Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 07:20, реферат
Слово "культура" в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.
В современной науке слово "культура" используется в трех основных значениях:
В широком смысле — как всеохватывающее явление и процесс, в ходе которого происходит преобразование природы, материальной среды и самого человека.
В узком смысле — как совокупность отраслей духовного производства, связанная с непосредственным воздействием на человека.
В отраслевом смысле— как отрасль национальной экономики1. В настоящем пособии имеется в виду главным образом третье, отраслевое измерение этого понятия.
Раздел 1. Экономика культуры.
Тема 1.1 Культура как сфера экономических отношений.
1.1.1 Понятие экономических отношений и культуры.
1.1.2 Характер экономических отношений в сфере культуры.
1.1.3 Предмет и метод экономики культуры.
Тема 1.2 Понятия структуры и границ отрасли культуры и искусства.
1.2.1 Понятие и состав сферы культуры. Ее место в национальном хозяйстве.
1.2.2 Понятие, структура и границы отрасли "культура и искусство".
1.2.3 Принципы и факторы размещения организаций культуры.
1.2.4 Основные тенденции развития отрасли "культура и искусство" на современном этапе.
Тема1.3 Экономические и материально-технические ресурсы учреждений культуры.
1.3.1 Общее понятие ресурсов.
1.3.3 Информационное обеспечение культурной деятельности.
Тема 1.4. Содержание и организация хозяйственной деятельности учреждений культуры.
1.4.1 Общее понятие системы хозяйствования в сфере культуры.
1.4.2 Общие и специфические черты хозяйственного механизма организаций культуры.
1.4.3 Важнейший признак и составные компоненты экономической деятельности организаций культуры.
1.4.4 Основные подсистемы хозяйственного механизма организаций культуры.
1.4.5 Эволюции системы хозяйствования организаций культуры.
Тема 1.5 Источники и порядок финансирование, сметы, внебюджетное финансирование.
1.5.1 Понятие и виды финансирования.
1.5.2 Финансирование организаций культуры.
1.5.3 Благотворительность, меценатство и спонсорство в культуре.
Тема 1.6 Организация труда и заработной платы.
1.6.1 Экономическая природа заработной платы.
1.6.2 Основные принципы организации оплаты труда.
1.6.3 Тарифная система оплаты труда.
1.6.4 Формы и системы оплаты труда.
1.6.5 Структура и динамика заработной платы.
1.6.6 Договорное регулирование трудовых отношений.
1.6.7 Применение специальных выплат.
Тема 1.7 Планирование в культуре.
1.7.1 Общие положения.
1.7.2 Планирование в сфере культуры.
1.7.3 Программы культурного развития, их роль и сущность.
1.7.4 Планирование в организациях культуры.
Раздел 2. Менеджмент в социально-культурной сфере.
Тема 2.1 Сущность и характерные черты современного менеджмента.
Тема 2.2 Система и структура управления культурой. Организации (учреждения) культуры и искусства как объект управления.
Тема 2.3 Основные этапы управленческой деятельности в сфере культуры.
Планирование.
2.3.2 Организация в СКС.
2.3.3 Мотивация в СКС.
2.3.4 Контроль в СКС.
Тема 2.4 Цели и задачи управления учреждений культуры независимо от их организационно-правовых форм.
2.4.1 Организация как система управления.
2.4.2 Внутренняя среда организации.
2.4.3 Внешняя среда организации.
2.4.4 Документация, учет и отчетность в учреждениях культуры.
Тема 2.5 Принципы организации и анализ работы коллектива исполнителей и учреждения культуры.
2.5.1 Руководитель в системе управлений. Виды стилей руководства.
2.5.2 Методы менеджмента.
2.5.3. Стимулирование и мотивация.
2.5.4. Деловое общение.
Тема 2.6 Реклама услуг учреждений культуры.
Список литературы.
Формальными признаются методы, которые становятся возможными благодаря усилиям управленцев, руководства предприятия. Другими словами, формальными методами можно воздействовать на формальную группу, т. е. группу, созданную по инициативе руководства в рамках организационной структуры и подчиняющуюся официальным .распоряжениям.
Неформальное воздействие связано с существованием на предприятии (наряду с формальными) неформальных групп, складывающихся стихийно и не выполняющих официальных указаний. Следует учитывать, что любой человек, работающий в коллективе, одновременно является членом нескольких групп. Как правило, он принадлежит как к формальной, так и к неформальной группам. Более того, один человек может принадлежать и к нескольким неформальным объединениям.
Влияние вышеперечисленных побудительных мотивов на работников можно снизить, но невозможно исключить абсолютно.
Следует помнить, что неформальная организация, как правило, не имеет четкого списка участников и какого-либо оформленного процесса (ритуала, процедуры) принятия новых членов. Исходя из этого, менеджеру необходимо иметь четкое представление о признаках неформального объединения, для того чтобы определить, состоит ли данный работник в какой-либо неформальной организации, и хорошо знать возможные методы воздействия на данного работника. Перечислим признаки неформальных групп:
Организационная структура предприятия
Любое предприятие должно иметь определенную структуру, позволяющую координировать действия работников для достижения поставленной цели.
Цель - это результат, которого стремятся достигнуть в результате своей деятельности.
Под организационной структурой понимается совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой последовательности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами. Создание организационной структуры направлено на установление четких зависимостей между отдельными подразделениями предприятия, распределение их прав и ответственности.
Вне зависимости от способа привлечения основного капитала предприятия могут иметь различные типы структур управления. Они различаются по характеру сформированных связей между различными подразделениями предприятия. Обычно вьщеляют 4 основных типа организационных структуры: линейную, функциональную, линейно-функциональную и матричную.
Линейная организационная структура управления - самая простая. В такой ; структуре каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, который осуществляет единоличное руководство. Взаимодействие в такой организации осуществляется по принципу треугольника: указания передаются по цепочке от верхнего руководства вниз и далее по той же схеме. То есть руководитель нижнего звена находится в подчинении руководителя верхнего звена и одновременно является руководителем для того, кто находится у него в подчинении.
Подчиненные выполняют указания только своего прямого руководства. Поэтому высшее руководство не может отдавать приказы всем работникам, поскольку приказы выполнят только их прямые подчиненные-руководители среднего звена. Каждый начальник имеет подчиненных, и каждый подчиненный имеет начальника
Преимущества линейной организационной структуры:
Недостатки.
Недостатки линейной структуры управления могут быть преодолены с помощью применения функциональной организационной структуры управления предприятием. Она основана на системе выполнения отдельных функций специалистами в данном виде деятельности. Специалисты одного профиля объединяются в подразделения или отделы. Вместо универсальных менеджеров, осуществляющих принятие любых решений при линейном способе управления, появляется целый штат высококлассных специалистов.
Преимущества данной организационной системы заключаются в следующем: во-первых, она освобождает линейных руководителей от решения специальных вопросов;
во-вторых, предприятие значительно меньше нуждается в специалистах широкого профиля и может привлекать высококлассных специалистов, отвечающих за конкретные функции.
Негативные стороны:
Несмотря на недостатки, можно сказать, что функциональная схема организации управления более эффективна, чем линейная. Кроме того можно объединить положительные качества линейной и функциональной системы управления, используя линейно-функциональную, или штабную структуру управления предприятием. По этой схеме вся власть принадлежит линейному руководителю. В случае необходимости он может рассчитывать на помощь функциональных подразделений.
При использовании данной системы положительным моментом является возможность привлечения консультантов и экспертов, а также более глубокая подготовка решений, связанных со специализацией работнике
Негативные момент:
прослеживается отсутствие взаимосвязи между руководителями различных звеньев, т. е. менеджеры среднего звена не имеют возможности согласовывать свои действия;
Матричная организационная структура, в ней иерархическая структура подчинения отодвинута на второе место, а главным становится объединение, управления для достижения общей цели организации.
- матричные ячейки и группы
Согласно матричной схеме руководители несут ответственность как за реализацию предусмотренной
программы, так и за координацию и качественное выполнение управленческих функций.
Достоинства матричной структуры управления:
Недостатки:
В современной экономике стратегическим ресурсом становятся уникальные творческие способности работника, что может использоваться в полной мере только при использовании матричной структуры управления.
Оценка организационной структуры направлена на проведение конкретных расчетов с целью определения параметров работы данной организационной структуры управления. Для этого используются специальные коэффициенты, например: территориальной концентрации и эффективности организационной структуры управления.
Коэффициент эффективности представляет собой отношение результата, полученного от функционирования данной организационной структуры управления, к затратам на управление.
Оценка результатов деятельности конкретной организационной структуры управления достаточно сложна. Тем не менее такую оценку необходимо произвести, для чего могут быть учтены различные параметры результатов и работы.
2.4.2 Внутренняя среда организации
Общая характеристика
Внутренние переменные - основные характеристики внутреннего устройства организации.
Все внутренние переменные, как и организация в целом, - следствие реализации ранее принятых решений. Однако в конкретный момент не все переменные полностью контролируются. В этом плане внутренние переменные могут быть разделены на: а) в основном контролируемые (регулируемые) и б) в основном неконтролируемые, но которые необходимо учитывать. Классическим примером здесь является монотонная работа при использовании конвейерных технологий.
Цели
Цель - это желаемый результат или желаемое конечное состояние организации.
Достижение целей осуществляется в системе ограничений. Могут быть выделены внутренние ограничения организации, связанные в первую очередь с ее ресурсами, и внешние. Внешние ограничения будут рассмотрены при характеристике внешней среды организации. Общий процесс достижения целей организации может быть представлен в виде ряда этапов.
1. Руководство организации:
- разрабатывает цели
- определяет цели подразделений организации;
- сообщает эту систему целей подразделениям.
2. Руководство подразделений:
- конкретизирует цели
- сообщает цели и ставит задачи перед конкретными работниками – членами коллектива.
3. Члены коллектива:
- соотносят свои цели и цели организации и подразделений;
- соотносят свои цели и цели других членов коллектива;
- действуют.
4. Руководство подразделений и организации в целом оценивает результаты деятельности членов коллектива в соответствии с целями организации. Полученная информация используется при обосновании целей следующего периода. Цели организации образуют сложную систему и могут быть классифицированы по ряду критериев (табл. 1).
Структура организации
Структура организации - это способ построения взаимосвязи между уровнями управления и функциональными областями, обеспечивающий оптимальное при данных условиях достижение цели организации.
Функциональная область - это перечень работ, выполняемых определенным подразделением организации. Это понятие связано с категорией “функция управления”, но не тождественно ему. Например, в выполнении такой функции, как планирование принимают участие и плановый отдел, и другие подразделения организации, в частности, линейные руководители производственных подразделений.
Формирование структуры организации осуществляется на основе горизонтального и вертикального разделения труда.
Горизонтальное разделение труда- это разделение труда между специалистами, способными более эффективно выполнить данную работу. Горизонтальное разделение присуще как производственной, так и управленческой деятельности. В крупных организациях специалистов одного профиля объединяют в группы, создают соответствующие подразделения (например, диспетчерское бюро, финансовое управление, отдел маркетинга, группа аналитиков и т.д.).
Информация о работе Экономика и менеджмент в социально-культурной сфере