Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:16, курсовая работа
Цель - изучить менеджмент в социально-культурной сфере, рассмотреть его особенности в настоящее время.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы социально-культурной сферы.
2. Исследовать особенности менеджмента в социально-культурной сфере.
3. Выявить основные средства и методы управления социально-культурной деятельности.
Введение…………………………………………………………………......3
1. Теоретические основы социально-культурной деятельности………6
1.1 Сущность социально-культурной сферы………………………….6
1.2 Основы социально-культурного менеджмента…………………..18
2. Практика социокультурного менеджмента………………………......27
2.1 Механизмы управления социально-культурной деятельности....27
2.2 Профессиональные компетенции социокультурного менеджера.32
Заключение……………………………………………………………………43
Список использованных источников…………………………….………….45
Принцип ориентации на культурно-ценностные отношения и организацию культуротворчества в отдельных группах и общностях пронизан гуманистическим подходом к построению межличностных отношений в процессе досуга и творчества, к рациональному, педагогически оправданному использованию содержания и всего воспитательного потенциала социально-культурной деятельности.
Среди современных принципов социально-культурной деятельности перечислим принципы культуросообразности технологического процесса, опоры в используемых социально-культурных технологиях на национальные традиции, нравственные и эстетические нормы поведения, национально-этническую обрядность, особенности народного творчества, фольклора, национальных промыслов и ремесел и т.д.; принцип приоритета общечеловеческих интересов в содержании социально-культурных проектов и программ; принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций; принцип общественно-государственного соуправления, обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики в социально-культурной сфере.
В качестве ключевых областей и приоритетных принципиальных видов деятельности перечислим следующие: учет культурного аспекта развития; связь между культурой, наукой и техникой; сохранение культурного достояния; человек и средства массовой информации; участие в культурной жизни; стимулирование творчества и созидания в области искусств. Для оценки хода реализации программ используется ряд критериев. Среди них: учет местных условий при определении потребностей и ресурсов в сфере культуры; придание новаторского характера обычным методам и средствам социально-культурной деятельности; получение предполагаемого социального эффекта; развитие междисциплинарных связей и обеспечение тесной связи научно-исследовательской деятельности с практикой культурного развития; объединение средств для осуществления смежных или аналогичных проектов, представляющих интерес для ряда партнеров [14].
Таким образом, в опыте
различных научно-
1.2 Основы социально-культурного менеджмента.
Менеджмент - один из видов управления, обеспечивающего успешное функционирование различных социальных институтов - организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность. Менеджмент -управленческая деятельность в условиях рыночной экономики. В этом его главная особенность. Он представляет собой систему профессионально организованных технологий управления деловой активностью в условиях рыночных отношений. Менеджмент имеет место практически во всех сферах жизнедеятельности общества (коммерческом и некоммерческом бизнесе, политике, науке, образовании, конфессиональной активности и т. д.). Конкретные способы осуществления менеджмента, т. е. технология, зависят от социально-экономического развития общества и конкретной сферы, информационного обеспечения, действующего законодательства и целого ряда других факторов.
С учетом состояния и перспектив
развития нашего общества должна строиться
сегодня и вся социально-
Говоря о природе и
назначении социально-культурной деятельности,
специалисты рассматривают ее не
только в гуманитарной плоскости, охватывающей
широкий спектр содержания и современных
технологий применительно к этой
сфере. Актуальное значение имеют в
настоящих условиях также экономический
и организационно-
Смыслообразующую основу организационно-управленческих структур составляют понятия менеджмента в социально-культурной сфере, централизации и децентрализации, демократизма и самоуправления, контроля и отчетности, социально-культурного диагностирования, прогнозирования и проектирования.
Все эти процессы в сфере социально-культурной деятельности взаимозависимы и тесно взаимодействуют.
Долгое время в нашей
стране преобладали в социально-
В развивающуюся современную
модель социально-культурной сферы
все активнее вписывается ныне самоуправляемый,
саморазвивающийся частный (коммерческий)
сектор в лице множества фирм, компаний,
предприятий, кооперативов, акционерных
обществ и товариществ. Этот сектор
широко включается в регулирование
процессов в социально-
В отличие от государственных
структур, которые функционируют
в социально-культурной сфере через
специально созданные ведомства, институты
и организации, коммерческий (частный)
сектор, обладающий большой гибкостью
и динамизмом, быстро наращивает свою
материальную базу, создает свою достаточно
разветвленную производственную инфраструктуру,
позволяющую восполнить дефицит
или пробел в досуговых услугах,
предоставляемых государством или
общественно-добровольными
Коммерческий (частный) сектор целиком и полностью зависит от социально-культурных, досуговых потребностей людей в региональном пространстве. Он достаточно оперативно улавливает малейшие колебания моды и предпочтений досугового рынка. Постоянная ориентация на спрос и конъюнктуру дает возможность коммерческим предприятиям, фирмам, компаниям безошибочно находить и «закрывать» экономические выгодные «ниши» в социально-культурной сфере. Именно этим объясняется появление огромного разнообразия современных коммерческих, самоокупаемых клубов и досуговых центров, рассчитанных на самые полярные вкусы и потребности: ночных клубов-казино, спортивных клубов различного профиля с гимнастическим и атлетическим оборудованием, клубов лечебно-профилактического характера с бассейнами, саунами, теннисными кортами, массажными и косметическими кабинетами, учебных центров восточных единоборств и т.д. Благоприятными условиями для организации менеджмента в социально-культурной сфере являются:
-реалистическая оценка социально-культурной ситуации, сложившейся в данном регионе;
- диалог с отдельными гражданами, их общественными представителями и другими членами экосоцио-системы вместо авторитарного «давления» на социокультурную среду;
- решение досуговых и проблем методом проб и ошибок, но не через разрушение и переделку сложившегося культурного окружения.
Следует отметить, что характер
предпринимательской
Вместе с тем, многие досуговые программы, осуществляемые с социально-культурной сфере по принципу самоокупаемости, финансируются за счет частных вкладов и членских взносов. Поэтому пользователями программ клубов закрытого типа, дорогостоящих шоу-программ, круизов, конкурсов являются люди, которые могут себе позволить заплатить солидный вступительный взнос, стоимость путевки или входного билета. При всем многообразии этих программ, в их реализации преобладает, к сожалению, ярко выраженная социальная обособленность.
Среди целого ряда разновидностей
предпринимательской (коммерческой) деятельности
в социально-культурной сфере есть
частные организации, которые оказывают
информационно-консультативную
Кроме того, они выступают в качестве посредников или участвуют в осуществлении инвестиционной политики, финансировании социально-культурных проектов и программ, изыскании дополнительных возможностей в обеспечении финансовой и другой поддержки социально-культурных инициатив, кредитовании самоорганизации культурной жизни, заключении контрактов на культурное обслуживание, создании дочерних фирм, малых предприятий и кооперативов.
Большая работа ведется по
развитию зарубежных связей, контактов
и обменов в социально-
Одной из наиболее привлекательных для коммерческого сектора сфер является многопрофильная индустрия массового досуга и развлечений. Она включает в себя множество направлений: шоу-бизнес, финансирование многочисленных рок-ансамблей, рок-групп, проведение разнообразных коммерческих фестивалей, конкурсов, праздников, создание специализированных концертных и спортивно-зрелищных центров и комплексов, развлекательных учреждений, видеосалонов, дискотек, производство и прокат фонограмм, дисков, видеокассет и т. д.
Потребителям предоставляется широкий выбор всевозможных развлечений и зрелищ, рассчитанных на все вкусы - от танцевальных залов, конкурсов красоты и парадов моды до родео, варьете, кабаре, казино, ночных клубов. Совершенно очевидно, что некоторые из этих видов социально-культурного предпринимательства не способствуют социально активной деятельности людей, а рассчитаны на пассивное потребление зрелищной «продукции». В погоне за максимальной прибылью и извлечением выгоды коммерческий рыночный сектор нередко навязывает свои законы и ценности, которые не имеют ничего общего с моральными принципами и критериями.
Кроме того, в последние годы заметно расширяется практика участия коммерческих структур в лице больших и малых фирм, бирж, совместных предприятий, акционерных обществ в разработке социально-культурных, досуговых программ для своих сотрудников и членов их семей.
Для организации такого своеобразного «фирменного досуга» многие частные предприятия не привлекают профессиональных организаторов досуга, а передают бразды правления в этом плане в руки сотрудников фирмы или членам их семей. Если специалист по досугу все же привлекается, то от него требуются, лишь квалифицированная консультация, совет, методическая помощь.
Что касается механизмов привлечения финансовых средств к реализации социально-культурных проектов и программ, то они многообразны. Это объединение финансовых средств, трудовых, материальных и других ресурсов потенциальных партнеров в лице государственных и общественных организаций, частных предприятий, фирм и кооперативов; создание совместных социально-культурных или культурно-досуговых предприятий, центров, учреждений; добровольные объединения материально-финансовых средств для восстановления или ремонта историко-культурных памятников, организации благотворительных акций для воспитанников детских домов, интернатов, инвалидов, пенсионеров и т. д. Распространена практика формирования местных фондов социального и культурного строительства, образуемых за счет нормативного отчисления доходов, а также обязательных взносов предприятий, фирм, учреждений и граждан. Зарекомендовало себя создание льготных условий для стимулирования добровольного материально-финансового участия государственных и частных предприятий, фирм, компаний в развитии социально-культурной сферы.
Действенным инструментом поддержки социально-культурных инициатив и движений являются меценатство, благотворительность.
Российское меценатство,
как известно, имеет глубокие историко-культурные
корни. Традиционными признаками российских
меценатов, добровольно финансировавших
деятельность и художников-одиночек,
и целых творческих коллективов,
являлись полное обеспечение свободы
творчества и творческого самовыражения
деятеля культуры, непременный учет
и глубокое понимание целей и
позиций самого художника. При этом
меценаты, распределяя пожертвования,
оставляли за собой лишь право
выбора кандидатуры, которая нуждалась
в первоочередной поддержке. В наши
дни в роли меценатов выступают
не только отдельные предприниматели,
представители делового мира, но и
целые группы, коллективы, общности
людей. Меценатство в таких
В процессе формирования социально-культурной
среды конкретного региона
Каждое государственное или частное (коммерческое) предприятие, каждое общественное объединение или движение могут и должны беспрепятственно пользоваться правом добровольного вклада своих средств в социально-культурную сферу, быть заказчиком, спонсором, меценатом, в том или ином виде социально-культурной деятельности, по отношению к любому клубу, кинотеатру, театру, парку, музею и т. д.
Основополагающими принципами
хозяйственной деятельности современных
социально-культурных институтов должны
быть самоокупаемость и