Экономика и менеджмент в социально-культурной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 07:20, реферат

Краткое описание

Слово "культура" в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.
В современной науке слово "культура" используется в трех основных значениях:
В широком смысле — как всеохватывающее явление и процесс, в ходе которого происходит преобразование природы, материальной среды и самого человека.
В узком смысле — как совокупность отраслей духовного производства, связанная с непосредственным воздействием на человека.
В отраслевом смысле— как отрасль национальной экономики1. В настоящем пособии имеется в виду главным образом третье, отраслевое измерение этого понятия.

Оглавление

Раздел 1. Экономика культуры.
Тема 1.1 Культура как сфера экономических отношений.
1.1.1 Понятие экономических отношений и культуры.
1.1.2 Характер экономических отношений в сфере культуры.
1.1.3 Предмет и метод экономики культуры.
Тема 1.2 Понятия структуры и границ отрасли культуры и искусства.
1.2.1 Понятие и состав сферы культуры. Ее место в национальном хозяйстве.
1.2.2 Понятие, структура и границы отрасли "культура и искусство".
1.2.3 Принципы и факторы размещения организаций культуры.
1.2.4 Основные тенденции развития отрасли "культура и искусство" на современном этапе.
Тема1.3 Экономические и материально-технические ресурсы учреждений культуры.
1.3.1 Общее понятие ресурсов.
1.3.3 Информационное обеспечение культурной деятельности.
Тема 1.4. Содержание и организация хозяйственной деятельности учреждений культуры.
1.4.1 Общее понятие системы хозяйствования в сфере культуры.
1.4.2 Общие и специфические черты хозяйственного механизма организаций культуры.
1.4.3 Важнейший признак и составные компоненты экономической деятельности организаций культуры.
1.4.4 Основные подсистемы хозяйственного механизма организаций культуры.
1.4.5 Эволюции системы хозяйствования организаций культуры.
Тема 1.5 Источники и порядок финансирование, сметы, внебюджетное финансирование.
1.5.1 Понятие и виды финансирования.
1.5.2 Финансирование организаций культуры.
1.5.3 Благотворительность, меценатство и спонсорство в культуре.
Тема 1.6 Организация труда и заработной платы.
1.6.1 Экономическая природа заработной платы.
1.6.2 Основные принципы организации оплаты труда.
1.6.3 Тарифная система оплаты труда.
1.6.4 Формы и системы оплаты труда.
1.6.5 Структура и динамика заработной платы.
1.6.6 Договорное регулирование трудовых отношений.
1.6.7 Применение специальных выплат.
Тема 1.7 Планирование в культуре.
1.7.1 Общие положения.
1.7.2 Планирование в сфере культуры.
1.7.3 Программы культурного развития, их роль и сущность.
1.7.4 Планирование в организациях культуры.
Раздел 2. Менеджмент в социально-культурной сфере.
Тема 2.1 Сущность и характерные черты современного менеджмента.
Тема 2.2 Система и структура управления культурой. Организации (учреждения) культуры и искусства как объект управления.
Тема 2.3 Основные этапы управленческой деятельности в сфере культуры.
Планирование.
2.3.2 Организация в СКС.
2.3.3 Мотивация в СКС.
2.3.4 Контроль в СКС.
Тема 2.4 Цели и задачи управления учреждений культуры независимо от их организационно-правовых форм.
2.4.1 Организация как система управления.
2.4.2 Внутренняя среда организации.
2.4.3 Внешняя среда организации.
2.4.4 Документация, учет и отчетность в учреждениях культуры.
Тема 2.5 Принципы организации и анализ работы коллектива исполнителей и учреждения культуры.
2.5.1 Руководитель в системе управлений. Виды стилей руководства.
2.5.2 Методы менеджмента.
2.5.3. Стимулирование и мотивация.
2.5.4. Деловое общение.
Тема 2.6 Реклама услуг учреждений культуры.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Экономика и менеджмент в социально-культурной сфере.doc

— 2.58 Мб (Скачать)

Роль бизнес-планов в привлечении дополнительных финансовых ресурсов в организации культуры.

 

 

1.5.3 Благотворительность, меценатство и спонсорство в культуре

Спонсорство — осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый соответственно рекламодателем и рекламораспро-странителем .

Спонсорство как вид рекламной деятельности, преследующей экономические цели.

Благотворительная деятельность — деятельность по бескорыстной (безвозмездной или на льготных основаниях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Основные признаки благотворительной деятельности:

  • добровольность;
  • бескорыстность (причем под бескорыстностью понимается поддержка не только на безвозмездной, но и на льготной основе);
  • направленность на социально-приоритетные цели.

Использование труда добровольцев (волонтеров) как форма благотворительности в культуре.

Доброволец (волонтер) — лицо, работающее по собственной инициативе без соответствующего денежного вознаграждения, то есть безвозмездно.

Целесообразность разработки специальной программы для набора (рекрутирования) и работы с добровольцами.

Меценатство как разновидность благотворительной деятельности в сфере культуры, науки, образования.

Законодательные акты РФ не содержат понятий "меценат", "меценатская деятельность", хотя на практике термин "меценатство" применяется. В настоящее время Минкультуры России подготовило концепцию проекта федерального закона, в котором предлагается специально выделить "меценатство" как культурную категорию и закрепить в законе "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".

Сходство и различие благотворительности и спонсорства.

Сходство— благотворительная и спонсорская деятельность в культуре представляют собой способ формирования положительного имиджа коммерческой организации для создания благоприятного общественного мнения.

Однако спонсорство и благотворительность — разные направления поддержки культуры, имеющие различные исторические корни, социально-экономическую природу, социально-культурные результаты30.

Отличие благотворительности от спонсорства — в направленности на социальные цели и бескорыстности.

Спонсорство — продвижение бренда (торговой марки) компании как производителя определенных товаров и услуг.

Благотворительность — создание имиджа компании как представителя социально ответственного бизнеса.

Основные направления и формы спонсорской поддержки и благотворительной помощи организациям культуры:

  • передача имущества, в том числе денежных средств;
  • выполнение работ;
  • оказание услуг;
  • предоставление результатов интеллектуальной деятельности;
  • иная поддержка.

 

Государственная поддержка благотворительной и спонсорской деятельности.

Государственную поддержку благотворительности и спонсорства можно подразделить на материальную и моральную.

Материальное стимулирование спонсоров. Спонсорский взнос разрешено включать в себестоимость продукции (работ, услуг) спонсора, если спонсорская помощь оказывается на условиях предоставления рекламы. При этом устанавливаются жесткие предельные размеры расходов на рекламу, принимаемые при налогообложении прибыли (до 1% от полученной выручки).

Материальное стимулирование благотворителей— юридических лиц.

 В 1994 — 2001 годах при направлении  благотворительных взносов на  восстановление объектов культурного наследия налоговая льгота составляла не более 3% облагаемой налогом прибыли, а государственным учреждениям и организациям культуры — не более 5%. Данная льгота отменена с 2002 года при введении 25 главы НК РФ.

Материальное стимулирование благотворителей— физических лиц. Физические лица при направлении благотворительных взносов организациям культуры, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, имеют право на налоговый вычет в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде (ст. 219 НК РФ).

Моральное стимулирование— присуждение почетных званий, государственных наград и т.п. Почетный диплом Президента РФ за активную благотворительную и спонсорскую деятельность в области культуры и искусства (с 1998 г.).

Поддержка благотворительности и спонсорства в культуре должна стать приоритетным направлением государственной культурной политики, что предполагает предоставление адекватных налоговых льгот и соответствующее общественное признание деятельности благотворителей и спонсоров.

Права и возможности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по дополнительному материальному и моральному стимулированию благотворительной и спонсорской деятельности в культуре.

 

1.5.4 Ценообразование в культуре

Ценообразование — процесс формирования и изменения цен, определение их уровней, соотношений, структуры.

Понятие и структура затрат на услуги культуры.

Затраты — экономический показатель, характеризующий расходы организации на оплату материальных, трудовых, финансовых, природных и других ресурсов, связанных с ее деятельностью.

Затраты разнородны по своему составу и экономическому назначению, роли в создании и реализации продукции. Это и вызывает необходимость их классификации. Классификации затрат могут производиться по различным признакам в зависимости от целевой установки и направленности управленческого учета.

Структура затрат — соотношение отдельных видов затрат в процентном отношении к их общей сумме.

Укрупненная структура затрат по экономическим элементам.

  1. Материальные затраты (расходуются на сырье, материалы, топливо, электроэнергию и др.).
  2. Затраты на оплату труда работников с начислениями.
  3. Прочие затраты.

Динамика затрат на услуги культуры.

Общая тенденция возрастания затрат, в том числе в расчете на одну организацию и единицу культурного продукта. "Болезнь Баумоля" -опережающий рост расходов организаций культуры по сравнению с возможностями роста их доходов.

Основные факторы роста затрат на услуги культуры.

Повышение цен и тарифов на товары и услуги в материальном производстве, приводящее к росту затрат на содержание зданий, транспортных расходов и т.д.

Приобретение новой техники и оборудования, сопровождаемое ростом затрат на их обслуживание.

Увеличение ставок заработной платы работников культуры.

В целом рост затрат на услуги культуры в значительной степени связан с процессами, происходящими в национальном хозяйстве.

Изменение структуры затрат.

До начала 90-х годов XX века— стабильность структуры затрат, пропорциональное удорожание всех элементов затрат, преобладание расходов на оплату труда.

С начала 90-х годов XX века — изменение структуры затрат. Падение доли расходов на оплату труда в общей сумме затрат. Опережающий рост доли материальных затрат. Расходы на заработную плату перестают быть преобладающими.

Наименьшая устойчивость материальных затрат в структуре расходов. Их подверженность изменениям, вызванным внешними факторами, не зависящими от работы организации. Изменение структуры материальных затрат. Наиболее быстрый рост расходов на обеспечение хозяйственной деятельности.

Экономическая природа и особенности формирования цены.

Цена как один из важнейших экономических инструментов хозяйствования организаций культуры. Интегрированность цены в общую систему финансового регулирования. Бюджетные ассигнования — особый вид цен, связанный с социальной полезностью услуг культуры. Их сочетание с розничными ценами, по которым услуги культуры оплачивает население.

Классическое определение цены как денежного выражения стоимости товара или услуги.

Отсутствие в сфере культуры прямой, непосредственной связи между ценой и стоимостью. Связь цены со стоимостью опосредована потребительной стоимостью услуги, которая и выступает в качестве ценовой базы. Потребительная стоимость существует в единстве двух форм — индивидуальной и социальной полезности.

Предоставление услуг культуры как в платной, так и в бесплатной форме, часто по льготным ценам, устанавливаемым ниже уровня их индивидуальной полезности.

Отличие льготных цен от низких заключается в том, что низкие цены не обеспечивают условий расширенного воспроизводства, но возмещают затраты; а льготные цены не обеспечивают условий простого воспроизводства, то есть не полностью возмещают затраты.

Функции цен.

Экономическое содержание цены наиболее полно раскрывается в ее функциях.

Как правило, выделяют следующие функции цены:

  • учетная (позволяет измерять затраты на производство и реализацию продукции);
  • регулирующая (уравновешивает спрос и предложение);
  • перераспределительная (обеспечивает перераспределение доходов между секторами экономики, отраслями, регионами, хозяйствующими субъектами, группами населения);
  • производство и потребление продукции).

Специфика функций цен на услуги культуры определяется существованием двух форм их потребительной стоимости—индивидуальной и социальной полезности. Поэтому функции цен в культуре реализуются в единстве и взаимосвязи розничных цен и бюджетных ассигнований.

В целом цены на услуги культуры служат регулятором отношений между их производителями, потребителями и государством.

Основные ценообразующие факторы на услуги культуры.

Цен о образующие факторы — это многообразные условия, в которых формируются структура и уровень цен.

Цены на услуги культуры определяются следующими факторами:

  • уровень затрат на производство и реализацию, существенно различающийся по регионам и видам услуг;
  • потребительские свойства и качества услуг, а также условия их представления (место расположения, техническая оснащенность здания, видимость, слышимость и т.д.);
  • цены конкурентов на сходные виды услуг;
  • платежеспособный спрос населения — потребности людей в данных услугах, обеспеченные денежными средствами; их зависимость от моды, вкусов и пристрастий;
  • "бренд"— "раскрученность", известность товарного знака организации, услуги или конкретного деятеля культуры;
  • уникальность услуги с точки зрения потребителя, субъективность подобных оценок;
  • социальный фактор — общественная потребность в данных видах услуг; политика государства, направленная на обеспечение доступности услуг культуры, прежде всего, для социально незащищенных слоев населения;
  • психологический фактор — ориентация на психологические установки учредителей, различных групп потребителей, самих организаций культуры;
  • временной фактор — дифференциация цен в зависимости от сезона, дня недели, времени суток, новизны услуги.

Все многообразие ценовых факторов можно подразделить на три группы: базовые (неконъюнктурные), конъюнктурные (мода, вкусы, предпочтения потребителей и др.), регулирующие, связанные с государственной политикой.

Отсутствие реальной заинтересованности руководства государственных и муниципальных учреждений культуры в эффективном использовании ценовых рычагов.

Ориентация коммерческих организаций культуры при установлении уровня цен, в основном, на платежеспособный спрос населения.

Специфика функций цен на услуги культуры определяется существованием двух форм их потребительной стоимости—индивидуальной и социальной полезности. Поэтому функции цен в культуре реализуются в единстве и взаимосвязи розничных цен и бюджетных ассигнований.

В целом цены на услуги культуры служат регулятором отношений между их производителями, потребителями и государством.

Основные ценообразующие факторы на услуги культуры.

Цен о образующие факторы — это многообразные условия, в которых формируются структура и уровень цен.

Информация о работе Экономика и менеджмент в социально-культурной сфере