Менеджмент в социально-культурной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель - изучить менеджмент в социально-культурной сфере, рассмотреть его особенности в настоящее время.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы социально-культурной сферы.
2. Исследовать особенности менеджмента в социально-культурной сфере.
3. Выявить основные средства и методы управления социально-культурной деятельности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………......3
1. Теоретические основы социально-культурной деятельности………6
1.1 Сущность социально-культурной сферы………………………….6
1.2 Основы социально-культурного менеджмента…………………..18

2. Практика социокультурного менеджмента………………………......27
2.1 Механизмы управления социально-культурной деятельности....27
2.2 Профессиональные компетенции социокультурного менеджера.32
Заключение……………………………………………………………………43
Список использованных источников…………………………….………….45

Файлы: 1 файл

Федеральное государственное автономное.docx

— 85.40 Кб (Скачать)

Принцип ориентации на культурно-ценностные отношения и организацию культуротворчества в отдельных группах и общностях пронизан гуманистическим подходом к построению межличностных отношений в процессе досуга и творчества, к рациональному, педагогически оправданному использованию содержания и всего воспитательного потенциала социально-культурной деятельности.

Среди современных принципов  социально-культурной деятельности перечислим принципы культуросообразности технологического процесса, опоры в используемых социально-культурных технологиях на национальные традиции, нравственные и эстетические нормы поведения, национально-этническую обрядность, особенности народного творчества, фольклора, национальных промыслов и ремесел и т.д.; принцип приоритета общечеловеческих интересов в содержании социально-культурных проектов и программ; принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций; принцип общественно-государственного соуправления, обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики в социально-культурной сфере.

В качестве ключевых областей и приоритетных принципиальных видов  деятельности перечислим следующие: учет культурного аспекта развития; связь  между культурой, наукой и техникой; сохранение культурного достояния; человек и средства массовой информации; участие в культурной жизни; стимулирование творчества и созидания в области  искусств. Для оценки хода реализации программ используется ряд критериев. Среди них: учет местных условий при определении потребностей и ресурсов в сфере культуры; придание новаторского характера обычным методам и средствам социально-культурной деятельности; получение предполагаемого социального эффекта; развитие междисциплинарных связей и обеспечение тесной связи научно-исследовательской деятельности с практикой культурного развития; объединение средств для осуществления смежных или аналогичных проектов, представляющих интерес для ряда партнеров [14].

Таким образом, в опыте  различных научно-педагогических школ мы находим широкий веер разнообразных  принципиальных подходов к содержанию и организации социально-культурной деятельности. Это свидетельствует о достаточно активных поисках и интересных находках, направленных на развитие теории и практики досуга и творчества детей, подростков и взрослых.

1.2  Основы социально-культурного менеджмента.

Менеджмент - один из видов управления, обеспечивающего успешное функционирование различных социальных институтов - организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность.  Менеджмент -управленческая деятельность в условиях рыночной экономики. В этом его главная особенность. Он представляет собой систему профессионально организованных технологий управления деловой активностью в условиях рыночных отношений. Менеджмент имеет место практически во всех сферах жизнедеятельности общества (коммерческом и некоммерческом бизнесе, политике, науке, образовании, конфессиональной активности и т. д.). Конкретные способы осуществления менеджмента, т. е. технология, зависят от социально-экономического развития общества и конкретной сферы, информационного обеспечения, действующего законодательства и целого ряда других факторов.

С учетом состояния и перспектив развития нашего общества должна строиться  сегодня и вся социально-культурная деятельность. Необходимо подходить  к ее организации с позиций  рыночных отношений, наличия различных  форм собственности и в социально-культурной сфере, что диктует задачу овладения  основами свободного предпринимательства, менеджмента в проведении досуга.

Говоря о природе и  назначении социально-культурной деятельности, специалисты рассматривают ее не только в гуманитарной плоскости, охватывающей широкий спектр содержания и современных  технологий применительно к этой сфере. Актуальное значение имеют в  настоящих условиях также экономический  и организационно-управленческий аспекты  этой деятельности. При анализе экономического аспекта доминирующими характеристиками выступают такие категории как хозрасчет и рентабельность, затраты и освоение капиталовложений, эффективность, самоокупаемость, материальная обеспеченность.

Смыслообразующую основу организационно-управленческих структур составляют понятия менеджмента в социально-культурной сфере, централизации и децентрализации, демократизма и самоуправления, контроля и отчетности, социально-культурного диагностирования, прогнозирования и проектирования.

Все эти процессы в сфере  социально-культурной деятельности взаимозависимы и тесно взаимодействуют.

Долгое время в нашей  стране преобладали в социально-культурной сфере гипертрофированные административно-командные  начала.

В развивающуюся современную  модель социально-культурной сферы  все активнее вписывается ныне самоуправляемый, саморазвивающийся частный (коммерческий) сектор в лице множества фирм, компаний, предприятий, кооперативов, акционерных  обществ и товариществ. Этот сектор широко включается в регулирование  процессов в социально-культурной сфере, на рынке досугового спроса.

В отличие от государственных  структур, которые функционируют  в социально-культурной сфере через  специально созданные ведомства, институты  и организации, коммерческий (частный) сектор, обладающий большой гибкостью  и динамизмом, быстро наращивает свою материальную базу, создает свою достаточно разветвленную производственную инфраструктуру, позволяющую восполнить дефицит  или пробел в досуговых услугах, предоставляемых государством или  общественно-добровольными структурами.

Коммерческий (частный) сектор целиком и полностью зависит  от социально-культурных, досуговых  потребностей людей в региональном пространстве. Он достаточно оперативно улавливает малейшие колебания моды и предпочтений досугового рынка. Постоянная ориентация на спрос и конъюнктуру дает возможность коммерческим предприятиям, фирмам, компаниям безошибочно находить и «закрывать» экономические выгодные «ниши» в социально-культурной сфере. Именно этим объясняется появление огромного разнообразия современных коммерческих, самоокупаемых клубов и досуговых центров, рассчитанных на самые полярные вкусы и потребности: ночных клубов-казино, спортивных клубов различного профиля с гимнастическим и атлетическим оборудованием, клубов лечебно-профилактического характера с бассейнами, саунами, теннисными кортами, массажными и косметическими кабинетами, учебных центров восточных единоборств и т.д. Благоприятными условиями для организации менеджмента в социально-культурной сфере являются:

-реалистическая оценка социально-культурной ситуации, сложившейся в данном регионе;

- диалог с отдельными гражданами, их общественными представителями и другими членами экосоцио-системы вместо авторитарного «давления» на социокультурную среду;

- решение досуговых и проблем методом проб и ошибок, но не через разрушение и переделку сложившегося культурного окружения.

Следует отметить, что характер предпринимательской деятельности частных фирм, компаний и совместных предприятий в социально-культурной сфере далеко неоднозначен, он определяется основными целями осуществления  данной деятельности. Нередко определенные частные предприятия, фирмы и  компании преследуют чисто коммерческие интересы, реализуя те или иные досуговые  программы ради извлечения максимальной выгоды. Но есть представители частного сектора, принимающие участие в  досуговом бизнесе, которые ставят своей целью предоставление детям, подросткам, пенсионерам, инвалидам, многодетным  семьям и т. д. права на пользование  социально-духовными благами, возможности  духовного обновления во имя добра  и милосердия. Именно этот мотив  обусловливает тесное сотрудничество ряда деловых кругов с добровольными общественными формированиями - фондами, движениями, объединениями социальной защиты.

Вместе с тем, многие досуговые  программы, осуществляемые с социально-культурной сфере по принципу самоокупаемости, финансируются за счет частных вкладов  и членских взносов. Поэтому пользователями программ клубов закрытого типа, дорогостоящих  шоу-программ, круизов, конкурсов являются люди, которые могут себе позволить  заплатить солидный вступительный  взнос, стоимость путевки или  входного билета. При всем многообразии этих программ, в их реализации преобладает, к сожалению, ярко выраженная социальная обособленность.

Среди целого ряда разновидностей предпринимательской (коммерческой) деятельности в социально-культурной сфере есть частные организации, которые оказывают  информационно-консультативную помощь, проводят экспертизы социально-культурных проектов и программ; формируют мониторинг социально-культурной жизни, осуществляют сбор и анализ статистических данных, размещают заказы на социологические  исследования; отбирают программы и  проекты для финансирования по заказам.

Кроме того, они выступают  в качестве посредников или участвуют  в осуществлении инвестиционной политики, финансировании социально-культурных проектов и программ, изыскании дополнительных возможностей в обеспечении финансовой и другой поддержки социально-культурных инициатив, кредитовании самоорганизации  культурной жизни, заключении контрактов на культурное обслуживание, создании дочерних фирм, малых предприятий  и кооперативов.

Большая работа ведется по развитию зарубежных связей, контактов  и обменов в социально-культурной сфере, разработке и финансированию международных специальных программ социально-культурного профиля.

Одной из наиболее привлекательных  для коммерческого сектора сфер является многопрофильная индустрия  массового досуга и развлечений. Она включает в себя множество направлений: шоу-бизнес, финансирование многочисленных рок-ансамблей, рок-групп, проведение разнообразных коммерческих фестивалей, конкурсов, праздников, создание специализированных концертных и спортивно-зрелищных центров и комплексов, развлекательных учреждений, видеосалонов, дискотек, производство и прокат фонограмм, дисков, видеокассет и т. д.

Потребителям предоставляется широкий выбор всевозможных развлечений и зрелищ, рассчитанных на все вкусы - от танцевальных залов, конкурсов красоты и парадов моды до родео, варьете, кабаре, казино, ночных клубов. Совершенно очевидно, что некоторые из этих видов социально-культурного предпринимательства не способствуют социально активной деятельности людей, а рассчитаны на пассивное потребление зрелищной «продукции». В погоне за максимальной прибылью и извлечением выгоды коммерческий рыночный сектор нередко навязывает свои законы и ценности, которые не имеют ничего общего с моральными принципами и критериями.

Кроме того, в последние  годы заметно расширяется практика участия коммерческих структур в  лице больших и малых фирм, бирж, совместных предприятий, акционерных  обществ в разработке социально-культурных, досуговых программ для своих  сотрудников и членов их семей.

Для организации такого своеобразного  «фирменного досуга» многие частные  предприятия не привлекают профессиональных организаторов досуга, а передают бразды правления в этом плане  в руки сотрудников фирмы или  членам их семей. Если специалист по досугу все же привлекается, то от него требуются, лишь квалифицированная консультация, совет, методическая помощь.

Что касается механизмов привлечения  финансовых средств к реализации социально-культурных проектов и программ, то они многообразны. Это объединение финансовых средств, трудовых, материальных и других ресурсов потенциальных партнеров в лице государственных и общественных организаций, частных предприятий, фирм и кооперативов; создание совместных социально-культурных или культурно-досуговых предприятий, центров, учреждений; добровольные объединения материально-финансовых средств для восстановления или ремонта историко-культурных памятников, организации благотворительных акций для воспитанников детских домов, интернатов, инвалидов, пенсионеров и т. д. Распространена практика формирования местных фондов социального и культурного строительства, образуемых за счет нормативного отчисления доходов, а также обязательных взносов предприятий, фирм, учреждений и граждан. Зарекомендовало себя создание льготных условий для стимулирования добровольного материально-финансового участия государственных и частных предприятий, фирм, компаний в развитии социально-культурной сферы.

Действенным инструментом поддержки  социально-культурных инициатив и  движений являются меценатство, благотворительность.

Российское меценатство, как известно, имеет глубокие историко-культурные корни. Традиционными признаками российских меценатов, добровольно финансировавших  деятельность и художников-одиночек, и целых творческих коллективов, являлись полное обеспечение свободы  творчества и творческого самовыражения  деятеля культуры, непременный учет и глубокое понимание целей и  позиций самого художника. При этом меценаты, распределяя пожертвования, оставляли за собой лишь право  выбора кандидатуры, которая нуждалась  в первоочередной поддержке. В наши дни в роли меценатов выступают  не только отдельные предприниматели, представители делового мира, но и  целые группы, коллективы, общности людей. Меценатство в таких материально  необеспеченных отраслях, как культура, досуг, просвещение, медицина, закономерно  является необходимым условием и  следствием демократизации социально-культурной политики.

В процессе формирования социально-культурной среды конкретного региона важно  найти свое место каждому из досуговых  учреждений и центров: государственным, частным (коммерческим) и общественно-добровольным; хозрасчетным, самоокупаемым и существующим на дотации (за счет государства, ведомства, спонсоров и т. д.); формальным и неформальным; ведомственным и вневедомственным.

Каждое государственное  или частное (коммерческое) предприятие, каждое общественное объединение или  движение могут и должны беспрепятственно пользоваться правом добровольного  вклада своих средств в социально-культурную сферу, быть заказчиком, спонсором, меценатом, в том или ином виде социально-культурной деятельности, по отношению к любому клубу, кинотеатру, театру, парку, музею и т. д.

Основополагающими принципами хозяйственной деятельности современных  социально-культурных институтов должны быть самоокупаемость и самофинансирование. Самоокупаемость предполагает, что  предприятие социально-культурной сферы (клуб, парк, театр, видеосалон и  т. д.) за счет выручки за выполняемую  деятельность полностью возмещает  свои издержки по разработке и реализации той или иной досуговой программы, включая и оказание различного рода рекреационных услуг. Самофинансирование означает, что все затраты предприятия  социально-культурной сферы по материально-техническому оснащению и совершенствованию  своей базы, проведению всего комплекса  социально-культурных мероприятий, включая  и материальное поощрение занятых  работников, осуществляются прежде всего  за счет заработанных средств.

Информация о работе Менеджмент в социально-культурной сфере