему значению практически до начала XX века выглядел как достижение, способность, возможность человека проявить себя в свободное от работ время.

Издревле досуг рассматривался как цель и способ удовлетворения разнообразных потребностей, в том числе эстетических и художественных. Следовательно, виды деятельности оказываются важными не столько для общества, сколько для личности. Они представляют собой образования, которые надстраиваются над основными видами деятельности, считающимися первостепенными, то есть базисными. При этом не исключено, что на определенных этапах истории какие-то виды деятельности могут стать базисными. Об этом свидетельствует, например, переход от ценностей средневековой культуры к ценностям культуры Нового времени, когда появились различные виды интеллектуальной и художественной деятельности не являющиеся таковыми на ранних этапах истории.

Если рассматривать  досуг с позиций жизни общества, то он важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребности личности в радости, удовольствиях и т.д. Постепенно познавая возможности досуга, способствующего укреплению социального целого, на ранней стадии развития цивилизации были официально установлены, прежде всего, такие формы, как праздники и обряды, ставшие общезначимыми, то есть одинаково важными для всех членов общества.

В России досуг никогда  не являлся праздным времяпрепровождением. Досуг как пространство всегда наполнялся разнообразным содержанием, вызванным необходимостью личности решать те или иные культурные задачи. Поэтому понять смысл досуга и выявить его функции в принципе возможно лишь в том случае, если проникнуть в его функциональные особенности, выявить тип культуры, в котором функционируют разные формы досуга.

Для истории России характерно то, что на разных ее этапах происходил радикальный разрыв с культурным опытом предшествующих поколений, отход не только от отдельных традиций, но и от культуры в целом. Это во многом объясняет, почему государство становится регулятором исторического процесса, решающей силой как общества, так и личности.

Структура государственного устройства определяет ценностно-ориентированную базу культуры. Следовательно, чем более самоценной становилась жизнь личности, не сводимая к утилитарным видам деятельности, тем больше оснований говорить о культурном досуге. При этом под последним понимается не просто свободное, т.е. праздное время, а время для осуществления значимых для личности, для ее самореализации форм деятельности.

Культурно-досуговая  деятельность становится частью конкретной исторической программы развития личности, что создает предпосылки для ее интеграции с производственной средой. В реальности досуг становится все более регламентируемым и контролируемым типом деятельности и наполняется все более разнообразными ее формами, которые постепенно становятся взаимозависимыми. Это позволяет организовывать систематическое и целенаправленное создание условий для формирования конкретно-исторической модели личности и уклада ее жизни. Под моделью личности понимается идеал, образец, комплекс определенных свойств и черт, заставляющих последнюю воспринимать общественное мнение как должное. Для общества это укрепление определенного типа внутренних социальных связей между народностями, населяющими страну, между отдельными группами и слоями населения. Создание эстетически организованной среды, оказывающей воздействие на человека в условиях досуга, является одним из элементов социальной политики.

Культурно-досуговая  деятельность является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социально-культурной среды, окружающей его. В культурно-досуговой деятельности, как правило, слитно присутствуют моменты преобразования, познания и оценки.

Культурно-досуговая  деятельность является также важным фактором реализации ведущих принципов  демократии: гласности, свободы слова, раскрепощенного сознания. Здесь обеспечиваются подлинный плюрализм и состязательность идей, возможность высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Культурно-досуговая  деятельность есть процесс создания, распространения и умножения  духовных ценностей.

Рассмотрение сущностных характеристик культурно-досуговой деятельности подводит к необходимости выяснения ее предмета, определению ее границ. Учитывая, что объект - посетитель учреждения культуры или человек, занимающейся домашним досугом, представляет собой сложную, противоречивую личность, обладающую только ей присущими мировоззренческими, психологическими, нравственными и эстетическими качествами, умениями и навыками, культурна досуговая деятельность дополняет, гармонизирует ее жизнь как с точки зрения физической, так и духовной.

Создание сети учреждений культуры - от дворцов культуры - гигантов до автоклубов - можно без преувеличения считать достижением культурной политики государства. При всех издержках гипер-трофированной заидеологизированности клубной работы, бессмысленных финансовых затратах на помпезную показуху, диктате и порой некомпетентности руководства со стороны властей и т.д., в стране удалось создать уникальную систему бесплатных общедоступных культурных услуг населению. В клубных учреждениях каждый независимо от возраста, доходов, национальности, профессии мог обучаться художественному творчеству, организованно проводить свой досуг, самореализовываться, проявлять инициативу (правда, в регламентированных сверху рамках).

В клубных учреждениях  сформировалась уникальная школа художественного образования детей и взрослых. Государство создало» содержало и систему учебных заведений по подготовке квалифицированных специалистов для клубов. В клубной практике было сделано немало перспективных открытий - и в клубной педагогике, и клубной драматургии, и др.

Прежде всего, выиграла провинция, где у клубных учреждений куда меньше конкурентов в лице театров, библиотек, музеев, Дома культуры и клубы по сей день остаются центрами самой массовой, общедоступной, демократичной досуговой деятельности, позволяющей людям реализовать свои интересы и увлечения, свои творческие потенции, приобщаться к культуре (пока - бесплатно или за очень низкую плату). И очень важно сохранить эту возможность, не растерять традиций, не обесценить их, подменив только играми и развлечениями.

Обновляя и перестраивая сегодняшнюю клубную работу, обогащая палитру клубных форм, нельзя допустить, чтобы свобода творчества обернулась вседозволенностью, невежеством и торжеством низкопробного дилетантизма, чтобы коммерциализация уничтожила суть клубной жизни.

Однако статистика свидетельствует  о растущей востребованности клубных учреждений. Число людей, связанных с клубом постоянно и при этом не только как потребители того, что подготовлено клубными штатными работниками, но и как активные созидатели, медленно, но растет. Хотя одновременно продолжается сокращение клубной сети.

Клубы, Дома культуры и  библиотеки относятся к той категории  учреждений культуры, которые во многом определяют культурную жизнь России. Об этом убедительно говорят цифры. В 2006 году в 54 836 учреждениях культурно-досугового типа функционировало 370 тыс. 163 кружка, студии, секции.

В 2006 году общее число  посетителей платных программ учреждений культурно-досугового типа- 160 млн. 235 тыс. человек. Число участников клубных формирований приближалось к 5 млн. человек.

Если суммировать число  посетителей только платных клубных  мероприятий (большинство же населения  посещает и бесплатные, которые статистикой не учитываются) и число участников клубных формирований, т.е. людей, постоянно вовлеченных в культурную активную деятельность, то, по самым приблизительным подсчетам, с  клубом постоянно связано более 90 млн. человек.

 

Клубные услуги

 

 

2005

2006

Число клубных  формирований учреждений Министерства культуры 

334

431

343

067

Число культурно-досуговых  мероприятий (тыс.)

6889

7204


 

 

Востребованность клуба, особенно в провинции, растет, о чем свидетельствует статистика. И это несмотря на постоянное сокращение сети клубных учреждений и неудовлетворительное состояние их материально-технической базы.

В России с 1999 по 2006 год  постоянно в системе МК РФ сокращалось  по 58 учреждений культуры в год. В  то время как в 1990-1999 годы было потеряно 684 клубных учреждения Министерств  культуры Российской Федерации (в 1992-1993 гг. - 767, в 1991 1998 гг.- 814). Можно предполагать, что резервы сокращения исчерпаны.

В то же время 38,5% зданий клубных учреждений, находящихся в ведении МК РФ, - в неудовлетворительном состоянии, 2418 зданий - аварийные. Печальное первенство здесь принадлежит Алтайскому краю, Дагестану, Ингушетии, северным регионам и Москве. В столице возводятся грандиозные торговые культурно-развлекательны центры-дворцы «Щукино», «Строгино», дорогостоящие монументы но по состоянию своих культурно-досуговых учреждений она почт; на равных с Ямало-Ненецким АО. В Москве в неудовлетворительно! состоянии находится 60,9% зданий (для сравнения: в Санкт-Петербурге -15,7%).

Лучше других обстоят  дела с материально-технической  базой Саратовской области, где  всего 4,7% зданий в неудовлетворительно* состоянии, и Новгородской области (8,1%).

Положительное явление - количественный рост штатного обеспечения  отрасли. Видимо, сыграли роль и общая  безработица, когда людей стала привлекать и малооплачиваемая клубная работа, и рост потребности в клубных формированиях: после длительного общего психологического шока люди адаптируются к новым условиям жизни, возвращаются к занятиям творчеством, к клубному общению.

 

 

Специалисты учреждений культурно-досугового типа Минкультуры, 2006 год

 

 

Всего

В том числе на селе

%  от  общего  числа

Число учреждений

52 279

47 350

93

Специалисты культурно-досуговой деятельности

144 864

96 059

66


 

 

Специалисты культурно-досуговой  деятельности

 

 

2004

2005

2006

Учреждения всех ведомств

146 763

159 437

164 407

Учреждения Министерства культуры РФ

128 789

139514

144 864


 

В основном эти специалисты, обучавшиеся в вузах и колледжах  культуры и искусств, получили подготовку как руководители художественной самодеятельности и чаще всего именно в этих коллективах находят применение. Тут налицо прямая взаимосвязь с количественным ростом клубных формирований самодеятельного художественного творчества. Именно взаимосвязь, наличие специалистов обусловило появление и жизнеспособность коллективов; в свою очередь, рост интереса к занятиям творчеством диктует спрос на руководителей.

 

 

Самодеятельное  художественное творчество в зеркале  статистики

По  традиции  больше  половины  участников   самодеятельных коллективов составляют дети (в системе  МК РФ - 64,6%). (Если прибавить к среднестатистическим» детям 16-18-летних подростков, то процент намного вырастет). При этом 73,8% от общего числа формировании самодеятельного народного художественного творчества составляют детские коллективы.

Вот проблема: давно уже заявившая о себе художественная самодеятельность в России в основном детско-подростковая. Это диктует особый подход к подготовке клубных кадров, обеспечению их репертуаром.

 

 

 

 

Клубные формирования учреждений всех ведомств

Наименования  показателей

Учреждения  культурно-досугового типа всех   ведомств

2005

2006

Число клубных формирований

370 163

+ 7290

Из общего числа - формирования самодеятельного народного творчества

264 305

+ 9681

Число участников в клубных  формированиях

5 982 370

+ 56 781

Из общего числа участников в клубных формированиях - участники в формированиях народного творчества

3 467 704

+ 97 783


 

Клубные формирования учреждений Минкультуры РФ

Наименования  показателей

Учреждения культурно-досугового типа МК

2005

2006

Число учреждений культурно-досугового типа

52 279

-58

Число клубных формирований

343 067

-8636

Из общего числа - формирования самодеятельного народного творчества

245 814

-10 144

Число участников в клубных  формированиях

5 193 820

- 93 841

Из общего числа участников в клубных формированиях - участники в формированиях народного творчества

3 036 940

- 99 682

Информация о работе Лекции по "Социально культурной деятельности"