Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 07:20, реферат
Слово "культура" в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.
В современной науке слово "культура" используется в трех основных значениях:
В широком смысле — как всеохватывающее явление и процесс, в ходе которого происходит преобразование природы, материальной среды и самого человека.
В узком смысле — как совокупность отраслей духовного производства, связанная с непосредственным воздействием на человека.
В отраслевом смысле— как отрасль национальной экономики1. В настоящем пособии имеется в виду главным образом третье, отраслевое измерение этого понятия.
Раздел 1. Экономика культуры.
Тема 1.1 Культура как сфера экономических отношений.
1.1.1 Понятие экономических отношений и культуры.
1.1.2 Характер экономических отношений в сфере культуры.
1.1.3 Предмет и метод экономики культуры.
Тема 1.2 Понятия структуры и границ отрасли культуры и искусства.
1.2.1 Понятие и состав сферы культуры. Ее место в национальном хозяйстве.
1.2.2 Понятие, структура и границы отрасли "культура и искусство".
1.2.3 Принципы и факторы размещения организаций культуры.
1.2.4 Основные тенденции развития отрасли "культура и искусство" на современном этапе.
Тема1.3 Экономические и материально-технические ресурсы учреждений культуры.
1.3.1 Общее понятие ресурсов.
1.3.3 Информационное обеспечение культурной деятельности.
Тема 1.4. Содержание и организация хозяйственной деятельности учреждений культуры.
1.4.1 Общее понятие системы хозяйствования в сфере культуры.
1.4.2 Общие и специфические черты хозяйственного механизма организаций культуры.
1.4.3 Важнейший признак и составные компоненты экономической деятельности организаций культуры.
1.4.4 Основные подсистемы хозяйственного механизма организаций культуры.
1.4.5 Эволюции системы хозяйствования организаций культуры.
Тема 1.5 Источники и порядок финансирование, сметы, внебюджетное финансирование.
1.5.1 Понятие и виды финансирования.
1.5.2 Финансирование организаций культуры.
1.5.3 Благотворительность, меценатство и спонсорство в культуре.
Тема 1.6 Организация труда и заработной платы.
1.6.1 Экономическая природа заработной платы.
1.6.2 Основные принципы организации оплаты труда.
1.6.3 Тарифная система оплаты труда.
1.6.4 Формы и системы оплаты труда.
1.6.5 Структура и динамика заработной платы.
1.6.6 Договорное регулирование трудовых отношений.
1.6.7 Применение специальных выплат.
Тема 1.7 Планирование в культуре.
1.7.1 Общие положения.
1.7.2 Планирование в сфере культуры.
1.7.3 Программы культурного развития, их роль и сущность.
1.7.4 Планирование в организациях культуры.
Раздел 2. Менеджмент в социально-культурной сфере.
Тема 2.1 Сущность и характерные черты современного менеджмента.
Тема 2.2 Система и структура управления культурой. Организации (учреждения) культуры и искусства как объект управления.
Тема 2.3 Основные этапы управленческой деятельности в сфере культуры.
Планирование.
2.3.2 Организация в СКС.
2.3.3 Мотивация в СКС.
2.3.4 Контроль в СКС.
Тема 2.4 Цели и задачи управления учреждений культуры независимо от их организационно-правовых форм.
2.4.1 Организация как система управления.
2.4.2 Внутренняя среда организации.
2.4.3 Внешняя среда организации.
2.4.4 Документация, учет и отчетность в учреждениях культуры.
Тема 2.5 Принципы организации и анализ работы коллектива исполнителей и учреждения культуры.
2.5.1 Руководитель в системе управлений. Виды стилей руководства.
2.5.2 Методы менеджмента.
2.5.3. Стимулирование и мотивация.
2.5.4. Деловое общение.
Тема 2.6 Реклама услуг учреждений культуры.
Список литературы.
Министерство образования Российской Федерации
Челябинский колледж культуры
Экономика и менеджмент в социально-культурной сфере
Составитель: Акулинина Е.В.
2008 год
Содержание
Раздел 1. Экономика культуры.
Тема 1.1 Культура как сфера экономических отношений.
1.1.1 Понятие экономических
1.1.2 Характер экономических
1.1.3 Предмет и метод экономики культуры.
Тема 1.2 Понятия структуры и границ отрасли культуры и искусства.
1.2.1 Понятие и состав сферы культуры. Ее место в национальном хозяйстве.
1.2.2 Понятие, структура и границы отрасли "культура и искусство".
1.2.3 Принципы и факторы размещения организаций культуры.
1.2.4 Основные тенденции развития отрасли "культура и искусство" на современном этапе.
Тема1.3 Экономические и материально-технические ресурсы учреждений культуры.
1.3.1 Общее понятие ресурсов.
1.3.3 Информационное обеспечение культурной деятельности.
Тема 1.4. Содержание и организация хозяйственной деятельности учреждений культуры.
1.4.1 Общее понятие системы хозяйствования в сфере культуры.
1.4.2 Общие и специфические черты хозяйственного механизма организаций культуры.
1.4.3 Важнейший признак и составные
компоненты экономической
1.4.4 Основные подсистемы хозяйственного механизма организаций культуры.
1.4.5 Эволюции системы
Тема 1.5 Источники и порядок финансирование, сметы, внебюджетное финансирование.
1.5.1 Понятие и виды финансирования.
1.5.2 Финансирование организаций культуры.
1.5.3 Благотворительность, меценатство и спонсорство в культуре.
Тема 1.6 Организация труда и заработной платы.
1.6.1 Экономическая природа
1.6.2 Основные принципы организации оплаты труда.
1.6.3 Тарифная система оплаты труда.
1.6.4 Формы и системы оплаты труда.
1.6.5 Структура и динамика
1.6.6 Договорное регулирование трудовых отношений.
1.6.7 Применение специальных выплат.
Тема 1.7 Планирование в культуре.
1.7.1 Общие положения.
1.7.2 Планирование в сфере культуры.
1.7.3 Программы культурного
1.7.4 Планирование в организациях культуры.
Раздел 2. Менеджмент в социально-культурной сфере.
Тема 2.1 Сущность и характерные черты современного менеджмента.
Тема 2.2 Система и структура управления культурой. Организации (учреждения) культуры и искусства как объект управления.
Тема 2.3 Основные этапы управленческой деятельности в сфере культуры.
2.3.2 Организация в СКС.
2.3.3 Мотивация в СКС.
2.3.4 Контроль в СКС.
Тема 2.4 Цели и задачи управления учреждений культуры независимо от их организационно-правовых форм.
2.4.1 Организация как система управления.
2.4.2 Внутренняя среда организации.
2.4.3 Внешняя среда организации.
2.4.4 Документация, учет и отчетность в учреждениях культуры.
Тема 2.5 Принципы организации и анализ работы коллектива исполнителей и учреждения культуры.
2.5.1 Руководитель в системе
2.5.2 Методы менеджмента.
2.5.3. Стимулирование и мотивация.
2.5.4. Деловое общение.
Тема 2.6 Реклама услуг учреждений культуры.
Список литературы.
Раздел 1. Экономика культуры
Тема 1.1 Культура как сфера экономических отношений
1.1.1 Понятие экономических
Экономические отношения — отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.
Понятие культуры.
Слово "культура" в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.
В современной науке слово "культура" используется в трех основных значениях:
1.1.2 Характер экономических отношений в сфере культуры
70-е годы XX века — дискуссия о характере экономических отношений в культуре. Точки зрения:
Рубеж 80-х — 90-х годов — поиск новых экономических механизмов в культуре.
С начала 90-х годов— развитие рыночных отношений, затронувших и сферу культуры.
В настоящее время общепризнано, что в процессе культурной деятельности складываются полноценные экономические отношения, связанные с сохранением, созданием, распространением и освоением (потреблением) культурных ценностей и культурных благ.
Специфика экономических отношений в культуре:
Понятия культурных благ и культурных ценностей даны в ст. Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".
Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
Культурные блага — условия и услуги, предоставляемые организациями и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.
Культурные ценности как основа для создания культурных благ. Возможность превращения культурного блага в культурную ценность. Культурное благо как категория, более адекватная экономике культуры. Становление рынка культурных благ. Основные субъекты рынка: государство, производители, потребители, посредники (инфраструктура), профессиональная критика.
Создателями культурных благ выступают:
Организации культуры как основной производитель культурных благ.
Субъекты, с которыми вступают в экономические отношения организации культуры:
Инфраструктура культурной деятельности — взаимосвязанный комплекс организаций, направлений деятельности и механизмов, обеспечивающий взаимодействие участников культурной деятельности. Элементы инфраструктуры: кассы, специализированные магазины, мастерские, театральная биржа, продюсерские центры и др.
Необходимость различения существования культуры в рыночных условиях и возможности ее функционирования на рыночных началах. Понятие "провалов рынка" в сфере культуры. Роль государства как одного из важнейших субъектов рынка культурных благ. Основные направления государственного регулирования: законодательное регулирование культурной деятельности, финансовая поддержка организаций культуры и творческих работников, социальная защита деятелей культуры и искусства и др.
1.1.3 Предмет и метод экономики культуры
Предметом экономики культуры являются экономические взаимоотношения людей по поводу сохранения, создания, распространения и потребления культурных благ и ценностей, то есть конкретные формы действия экономических законов применительно к сфере культуры.
Метод экономики культуры — совокупность принципов и приемов анализа объективных экономических закономерностей, действующих в сфере культуры.
К наиболее важным из них относятся:
С точки зрения системного анализа экономика культуры представляет собой систему:
Изучение экономики культуры должно основываться на единстве качественного и количественного анализа при приоритете качественных оценок.
Экономические процессы в культуре можно изучать как в динамике — в виде изменений за определенный временной период, так и в статике — по состоянию на конкретный момент времени.
Тема 1.2 Понятия структуры и границ отрасли культуры и искусства
Деление национального хозяйства на отрасли связано с обособлением видов деятельности в системе общественного разделения труда. В наиболее общем виде национальное хозяйство подразделяется на материальное производство и социальную сферу, в которой, в свою очередь, выделяется сфера культуры.
1.2.1 Понятие и состав сферы культуры. Ее место в национальном хозяйстве
Схема 1. Место сферы культуры в национальном хозяйстве.
Обособление видов культурной деятельности в качестве сферы культуры связано с характером выполняемых ими функций.
Долгое время государством в качестве основной функции культуры рассматривалась идеологическая, реализация которой обеспечивалась соответствующим выделением финансовых средств.
В настоящее время сфера культуры осуществляет преимущественно социальные функции: интегративную, воспитательную, образовательную, просветительную, эстетическую, аккумулятивную, коммуникативную, информационную, развлекательную, предоставляет возможности для самореализации личности.
Понятие и состав сферы культуры.
Содержание понятия "сфера культуры" нельзя считать устоявшимся. Однако в любом случае это понятие является собирательным.
Виды деятельности, включаемые в сферу культуры, специалисты подразделяют на четыре большие группы:
Литературное творчество.
Изобразительное и прикладное искусство.
Исполнительское искусство.
Реставрация и охрана недвижимых памятников истории и культуры.
Музейное дело. Архивное дело.
Библиотечное дело.
Клубная деятельность.
Аттракционы.
Шоу-бизнес. Казино.
Пресса.
Книгоиздание.
Производство аудиовизуальной продукции:
— кинематограф;
— производство видеопродукции;
— производство аудиопродукции.
Радио.
Телевидение.
Интернет.
Сфера культуры включает несколько отраслевых систем. В России в последние годы в статистике и в бюджетном процессе выделяют две отраслевые системы — "культура и искусство" и "средства массовой информации" (СМИ), объединяющие периодическую печать, издательства, радиовещание, телевидение и т.п.
В данном учебном пособии экономические закономерности, действующие в сфере культуры, будут рассматриваться на примере отрасли "культура и искусство".
Информация о работе Экономика и менеджмент в социально-культурной сфере