Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:16, курсовая работа
Цель - изучить менеджмент в социально-культурной сфере, рассмотреть его особенности в настоящее время.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы социально-культурной сферы.
2. Исследовать особенности менеджмента в социально-культурной сфере.
3. Выявить основные средства и методы управления социально-культурной деятельности.
Введение…………………………………………………………………......3
1. Теоретические основы социально-культурной деятельности………6
1.1 Сущность социально-культурной сферы………………………….6
1.2 Основы социально-культурного менеджмента…………………..18
2. Практика социокультурного менеджмента………………………......27
2.1 Механизмы управления социально-культурной деятельности....27
2.2 Профессиональные компетенции социокультурного менеджера.32
Заключение……………………………………………………………………43
Список использованных источников…………………………….………….45
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Гуманитарный институт
Кафедра рекламы и социально-культурной деятельности
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Менеджмент в социально-культурной сфере»
Руководитель 14.09.2012г __________________
Студент 14.09.2012г _______________ Черкасова М.А.
Красноярск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
|||
1. |
Теоретические основы социально-культурной деятельности………6
|
| |
2. |
Практика социокультурного менеджмента………………………......27 2.1 Механизмы управления социально-культурной деятельности....27 2.2 Профессиональные компетенции социокультурного менеджера.32 |
| |
Заключение…………………………………………………… |
|||
Список использованных источников…………………………….………….45 |
|||
ВВЕДЕНИЕ
Данная исследовательская работа затрагивает области развития менеджмента в социально-культурной сфере.
Менеджмент - управленческая деятельность в условиях рыночной экономики. В этом его главная особенность. Он представляет собой систему профессионально организованных технологий управления деловой активностью в условиях рыночных отношений. Менеджмент имеет место практически во всех сферах жизнедеятельности общества (коммерческом и некоммерческом бизнесе, политике, науке, образовании, конфессиональной активности и т. д.). В данной работе рассматривается менеджмент в социально-культурной сфере.
Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что менеджмент в сфере культуры все в большей степени становится своеобразным фундаментом социально-культурной деятельности. Именно этим и определяются практический смысл и значение учебных материалов и курсов, посвященных менеджмент-технологиям, ориентированным на данную область применения.
Технология, т. е. конкретные способы осуществления менеджмента, зависят от социально-экономического развития общества и конкретной сферы, информационного обеспечения, действующего законодательства и целого ряда других факторов.
Главная особенность менеджмента
в социально-культурной сфере заключается
в том, что деньги в этой сфере
зарабатываются преимущественно не
на основе простой коммерции, а на
основе привлечения средств
Также еще более очевидно другое
обстоятельство - нарастание требований
к менеджментной компетентности специалистов
и работников социально-культурной сферы.
Переход от сугубо административно-
Объект - социально-культурная сфера.
Предмет - менеджмент социально-культурной деятельности.
Цель - изучить менеджмент в социально-культурной сфере, рассмотреть его особенности в настоящее время.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Новизна исследования - характеризуется тем, что в курсовой работе достаточно подробно проанализированы основы социально-культурного менеджмента, что позволяет разобраться в сущности менеджмента, раскрыть его механизмы управления, определить профессиональные компетенции социокультурного менеджера.
Теоретическую основу исследования составляют положения и выводы, содержащиеся в трудах российских исследователей, посвященные, технологиям менеджмента в сфере культуры: Тульчинский Г.Я. , Шекова Е. Л. , Чурсина В.Н. , Рудич М.И. , Мескон М. , Хедоури Ф. , Чижиков В.М.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении основных средств и методов управления социально-культурной деятельности и профессиональных компетенций социокультурного менеджера.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. |
Теоретические основы социально-культурной деятельности. 1.1 Сущность социально-культурной сферы. |
Современная трактовка понятия социально-культурная деятельность (ее сути, задач и содержания) является производной от понятий «культурная деятельность», «социальная работа», «социальная педагогика», в то же время она отражает эволюцию такого явления, как культурно-просветительная работа.
Культурная деятельность - это деятельность, направленная на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения.
Социальная работа - деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям в реализации их материальных и духовных потребностей, обеспечивающая возможность их полноценного функционирования в обществе в качестве , его субъектов.
Социальная педагогика сегодня интерпретируется как теория социального воспитания человека на протяжении всех этапов его жизненного пути, как педагогический компонент социальной работы.
Социально-культурная деятельность соответственно может быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы; ее целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени [12].
Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в регулировании процессов социализации и индивидуализации человека, то есть в социальном воспитании и развитии, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направленных на решение следующих культурно-воспитательных задач:
• целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентации и «возвышение» духовных потребностей;
• стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досуговой квалификации, то есть умения рационально, содержательно и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования;
• создание условий для выявления и развития способностей личности, реализации ее творческого потенциала и позитивного самоутверждения.
Сегодня социально-культурная деятельность может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством использования свободного времени различными группами населения.
Эволюция культурно-просветительной работы, ее трансформация в социокультурную деятельность в сегодняшнем ее понимании начались еще в шестидесятые-семидесятые годы. Являвшаяся в течение десятилетий одной из сторон культурно-организаторской и культурно-воспитательной деятельности советского государства, инструментом партийно-идеологического влияния на массы, культурно-просветительская работа, исчерпав авторитарно-принудительные средства организации досуговой деятельности, вынуждена была все в большей мере апеллировать к инициативе и самодеятельности самого населения. В начале восьмидесятых она уже интерпретировалась как «педагогически организованная самодеятельность (свободная деятельность) населения с целью воспитания гармонично развитой личности», что, по сути дела, означало движение от субъект-объектной к субъект-субъектной модели организации досуга. И хотя оно было еще во многом декларативным и по-прежнему подчинялось жесткому административному регламенту, тем не менее в практике культурно-просветительной работы стал накапливаться опыт новых отношений между культурой и человеком, опыт действительной, а не навязанной свыше и потому зачастую показной самодеятельности.
Стали возникать инициативные движения, любительские объединения, клубы по интересам. К сожалению, многие культпросветработники оказались к этому не готовы и не могли оказать поддержки инициативе «снизу» квалифицированной и действенной помощью. Привычные методы культпросветработы с новой аудиторией, не желавшей ощущать себя объектом воспитания, а тем более идеологической обработки, были отвергнуты, У этой аудитории были свои идеи, свои осмысленные потребности и интересы.
Добровольные любительские
объединения явились формой включения
в сферу культурно-досуговой
Современная социально-культурная деятельность не просто шире и многогранней прежней культурно-просветительной. Принципиально то, что в ее основе лежит уже упомянутая выше субъект-субъектная модель организации культуры, досуга, просвещения. В соответствии с нею социальный работник (социальный педагог) выступает в качестве компетентного посредника между культурой и человеком или общностью людей, стимулирующего активность и самодеятельность каждого из участников досугового объединения. Наиболее адекватной для такого типа социально-педагогического взаимодействия является педагогика сотрудничества, правда, не столько ее дидактические идеи, сколько сам принцип партнерства и совместного движения к цели.
Задачи, а тем более конкретное содержание социально-культурной деятельности, не являются неизменными, раз и навсегда данными. Они отражают динамику общественной жизни, диктуются ее потребностями, особенностями социокультурного развития .
Педагогический статус социально-культурной деятельности закономерно требует рассмотрения её ведущих функций и основополагающих принципов.
Вопрос о функциях социально-культурной
деятельности и их классификации
имеет несомненное
Слово «функция» фигурирует во многих отраслях знаний. Однако все его оттенки и значения в конечном счете связаны с родовым смыслом - «отправление», «деятельность». Любая функциональная система характеризуется тремя принципиальными чертами. Во-первых, любая из функций включает в себя специально выбранные компоненты ( способы, приемы, методы и т.п ). Во-вторых, эти компоненты взвимосодействуют друг другу в достижении конкретных и определенных целей. В-третьих, в качестве основополагающего признака функции фиксируется получение конечного полезного результата.
Функции в своем содержании отражают определенные направления и стороны деятельности как отдельных людей, так и социально-культурных институтов, общностей, групп, движений. При этом необходимо иметь в виду определенное различие между функциями профессиональной и непрофесиональной, индивидуальной и коллективной культурной деятельности.
Функции социально-культурной деятельности предполагают максимальное развитие самостоятельности, инициативы, предприимчивости населения [12].
Не случайно сегодня многие
современные клубы и досуговые
объединения представляют собой
самодеятельные, самоуправляющиеся
творческие организации, создаваемые
на основе общности интересов. Интерес
обусловливает эффективность