Экономика и менеджмент в социально-культурной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 07:20, реферат

Краткое описание

Слово "культура" в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.
В современной науке слово "культура" используется в трех основных значениях:
В широком смысле — как всеохватывающее явление и процесс, в ходе которого происходит преобразование природы, материальной среды и самого человека.
В узком смысле — как совокупность отраслей духовного производства, связанная с непосредственным воздействием на человека.
В отраслевом смысле— как отрасль национальной экономики1. В настоящем пособии имеется в виду главным образом третье, отраслевое измерение этого понятия.

Оглавление

Раздел 1. Экономика культуры.
Тема 1.1 Культура как сфера экономических отношений.
1.1.1 Понятие экономических отношений и культуры.
1.1.2 Характер экономических отношений в сфере культуры.
1.1.3 Предмет и метод экономики культуры.
Тема 1.2 Понятия структуры и границ отрасли культуры и искусства.
1.2.1 Понятие и состав сферы культуры. Ее место в национальном хозяйстве.
1.2.2 Понятие, структура и границы отрасли "культура и искусство".
1.2.3 Принципы и факторы размещения организаций культуры.
1.2.4 Основные тенденции развития отрасли "культура и искусство" на современном этапе.
Тема1.3 Экономические и материально-технические ресурсы учреждений культуры.
1.3.1 Общее понятие ресурсов.
1.3.3 Информационное обеспечение культурной деятельности.
Тема 1.4. Содержание и организация хозяйственной деятельности учреждений культуры.
1.4.1 Общее понятие системы хозяйствования в сфере культуры.
1.4.2 Общие и специфические черты хозяйственного механизма организаций культуры.
1.4.3 Важнейший признак и составные компоненты экономической деятельности организаций культуры.
1.4.4 Основные подсистемы хозяйственного механизма организаций культуры.
1.4.5 Эволюции системы хозяйствования организаций культуры.
Тема 1.5 Источники и порядок финансирование, сметы, внебюджетное финансирование.
1.5.1 Понятие и виды финансирования.
1.5.2 Финансирование организаций культуры.
1.5.3 Благотворительность, меценатство и спонсорство в культуре.
Тема 1.6 Организация труда и заработной платы.
1.6.1 Экономическая природа заработной платы.
1.6.2 Основные принципы организации оплаты труда.
1.6.3 Тарифная система оплаты труда.
1.6.4 Формы и системы оплаты труда.
1.6.5 Структура и динамика заработной платы.
1.6.6 Договорное регулирование трудовых отношений.
1.6.7 Применение специальных выплат.
Тема 1.7 Планирование в культуре.
1.7.1 Общие положения.
1.7.2 Планирование в сфере культуры.
1.7.3 Программы культурного развития, их роль и сущность.
1.7.4 Планирование в организациях культуры.
Раздел 2. Менеджмент в социально-культурной сфере.
Тема 2.1 Сущность и характерные черты современного менеджмента.
Тема 2.2 Система и структура управления культурой. Организации (учреждения) культуры и искусства как объект управления.
Тема 2.3 Основные этапы управленческой деятельности в сфере культуры.
Планирование.
2.3.2 Организация в СКС.
2.3.3 Мотивация в СКС.
2.3.4 Контроль в СКС.
Тема 2.4 Цели и задачи управления учреждений культуры независимо от их организационно-правовых форм.
2.4.1 Организация как система управления.
2.4.2 Внутренняя среда организации.
2.4.3 Внешняя среда организации.
2.4.4 Документация, учет и отчетность в учреждениях культуры.
Тема 2.5 Принципы организации и анализ работы коллектива исполнителей и учреждения культуры.
2.5.1 Руководитель в системе управлений. Виды стилей руководства.
2.5.2 Методы менеджмента.
2.5.3. Стимулирование и мотивация.
2.5.4. Деловое общение.
Тема 2.6 Реклама услуг учреждений культуры.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Экономика и менеджмент в социально-культурной сфере.doc

— 2.58 Мб (Скачать)

Непрерывность планирования — планы больших временных горизонтов служат основой для составления планов, ориентированных на меньшие периоды, таким образом, должны достигаться установленные стратегические цели.

Обоснованность планов — обоснование плановых заданий с помощью наиболее адекватных методов планирования.

Этапы развития и методы планирования.

Можно выделить несколько этапов планирования, связанных с изменением его "философии":

  • традиционное (директивное) планирование;
  • нормативно-целевое планирование;
  • программно-целевое планирование.

Упрощенно этапы планирования в культуре и соответствующие им методы можно представить следующим образом (см. таблицу №3)

 

Таблица№3

Этапы и методы планирования

Этапы планирования

Методы планирования

Период наибольшего распространения

Традиционное (директивное) планирование

Экстраполяция

До начала 80-х годов XX века

Нормативно-целевое планирование

Нормативный

80-е годы XX века

Программно-целевое планирование

Программный

С начала 90-х годов XX века по настоящее время


 

Методы планирования.

Экстраполяция (планирование от достигнутого уровня) — выявление тенденций, действовавших в предшествующий период; факторов, определявших развитие этих тенденций; и предположение, что эти тенденции и факторы будут действовать в планируемом периоде.

Нормативный — обоснование плановых заданий с помощью норм и нормативов. В научной литературе и на практике отсутствует четкое разграничение между нормой и нормативом. В ряде случаев эти понятия употребляются как синонимы. В данном учебном пособии под нормой понимается научно обоснованная (расчетная) величина, регламентирующая расход ресурсов на единицу (произведенной продукции и т.д.), характеризующая удельное потребление ресурсов; под нормативом— совокупность производимых или потребляемых услуг и товаров на единицу (потребителя, финансирования, площади, оборудования и т.д.)

Программный— разработка программ культурного развития (федеральных, региональных, территориальных и др.), социокультурных проектов, бизнес-планов. Направленность программных мероприятий на решение конкретных проблем, интеграция ресурсов и исполнителей.

Плановые показатели.

Плановый показатель — краткая характеристика планируемого процесса или явления. Плановые показатели состоят из ряда групп, отражающих различные аспекты развития сферы и организаций культуры.

Плановые показатели подразделяются:

  • по способу установления — на утверждаемые вышестоящим органом, нормативные и расчетные (определяемые самостоятельно);
  • по содержанию— на показатели ресурсного обеспечения, характеризующие материальные, трудовые, финансовые и другие ресурсы, и показатели деятельности, характеризующие предложение и потребление культурных благ;
  • по способу расчета — на абсолютные и относительные. Абсолютные показатели по единицам измерения могут быть стоимостными (объем доходов, стоимость основных фондов и т.д.) и натуральными (количество организаций, число мест, численность работников и др.). Относительные показатели выражаются в долях, процентах, индексах, коэффициентах и т.д.

В практике планирования в сфере культуры могут применяться количественные показатели (характеризующие развитие сети организаций и объемную сторону их деятельности) и качественные (определяющие эффективность работы, ее качественный уровень).

Показатели могут отражать статику (состояние на определенный момент времени) и динамику (изменение за определенный период времени).

Технологические этапы планирования.

Процесс планирования состоит из нескольких этапов, на каждом из которых решаются свои специфические задачи.

А) Организационно-подготовительный этап:

  • определение круга исполнителей;
  • определение сроков разработки;
  • информационное обеспечение;
  • методическое обеспечение;

Б) Этап разработки проекта плана:

  • определение целей и задач на планируемый период;
  • выбор круга показателей и нахождение их конкретных значений;
  • обоснование механизма реализации плана;
  • оформление проекта плана;

В) Этап согласования и утверждения плана:

  • согласование плана;
  • утверждение плана.

Г) Этап популяризации плана и организации контроля исполнения:

  • информирование общественности о содержании планов
  • организация контроля исполнения плана.

 

1.7.2 Планирование в сфере культуры

Директивное планирование.

Директивное планирование базировалось на представлении, что все процессы культурного развития могут быть регламентированы сверху, в тех или иных единицах, а их выполнение будет осуществляться автоматически.

Данный подход отличает:

  • неразработанность целевых параметров, слабая целевая ориентация планов;
  • установление плановых заданий "сверху", регламентация всех сторон деятельности;
  • слабая взаимосвязь заданий с имеющимся ресурсным обеспечением;
  • игнорирование специфики и реальных потребностей территорий;
  • недостаточная обоснованность планов;
  • отсутствие комплексности планов, которые составлялись по отдельным ведомствам, а внутри системы Минкультуры — по подотраслям.

В целом, реализация таких планов на практике была затруднена. Планы не выполнялись.

Нормативно-целевое планирование.

Попытка целевой ориентации планов и создания нормативной базы планирования. Принципиальная новизна этапа заключалась в формировании целевых установок на длительную перспективу.

Достоинства нормативно-целевого подхода:

  • усилилась целевая ориентация планов, были разработаны целевые параметры;
  • разработке планов стал предшествовать предплановой анализ;
  • сократилось число централизованно устанавливаемых показателей, появилась самостоятельность в планировании регионов и конкретных организаций;
  • повысилась обоснованность планов, так как они стали базироваться на нормах и нормативах;
  • предпринята попытка преодолеть ведомственный подход (на народнохозяйственном уровне в плане создан раздел "Культура и средства массовой информации");
  • усилилась территориальная дифференциация планов.

Недостатки нормативно-целевого подхода:

  • считалось, что стратегическую цель можно количественно измерить, причем при помощи какого-то одного показателя;
  • предплановый, анализ велся традиционным способом, по подотраслям культуры. Подмена культурных процессов учреждениями культуры не позволяла осуществить целостный анализ социокультурной ситуации;
  • число централизованно устанавливаемых показателей сократилось недостаточно. При этом показатели выражали не самые существенные стороны культурного развития, а те, которые поддаются количественному измерению;
  • система норм и нормативов так и не была внедрена на практике. Это объясняется, с одной стороны, спецификой сферы культуры, которая в силу творческого характера осуществляемой здесь деятельности плохо поддается нормированию, с другой стороны, нехваткой средств для обеспечения нормативов, невозможностью гарантировать их стабильность в условиях инфляции;
  • ведомственный подход к культуре по существу не был преодолен, в рамках соответствующего раздела народнохозяйственного плана происходило чисто механическое сложение сфер и показателей;
  • культурная самобытность регионов не могла быть учтена в полной мере при планировании "сверху";
  • недостаточно прорабатывался механизм реализации планов.

В целом этап нормативно-целевого планирования был существенным шагом вперед на пути совершенствования планирования в культуре.

Программно-целевое планирование.

Основной формой планирования должны стать программы культурного развития, тогда как на предыдущем этапе они выступали лишь дополнением к традиционным планам.

Внедрение программного метода сдерживалось:

  • трудностями экономического характера: недостатком финансовых средств, нерегулярностью их поступления;
  • инерционностью мышления руководителей органов управления и организаций культуры, недооценкой роли программ;
  • отсутствием знаний, умений и навыков разработки программ. Дальнейшее развитие программно-целевых методов бюджетного планирования — основное направление реформирования бюджетного процесса.

 

 

1.7.3 Программы культурного развития, их роль и сущность

Понятие, роль и основные характеристики программ.

Программа представляет собой согласованный по ресурсам, исполнителям, времени осуществления комплекс плановых мероприятий, направленный на решение конкретной проблемы в установленные сроки.

Программа выступает инструментом разработки и реализации культурной политики соответствующего уровня (страны, региона, территории и т.д.).

Под культурной политикой государства понимается совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

Основные характеристики программ:

  • направленность на решение конкретных проблем;
  • комплексный характер плановых мероприятий;
  • согласованность плановых мероприятий по ресурсам, исполнителям, времени осуществления;
  • установленные сроки.

Порядок и варианты разработки программ.

Процесс разработки программ подразделяется наследующие стадии.

А) Анализ социокультурной ситуации:

  • анализ ситуации, выявление важнейших проблем, решение которых возможно программными средствами;
  • ранжирование проблем с учетом их остроты и важности;
  • формирование состава программ.

Б) Разработка программ:

  • постановка целей;
  • конкретизация целей в системе задач;
  • определение направлений деятельности и конкретных мероприятий, обеспечивающих решение поставленных задач и увязанных с ресурсами;
  • описание ожидаемых результатов.

Варианты разработки программы.

Разработка программы может осуществляться двумя путями. В первом случае предварительно в качестве самостоятельного документа разрабатывается концепция культурного развития, во втором — она выступает как раздел программы.

Программы культурного развития могут разрабатываться:

  • силами руководителей и специалистов органов управления и организаций культуры;
  • научными коллективами;
  • совместно (партисипативно).

Виды программ культурного развития.

Программы культурного развития могут быть федеральными, региональными и территориальными (муниципальными).

Важнейшее значение имеет разграничение круга вопросов, решаемых программами разного уровня.

Федеральные программы направлены на решение задач, приоритетных для всей страны, разрабатываются федеральными органами и финансируются за счет средств федерального бюджета.

Региональные программы позволяют определить стратегию культурного развития конкретных регионов, разрабатываются соответствующими региональными органами и финансируются из региональных бюджетов.

Территориальные программы развития культуры разрабатываются применительно к различным муниципальным образованиям (городской округ, муниципальный район и др.) с учетом специфических именно для этой территории проблем развития культуры, возможностей, путей и способов их решения. Их реализация должна финансироваться из местных бюджетов.

Большое значение имеет взаимодействие между органами управления культурой разного уровня в области разработки и реализации программ.

Основные федеральные программы в области культуры.

Федеральная программа "Сохранение и развитие культуры и искусства Российской Федерации (1993-1995 гг.)". Ее пролонгация на 1996 год.

Федеральная целевая программа (ФЦП) "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997—1999 гг.)". Придание ей статуса Президентской Указом Президента РФ "О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства Российской Федерации" (1996 г.)

Федеральная целевая программа "Культура России (2001— 2005 гг.)".

Федеральная целевая программа "Культура России (2006— 2010 гг.)".

Ее основные разделы.

1. Обеспечение сохранности историко-культурного наследия.

2. Сохранение и развитие системы художественного образования, поддержка молодых дарований.

Информация о работе Экономика и менеджмент в социально-культурной сфере