Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 07:20, реферат
Слово "культура" в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.
В современной науке слово "культура" используется в трех основных значениях:
В широком смысле — как всеохватывающее явление и процесс, в ходе которого происходит преобразование природы, материальной среды и самого человека.
В узком смысле — как совокупность отраслей духовного производства, связанная с непосредственным воздействием на человека.
В отраслевом смысле— как отрасль национальной экономики1. В настоящем пособии имеется в виду главным образом третье, отраслевое измерение этого понятия.
Раздел 1. Экономика культуры.
Тема 1.1 Культура как сфера экономических отношений.
1.1.1 Понятие экономических отношений и культуры.
1.1.2 Характер экономических отношений в сфере культуры.
1.1.3 Предмет и метод экономики культуры.
Тема 1.2 Понятия структуры и границ отрасли культуры и искусства.
1.2.1 Понятие и состав сферы культуры. Ее место в национальном хозяйстве.
1.2.2 Понятие, структура и границы отрасли "культура и искусство".
1.2.3 Принципы и факторы размещения организаций культуры.
1.2.4 Основные тенденции развития отрасли "культура и искусство" на современном этапе.
Тема1.3 Экономические и материально-технические ресурсы учреждений культуры.
1.3.1 Общее понятие ресурсов.
1.3.3 Информационное обеспечение культурной деятельности.
Тема 1.4. Содержание и организация хозяйственной деятельности учреждений культуры.
1.4.1 Общее понятие системы хозяйствования в сфере культуры.
1.4.2 Общие и специфические черты хозяйственного механизма организаций культуры.
1.4.3 Важнейший признак и составные компоненты экономической деятельности организаций культуры.
1.4.4 Основные подсистемы хозяйственного механизма организаций культуры.
1.4.5 Эволюции системы хозяйствования организаций культуры.
Тема 1.5 Источники и порядок финансирование, сметы, внебюджетное финансирование.
1.5.1 Понятие и виды финансирования.
1.5.2 Финансирование организаций культуры.
1.5.3 Благотворительность, меценатство и спонсорство в культуре.
Тема 1.6 Организация труда и заработной платы.
1.6.1 Экономическая природа заработной платы.
1.6.2 Основные принципы организации оплаты труда.
1.6.3 Тарифная система оплаты труда.
1.6.4 Формы и системы оплаты труда.
1.6.5 Структура и динамика заработной платы.
1.6.6 Договорное регулирование трудовых отношений.
1.6.7 Применение специальных выплат.
Тема 1.7 Планирование в культуре.
1.7.1 Общие положения.
1.7.2 Планирование в сфере культуры.
1.7.3 Программы культурного развития, их роль и сущность.
1.7.4 Планирование в организациях культуры.
Раздел 2. Менеджмент в социально-культурной сфере.
Тема 2.1 Сущность и характерные черты современного менеджмента.
Тема 2.2 Система и структура управления культурой. Организации (учреждения) культуры и искусства как объект управления.
Тема 2.3 Основные этапы управленческой деятельности в сфере культуры.
Планирование.
2.3.2 Организация в СКС.
2.3.3 Мотивация в СКС.
2.3.4 Контроль в СКС.
Тема 2.4 Цели и задачи управления учреждений культуры независимо от их организационно-правовых форм.
2.4.1 Организация как система управления.
2.4.2 Внутренняя среда организации.
2.4.3 Внешняя среда организации.
2.4.4 Документация, учет и отчетность в учреждениях культуры.
Тема 2.5 Принципы организации и анализ работы коллектива исполнителей и учреждения культуры.
2.5.1 Руководитель в системе управлений. Виды стилей руководства.
2.5.2 Методы менеджмента.
2.5.3. Стимулирование и мотивация.
2.5.4. Деловое общение.
Тема 2.6 Реклама услуг учреждений культуры.
Список литературы.
1.2.4 Основные тенденции развития отрасли "культура и искусство" на современном этапе
Тема 1.3 Экономические и материально-технические ресурсы учреждений культуры.
1.3.1 Общее понятие ресурсов
Слово "ресурс" в переводе с французского языка означает вспомогательное средство, источник.
В качестве ресурсов культуры можно рассматривать средства, возможности, которые используются для создания и освоения культурных ценностей и благ.
1.3.2 Виды ресурсов
Ресурсы культуры подразделяются на ресурсы производства и появления.
Ресурсы потребления определяются:
Ресурсы производства. Экономические ресурсы:
Иные ресурсы:
Трудовые ресурсы — люди, занятые в отрасли "культура и искусство". Высокий уровень образования, преимущественно умственный, интеллектуальный характер труда.
Материальные ресурсы — основные и оборотные фонды.
Основные фонды — часть имущества организаций, которая используется неоднократно или постоянно в неизменной натурально-вещественной форме, постепенно перенося свою стоимость на создаваемые продукты.
Оборотные фонды— часть имущества организаций, целиком потребляемая в одном производственном цикле и полностью переносящая свою стоимость на изготовляемый продукт.
Преобладание пассивных элементов основных фондов (зданий, сооружений). Тенденция к росту активной части основных фондов (оборудования).
Влияние оснащенности основными фондами на качество культурного продукта.
Увеличение затрат материальных ресурсов на единицу продукта организаций культуры.
Финансовые ресурсы — совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении организации и представленных в виде банковской и кассовой наличности и т.д.
Природные ресурсы — естественные (земельные, водные) ресурсы, которые используются в процессе создания культурных благ. Особую роль играют в деятельности ПКиО, зоопарков, ландшафтных музеев-заповедников и т.п.
От имени органов государственной власти и местного самоуправления землейуполномочены распоряжаться соответствующие земельные комитеты. Организации культуры должны иметь специальные документы— акты землеотвода— и кадастровую оценку стоимости занимаемых земельных участков.
Интеллектуальные ресурсы — определяются образовательным уровнем, компетенцией, знаниями специалистов. Реализуются через творческие ресурсы.
Творческие ресурсы — характеризуются мерой таланта (способностей) и исполнительского мастерства творческих работников; художественной, исторической и научной ценностью объектов культурного наследия, традициями. Уникальный, "стратегический" характер творческих ресурсов. Их воздействие на эмоциональное состояние человека.
Временные ресурсы: период (сезон) и режим работы организаций культуры. Важное значение имеет время начала и окончания мероприятия, его "возраст". Необходимость своевременного внедрения инновационных социокультурных и управленческих технологий. Связь временного ресурса с фактором моды.
Информационные ресурсы включают музейные и библиотечные фонды, архивы и базы данных организаций культуры, статьи и рецензии в СМИ, афиши, буклеты и др. Предпосылки к созданию единого информационного пространства. Использование электронных информационных ресурсов, в частности, Интернета. Творческая информация как связующее звено между творческими и информационными ресурсами.
Правовые ресурсы — совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов, включающая:
Пространственные ресурсы (специфика места) — возникают из-за разницы культурных потенциалов, образов территорий, стиля жизни, характеристик населения и т. п.
Управленческие ресурсы — набор качеств, умений и способностей руководителя, позволяющих находить и использовать лучшее сочетание ресурсов для создания культурных благ, принимать разумные, последовательные решения, создавать и применять новшества, идти на допустимый, оправданный риск.
Управленческий ресурс как сочетание аналитического, координационного и организационного компонентов.
Ключевые факторы успеха — активная публичная политика (РЯ) и ответственный финансовый менеджмент.
Ресурсы культурного производства находятся между собой в определенном количественном и качественном соотношении. На современном этапе наметилась тенденция перехода от традиционных экономических к синергетическим, саморасширяющимся ресурсам (информация, право, публичность, специфика места).
1.3.3 Информационное обеспечение культурной деятельности
Основные методы сбора, информации:
Специфика методов сбора информации.
Каждый из методов имеет свою область применения, состав показателей и т.д.
Регулярное статистическое наблюдение оперирует данными о развитии культуры, которые:
Единовременные статистические исследования позволяют судить о таких показателях развития культуры, которые:
Бухгалтерский учет предоставляет данные о таких показателях развития культуры, которые:
Социологические исследования ориентированы на изучение культурных запросов, предпочтений индивида, уровня и форм его приобщения к культурной деятельности. Целью социологических исследований в культуре является выявление отношения различных социально-культурных групп населения к культурным ценностям и благам.
Тема 1.4. Содержание и организация хозяйственной деятельности учреждений культуры
1.4.1 Общее понятие системы хозяйствования в сфере культуры
Систему хозяйствования в сфере культуры в самом общем виде можно определить как особый срез общественных отношений, связанных с функционированием сферы культуры и управлением ее развитием.
Уровни хозяйствования:
Понятие хозяйственного механизма организаций культуры.
Хозяйственный механизм организаций культуры можно определить как систему экономических, организационных, правовых и других форм, методов и инструментов управления деятельностью организаций культуры.
Употребляемые в научной и учебной литературе понятия производственно-финансовый механизм, организационно-экономический механизм и т.п. отражают более узкий срез общественных отношений. Организационно-экономический (или производственно-финансовый) механизм — составная часть хозяйственного механизма организаций культуры.
Хозяйственный механизм организаций культуры представляет собой совокупность целей и методов деятельности.
1.4.2 Общие и специфические черты хозяйственного механизма организаций культуры
Общие черты.
Хозяйственный механизм организаций культуры — составная часть всей системы хозяйствования. Это определяет его природу, тенденции изменения и принципы совершенствования.
Специфические черты.
Хозяйственный механизм организаций культуры отражает свойственные им особенности ресурсов и результатов труда (неповторимость и особая социальная значимость результатов, сложность их измерения и др.).
Преобладание внеэкономических, социально-культурных целей. Экономическая составляющая деятельности организаций культуры, хотя и является весьма значимой, не определяет главного содержания их работы, носит подчиненный характер. Анализ и определение путей решения существующих здесь экономических проблем не могут проводиться в отрыве от творческой стороны деятельности.
Информация о работе Экономика и менеджмент в социально-культурной сфере