Экономика и менеджмент в социально-культурной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 07:20, реферат

Краткое описание

Слово "культура" в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.
В современной науке слово "культура" используется в трех основных значениях:
В широком смысле — как всеохватывающее явление и процесс, в ходе которого происходит преобразование природы, материальной среды и самого человека.
В узком смысле — как совокупность отраслей духовного производства, связанная с непосредственным воздействием на человека.
В отраслевом смысле— как отрасль национальной экономики1. В настоящем пособии имеется в виду главным образом третье, отраслевое измерение этого понятия.

Оглавление

Раздел 1. Экономика культуры.
Тема 1.1 Культура как сфера экономических отношений.
1.1.1 Понятие экономических отношений и культуры.
1.1.2 Характер экономических отношений в сфере культуры.
1.1.3 Предмет и метод экономики культуры.
Тема 1.2 Понятия структуры и границ отрасли культуры и искусства.
1.2.1 Понятие и состав сферы культуры. Ее место в национальном хозяйстве.
1.2.2 Понятие, структура и границы отрасли "культура и искусство".
1.2.3 Принципы и факторы размещения организаций культуры.
1.2.4 Основные тенденции развития отрасли "культура и искусство" на современном этапе.
Тема1.3 Экономические и материально-технические ресурсы учреждений культуры.
1.3.1 Общее понятие ресурсов.
1.3.3 Информационное обеспечение культурной деятельности.
Тема 1.4. Содержание и организация хозяйственной деятельности учреждений культуры.
1.4.1 Общее понятие системы хозяйствования в сфере культуры.
1.4.2 Общие и специфические черты хозяйственного механизма организаций культуры.
1.4.3 Важнейший признак и составные компоненты экономической деятельности организаций культуры.
1.4.4 Основные подсистемы хозяйственного механизма организаций культуры.
1.4.5 Эволюции системы хозяйствования организаций культуры.
Тема 1.5 Источники и порядок финансирование, сметы, внебюджетное финансирование.
1.5.1 Понятие и виды финансирования.
1.5.2 Финансирование организаций культуры.
1.5.3 Благотворительность, меценатство и спонсорство в культуре.
Тема 1.6 Организация труда и заработной платы.
1.6.1 Экономическая природа заработной платы.
1.6.2 Основные принципы организации оплаты труда.
1.6.3 Тарифная система оплаты труда.
1.6.4 Формы и системы оплаты труда.
1.6.5 Структура и динамика заработной платы.
1.6.6 Договорное регулирование трудовых отношений.
1.6.7 Применение специальных выплат.
Тема 1.7 Планирование в культуре.
1.7.1 Общие положения.
1.7.2 Планирование в сфере культуры.
1.7.3 Программы культурного развития, их роль и сущность.
1.7.4 Планирование в организациях культуры.
Раздел 2. Менеджмент в социально-культурной сфере.
Тема 2.1 Сущность и характерные черты современного менеджмента.
Тема 2.2 Система и структура управления культурой. Организации (учреждения) культуры и искусства как объект управления.
Тема 2.3 Основные этапы управленческой деятельности в сфере культуры.
Планирование.
2.3.2 Организация в СКС.
2.3.3 Мотивация в СКС.
2.3.4 Контроль в СКС.
Тема 2.4 Цели и задачи управления учреждений культуры независимо от их организационно-правовых форм.
2.4.1 Организация как система управления.
2.4.2 Внутренняя среда организации.
2.4.3 Внешняя среда организации.
2.4.4 Документация, учет и отчетность в учреждениях культуры.
Тема 2.5 Принципы организации и анализ работы коллектива исполнителей и учреждения культуры.
2.5.1 Руководитель в системе управлений. Виды стилей руководства.
2.5.2 Методы менеджмента.
2.5.3. Стимулирование и мотивация.
2.5.4. Деловое общение.
Тема 2.6 Реклама услуг учреждений культуры.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Экономика и менеджмент в социально-культурной сфере.doc

— 2.58 Мб (Скачать)

Министерство образования Российской Федерации

Челябинский колледж культуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономика и менеджмент в социально-культурной сфере

 

 

Составитель: Акулинина Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2008 год

 

Содержание

 

Раздел 1. Экономика культуры.

Тема 1.1 Культура как сфера экономических отношений.

1.1.1 Понятие экономических отношений  и культуры.

1.1.2 Характер экономических отношений  в сфере культуры.

1.1.3 Предмет и метод экономики  культуры.

Тема 1.2 Понятия структуры и границ отрасли культуры и искусства.

1.2.1 Понятие и состав сферы культуры. Ее место в национальном хозяйстве.

1.2.2 Понятие, структура и границы  отрасли "культура и искусство".

1.2.3 Принципы и факторы размещения  организаций культуры.

1.2.4 Основные тенденции развития  отрасли "культура и искусство" на современном этапе.

Тема1.3 Экономические и материально-технические ресурсы учреждений культуры.

1.3.1 Общее понятие ресурсов.

1.3.3 Информационное обеспечение  культурной деятельности.

Тема 1.4. Содержание и организация хозяйственной деятельности учреждений культуры.

1.4.1 Общее понятие системы хозяйствования в сфере культуры.

1.4.2 Общие и специфические черты хозяйственного механизма организаций культуры.

1.4.3 Важнейший признак и составные  компоненты экономической деятельности  организаций культуры.

1.4.4 Основные подсистемы хозяйственного механизма организаций культуры.

1.4.5 Эволюции системы хозяйствования  организаций культуры.

Тема 1.5 Источники и порядок финансирование, сметы, внебюджетное финансирование.

1.5.1 Понятие и виды финансирования.

1.5.2 Финансирование организаций культуры.

1.5.3 Благотворительность, меценатство  и спонсорство в культуре.

Тема 1.6 Организация труда и заработной платы.

1.6.1 Экономическая природа заработной  платы.

1.6.2 Основные принципы организации  оплаты труда.

1.6.3 Тарифная система оплаты труда.

1.6.4 Формы и системы оплаты  труда.

1.6.5 Структура и динамика заработной  платы.

1.6.6 Договорное регулирование трудовых отношений.

1.6.7 Применение специальных выплат.

Тема 1.7 Планирование в культуре.

1.7.1 Общие положения.

1.7.2 Планирование в сфере культуры.

1.7.3 Программы культурного развития, их роль и сущность.

1.7.4 Планирование в организациях  культуры.

Раздел 2. Менеджмент в социально-культурной сфере.

Тема 2.1 Сущность и характерные черты современного менеджмента.

Тема 2.2 Система и структура управления культурой. Организации (учреждения) культуры и искусства как объект управления.

Тема 2.3 Основные этапы управленческой деятельности в сфере культуры.

      1. Планирование.

2.3.2 Организация в СКС.

2.3.3 Мотивация в СКС.

2.3.4 Контроль в СКС.

Тема 2.4 Цели и задачи управления учреждений культуры независимо от их организационно-правовых форм.

2.4.1 Организация как система  управления.

2.4.2 Внутренняя среда организации.

2.4.3 Внешняя среда организации.

2.4.4 Документация, учет и отчетность в учреждениях культуры.

Тема 2.5 Принципы организации и анализ работы коллектива исполнителей и учреждения культуры.

2.5.1 Руководитель в системе управлений. Виды стилей руководства.

2.5.2 Методы менеджмента.

2.5.3. Стимулирование и мотивация.

2.5.4. Деловое общение.

Тема 2.6 Реклама услуг учреждений культуры.

Список литературы.

 

Раздел 1. Экономика культуры

 

Тема 1.1 Культура как сфера экономических отношений

 

1.1.1 Понятие экономических отношений  и культуры

Экономические отношения — отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

Понятие культуры.

Слово "культура" в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.

В современной науке слово "культура" используется в трех основных значениях:

  1. В широком смысле — как всеохватывающее явление и процесс, в ходе которого происходит преобразование природы, материальной среды и самого человека.
  2. В узком смысле — как совокупность отраслей духовного производства, связанная с непосредственным воздействием на человека.
  3. В отраслевом смысле— как отрасль национальной экономики1. В настоящем пособии имеется в виду главным образом третье, отраслевое измерение этого понятия.

 

1.1.2 Характер экономических отношений в сфере культуры

70-е годы XX века — дискуссия о характере экономических отношений в культуре. Точки зрения:

  1. экономических отношений в этой сфере быть не может, так как она не производит материальных благ (преобладающая);
  2. в сфере культуры складываются экономические отношения, но они "второсортные". Об экономических отношениях можно говорить лишь постольку, поскольку в культуре потребляется продукт, созданный в материальном производстве.

Рубеж 80-х — 90-х годов — поиск новых экономических механизмов в культуре.

С начала 90-х годов— развитие рыночных отношений, затронувших и сферу культуры.

В настоящее время общепризнано, что в процессе культурной деятельности складываются полноценные экономические отношения, связанные с сохранением, созданием, распространением и освоением (потреблением) культурных ценностей и культурных благ.

Специфика экономических отношений в культуре:

  • выделяется стадия сохранения в связи с тем, что здесь накапливается большой культурный потенциал;
  • результатами культурной деятельности являются культурные блага и культурные ценности.

Понятия культурных благ и культурных ценностей даны в ст. Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".

Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Культурные блага — условия и услуги, предоставляемые организациями и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Культурные ценности как основа для создания культурных благ. Возможность превращения культурного блага в культурную ценность. Культурное благо как категория, более адекватная экономике культуры. Становление рынка культурных благ. Основные субъекты рынка: государство, производители, потребители, посредники (инфраструктура), профессиональная критика.

Создателями культурных благ выступают:

  • так называемые "свободные художники", физические лица, осуществляющие индивидуальную трудовую деятельность без образования юридического лица;
  • институционально-оформленные структуры: организации (юридические лица).

Организации культуры как основной производитель культурных благ.

Субъекты, с которыми вступают в экономические отношения организации культуры:

  • потребители (индивидуальные и организованные);
  • учредители (уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, юридические и физические лица);
  • властные структуры (за исключением учредителей — уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления): налоговые инспекции, комитеты по имуществу, земельные комитеты, отделения казначейства и пр.;
  • спонсоры и благотворители;
  • другие организации.

Инфраструктура культурной деятельности — взаимосвязанный комплекс организаций, направлений деятельности и механизмов, обеспечивающий взаимодействие участников культурной деятельности. Элементы инфраструктуры: кассы, специализированные магазины, мастерские, театральная биржа, продюсерские центры и др.

Необходимость различения существования культуры в рыночных условиях и возможности ее функционирования на рыночных началах. Понятие "провалов рынка" в сфере культуры. Роль государства как одного из важнейших субъектов рынка культурных благ. Основные направления государственного регулирования: законодательное регулирование культурной деятельности, финансовая поддержка организаций культуры и творческих работников, социальная защита деятелей культуры и искусства и др.

 

1.1.3 Предмет и метод экономики культуры

Предметом экономики культуры являются экономические взаимоотношения людей по поводу сохранения, создания, распространения и потребления культурных благ и ценностей, то есть конкретные формы действия экономических законов применительно к сфере культуры.

Метод экономики культуры — совокупность принципов и приемов анализа объективных экономических закономерностей, действующих в сфере культуры.

К наиболее важным из них относятся:

  • метод системного анализа;
  • статистический метод,

С точки зрения системного анализа экономика культуры представляет собой систему:

  • с одной стороны, активно взаимодействующую с внешней макросредой, экономическим комплексом в целом;
  • с другой стороны, состоящую из взаимодействующих друг с другом подсистем.

Изучение экономики культуры должно основываться на единстве качественного и количественного анализа при приоритете качественных оценок.

Экономические процессы в культуре можно изучать как в динамике — в виде изменений за определенный временной период, так и в статике — по состоянию на конкретный момент времени.

 

Тема 1.2 Понятия структуры и границ отрасли культуры и искусства

 

Деление национального хозяйства на отрасли связано с обособлением видов деятельности в системе общественного разделения труда. В наиболее общем виде национальное хозяйство подразделяется на материальное производство и социальную сферу, в которой, в свою очередь, выделяется сфера культуры.

 

1.2.1 Понятие и состав сферы  культуры. Ее место в национальном хозяйстве

 

Схема 1. Место сферы культуры в национальном хозяйстве.

 

Обособление видов культурной деятельности в качестве сферы культуры связано с характером выполняемых ими функций.

Долгое время государством в качестве основной функции культуры рассматривалась идеологическая, реализация которой обеспечивалась соответствующим выделением финансовых средств.

В настоящее время сфера культуры осуществляет преимущественно социальные функции: интегративную, воспитательную, образовательную, просветительную, эстетическую, аккумулятивную, коммуникативную, информационную, развлекательную, предоставляет возможности для самореализации личности.

Понятие и состав сферы культуры.

Содержание понятия "сфера культуры" нельзя считать устоявшимся. Однако в любом случае это понятие является собирательным.

Виды деятельности, включаемые в сферу культуры, специалисты подразделяют на четыре большие группы:

  1. Художественное творчество.

Литературное творчество.

Изобразительное и прикладное искусство.

Исполнительское искусство.

  1. Сохранение культурного наследия.

 Реставрация и охрана недвижимых памятников истории и культуры.

 Музейное дело. Архивное дело.

 Библиотечное дело.

  1. Клубная и развлекательная деятельность.

Клубная деятельность.

Аттракционы.

Шоу-бизнес. Казино.

  1. Массовое создание и распространение культурных благ.

Пресса.

Книгоиздание.

Производство аудиовизуальной продукции:

— кинематограф;

— производство видеопродукции;

— производство аудиопродукции.

Радио.

Телевидение.

Интернет.

Сфера культуры включает несколько отраслевых систем. В России в последние годы в статистике и в бюджетном процессе выделяют две отраслевые системы — "культура и искусство" и "средства массовой информации" (СМИ), объединяющие периодическую печать, издательства, радиовещание, телевидение и т.п.

В данном учебном пособии экономические закономерности, действующие в сфере культуры, будут рассматриваться на примере отрасли "культура и искусство".

Информация о работе Экономика и менеджмент в социально-культурной сфере