Экономика и менеджмент в социально-культурной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 07:20, реферат

Краткое описание

Слово "культура" в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.
В современной науке слово "культура" используется в трех основных значениях:
В широком смысле — как всеохватывающее явление и процесс, в ходе которого происходит преобразование природы, материальной среды и самого человека.
В узком смысле — как совокупность отраслей духовного производства, связанная с непосредственным воздействием на человека.
В отраслевом смысле— как отрасль национальной экономики1. В настоящем пособии имеется в виду главным образом третье, отраслевое измерение этого понятия.

Оглавление

Раздел 1. Экономика культуры.
Тема 1.1 Культура как сфера экономических отношений.
1.1.1 Понятие экономических отношений и культуры.
1.1.2 Характер экономических отношений в сфере культуры.
1.1.3 Предмет и метод экономики культуры.
Тема 1.2 Понятия структуры и границ отрасли культуры и искусства.
1.2.1 Понятие и состав сферы культуры. Ее место в национальном хозяйстве.
1.2.2 Понятие, структура и границы отрасли "культура и искусство".
1.2.3 Принципы и факторы размещения организаций культуры.
1.2.4 Основные тенденции развития отрасли "культура и искусство" на современном этапе.
Тема1.3 Экономические и материально-технические ресурсы учреждений культуры.
1.3.1 Общее понятие ресурсов.
1.3.3 Информационное обеспечение культурной деятельности.
Тема 1.4. Содержание и организация хозяйственной деятельности учреждений культуры.
1.4.1 Общее понятие системы хозяйствования в сфере культуры.
1.4.2 Общие и специфические черты хозяйственного механизма организаций культуры.
1.4.3 Важнейший признак и составные компоненты экономической деятельности организаций культуры.
1.4.4 Основные подсистемы хозяйственного механизма организаций культуры.
1.4.5 Эволюции системы хозяйствования организаций культуры.
Тема 1.5 Источники и порядок финансирование, сметы, внебюджетное финансирование.
1.5.1 Понятие и виды финансирования.
1.5.2 Финансирование организаций культуры.
1.5.3 Благотворительность, меценатство и спонсорство в культуре.
Тема 1.6 Организация труда и заработной платы.
1.6.1 Экономическая природа заработной платы.
1.6.2 Основные принципы организации оплаты труда.
1.6.3 Тарифная система оплаты труда.
1.6.4 Формы и системы оплаты труда.
1.6.5 Структура и динамика заработной платы.
1.6.6 Договорное регулирование трудовых отношений.
1.6.7 Применение специальных выплат.
Тема 1.7 Планирование в культуре.
1.7.1 Общие положения.
1.7.2 Планирование в сфере культуры.
1.7.3 Программы культурного развития, их роль и сущность.
1.7.4 Планирование в организациях культуры.
Раздел 2. Менеджмент в социально-культурной сфере.
Тема 2.1 Сущность и характерные черты современного менеджмента.
Тема 2.2 Система и структура управления культурой. Организации (учреждения) культуры и искусства как объект управления.
Тема 2.3 Основные этапы управленческой деятельности в сфере культуры.
Планирование.
2.3.2 Организация в СКС.
2.3.3 Мотивация в СКС.
2.3.4 Контроль в СКС.
Тема 2.4 Цели и задачи управления учреждений культуры независимо от их организационно-правовых форм.
2.4.1 Организация как система управления.
2.4.2 Внутренняя среда организации.
2.4.3 Внешняя среда организации.
2.4.4 Документация, учет и отчетность в учреждениях культуры.
Тема 2.5 Принципы организации и анализ работы коллектива исполнителей и учреждения культуры.
2.5.1 Руководитель в системе управлений. Виды стилей руководства.
2.5.2 Методы менеджмента.
2.5.3. Стимулирование и мотивация.
2.5.4. Деловое общение.
Тема 2.6 Реклама услуг учреждений культуры.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Экономика и менеджмент в социально-культурной сфере.doc

— 2.58 Мб (Скачать)

Возможность объединения средств бюджетов разных уровней для финансирования культурных проектов.

Появление альтернативных, внебюджетных источников финансирования культуры.

Основные направления расходования средств на развитие культуры и искусства в России.

Традиционное: финансирование организаций непосредственного ведения.

Целевое:

  • выделение средств на реализацию бюджетных программ и проведение культурных акций;
  • поддержка деятелей культуры (государственные, губернаторские и т.п. стипендии, премии);
  • поддержка творческих проектов в области культуры и искусства (президентские, губернаторские и т.п. гранты).

Формы финансового взаимодействия органов управления культурой различного уровня.

За рубежом.

Субсидии вызова — вышестоящий орган разрабатывает программу, затрагивающую интересы ряда территорий, и частично берет на себя ее финансирование, чтобы остальная часть возмещалась заинтересованными участниками.

Субсидии возмещения —программа, разрабатываемая нижестоящим органом, частично финансируется из бюджета вышестоящего уровня.

Встречные субсидии—централизованные средства выделяются только в ответ на субсидии из местного бюджета или спонсорские средства.

В Российской Федерации.

Долевое финансирование— по отношению к тем проектам, которые соответствуют установленным приоритетам и обоснованы подробным финансовым расчетом.

Стартовое финансирование — по отношению к тем проектам, которые соответствуют установленным приоритетам, но имеют повышенный риск при реализации, либо не могут быть обоснованы подробными финансовыми расчетами, и последующее финансирование которых возможно по результатам проведенных этапов работ.

Опекунское финансирование — по отношению к тем проектам, которые носят инновационный характер и требуют специального сопровождения.

Широкая и узкая трактовка фандрейзинга. Фандрейзинг в узком смысле слова— привлечение финансовых средств из внебюджетных источников. Фандрейзинг в широком смысле слова— привлечение средств из всех возможных каналов и источников финансирования. Расширительная трактовка фандрейзинга обусловлена спецификой некоммерческих организаций культуры в нашей стране, интегрированных в государственный (муниципальный) сектор 27.

Фандрейзинг как финансовое обеспечение социального партнерства при реализации культурных проектов.

Роль бизнес-планов в привлечении дополнительных финансовых ресурсов в организации культуры.

 

1.5.2 Финансирование организаций культуры

Этапы изменения системы финансирования.

До конца 80-х годов XX века в сфере культуры по способу финансирования выделялись три типа организаций:

  • полностью финансируемые из бюджета (библиотеки, телевидение) — финансировались по смете в соответствии с бюджетным классификатором статей затрат;
  • самоокупаемые (цирки) — возмещали свои расходы и образовывали прибыль;
  • дотируемые (все остальные организации культуры) — получали дотацию на покрытие разницы между доходами и расходами.

С конца 80-х годов XX века при переходе организаций культуры на новые условия хозяйствования закладываются основы многоканальной системы финансирования. Организациям предоставлено право привлекать внебюджетные средства за счет оказания платных услуг и получения добровольных взносов от предприятий и отдельных граждан. Бюджетные средства выделяются единой суммой и трактуются как особый вид доходов организаций культуры, обусловленный социальной полезностью результатов их деятельности. Средства, поступающие из других источников, не являются основанием для уменьшения величины бюджетных ассигнований. Не использованные организацией средства не могут быть изъяты или зачтены в объем финансирования следующего года. Организации самостоятельны в расходовании финансовых средств в рамках добровольно выбранной модели распределения дохода.

Попытки совершенствования способов и механизмов финансирования бюджетных учреждений культуры путем внедрения "бюджетирования, ориентированного на результат (БОР)". В концепции БОР заложен принцип финансирования не сложившихся затрат бюджетных учреждений, а государственного или муниципального социального заказа (задания), определяемого приоритетами соответствующей культурной политики.

БОР как альтернатива сметному (затратному) финансированию. Применение БОР во многих странах мира в качестве инструмента рационализации и повышения эффективности использования бюджетных расходов.

Каналы и источники финансирования государственных и муниципальных учреждений в России.

Каналы финансирования:

  • прямое бюджетное финансирование;
  • косвенное бюджетное финансирование;
  • внебюджетные средства.

А) Прямое бюджетное финансирование:

  • капитальные вложения (инвестиции) — средства на новое строительство, реконструкцию зданий, техническое перевооружение;

бюджетные (текущие) ассигнования — бюджетные средства, выделяемые по смете на содержание бюджетных учреждений и ведение ими уставной деятельности в соответствии с утвержденной бюджетной росписью. В условиях отсутствия нормативов финансовых затрат устанавливаются принципы определения величины бюджетных ассигнований и доводятся соответствующие лимиты бюджетных обязательств. Бюджетные средства используются исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся соответствующими органами казначейства;

  • целевое финансирование — бюджетные средства, предоставленные на конкурсной основе на реализацию культурных проектов по договорам, заключенным с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Основной формой целевого бюджетного финансирования является финансирование по программам и проектам.

Б) Косвенное бюджетное финансирование.

Налоговые льготы.

Льготы, предоставляемые учреждениям культуры по уплате налогов на федеральном уровне.

Права органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по предоставлению учреждениям культуры дополнительных налоговых льгот:

  • освобождение от уплаты федеральных налогов в части, которая поступает в региональные и местные бюджеты;
  • освобождение от уплаты региональных и местных налогов. Государственный курс на сокращение налоговых льгот.

Иные финансовые льготы:

  • закрепление имущества на праве оперативного управления, в отдельных случаях — передача в безвозмездное пользование или ограничения на ставки арендной платы;
  • льготные тарифы на коммунальные услуги. В) Внебюджетные средства:
  • доходы, получаемые от ведения деятельности: оказания платных услуг, использования имущества и т.п.;
  • кредиты
  • благотворительные пожертвования, спонсорские вклады, гранты благотворительных фондов и т.п.

Противоречивость норм действующего законодательства относительно доходов, получаемых от ведения деятельности. В ст.47 "Основ" доходы организаций культуры подразделялись на доходы от основных (платных) видов культурной деятельности и доходы от предпринимательской деятельности. С 2004 года данная формулировка исключена. Для целей налогообложения в НК РФ все доходы, получаемые государственными и муниципальными учреждениями от ведения деятельности, трактуются как доходы от предпринимательской деятельности. И, наконец, в БК РФ указанные доходы рассматриваются как неналоговые доходы соответствующих бюджетов.

Основные источники формирования доходов частных некоммерческих и коммерческих организаций культуры.

К основным источникам формирования доходов частных некоммерческих организаций относятся:

  • регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав;
  • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходы, получаемые от собственности организаций;
  • целевое финансирование из бюджетов разных уровней;
  • другие, не запрещенные законом поступления.

Более узкий круг возможных источников финансирования коммерческих организаций культуры. Высокая доля доходов от ведения деятельности в общей сумме поступлений коммерческих организаций.

Источники финансирования культурных проектов не отличаются от аналогичных источников финансирования организаций культуры.

Кредиты: формы, область и перспективы использования.

По форме предоставления можно выделить:

  • банковский кредит — выдача ссуды под определенный процент на установленный срок;
  • материальный кредит (лизинг) — предоставление в аренду дорогостоящего оборудования на долгосрочный или среднесрочный период;
  • кредит поставщика — передача товаров (работ, услуг) до фактического перечисления денежных средств и (или) иных форм их оплаты на основе заключенных договоров;
  • нецивилизованный кредит" — несвоевременная оплата организациями культуры коммунальных и других услуг, товаров и работ.

Преобладание на современном этапе "нецивилизованного кредита" при практически полном отсутствии банковского и материального кредита.

Бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы) у кредитных организаций, других юридических, физических лиц, из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ст. 161 БК РФ).

Перспективность развития лизинга в сфере культуры.

Направления расходования финансовых средств организаций культуры.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (в отдельных случаях — убытки), осуществленные (понесенные) организацией.

Под обоснованными расходами следует понимать социально и (или) экономически оправданные затраты.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 252 НК РФ).

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности организаций подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

В Российской Федерации для бюджетных учреждений предусмотрен особый механизм расходования бюджетных средств. В соответствии со ст. 70 БК РФ они расходуют бюджетные средства исключительно на:

  • оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
  • перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
  • трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;
  • командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
  • оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Распределение расходов по соответствующим статьям и подстать-ям осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и Указаниями о порядке ее применения, утверждаемыми Министерством финансов РФ.

Современные технологии финансирования организаций культуры.

Применение организациями культуры технологии фандрейзинга (привлечения финансовых средств).

Широкая и узкая трактовка фандрейзинга. Фандрейзинг в узком смысле слова— привлечение финансовых средств из внебюджетных источников. Фандрейзинг в широком смысле слова— привлечение средств из всех возможных каналов и источников финансирования. Расширительная трактовка фандрейзинга обусловлена спецификой некоммерческих организаций культуры в нашей стране, интегрированных в государственный (муниципальный) сектор 27.

Фандрейзинг как финансовое обеспечение социального партнерства при реализации культурных проектов.

Информация о работе Экономика и менеджмент в социально-культурной сфере