Менеджмент в социально-культурной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель - изучить менеджмент в социально-культурной сфере, рассмотреть его особенности в настоящее время.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы социально-культурной сферы.
2. Исследовать особенности менеджмента в социально-культурной сфере.
3. Выявить основные средства и методы управления социально-культурной деятельности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………......3
1. Теоретические основы социально-культурной деятельности………6
1.1 Сущность социально-культурной сферы………………………….6
1.2 Основы социально-культурного менеджмента…………………..18

2. Практика социокультурного менеджмента………………………......27
2.1 Механизмы управления социально-культурной деятельности....27
2.2 Профессиональные компетенции социокультурного менеджера.32
Заключение……………………………………………………………………43
Список использованных источников…………………………….………….45

Файлы: 1 файл

Федеральное государственное автономное.docx

— 85.40 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Гуманитарный институт

Кафедра рекламы и социально-культурной деятельности

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

«Менеджмент в социально-культурной сфере»

 

 

 

Руководитель 14.09.2012г __________________

 

Студент 14.09.2012г   _______________ Черкасова М.А.

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………......3

 

1.

Теоретические основы социально-культурной деятельности………6

    1. Сущность социально-культурной сферы………………………….6
    2. Основы социально-культурного менеджмента…………………..18

  

 
       

2.

Практика социокультурного менеджмента………………………......27

2.1 Механизмы управления социально-культурной деятельности....27

2.2 Профессиональные компетенции социокультурного менеджера.32

 

 

Заключение……………………………………………………………………43

 

Список использованных источников…………………………….………….45

 
   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Данная исследовательская работа затрагивает области развития менеджмента в социально-культурной сфере.

Менеджмент - управленческая деятельность в условиях рыночной экономики. В этом его главная особенность. Он представляет собой систему профессионально организованных технологий управления деловой активностью в условиях рыночных отношений. Менеджмент имеет место практически во всех сферах жизнедеятельности общества (коммерческом и некоммерческом бизнесе, политике, науке, образовании, конфессиональной активности и т. д.). В данной работе рассматривается менеджмент в социально-культурной сфере.

Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что менеджмент в сфере культуры все в большей степени становится своеобразным фундаментом  социально-культурной деятельности. Именно этим и определяются практический смысл и значение учебных материалов и курсов, посвященных менеджмент-технологиям, ориентированным на данную область применения.

Технология, т. е. конкретные способы осуществления менеджмента, зависят от социально-экономического развития общества и конкретной сферы, информационного обеспечения, действующего законодательства и целого ряда других факторов.

Главная особенность менеджмента  в социально-культурной сфере заключается  в том, что деньги в этой сфере  зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности.

Также еще более очевидно другое обстоятельство - нарастание требований к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы. Переход от сугубо административно-распределительной технологии управления сферой к все более широкому использованию экономических методов, от чисто дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за бюджетные средства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств, хозяйственная самостоятельность - все это радикально меняет требования к профессионализму менеджера в социально-культурной сфере.

Объект - социально-культурная сфера.

Предмет - менеджмент социально-культурной деятельности.

Цель - изучить менеджмент в социально-культурной сфере, рассмотреть его особенности в настоящее время.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Раскрыть теоретические основы социально-культурной сферы.
  2. Исследовать особенности менеджмента в социально-культурной сфере.
  3. Выявить основные средства и методы управления социально-культурной деятельности.
  4. Рассмотреть профессиональные компетенции социокультурного менеджера.

Новизна исследования - характеризуется тем, что в курсовой работе достаточно подробно проанализированы основы социально-культурного менеджмента, что позволяет разобраться в сущности менеджмента, раскрыть его механизмы управления, определить профессиональные компетенции социокультурного менеджера.

Теоретическую основу исследования составляют положения и выводы, содержащиеся в трудах российских исследователей, посвященные, технологиям менеджмента в сфере культуры: Тульчинский Г.Я. , Шекова Е. Л. , Чурсина В.Н. , Рудич М.И. , Мескон М. , Хедоури Ф. , Чижиков В.М.

Практическая значимость исследования заключается в выявлении  основных средств и методов управления социально-культурной деятельности и профессиональных компетенций социокультурного менеджера.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

1.

Теоретические основы социально-культурной деятельности.

1.1 Сущность социально-культурной сферы.


Современная трактовка  понятия социально-культурная деятельность (ее сути, задач и содержания) является производной от понятий «культурная деятельность», «социальная работа», «социальная педагогика», в то же время она отражает эволюцию такого явления, как культурно-просветительная работа.

Культурная  деятельность - это деятельность, направленная на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения.

Социальная  работа - деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям в реализации их материальных и духовных потребностей, обеспечивающая возможность их полноценного функционирования в обществе в качестве , его субъектов.

Социальная  педагогика сегодня интерпретируется как теория социального воспитания человека на протяжении всех этапов его жизненного пути, как педагогический компонент социальной работы.

Социально-культурная деятельность соответственно может быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы; ее целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени [12].

Педагогический  аспект социально-культурной деятельности заключается в регулировании процессов социализации и индивидуализации человека, то есть в социальном воспитании и развитии, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направленных на решение следующих культурно-воспитательных задач:

• целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентации и «возвышение» духовных потребностей;

• стимулирование социальной активности, инициативы и  самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досуговой квалификации, то есть умения рационально, содержательно и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования;

• создание условий для выявления и развития способностей личности, реализации ее творческого потенциала и позитивного самоутверждения.

Сегодня социально-культурная деятельность может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством использования свободного времени различными группами населения.

Эволюция культурно-просветительной работы, ее трансформация в социокультурную деятельность в сегодняшнем ее понимании начались еще в шестидесятые-семидесятые годы. Являвшаяся в течение десятилетий одной из сторон культурно-организаторской и культурно-воспитательной деятельности советского государства, инструментом партийно-идеологического влияния на массы, культурно-просветительская работа, исчерпав авторитарно-принудительные средства организации досуговой деятельности, вынуждена была все в большей мере апеллировать к инициативе и самодеятельности самого населения. В начале восьмидесятых она уже интерпретировалась как «педагогически организованная самодеятельность (свободная деятельность) населения с целью воспитания гармонично развитой личности», что, по сути дела, означало движение от субъект-объектной к субъект-субъектной модели организации досуга. И хотя оно было еще во многом декларативным и по-прежнему подчинялось жесткому административному регламенту, тем не менее в практике культурно-просветительной работы стал накапливаться опыт новых отношений между культурой и человеком, опыт действительной, а не навязанной свыше и потому зачастую показной самодеятельности.

Стали возникать инициативные движения, любительские объединения, клубы  по интересам. К сожалению, многие культпросветработники оказались к этому не готовы и не могли оказать поддержки инициативе «снизу» квалифицированной и действенной помощью. Привычные методы культпросветработы с новой аудиторией, не желавшей ощущать себя объектом воспитания, а тем более идеологической обработки, были отвергнуты, У этой аудитории были свои идеи, свои осмысленные потребности и интересы.

Добровольные любительские объединения явились формой включения  в сферу культурно-досуговой деятельности неординарно мыслящих, образованных, талантливых людей, испытывавших потребность  в творчестве, в самореализации и  самоутверждении, в содержательном, развивающем досуге в кругу единомышленников. В такой аудитории «массовику-затейнику» явно было нечего делать. И это стало еще одним важным фактором эволюции устаревшей модели культурно-просветительской, организационно-досуговой работы.

Современная социально-культурная деятельность не просто шире и многогранней прежней культурно-просветительной. Принципиально то, что в ее основе лежит уже упомянутая выше субъект-субъектная модель организации культуры, досуга, просвещения. В соответствии с нею социальный работник (социальный педагог) выступает в качестве компетентного посредника между культурой и человеком или общностью людей, стимулирующего активность и самодеятельность каждого из участников досугового объединения. Наиболее адекватной для такого типа социально-педагогического взаимодействия является педагогика сотрудничества, правда, не столько ее дидактические идеи, сколько сам принцип партнерства и совместного движения к цели.

Задачи, а тем более  конкретное содержание социально-культурной деятельности, не являются неизменными, раз и навсегда данными. Они отражают динамику общественной жизни, диктуются ее потребностями, особенностями социокультурного развития .

Педагогический статус социально-культурной деятельности закономерно требует  рассмотрения её ведущих функций  и основополагающих принципов.

Вопрос о функциях социально-культурной деятельности и их классификации  имеет несомненное методологическое значение.

Слово «функция» фигурирует во многих отраслях знаний. Однако все  его оттенки и значения в конечном счете связаны с родовым смыслом - «отправление», «деятельность». Любая функциональная система характеризуется тремя принципиальными чертами. Во-первых, любая из функций включает в себя специально выбранные компоненты ( способы, приемы, методы и т.п ). Во-вторых, эти компоненты взвимосодействуют друг другу в достижении конкретных и определенных целей. В-третьих, в качестве основополагающего признака функции фиксируется получение конечного полезного результата.

Функции в своем содержании отражают определенные направления  и стороны деятельности как отдельных людей, так и социально-культурных институтов, общностей, групп, движений. При этом необходимо иметь в виду определенное различие между функциями профессиональной и непрофесиональной, индивидуальной и коллективной культурной деятельности.

Функции социально-культурной деятельности предполагают максимальное развитие самостоятельности, инициативы, предприимчивости населения [12].

Не случайно сегодня многие современные  клубы и досуговые  объединения представляют собой  самодеятельные, самоуправляющиеся  творческие организации, создаваемые  на основе общности интересов. Интерес  обусловливает эффективность процессов  взаимоубучения и взаимовоспитания, формирования общественного мнения, социально-культурной активности людей.

Информация о работе Менеджмент в социально-культурной сфере