Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 07:20, реферат
Слово "культура" в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.
В современной науке слово "культура" используется в трех основных значениях:
В широком смысле — как всеохватывающее явление и процесс, в ходе которого происходит преобразование природы, материальной среды и самого человека.
В узком смысле — как совокупность отраслей духовного производства, связанная с непосредственным воздействием на человека.
В отраслевом смысле— как отрасль национальной экономики1. В настоящем пособии имеется в виду главным образом третье, отраслевое измерение этого понятия.
Раздел 1. Экономика культуры.
Тема 1.1 Культура как сфера экономических отношений.
1.1.1 Понятие экономических отношений и культуры.
1.1.2 Характер экономических отношений в сфере культуры.
1.1.3 Предмет и метод экономики культуры.
Тема 1.2 Понятия структуры и границ отрасли культуры и искусства.
1.2.1 Понятие и состав сферы культуры. Ее место в национальном хозяйстве.
1.2.2 Понятие, структура и границы отрасли "культура и искусство".
1.2.3 Принципы и факторы размещения организаций культуры.
1.2.4 Основные тенденции развития отрасли "культура и искусство" на современном этапе.
Тема1.3 Экономические и материально-технические ресурсы учреждений культуры.
1.3.1 Общее понятие ресурсов.
1.3.3 Информационное обеспечение культурной деятельности.
Тема 1.4. Содержание и организация хозяйственной деятельности учреждений культуры.
1.4.1 Общее понятие системы хозяйствования в сфере культуры.
1.4.2 Общие и специфические черты хозяйственного механизма организаций культуры.
1.4.3 Важнейший признак и составные компоненты экономической деятельности организаций культуры.
1.4.4 Основные подсистемы хозяйственного механизма организаций культуры.
1.4.5 Эволюции системы хозяйствования организаций культуры.
Тема 1.5 Источники и порядок финансирование, сметы, внебюджетное финансирование.
1.5.1 Понятие и виды финансирования.
1.5.2 Финансирование организаций культуры.
1.5.3 Благотворительность, меценатство и спонсорство в культуре.
Тема 1.6 Организация труда и заработной платы.
1.6.1 Экономическая природа заработной платы.
1.6.2 Основные принципы организации оплаты труда.
1.6.3 Тарифная система оплаты труда.
1.6.4 Формы и системы оплаты труда.
1.6.5 Структура и динамика заработной платы.
1.6.6 Договорное регулирование трудовых отношений.
1.6.7 Применение специальных выплат.
Тема 1.7 Планирование в культуре.
1.7.1 Общие положения.
1.7.2 Планирование в сфере культуры.
1.7.3 Программы культурного развития, их роль и сущность.
1.7.4 Планирование в организациях культуры.
Раздел 2. Менеджмент в социально-культурной сфере.
Тема 2.1 Сущность и характерные черты современного менеджмента.
Тема 2.2 Система и структура управления культурой. Организации (учреждения) культуры и искусства как объект управления.
Тема 2.3 Основные этапы управленческой деятельности в сфере культуры.
Планирование.
2.3.2 Организация в СКС.
2.3.3 Мотивация в СКС.
2.3.4 Контроль в СКС.
Тема 2.4 Цели и задачи управления учреждений культуры независимо от их организационно-правовых форм.
2.4.1 Организация как система управления.
2.4.2 Внутренняя среда организации.
2.4.3 Внешняя среда организации.
2.4.4 Документация, учет и отчетность в учреждениях культуры.
Тема 2.5 Принципы организации и анализ работы коллектива исполнителей и учреждения культуры.
2.5.1 Руководитель в системе управлений. Виды стилей руководства.
2.5.2 Методы менеджмента.
2.5.3. Стимулирование и мотивация.
2.5.4. Деловое общение.
Тема 2.6 Реклама услуг учреждений культуры.
Список литературы.
Ключевые требования к хозяйственному механизму организаций культуры.
В сфере культуры экономический интерес — составная часть многогранных интересов коллектива организации, проявляющихся, прежде всего, в его потребности в творческом развитии.
Поэтому первое ключевое требование к хозяйственному механизму — максимально возможное согласование творческих и экономических интересов организаций культуры.
Хозяйствование понимается как процесс реализации экономических интересов (государства, организации, работника). Как и в первом случае, наблюдается неполное совпадение, а часто и противоречие между указанными интересами. Отсюда вытекает второе ключевое требование к хозяйственному механизму.
Механизм хозяйствования призван служить средством согласования экономических интересов государства, организации культуры и отдельного работника.
1.4.3 Важнейший признак и составные
компоненты экономической деяте
Важнейший признак экономической деятельности организаций культуры.
Важнейшим признаком экономической деятельности организаций культуры является использование измеримых, ограниченных ресурсов для получения измеримых результатов.
К экономическим относятся все те ресурсы, которые могут быть количественно измерены и объем которых ограничен по отношению к потребностям общества в этих ресурсах.
К экономическим результатам относятся такие результаты преобразования указанных ресурсов, которые измеримы в показателях:
Составные компоненты экономической деятельности организаций культуры.
В экономической деятельности организаций культуры можно выделить три основных компонента:
Необходимость количественного измерения результатов деятельности организаций культуры.
При этом чисто экономические показатели являются вспомогательными, а основную роль с учетом специфики культуры играют социальные показатели.
С точки зрения возмещения, окупаемости затрат можно выделить два типа хозяйственного механизма организаций культуры: коммерческий и некоммерческий.
На практике наблюдается взаимодействие коммерческих и некоммерческих форм хозяйствования. Коммерческие организации культуры осуществляют и некоммерческие виды деятельности. Некоммерческим организациям разрешено вести предпринимательскую деятельность (ст.50 ГК РФ).
1.4.4 Основные подсистемы
Основными подсистемами хозяйственного механизма организаций культуры являются:
Каждая из перечисленных подсистем может иметь множество вариаций, которые в сочетании дают различные модификации системы хозяйствования.
Планирование.
Планы могут:
Финансирование.
По типу финансирования выделяют:
Ценообразование.
Цены на услуги культуры могут быть:
Стимулирование.
Стимулирование бывает:
1.4.5 Эволюции системы
Изменение хозяйственного механизма организаций культуры тесно связано с изменением общего и специального законодательства.
Важнейшая черта хозяйственного механизма— степень самостоятельности организаций культуры, проявляющаяся через их права и обязанности.
В основу выделения этапов изменения хозяйственного механизма положено соотношение в разное время прав и обязанностей организаций культуры и вышестоящих органов управления.
Годы военного коммунизма (1917—1921гг.) — попытка огосударствления культуры и искусства. Начало формирования системы прямого государственного руководства, централизованного управления организациями культуры.
Годы ПЭПа (1922—1927гг.)— разгосударствление, децентрализация системы управления. Возрождение частного сектора в культуре. Перевод государственных организаций культуры на самоокупаемость. Усиление политико-идеологического контроля творческой деятельности.
Конец 20-х— середина 60-х годов XX века—восстановление и утверждение системы централизованного управления. Идеологический диктат. Железная регламентация творческо-производстве иной и финансово-хозяйственной сторон деятельности организаций культуры партийно-государственным аппаратом.
Середина 60-х — конец 80-х годов XX века —- попытка усиления роли экономических инструментов управления. Утверждается Положение о социалистическом государственном театрально-зрелищном предприятии (1968 г.), о парке культуры и отдыха {1972 г.). Расширяются права руководителей. Организациям культуры предоставляется некоторая экономическая свобода. При этом они приравниваются к предприятиям. Воглавуугластавитсярост количественных показателей деятельности.
Конец 80-х— 90-е годы XXвека— попытка перехода к экономическим методам управления.
1987— 1988 годы — театральный эксперимент.
С 1989 года— перевод организаций культуры на новые условия хозяйствования18. Дальнейшее расширение их творческой и хозяйственной самостоятельности. Добровольность перехода на ноше условия хозяйствования. Прямое действие соответствующего нормативного акта в масштабах всей страны. Разработка отдельных документов для театров, концертных организаций, культурно-просветительных учреждений. Появление частных организаций культуры.
Конец 90-х годов XX века — начало XXI века — сужение хозяйственной самостоятельности государственных и муниципальных учреждений культуры в свете принятия нового Гражданского кодекса РФ (1 ч. — 1994 г., II ч. — 1996 г.), а также Налогового кодекса РФ (I ч. — 1998 г., II ч. — 2000 г.). Введение в действие Бюджетного кодекса РФ (с 2000 г.). Государственные и муниципальные учреждения культуры как проводники культурной политики соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Гарантированное финансирование, налоговые и иные экономические льготы бюджетным учреждениям в обмен на хозяйственную "несвободу".
Несформнрованность рынка культурных услуг в России. Слабость частного сектора, его неспособность составить реальную конкуренцию государственному (муниципальному).
Отсутствие адекватных форм государственной поддержки частных некоммерческих организаций культуры.
Возможные формы подобной поддержки:
Сеть бюджетных учреждений продолжает оставаться основным "поставщиком" услуг культуры на современном этапе. Попытки насаждения рынка "сверху" путем проведения бюджетной реформы. Внесение в Государственную Думу РФ проекта Федерального закона РФ "Об автономных учреждениях" и соответствующих изменений и дополнений в действующие законодательные акты, предусматривающих преобразование значительной части бюджетных в автономные учреждения. Дальнейшее сужение финансово-хозяйствен ной самостоятельности бюджетных учреждений. Предоставление автономным учреждениям большей свободы в распоряжении имуществом, в том числе доходами от собственной деятельности, при отмене субсидиарной ответственности собственников по их обязательствам. Вместе с тем, преобразование бюджетного учреждения в автономное не предполагает смену собственника, а значит, не повлечет некоммерческую приватизацию.
Тема 1.5. Источники и порядок финансирование, сметы, внебюджетное финансирование
1.5.1 Понятие и виды финансирования
Финансирование — выделение денежных средств из определенных источников на конкретные цели: развитие отраслей, строительство и реконструкцию объектов, содержание бюджетных учреждений, проведение социально-культурных мероприятий и другие нужды.
Финансирование является ключевым вопросом экономики культуры. Вычленяют две составные части процесса финансирования:
С 2005 — 2006 годов —переход от разделения бюджетов к разграничению доходных и расходных полномочий между органами власти разных уровней. Проблема несоответствия расходных полномочий и реальных источников для их реализации на региональном и муниципальном уровнях.
Перераспределение части средств федерального бюджета между регионами через дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Конечная цель перераспределения средств — реализация конституционных прав граждан на пользование услугами культуры независимо от места их проживания. Основные задачи: обеспечение минимального уровня бюджетного финансирования культуры в регионах; выравнивание бюджетной обеспеченности, снижение дифференциации в уровне расходов на культуру в субъектах РФ при сохранении многообразия их национальных, культурных и исторических традиций.
Аналогичны цели, задачи и механизмы регулирования межбюджетных отношений на уровне субъект РФ — муниципальное образование.
А) Децентрализация финансирования культуры (связана с принятием законодательных актов о местном самоуправлении). Разграничение организаций культуры в качестве объектов финансирования и их закрепление за бюджетами разных уровней (федеральным, региональными, местными). Из средств федерального бюджета финансируются федеральные культурные программы и проекты, а также объекты культуры, находящиеся в федеральном ведении.
Б) Обособление бюджетных ассигнований, выделенных на культуру, при формировании бюджетов всех уровней. Появление в бюджетах отдельной строки "Культура, искусство и кинематография", позднее (2004 г.)—"Культура, кинематография и средства массовой информации".
В) Попытка преодоления остаточного принципа финансирования культуры. Закрепление в "Основах" норматива бюджетных ассигнований, направляемых на финансирование культуры, — не менее 2% средств из федерального бюджета и не менее 6% средств из региональных и местных бюджетов. Сохранение остаточного подхода к финансированию культуры, невыполнение указанных нормативов как на стадии формирования бюджетов, так и на этапе распределения бюджетных средств . Приостановка действия норматива ассигнований на культуру из федерального бюджета в
2001 — 2004 годах путем ежегодного
внесения изменений в "Основы".
Изъятие формулировок о
Тенденция постоянного недофинансирования культуры, как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.
Перевод сферы культуры на казначейское исполнение бюджетов. Потери бюджетных ассигнований, выделенных на культуру, на этапе их получения из органов казначейства в связи с отсутствием надлежащих навыков работы со сметами доходов и расходов.
Г) Переход к многоканальной системе финансирования.
Информация о работе Экономика и менеджмент в социально-культурной сфере