Менеджмент в социально-культурной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель - изучить менеджмент в социально-культурной сфере, рассмотреть его особенности в настоящее время.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы социально-культурной сферы.
2. Исследовать особенности менеджмента в социально-культурной сфере.
3. Выявить основные средства и методы управления социально-культурной деятельности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………......3
1. Теоретические основы социально-культурной деятельности………6
1.1 Сущность социально-культурной сферы………………………….6
1.2 Основы социально-культурного менеджмента…………………..18

2. Практика социокультурного менеджмента………………………......27
2.1 Механизмы управления социально-культурной деятельности....27
2.2 Профессиональные компетенции социокультурного менеджера.32
Заключение……………………………………………………………………43
Список использованных источников…………………………….………….45

Файлы: 1 файл

Федеральное государственное автономное.docx

— 85.40 Кб (Скачать)

К основным постоянным функциям социально-культурной деятельности относятся: коммуникативная, информационно-просветительная, культуротворческая, рекреативно-оздоровительная.

Одной из характерных для  социально-культурной деятельности является её коммуникативная функция. Она  предполагает реализацию потребности  человека в общении ( клубно-кружковая работа, творческие объединения, дискотеки, праздники, танцы, вечеринки и т.п), в непрерывном информационном межсубъектном взаимодействии в различных сферах общественной социально-культурной практики.

Содержание коммуникативной  функции применительно к социально-культурной сфере составляют производство, обмен, кодирование и декодирование, потребление  и использование огромных объемов  информации из мира науки, искусства, религии  и других областей. Различны и уровни, масштабы реализации этой функции: межличностный, групповой, организационный (учрежденческий) и массовый.

Если, например, на групповом  уровне эту функцию осуществляют, как правило, малые группы, то на организационном (учрежденческом) уровне в качестве субъектов коммуникативной  функции выступают крупные интегрированные  сети, охватывающие информационное взаимодействие множества людей и групп в  учреждениях и организациях социально-культурной сферы (театрах и концертных залах, музеях и кино, учебных заведениях, библиотеках, парках и т.д.). На массовом уровне эта функция предполагает распространение культурной информации с помощью СМИ и средств современного аудиовизуального технологического комплекса: радио, телевидения, интернета, кабельных и компьютерных сетей и т.д.

Наиболее полно развивающее  начало воплощает в себе и информационно-просветительная  функция социально-культурной деятельности.

Эта функция отличается постоянством и всеобщностью. Поскольку процесс  просвещения носит непрерывный  характер, каждый человек продолжает повышать уровень своего образования в течение всей жизни. Отметим характерные особенности этой функции, отличающие деятельность учреждений досуга и творчества от деятельности институтов народного образования (школ, вузов, техникумов). Информационно-просветительная функция не связана с определенным регламентом, установленным и обязательным в учебных заведениях, а основана на добровольности, инициативе, самостоятельности самих людей. Эта функция обеспечивает более полное удовлетворение разнообразных индивидуальных досуговых интересов, запросов и предпочтений людей различных возрастов и профессий. Она опирается на более широкий, чем в учебных заведениях, арсенал средств, форм и методов приобретения знаний, навыков, умений, продолжает, дополняет и углубляет знания и информацию, полученные в учебных заведениях и из других источников.

С этой функцией тесно взаимодействует  и культуротворческая функция социокультурной деятельности. Она связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная), целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (фестивали, олимпиады, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива и т. п.).

Культуротворческая деятельность людей решает целый ряд важных социальных проблем. Прежде всего, она в значительной мере компенсирует недостаток возможностей для более полной реализации разносторонних творческих способностей ребенка, подростка, взрослого человека. Такой дефицит весьма распространен среди работающих на предприятиях.

Специфической является рекреативно-оздоровительная  функция социально-культурной деятельности. По существу, она состоит в разработке и осуществлении множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых  программ для различных групп  населения, причем с целью восстановления сил, затраченных в процессе труда, снятия производственного напряжения и одновременно развивающего воздействия. Именно поэтому при разработке программ организаторы учитывают и характер труда, его объем и уровень интенсивности, потребности людей в тех или иных видах досуговой деятельности.

Рекреативно-оздоровительная  функция по содержанию и характеру  ориентирована на досуг активный и пассивный, организованный (запрограммированный) и неорганизованный, коллективный (в  том числе семейный) и индивидуальный. По существу, эта функция способствует физическому и духовному восстановлению ребенка и взрослого человека (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения и др.), а во многих случаях она направлена на социально-культурную реабилитацию людей с ограниченными возможностями, как физическими, так и психическими.

В любом случае организаторы стремятся к созданию рациональных, активных видов рекреации, основанных на добровольном, но управляемом общении. Общим признаком для всех видов  рекреации является создание среды  для регулярного, неформального  общения людей, игровой деятельности, танцев, проведения зрелищных мероприятий, занятий любительских объединений  и клубов по интересам, реализации программ выходного дня, включающих экскурсии, соревнования и т.д.

Осуществление рекреативно-оздоровительной  функции требует установления тесных контактов и взаимодействия с  творческими, экскурсионно-туристскими, медицинскими учреждениями, умения учитывать  самые неожиданные житейские  ситуации.

Социально-культурные функции  сложились на основе многолетнего опыта. Именно они в своей совокупности образуют само понятие социально-культурной деятельности. Соседствуя и взаимодополняя друг друга, они, в основном, остаются постоянными величинами в процессе проектирования и реализации социально-культурных занятий в области досуга.

Каждая из функций социально-культурной деятельности проникнута социально  защитным, реабилитирующим содержанием, направлена на стимулирование социальной активности, духовную реабилитацию и  адаптацию личности, обеспечение  непрерывного образования и духовного  обогащения, развитие творческих способностей личности, создание максимальных условий  для полноценного социально-культурного  творчества людей.

На практике знание функций  необходимо для того, чтобы совершенствовать, улучшать педагогическую организацию  социально-культурной сферы, исключать  из нее элементы случайности, сократить  ненужные затраты времени, рациональнее использовать материальные, финансовые, кадровые ресурсы. Знание этих функций  создает благоприятную возможность  для углубления сотрудничества государственных, общественных, частных предпринимательских  структур сферы досуга. Объективной  основой укрепления их взаимодействия служит выявление и творческое использование  совпадающих или частично сходных  функций различных типов социально-культурных институтов.

Важнейшими методологическими  категориями, характеризующими суть и  диалектику развития социально-культурных процессов, являются принципы социально-культурной деятельности.

Принципы в педагогике - генеральная идея, объективная  норма, свод главных правил реализации воспитательного назначения субъекта или объекта. Соблюдение данных правил подразумевается всей логикой социальных, педагогических, культурных процессов.

В самой категории принципа находят отражение основные исходные положения теории, нормы поведения  и деятельности группы людей или  отдельного человека, основные особенности, структура и функционирование того или иного социального института.

Процессы социально-экономического и духовного обновления общества оказывают постоянное влияние на трансформацию принципов социально-культурной деятельности. Эти принципы представляют собой важнейшие (стратегические) требования, выполнение которых обязательно для всех систем управления и организации социально-культурной сферы. Конкретное отражение, развитие и обоснование они получают в практике государственных и негосударственных, общественных институтов, в документах законодательных и исполнительных органов государственной власти.

В качестве принципов рассмотрятся основополагающие, фундаментальные идеи и положения социально-культурной деятельности. Они подвержены постоянной и непрерывной трансформации и дифференциации, обусловлены новой социально-культурной ситуацией,

изменениями в политической и экономической жизни общества, процессами жизнеобеспечения, социализации и гуманизации, изменяющимися потребностями и интересами людей.

Как отрасль педагогической и культурологической наук, социально-культурная деятельность отличается множественностью принципов. Это объясняется тем, что в теории и практике самой  отрасли бытуют различные подходы (сколько научных школ в вузах  культуры и искусств, столько и  различных подходов), и каждый из них опирается на собственный  понятийный аппарат, характерные методы и способы анализа и свои принципы. Расхождения в существе и направленности принципов обусловлены также разными позициями и точками зрения авторов на нынешнюю социокультурную ситуацию в обществе и состояние социально-культурной сферы и, что вполне естественно, различиями конкретных локальных (региональных) социально-экономических, этнических, культурных и других факторов, присущих определенному краю, области, городу, району и т.д.

В то же время существуют и некоторые общие, принципиальные закономерности, характерные для  различных видов общественной социально-культурной практики, учреждений и предприятий  сферы досуга, образования, искусства, спорта, социально-культурной реабилитации, межкультурного сотрудничества.

К общим принципам социально-культурной деятельности прежде всего относится принцип педагогизации окружающей социально-культурной среды. Этот принцип, к сожалению, нередко воспринимают упрощенно: для того, чтобы решить в практике учреждения культуры ту или иную этическую, психологическую либо организационную проблему, полагают достаточным придать ей «статус» педагогической задачи, определить цель и наиболее подходящие способы воспитывающего воздействия, выстроить вариант соответствующего педагогического поведения субъекта и объекта, подобрать соответствующий педагогический инструментарий.

Повседневная практическая деятельность менеджеров, педагогов, технологов требует иного, более глубокого  подхода к проблеме. Принцип педагогизации окружающей социально-культурной среды нацелен на учет такого важного фактора, как понятие «педагогическая закономерность». В соответствии с педагогической наукой закономерность справедливо трактовать как объективную повторяющуюся диалектическую связь различных явлений социально-культурной деятельности.

В социально-культурной практике с такими закономерностями мы сталкиваемся буквально на каждом шагу. При этом они позволяют не только обозначить наиболее существенное и устойчивое в содержании самого процесса деятельности, но и связать его со специфическими особенностями проявления в досуге, образовательной деятельности, профессиональном и непрофессиональном творчестве, социально-культурной реабилитации и других областях.

К числу таких закономерностей  относится сочетание продуктивного и непродуктивного в самой сути, в содержании социально-культурной деятельности. Эта деятельность ориентирована на внутренний мир человека, на получение удовольствия от процесса производимых действий и переживаний. Но вместе с тем здесь возможен и конкретный, осязаемый результат в виде творческого продукта, изделия, услуги.

Отсюда следует еще  одна закономерность - аккумулирование  в этой деятельности необходимого заряда творческой энергетики, позволяющего реализовать внутренние потенции человека. Творческая энергетика людей, особенно в детском и подростковом возрасте, обычно несовершенна, нестабилизированна. Однако личностная энергетика очень часто инерционна, базируется на низком уровне духовности, общей и досуговой культуры и может привести к негативным последствиям.

Для более глубокого педагогического  проникновения в сущность социально-культурной деятельности очень важно постоянно  видеть и ощущать в ней диалектику соотношения времени, пространства и содержания. Вся социально-культурная деятельность протекает в рамках свободного времени, определенного  культурного пространства и выбранного содержания творчества. Они взаимосвязаны  и формируют вкусы людей всех возрастов, удовлетворяют их интересы, пристрастия, реализуют духовные и  физические силы.

Наконец, как любая педагогическая деятельность, связанная с духовным миром, социально-культурная деятельность обладает такой закономерностью, как  «зеркальность» и универсальность. Не только досуг, но и все другие её сферы, включая и образование, и искусство, и спорт, отражают и  воспроизводят окружающий мир во всем его богатстве и неповторимости, что делает эту деятельность поистине волшебной.

Универсальным характером обладает и принцип личностного подхода. Он предполагает признание личности ребенка, подростка, взрослого человека высшей социальной и культурной ценностью, уважение уникальности и культурного  своеобразия каждой личности, признание  прав и свобод людей в социально-культурной сфере. По сути, это принцип саморазвития, самоутверждения и самореализации человека.

Информация о работе Менеджмент в социально-культурной сфере