Экономика и менеджмент в социально-культурной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 07:20, реферат

Краткое описание

Слово "культура" в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.
В современной науке слово "культура" используется в трех основных значениях:
В широком смысле — как всеохватывающее явление и процесс, в ходе которого происходит преобразование природы, материальной среды и самого человека.
В узком смысле — как совокупность отраслей духовного производства, связанная с непосредственным воздействием на человека.
В отраслевом смысле— как отрасль национальной экономики1. В настоящем пособии имеется в виду главным образом третье, отраслевое измерение этого понятия.

Оглавление

Раздел 1. Экономика культуры.
Тема 1.1 Культура как сфера экономических отношений.
1.1.1 Понятие экономических отношений и культуры.
1.1.2 Характер экономических отношений в сфере культуры.
1.1.3 Предмет и метод экономики культуры.
Тема 1.2 Понятия структуры и границ отрасли культуры и искусства.
1.2.1 Понятие и состав сферы культуры. Ее место в национальном хозяйстве.
1.2.2 Понятие, структура и границы отрасли "культура и искусство".
1.2.3 Принципы и факторы размещения организаций культуры.
1.2.4 Основные тенденции развития отрасли "культура и искусство" на современном этапе.
Тема1.3 Экономические и материально-технические ресурсы учреждений культуры.
1.3.1 Общее понятие ресурсов.
1.3.3 Информационное обеспечение культурной деятельности.
Тема 1.4. Содержание и организация хозяйственной деятельности учреждений культуры.
1.4.1 Общее понятие системы хозяйствования в сфере культуры.
1.4.2 Общие и специфические черты хозяйственного механизма организаций культуры.
1.4.3 Важнейший признак и составные компоненты экономической деятельности организаций культуры.
1.4.4 Основные подсистемы хозяйственного механизма организаций культуры.
1.4.5 Эволюции системы хозяйствования организаций культуры.
Тема 1.5 Источники и порядок финансирование, сметы, внебюджетное финансирование.
1.5.1 Понятие и виды финансирования.
1.5.2 Финансирование организаций культуры.
1.5.3 Благотворительность, меценатство и спонсорство в культуре.
Тема 1.6 Организация труда и заработной платы.
1.6.1 Экономическая природа заработной платы.
1.6.2 Основные принципы организации оплаты труда.
1.6.3 Тарифная система оплаты труда.
1.6.4 Формы и системы оплаты труда.
1.6.5 Структура и динамика заработной платы.
1.6.6 Договорное регулирование трудовых отношений.
1.6.7 Применение специальных выплат.
Тема 1.7 Планирование в культуре.
1.7.1 Общие положения.
1.7.2 Планирование в сфере культуры.
1.7.3 Программы культурного развития, их роль и сущность.
1.7.4 Планирование в организациях культуры.
Раздел 2. Менеджмент в социально-культурной сфере.
Тема 2.1 Сущность и характерные черты современного менеджмента.
Тема 2.2 Система и структура управления культурой. Организации (учреждения) культуры и искусства как объект управления.
Тема 2.3 Основные этапы управленческой деятельности в сфере культуры.
Планирование.
2.3.2 Организация в СКС.
2.3.3 Мотивация в СКС.
2.3.4 Контроль в СКС.
Тема 2.4 Цели и задачи управления учреждений культуры независимо от их организационно-правовых форм.
2.4.1 Организация как система управления.
2.4.2 Внутренняя среда организации.
2.4.3 Внешняя среда организации.
2.4.4 Документация, учет и отчетность в учреждениях культуры.
Тема 2.5 Принципы организации и анализ работы коллектива исполнителей и учреждения культуры.
2.5.1 Руководитель в системе управлений. Виды стилей руководства.
2.5.2 Методы менеджмента.
2.5.3. Стимулирование и мотивация.
2.5.4. Деловое общение.
Тема 2.6 Реклама услуг учреждений культуры.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Экономика и менеджмент в социально-культурной сфере.doc

— 2.58 Мб (Скачать)

 

 

1.2.4 Основные тенденции развития отрасли "культура и искусство" на современном этапе

  1. Разрушение отраслевой "вертикали" — формирование иерархии органов управления культурой на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
  2. . Структурные сдвиги в отрасли. Сокращение сети массовых учреждений культуры (библиотек, клубов), парков культуры и отдыха. 1'ос г сети театров, концертных организаций и коллективов, музеев.
  3. Диверсификация и интеграция. Развитие новых типов учреждений культуры, которые одновременно используют многообразные формы деятельности, традиционно относящиеся к различным видам учреждений культуры и даже к другим отраслям социальной сферы, —досуга, эстетических центров, социально-культурных и культурно-спортивных комплексов и др.
  4. Развитие альтернативных государственным организаций культуры. Формирование в культуре частного сектора (в основном, в концертном и галерейном деле). Расширение спектра общественных движений и объединений в культуре.
  5. Разделение организаций культуры на коммерческие и некоммерческие. Развитие коммерческого сектора, рассматривающего культурную деятельность как вид бизнеса.
  6. Появление нетрадиционных, внебюджетных источников финансирования государственных (муниципальных) некоммерческих организаций культуры: доходов от реализации авторских прав, доходов от предпринимательской деятельности, средств спонсоров, грантов благотворительных фондов и т.п.
  7. Развитие элементов рыночной инфраструктуры культурной деятельности— театральных агентств, продюсерских фирм, бирж (ярмарок), фондов, негосударственных вузов культуры и искусств и др.
  8. Переосмысление роли организаций и органов управления культурой, внедрение в их деятельность современных информационных и управленческих технологий (социально-культурное проектирование, фандрейзинг, связи с общественностью — РК. и т.д.)- Новые требования к кадрам культуры.

 

Тема 1.3 Экономические и материально-технические ресурсы учреждений культуры.

 

1.3.1 Общее понятие ресурсов

Слово "ресурс" в переводе с французского языка означает вспомогательное средство, источник.

В качестве ресурсов культуры можно рассматривать средства, возможности, которые используются для создания и освоения культурных ценностей и благ.

 

1.3.2 Виды ресурсов

Ресурсы культуры подразделяются на ресурсы производства и появления.

Ресурсы потребления определяются:

  • свободным временем;
  • доходами населения и планкой цен;
  • уровнем культуры;
  • личностными факторами (установками, вниманием, восприятием и т.д.);
  • этическими факторами (верность бренду) и т.д.

Ресурсы производства. Экономические ресурсы:

  • трудовые;
  • материальные;
  • финансовые;
  • природные. Основные характеристики экономических ресурсов: ограниченность, измеримость, способность накапливаться.

Иные ресурсы:

  • интеллектуальные;
  • творческие;
  • временные;
  • информационные;
  • правовые;
  • управленческие.

Трудовые ресурсы — люди, занятые в отрасли "культура и искусство". Высокий уровень образования, преимущественно умственный, интеллектуальный характер труда.

Материальные ресурсы — основные и оборотные фонды.

Основные фонды — часть имущества организаций, которая используется неоднократно или постоянно в неизменной натурально-вещественной форме, постепенно перенося свою стоимость на создаваемые продукты.

Оборотные фонды— часть имущества организаций, целиком потребляемая в одном производственном цикле и полностью переносящая свою стоимость на изготовляемый продукт.

Преобладание пассивных элементов основных фондов (зданий, сооружений). Тенденция к росту активной части основных фондов (оборудования).

Влияние оснащенности основными фондами на качество культурного продукта.

Увеличение затрат материальных ресурсов на единицу продукта организаций культуры.

Финансовые ресурсы — совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении организации и представленных в виде банковской и кассовой наличности и т.д.

Природные ресурсы — естественные (земельные, водные) ресурсы, которые используются в процессе создания культурных благ. Особую роль играют в деятельности ПКиО, зоопарков, ландшафтных музеев-заповедников и т.п.

От имени органов государственной власти и местного самоуправления землейуполномочены распоряжаться соответствующие земельные комитеты. Организации культуры должны иметь специальные документы— акты землеотвода— и кадастровую оценку стоимости занимаемых земельных участков.

Интеллектуальные ресурсы — определяются образовательным уровнем, компетенцией, знаниями специалистов. Реализуются через творческие ресурсы.

Творческие ресурсы — характеризуются мерой таланта (способностей) и исполнительского мастерства творческих работников; художественной, исторической и научной ценностью объектов культурного наследия, традициями. Уникальный, "стратегический" характер творческих ресурсов. Их воздействие на эмоциональное состояние человека.

Временные ресурсы: период (сезон) и режим работы организаций культуры. Важное значение имеет время начала и окончания мероприятия, его "возраст". Необходимость своевременного внедрения инновационных социокультурных и управленческих технологий. Связь временного ресурса с фактором моды.

Информационные ресурсы включают музейные и библиотечные фонды, архивы и базы данных организаций культуры, статьи и рецензии в СМИ, афиши, буклеты и др. Предпосылки к созданию единого информационного пространства. Использование электронных информационных ресурсов, в частности, Интернета. Творческая информация как связующее звено между творческими и информационными ресурсами.

Правовые ресурсы — совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов, включающая:

  • международные акты;
  • Конституцию Российской Федерации;
  • федеральные конституционные законы;
  • федеральные законы (общие и специальные);
  • указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ;
  • акты федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств);
  • конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
  • акты органов местного самоуправления;
  • учредительные документы и локальные нормативные акты организаций.

Пространственные ресурсы (специфика места) — возникают из-за разницы культурных потенциалов, образов территорий, стиля жизни, характеристик населения и т. п.

Управленческие ресурсы — набор качеств, умений и способностей руководителя, позволяющих находить и использовать лучшее сочетание ресурсов для создания культурных благ, принимать разумные, последовательные решения, создавать и применять новшества, идти на допустимый, оправданный риск.

Управленческий ресурс как сочетание аналитического, координационного и организационного компонентов.

Ключевые факторы успеха — активная публичная политика (РЯ) и ответственный финансовый менеджмент.

Ресурсы культурного производства находятся между собой в определенном количественном и качественном соотношении. На современном этапе наметилась тенденция перехода от традиционных экономических к синергетическим, саморасширяющимся ресурсам (информация, право, публичность, специфика места).

 

1.3.3 Информационное обеспечение культурной деятельности

Основные методы сбора, информации:

  • статистический учет (статистическое наблюдение, единовременные статистические исследования);
  • бухгалтерский учет;
  • социологические исследования (опросы, интервью и др.);
  • изучение материальных носителей творческой информации.

Специфика методов сбора информации.

Каждый из методов имеет свою область применения, состав показателей и т.д.

Регулярное статистическое наблюдение оперирует данными о развитии культуры, которые:

  • минимальны по своему числу;
  • сохраняют относительную преемственность во времени по составу;
  • просты по способу нахождения значений показателей;
  • соответствуют утвержденным на государственном уровне приоритетам;
  • отражают информационные интересы всех субъектов получения информации;
  • определены в соответствии с полномочиями ведомств как статистических, так и культуры;
  • в межведомственном плане согласованы между собой, сопоставимы и взаимозаменяемы;
  • не противоречат международным стандартам.

Единовременные статистические исследования позволяют судить о таких показателях развития культуры, которые: 

  • разнообразны по способу нахождения значений;
  • предоставляют информацию о явлениях, ранее неизвестных в сфере культуры;
  • дополняют традиционные статистические показатели в тех аспектах, где последние дают общую информацию;
  • отражают исследовательские и прогностические интересы субъектов получения информации.

Бухгалтерский учет предоставляет данные о таких показателях развития культуры, которые:

  • дают наиболее полную и достоверную информацию о хозяйственной деятельности и финансовом состоянии изучаемого объекта;
  • обеспечивают учет и контроль за наличием и движением материальных, трудовых и финансовых ресурсов по единой методике для всех организаций независимо от форм собственности, организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности.

Социологические исследования ориентированы на изучение культурных запросов, предпочтений индивида, уровня и форм его приобщения к культурной деятельности. Целью социологических исследований в культуре является выявление отношения различных социально-культурных групп населения к культурным ценностям и благам.

 

Тема 1.4. Содержание и организация хозяйственной деятельности учреждений культуры

 

1.4.1 Общее понятие системы хозяйствования в сфере культуры

Систему хозяйствования в сфере культуры в самом общем виде можно определить как особый срез общественных отношений, связанных с функционированием сферы культуры и управлением ее развитием.

Уровни хозяйствования:

  • сфера культуры;
  • совокупность организаций культуры конкретной территории;
  • подотрасль (театры, концертные организации и др.);
  • отдельная организация.

Понятие хозяйственного механизма организаций культуры.

Хозяйственный механизм организаций культуры можно определить как систему экономических, организационных, правовых и других форм, методов и инструментов управления деятельностью организаций культуры.

Употребляемые в научной и учебной литературе понятия производственно-финансовый механизм, организационно-экономический механизм и т.п. отражают более узкий срез общественных отношений. Организационно-экономический (или производственно-финансовый) механизм — составная часть хозяйственного механизма организаций культуры.

Хозяйственный механизм организаций культуры представляет собой совокупность целей и методов деятельности.

 

1.4.2 Общие и специфические черты хозяйственного механизма организаций культуры

Общие черты.

Хозяйственный механизм организаций культуры — составная часть всей системы хозяйствования. Это определяет его природу, тенденции изменения и принципы совершенствования.

Специфические черты.

Хозяйственный механизм организаций культуры отражает свойственные им особенности ресурсов и результатов труда (неповторимость и особая социальная значимость результатов, сложность их измерения и др.).

Преобладание внеэкономических, социально-культурных целей. Экономическая составляющая деятельности организаций культуры, хотя и является весьма значимой, не определяет главного содержания их работы, носит подчиненный характер. Анализ и определение путей решения существующих здесь экономических проблем не могут проводиться в отрыве от творческой стороны деятельности.

Информация о работе Экономика и менеджмент в социально-культурной сфере