Менеджмент в социально-культурной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель - изучить менеджмент в социально-культурной сфере, рассмотреть его особенности в настоящее время.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы социально-культурной сферы.
2. Исследовать особенности менеджмента в социально-культурной сфере.
3. Выявить основные средства и методы управления социально-культурной деятельности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………......3
1. Теоретические основы социально-культурной деятельности………6
1.1 Сущность социально-культурной сферы………………………….6
1.2 Основы социально-культурного менеджмента…………………..18

2. Практика социокультурного менеджмента………………………......27
2.1 Механизмы управления социально-культурной деятельности....27
2.2 Профессиональные компетенции социокультурного менеджера.32
Заключение……………………………………………………………………43
Список использованных источников…………………………….………….45

Файлы: 1 файл

Федеральное государственное автономное.docx

— 85.40 Кб (Скачать)

В досуговой сфере все  полнее утверждается принцип договорнозаказных отношений между субъектами социально-культурной деятельности. Этот принцип позволяет перейти от авторитарно-бюрократических методов управления к гибким механизмам регулирования социально-культурных процессов. Приоритетное место здесь занимает интеграция и кооперация усилий субъектов социально-культурной деятельности - государственных, частных (коммерческих) и общественно-добровольных структур. Если раньше задания на развитие социально-культурной сферы, удовлетворение досуговых потребностей спускались «сверху», то в современных условиях содержание социально-культурного заказа формируется, как правило, «снизу», на основе самодеятельных инициатив, самоопределения социальных субъектов. Для выполнения того или иного социально-культурного (развивающего, творческого, оздоровительного, развлекательного) заказа на местах создаются гибкие, подвижные, организационные структуры - временные творческие коллективы. Они действуют на принципах самоорганизации, самоокупаемости, самоуправления. Эти мобильные творческие группы и коллективы с полным правом можно отнести к тем основным звеньям, через которые должна реализоваться социально-культурная политика на местах.

Очень важно, чтобы взаимоотношения  заказчиков и исполнителей при этом становились основой разнообразия, гибкости, динамичности и вариативности  деятельности социально-культурных институтов, а горизонтальные связи, устанавливаемые  между участниками социально-культурной деятельности, строились на основе паритета, взаимной экономической ответственности. Социально-культурная деятельность, организуемая по горизонтали, без команд и регламентации  «сверху», способна обеспечить максимально  благоприятные условия для саморазвития социально-культурной сферы.

Следует отметить еще один важный принцип, регулирующий взаимодействия субъектов в социально-культурной сфере - это программно-целевой принцип финансирования. Практическое применение этого принципа предполагает не финансовое обеспечение существования социально-культурного объекта, учреждения (клуба, парка, музея и т. д.) в целом, а поддержку определенного вида или направления его деятельности, конкретной досуговой программы вплоть до выполняемого в рамках социального заказа разового мероприятия: конкурса, фестиваля, концерта, спектакля, встречи и т. д. [16].

В целом, мы можем отметить, что менеджмент представляет собой  систему профессионально организованных технологий управления деловой активностью  в условиях рыночных отношений. Он имеет  место практически во всех сферах жизнедеятельности общества (коммерческом и некоммерческом бизнесе, политике, науке, образовании, конфессиональной активности и т. д.).  

2

2. Практика социокультурного менеджмента.

2.1  Механизмы  управления социально-культурной  деятельности.

Установив, что социокультурная  деятельность подвержена внешнему управлению и регулированию, а также обладает большим внутренним потенциалом саморегуляции и саморазвития, и, таким образом, предстает одновременно и объектом, и субъектом управления, возникает необходимость более глубоко рассмотреть ее внутреннюю структуру и процессы - механизмы, происходящие в ней на федеральном и региональном уровнях.

Признавая возможность и необходимость  управления социокультурной деятельностью, целесообразно обратиться к основным компонентам самой социокультурной  деятельности как предмета управления.

Прежде всего, следует отметить, что социокультурная деятельность имеет собственную материальную базу, где протекают социокультурные  процессы, социально-культурная деятельность осуществляется на основе научной теории, которая апробирована и подтверждена практикой, следовательно, она имеет научную базу.

В арсенале социокультурной деятельности имеется богатый арсенал собственных  методов, методик, технологий и средств  реализации своих целей и задач, что свидетельствует о наличии  проверенной методики. В социокультурной  деятельности широко используются разнообразные, уникальные формы социокультурных  процессов.

В социокультурной деятельности участвует  большая армия специалистов, менеджеров различных направлений и специализаций, в течение многих десятилетий  вырабатывалась система подготовки кадров в вузах культуры и искусства, одноименных средних специальных  заведениях.

 

 

Рассматривая технологию социально-культурной деятельности, нельзя не остановиться на основных методах, формах и средствах, которые используются в практике работы учреждений культуры и досуга.

Средства социально-культурной деятельности - это «набор инструментов»  идейно-эмоционального воздействия, которые  используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности.

К числу основных средств социально-культурной деятельности относятся: живое слово, печать, радио, телевидение, наглядные и технические средства, искусство и спорт, литература и художественная самодеятельность.

 Следует отметить что все средства между собой тесно   взаимосвязаны и их выбирают с учетом определенного объекта воздействия, т.е. дошкольники, подростки, молодежь, студенты, пенсионеры и т.д.  К тому же, выбор средств зависит от тематической направленности мероприятия, проводимого организаторами досуга (вечер вопросов и ответов, «круглый стол», диспут, ток-шоу, конкурсы, аукционы, конференции, брифинги и т.д.).

Для успешного применения средств социально-культурной деятельности в практике организатора досуга исследователи  советуют соблюдать ряд требований и правил:

• выбор средств всегда зависит от цели какого-либо мероприятия, воспитательной акции, именно цель определяет средство;

• количество и характер выбранных средств воздействия  должны соответствовать художественно-постановочным  задачам, недостаток средств и их избыток одинаково вредны;

• всякий избравший те или  иные средства воспитатель должен в  совершенстве владеть методикой  их применения, знать их слабые и  сильные стороны;

• имеющиеся в распоряжении средства «должны быть всегда под рукой и в полной исправности» .

Попытки исследовать формы  социально-культурной деятельности были предприняты разными авторами. Анализ публикаций  свидетельствует о том, что понятие «форма» в социально-культурной деятельности трактуется авторами неоднозначно.

Так, например, академик А.Д, Жарков [14] рассматривает формы как:

1) выражение содержания  культурно-досуговой деятельности;

2) структурное оформление  отдельных документов (форма плана,  форма сметы доходов и расходов, форма статистического отчета  о деятельности учреждения культуры, форма афиши и т.п.);

способ организации культурно-досуговой  деятельности.

Он же отмечает, что «под формами-программами культурно-досуговой  деятельности следует понимать способы  и приемы организации людей в  учреждении культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного  содержания». Вместе с тем, В.Е. Триодин  определяет форму клубной работы как «способ организации педагогического  процесса в клубе».

«В самом широком виде досуговую программу или форму  можно рассматривать как крупное, самостоятельное, законченное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее. Программы и формы предусматривают решение самостоятельных педагогических задач и использование соответствующих способов организации деятельности людей (массовой, групповой, индивидуальной). Программы и формы базируются на использовании комплекса различных средств, методов, приемов, которые способствуют наиболее эффективному решению социально-педагогических целей.

Нет оснований для опровержения всех приведенных формулировок. Все  они имеют право на существование. На мой взгляд, форма социально-культурной деятельности - это запланированная информационно-просветительная, социально-педагогическая и культурно-воспитательная акция, направленная на какую-либо аудиторию и ставящая цель - донесение определенной информации до заранее предусмотренного объекта.

Во взаимодействии с такими понятиями, как средства и формы, большое значение имеет рассмотрение понятия «методы социально-культурной деятельности».

Слово «метод» (methodos) греческого происхождения и в переводе означает «способ познания, исследования или практического осуществления чего-либо».

Методы социально-культурной деятельности применяются в работе учреждений культуры и досуга с целью  эффективного использования популярных у населения форм и средств организации свободного времени. Существует большое разнообразие в подходе к классификации педагогических методов. Для социально-культурной деятельности представляет интерес классификация, предложенная профессором Новаторовым.. Он предлагает следующую структуру методов социально-культурной деятельности:

 а) методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности - работа с литературными источниками, изучение материалов прессы, взаимный обмен информацией, дискутирование по поводу услышанного и прочитанного; изложение или рассказ лектора, пропагандиста, обозревателя, политинформато-ра, просмотр слайдов, учебных плакатов, структурно-логических схем, видеофильмов, телевизионных передач, кинофильмов и т.п., а также их показ, демонстрация специалистами культурно-просветительных учреждений или самими участниками мероприятий; Упражнение (гл. образом в кружках, студиях, народных коллективах, музыкальных классах и т.д.); иллюстрация (использование введений искусства или их фрагментов при проведении мас- совых мероприятий) и театрализация (уподобление документального, жизненного материала произведению искусства, его художественное обобщение);

б) методы формирования сознания личности - убеждение (доказательство какой-либо идеи путем обращения  к научным фактам и аргументам); внушение (авторитетное заявление или заключение, рассчитанное на некритическое его восприятие одним человеком, их группой или массовой аудиторией); пример (обращение к позитивному или негативному опыту других людей, побывавших в ситуациях, подобных рассматриваемым сейчас);

в) методы организации деятельности и формирования опыта общественного  поведения - практическое задание, вовлечение в деятельность, индивидуальное поручение, педагогическое требование, соревнование, наставничество, выдвижение почина и  его поддержка другими и т.д.;

г) методы стимулирования общественного  поведения и культурно-досуговой  деятельности - моральное поощрение (награждение дипломами, грамотами  и т.п.), материальное поощрение, (награждение  памятными подарками, сувенирами, призами  и т.п.), общественное порицание.

Приведенная классификация  методов довольно условна. В социально-культурных институтах рассмотренные методы чаще всего используются не изолированно, а в тесном контакте между собой и варьируются в зависимости от основных целей и задач, поставленных перед организаторами досуга и контингента посетителей.

Таким образом, анализ основных подходов к изучению методов социально-культурной деятельности позволил сформулировать следующее  определение.

 Методами  социально-культурной деятельности являются пути и способы воздействия на аудиторию, при которых наиболее полно достигаются намеченные результаты.

Изучение форм, средств  и методов социально-культурной деятельности позволило  прийти к  следующим выводам.

1.Современная технология  социально-культурной деятельности  характеризуется большим разнообразием  средств, форм, методов организации  досуга.

2. Приоритет учреждений  культуры и досуга сегодня  направлен на развитие региональной культурной политики и целенаправленную поддержку культурных инноваций.

3. Технологические инновации  обладают огромным педагогическим  и культурологическим потенциалом,  будучи воплощенными конкретными  методами и содержательными формами  социально-культурной деятельности, они способствуют не только развитию личности, но и противостоят девальвации культуры [14].

В целом, мы можем отметить, что  социокультурная деятельность имеет  собственную материальную базу, где  протекают социокультурные процессы.

Также в социокультурной  деятельности накоплен огромный практический опыт работы с людьми. Все это  указывает на то, что социокультурная  деятельность не только целостный, многогранный объект и субъект деятельности и  управления, но и представляет собой  с научной точки зрения теоретическую  и прикладную дисциплину, предметом  которой являются социокультурные  процессы по сохранению, распространению  и потреблению социокультурных  ценностей, услуг и управление ими.

2.2 Профессиональные компетенции  социокультурного менеджера.

Менеджер социально-культурной деятельности, как и любой другой специалист, может считаться профессионально  компетентным, если имеет достаточно высокий уровень образования, владеет  необходимыми навыками, умениями, имеет  профессионально-деловой опыт, обладает организаторскими способностями.

Кроме общих требований менеджеры  социокультурной сферы должны отвечать и целому ряду специфических требований, обусловленных особенностями самой  социокультурной деятельности и  ее конкретных субъектов:

Информация о работе Менеджмент в социально-культурной сфере