Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 07:20, реферат
Слово "культура" в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.
В современной науке слово "культура" используется в трех основных значениях:
В широком смысле — как всеохватывающее явление и процесс, в ходе которого происходит преобразование природы, материальной среды и самого человека.
В узком смысле — как совокупность отраслей духовного производства, связанная с непосредственным воздействием на человека.
В отраслевом смысле— как отрасль национальной экономики1. В настоящем пособии имеется в виду главным образом третье, отраслевое измерение этого понятия.
Раздел 1. Экономика культуры.
Тема 1.1 Культура как сфера экономических отношений.
1.1.1 Понятие экономических отношений и культуры.
1.1.2 Характер экономических отношений в сфере культуры.
1.1.3 Предмет и метод экономики культуры.
Тема 1.2 Понятия структуры и границ отрасли культуры и искусства.
1.2.1 Понятие и состав сферы культуры. Ее место в национальном хозяйстве.
1.2.2 Понятие, структура и границы отрасли "культура и искусство".
1.2.3 Принципы и факторы размещения организаций культуры.
1.2.4 Основные тенденции развития отрасли "культура и искусство" на современном этапе.
Тема1.3 Экономические и материально-технические ресурсы учреждений культуры.
1.3.1 Общее понятие ресурсов.
1.3.3 Информационное обеспечение культурной деятельности.
Тема 1.4. Содержание и организация хозяйственной деятельности учреждений культуры.
1.4.1 Общее понятие системы хозяйствования в сфере культуры.
1.4.2 Общие и специфические черты хозяйственного механизма организаций культуры.
1.4.3 Важнейший признак и составные компоненты экономической деятельности организаций культуры.
1.4.4 Основные подсистемы хозяйственного механизма организаций культуры.
1.4.5 Эволюции системы хозяйствования организаций культуры.
Тема 1.5 Источники и порядок финансирование, сметы, внебюджетное финансирование.
1.5.1 Понятие и виды финансирования.
1.5.2 Финансирование организаций культуры.
1.5.3 Благотворительность, меценатство и спонсорство в культуре.
Тема 1.6 Организация труда и заработной платы.
1.6.1 Экономическая природа заработной платы.
1.6.2 Основные принципы организации оплаты труда.
1.6.3 Тарифная система оплаты труда.
1.6.4 Формы и системы оплаты труда.
1.6.5 Структура и динамика заработной платы.
1.6.6 Договорное регулирование трудовых отношений.
1.6.7 Применение специальных выплат.
Тема 1.7 Планирование в культуре.
1.7.1 Общие положения.
1.7.2 Планирование в сфере культуры.
1.7.3 Программы культурного развития, их роль и сущность.
1.7.4 Планирование в организациях культуры.
Раздел 2. Менеджмент в социально-культурной сфере.
Тема 2.1 Сущность и характерные черты современного менеджмента.
Тема 2.2 Система и структура управления культурой. Организации (учреждения) культуры и искусства как объект управления.
Тема 2.3 Основные этапы управленческой деятельности в сфере культуры.
Планирование.
2.3.2 Организация в СКС.
2.3.3 Мотивация в СКС.
2.3.4 Контроль в СКС.
Тема 2.4 Цели и задачи управления учреждений культуры независимо от их организационно-правовых форм.
2.4.1 Организация как система управления.
2.4.2 Внутренняя среда организации.
2.4.3 Внешняя среда организации.
2.4.4 Документация, учет и отчетность в учреждениях культуры.
Тема 2.5 Принципы организации и анализ работы коллектива исполнителей и учреждения культуры.
2.5.1 Руководитель в системе управлений. Виды стилей руководства.
2.5.2 Методы менеджмента.
2.5.3. Стимулирование и мотивация.
2.5.4. Деловое общение.
Тема 2.6 Реклама услуг учреждений культуры.
Список литературы.
Службы обеспечения деятельности Министерства культуры, организации федерального ведения:
Под патронажем Министерства культуры работают организации федерального ведения:
Понятие «Социально-культурная сфера» используется, как правило, для характеристики общественной деятельности тех структур общества, в рамках которых осуществляется социально-культурное воспроизводство, т.е в неё включаются разнообразные социальные институты, специализирующиеся на данной функции.
К социально-культурной сфере следует отнести образование, культуру, здравоохранение, физическое воспитание и спорт, социальное обеспечение, СМИ и коммуникации и другие виды и сферы социальной деятельности по развитию человеческого потенциала как источника и конечной цели общественного развития.
Структура социально-культурной сферы разрабатывается не только путем выделения различных видов деятельности. Её анализ с точки зрения экономических целей и результатов, механизмов хозяйствования и управления позволяет выделить две основные части - коммерческий и некоммерческий секторы.
Коммерческая организация СКС - это юридическое лицо, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности на поприще культуры. Участники коммерческих организаций имеют возможность принимать непосредственное участие в распределении прибыли. В СКС к организациям, ведущим коммерческую деятельность, можно отнести казино, ночные клубы, центры развлекательной техники, видеопоказа и видеопроката, шоу-представлений.
Некоммерческая организация СКС - это юридическое лицо, для которой извлечение прибыли не является основной целью деятельности. В социально ориентированном рыночном хозяйстве некоммерческие организации создаются и действуют в следующих целях:
Законодательства многих стран, в том числе и в России, допускают возможность получения прибыли некоммерческой организацией СКС, но она носит ограничительный характер по следующим причинам.
1. некоммерческая организация
2. возможная прибыль полностью
направляется на обеспечение
основного профиля
Т.О., прибыль некоммерческих организаций полностью реинвестируется на развитие фундаментальных социальных сфер общества (просвещение, наука, культура, здравоохранение), на укрепление социальной защиты населения.
Нормативно правовая база управления организациями (учреждениями) культуры и искусства.
Необходимость в правовом обеспечении профессиональной и общественной деятельности в России в социально-культурной сфере возникла в пореформенный период в связи с ее резко изменившимися условиями (в первую очередь, финансирования).
В 1992 году был утвержден закон в качестве
правовой базы для сохранения и развития
культуры - «Основы законодательства РФ
о культуре». Содержание этого закона
поддается анализу в разных аспектах:
политическом, организационно-творческом
и административно-
Деятельность учреждений культуры также регламентируются следующими правовыми документами:
- Закон о библиотечном деле;
- Закон о Музейном фонде РФ и музеях в РФ;
- Основы законодательства РФ об архивном фонде и архивах РФ,
- Закон о государственной
- Закон о развитии туризма,
- Правительственное Постановление о социально-экономической защите и государственной поддержке театров и театральных организаций в РСФСР,
- Федеральные законы «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и многие другие.
В каждом из них затрагиваются такие вопросы:
Правовое пространство в СКС активно заполняется и документами в области налогообложения организаций и отдельных лиц. Укрепление правовой базы имеет большое значение для сохранения и развития российской многонациональной культуры, для гарантированной законодательством финансовой по;щержки и расширения возможностей для самостоятельной хозяйственной, предпринимательской деятельности.
Тема 2.3 Основные этапы управленческой деятельности в сфере культуры
2.3.1 Планирование
Планирование деятельности социокультурного учреждения связано с реальной практикой управления, поскольку менеджмент по определению представляет собой не что иное, как эффективное и рациональное достижение целей любого учреждения социокультурной сферы на основе планирования, организации, руководства и контроля.
Планирование - это процесс определения целей и показателей деятельности учреждения на будущее, а также постановки задач и оценки необходимых для их решения материальных и людских ресурсов.
Собственно, планирование как определяющая функция менеджмента не может не включать в себя все другие функции управления, поскольку: организация
предполагает назначение рабочих задач, их конкретизацию в отделах и секторах учреждения и распределение ресурсов между ними; руководство связано с использованием влияния менеджеров для мотивации сотрудников к достижению поставленных целей учреждения, высоких результатов совместной деятельности; контроль означает наблюдение за действиями сотрудников, точным выполнением намеченных целей.
Таким образом, все функции менеджмента и функции планирования тесно связаны той или иной целью, которую ставит перед собой каждое социокультурное учреждение или организация. Именно в планировании заложены все основные функции управления. Поэтому планирование является сложным и неоднозначным процессом, который предполагает определенный уровень знаний, умений и навыков.
В организации планирования особое внимание следует уделить целям социокультурного учреждения и их постановке, потому что именно с этого начинается процесс планирования. Понятия "целей" и "планов" являются неотъемлемой частью деятельности любого учреждения и организации социокультурного типа.
Цель - это желаемое состояние будущего, достичь которого стремится организация, она и существует ради определенного результата, в процесс достижения которого вовлечены все ее сотрудники. Для достижения такой цели организация разрабатывает "маршрут" своего движения, в процессе которого решаются конкретные задачи, средства их достижения, облеченные в конкретный документ, именуемый планом. Таким образом, цель, подкрепляемая средствами ее достижения, определяется термином "планирование".
Миссия учреждения.
Процесс планирования начинается с определения миссии, обуславливающей главную цель учреждения или ожидаемый результат его деятельности. Заявление миссии как внутри учреждения, так и по отношению к внешней аудитории является основой для стратегического (долгосрочного) уровня целей и планов (уровень всего учреждения), для формирования тактического уровня (уровень отделов, секторов), для операционного уровня (сотрудники в отдельности).
Миссия учреждений социокультурной сферы определяется общими стратегическими целями - формированием и развитием человека в окружающей его социально-культурной среде. В эпицентре социально-культурной деятельности находится личность, ее духовное развитие и воспитание, раскрытие творческого потенциала, личностного сознания и поведения, способность к социальной адаптации, защиты от социальных потрясений.
Вместе с тем, каждое учреждение социокультурной сферы имеет и свои индивидуальные социально-культурные задачи и функции, которые определяют их миссию.
Смысл градации миссии этих учреждений - не в дроблении стратегических целей социокультурной деятельности, а в углублении и конкретизации характерных задач, определяемых типологией учреждений и их предназначением.
Типы социокультурных учреждений определяются миссией и характером программируемой деятельности. Здесь можно выделить несколько больших групп учреждений, отличающихся в целом по характеристикам культурных процессов, по формам поведения аудитории, хотя внутри них существует множество градаций этих характеристик:
Стратегические цели.
Социально-культурные учреждения сути являются социальными, и в этой связи их стратегические цели и стратегические планы существенно отличаются от других организаций и компаний, работающих в рыночных условиях. В учебной литературе многие авторы стратегические цели определяют как состояние организации в будущем, будущее связывают с показателями прибыли.
Однако более прогрессивные специалисты считают, что в определении стратегических целей нельзя отдавать предпочтение только прибыли и доходам акционеров. Следует определять приоритеты в производительности, инновациях, материальных и финансовых ресурсах, управленческой деятельности и ее развитии, трудовой деятельности и установках сотрудников, обязательствах перед обществом.
Не являясь коммерческой, социально-культурная сфера в своих стратегических планах на первый план не выдвигает задачу получения прибыли, но все другие приоритеты в полной мере соответствуют ее миссии.
Стратегические цели социокультурного учреждения в большей степени относятся к учреждению в целом, а не к его отдельным отделам, секторам и другим подразделениям. Собственно, сами стратегические цели представляют собой не что иное, как миссию учреждения культуры, искусства, других учреждений социокультурного профиля.
Тактические и определенные планы.
Результаты, которых должны добиться отделы, сектора и другие подразделения социально-культурных учреждений, называются тактическими целями. Ответственность за их достижение и реализацию планируемых действий несут менеджеры среднего звена. Тактические цели являются важнейшим фактором достижения стратегических целей учреждения.
Информация о работе Экономика и менеджмент в социально-культурной сфере