Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 07:20, реферат
Слово "культура" в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.
В современной науке слово "культура" используется в трех основных значениях:
В широком смысле — как всеохватывающее явление и процесс, в ходе которого происходит преобразование природы, материальной среды и самого человека.
В узком смысле — как совокупность отраслей духовного производства, связанная с непосредственным воздействием на человека.
В отраслевом смысле— как отрасль национальной экономики1. В настоящем пособии имеется в виду главным образом третье, отраслевое измерение этого понятия.
Раздел 1. Экономика культуры.
Тема 1.1 Культура как сфера экономических отношений.
1.1.1 Понятие экономических отношений и культуры.
1.1.2 Характер экономических отношений в сфере культуры.
1.1.3 Предмет и метод экономики культуры.
Тема 1.2 Понятия структуры и границ отрасли культуры и искусства.
1.2.1 Понятие и состав сферы культуры. Ее место в национальном хозяйстве.
1.2.2 Понятие, структура и границы отрасли "культура и искусство".
1.2.3 Принципы и факторы размещения организаций культуры.
1.2.4 Основные тенденции развития отрасли "культура и искусство" на современном этапе.
Тема1.3 Экономические и материально-технические ресурсы учреждений культуры.
1.3.1 Общее понятие ресурсов.
1.3.3 Информационное обеспечение культурной деятельности.
Тема 1.4. Содержание и организация хозяйственной деятельности учреждений культуры.
1.4.1 Общее понятие системы хозяйствования в сфере культуры.
1.4.2 Общие и специфические черты хозяйственного механизма организаций культуры.
1.4.3 Важнейший признак и составные компоненты экономической деятельности организаций культуры.
1.4.4 Основные подсистемы хозяйственного механизма организаций культуры.
1.4.5 Эволюции системы хозяйствования организаций культуры.
Тема 1.5 Источники и порядок финансирование, сметы, внебюджетное финансирование.
1.5.1 Понятие и виды финансирования.
1.5.2 Финансирование организаций культуры.
1.5.3 Благотворительность, меценатство и спонсорство в культуре.
Тема 1.6 Организация труда и заработной платы.
1.6.1 Экономическая природа заработной платы.
1.6.2 Основные принципы организации оплаты труда.
1.6.3 Тарифная система оплаты труда.
1.6.4 Формы и системы оплаты труда.
1.6.5 Структура и динамика заработной платы.
1.6.6 Договорное регулирование трудовых отношений.
1.6.7 Применение специальных выплат.
Тема 1.7 Планирование в культуре.
1.7.1 Общие положения.
1.7.2 Планирование в сфере культуры.
1.7.3 Программы культурного развития, их роль и сущность.
1.7.4 Планирование в организациях культуры.
Раздел 2. Менеджмент в социально-культурной сфере.
Тема 2.1 Сущность и характерные черты современного менеджмента.
Тема 2.2 Система и структура управления культурой. Организации (учреждения) культуры и искусства как объект управления.
Тема 2.3 Основные этапы управленческой деятельности в сфере культуры.
Планирование.
2.3.2 Организация в СКС.
2.3.3 Мотивация в СКС.
2.3.4 Контроль в СКС.
Тема 2.4 Цели и задачи управления учреждений культуры независимо от их организационно-правовых форм.
2.4.1 Организация как система управления.
2.4.2 Внутренняя среда организации.
2.4.3 Внешняя среда организации.
2.4.4 Документация, учет и отчетность в учреждениях культуры.
Тема 2.5 Принципы организации и анализ работы коллектива исполнителей и учреждения культуры.
2.5.1 Руководитель в системе управлений. Виды стилей руководства.
2.5.2 Методы менеджмента.
2.5.3. Стимулирование и мотивация.
2.5.4. Деловое общение.
Тема 2.6 Реклама услуг учреждений культуры.
Список литературы.
Вертикальное разделение труда включает разделение двух уровней. На первом уровне происходит отделение работы по непосредственному выполнению производственных заданий от работы по координации такой деятельности. На втором уровне на основе преднамеренного вертикального разделения труда формируется иерархия управленческих уровней.
Важнейшими характеристиками иерархической структуры являются:
- подчиненность - кому и скольких подчиненных;
- сфера контроля - т.е. число лиц, подчиненных одному руководителю;
- объём управления - определяется сферой контроля и уровнем подчиненных.
При узкой сфере контроля руководитель имеет немного подчиненных и организация при прочих сопоставимых характеристиках имеет больше уровней
управления, чем при широкой сфере контроля. Таким образом существует обратная зависимость между числом подчиненных и числом уровней управления.
Сфера контроля зависит от уровня управления, функциональной области, размера организации. Совершенствование организации проявляется в первую очередь в стремлении все более четко определить содержание компетенции на каждом уровне. Отсюда - необходимость контроля и координации через выработку заданий и сбор информации об их выполнении.
Задачи организации
Задача - это работа или ее часть, которая должна быть выполнена способом и в сроки, определенные в плане.
Должностные обязанности включают решение ряда задач, выполнение совокупности работ.
По повторяемости различают неповторяющиеся, эпизодически повторяющиеся, постоянно повторяющиеся, однообразные задачи. По мере углубления разделения труда происходит рост многообразия решаемых задач, повышение уровня сложности, усиление их взаимосвязи.
Технологии
Технология - это способ преобразования исходных ресурсов в готовые продукты и услуги, информацию.
Основными этапами развития технологий являются:
1. Стандартизация и механизация. Здесь ключевую роль играет обеспечение соответствия изделия, его частей определенному эталону, стандарту, что дает возможность взаимозаменять их при сборке или ремонте. Стандартизация создает условия для углубления специализации, применения оборудования для массового производства.
2. Конвейерные сборные линии (вначале перемещение работников, потом изделия). Узкая специализация работников, снижение требований к их квалификации. Однако возросла монотонность работы, что привело к снижению производительности.
3. Предметно-замкнутые участки. Результатом деятельности является готовое изделие или узел. Смена рабочих мест для ослабления негативного влияния монотонности, обогащения содержания труда.
Классификация технологий:
а) по Вудворд - единичные (мелкосерийные); массовые и непрерывные.
б) по Томпсону - многозвенные (сборка); посреднические (купля-продажа); интенсивные (редактирование текста, монтаж фильма).
Эти классификации взаимосвязаны. Так, многозвенные технологии характерны для крупносерийного и массового производства, интенсивные- для индивидуального (единичного). Посреднические технологии учитывают требования потребителей, но предполагают определенный минимум стандартизации. Классификация по Вудворд больше подходит для промышленных предприятий, а по Томпсону - для непроизводственной сферы.
Люди
Организация- это прежде всего группа людей. В данном случае анализируется поведение людей в процессе функционирования организации:
- поведение отдельных членов организации;
- поведение людей в группах;
- поведение руководителя;
- поведение лидера и его
В процессе взаимодействия работника и его внешней среды формируется шаблон поведения. Задача организации - создавать и поддерживать условия, которые бы обеспечивали желательный тип поведения ее членов, стимулировали формирование необходимых качеств.
Рабочая среда - это совокупность внутренних переменных, которые с помощью процесса управления модифицированы и приспособлены к потребностям организации.
Важнейшими элементами рабочей среды являются группы и лидерство. Спонтанно возникшие или организованные группы характеризуются разделяемыми членами установками, ценностями и ожиданиями относительно нормы поведения. По влиянию на цели организации различают нормы, помогающие и мешающие достижению этих целей.
Лидерство - это средство, позволяющее руководителю влиять на поведение и действия людей.
Эффективность влияния зависит от:
а) характеристик руководителя как лидера (его ценностей, взглядов, отношения к подчиненным, самооценки, личности);
б) характеристик работников;
в) ситуации.
2.4.3 Внешняя среда организации
Общая характеристика
В соответствии с системным подходом организация рассматривается как открытая система, активно взаимодействующая с внешней средой.
Внешняя среда включает те элементы хозяйственной системы, которые влияют на организацию, ее функционирование, результаты и последствия деятельности, но не относятся к внутренним переменным.
Основными характеристиками внешней среды являются ее сложность, динамизм и неопределенность.
Сложность внешней среды как системы характеризуется наличием многих элементов, каждый из которых является подсистемой, а также взаимосвязями между этими элементами. Сложность внешней среды проявляется в ряде моментов.
В конкретной ситуации на функционирование организации оказывает влияние большое число условий и факторов. Они имеют различную природу.
К техническим факторам относятся имеющиеся технологии, материалы.
Социальные условия и факторы включают социальные нормы, ценности, предпочтения и т.д.
Организационные факторы - это используемые организационные структуры, типы хозяйственных связей. Можно выделить также экономические, правовые, политические, культурно-исторические факторы и условия.
На деятельность организации оказывает влияние и международное окружение, особенно если организация осуществляет международные операции. Например, необходимо учитывать таможенные, налоговые законодательства страны-экспортера или импортера, требования по качеству, правила сертификации и т.д.
По характеру воздействия на организацию выделяют среду прямого воздействия и среду косвенного воздействия.
К среде прямого воздействия относятся поставщики, потребители и конкуренты, а также государственные органы и правовые нормы, непосредственно влияющие на деятельность организации.
К среде косвенного воздействия относятся факторы внешней среды, которые влияют на организацию опосредовано. Они учитываются при разработке стратегии организации. Это общеэкономическая ситуация, например, фаза цикла (спад или подъем), уровень безработицы, темпы инфляции, технологический прогресс, политический климат и т.д.
Сложность внешней среды проявляется не только в большом числе и многообразии ее элементов, но и в их взаимосвязи. Здесь можно выделить два уровня взаимосвязей. Во-первых, это взаимосвязи элементов одного фактора. Примером могут быть взаимосвязи между конкретными поставщиками, между конкурентами, между элементами законодательной базы, между государственными органами, регулирующими деятельность организации.
Во-вторых, это взаимосвязи между различными факторами внешней среды.
Например, политическая нестабильность затрудняет приток инвестиций, а следовательно, замедляется технологическое обновление, затрудняются поставки ресурсов и т.д.
Сложность внешней среды по-разному влияет на различные внутренние переменные организации, что особенно наглядно при сложной структуре организации.
Второй важной характеристикой внешней среды является ее динамизм, который проявляется в ряде моментов.
Динамизм внешней среды приводит к возрастанию ее влияния на деятельность организаций, особенно имеющих международный характер (осуществляющих операции на внешних рынках, включающих зарубежные филиалы и т.д.). Усиливается неравномерность изменений отдельных внутренних переменных организации под воздействием внешней среды.
Третья характеристика внешней среды - ее неопределенность.
Для учета сложности и динамичности внешней среды при разработке управленческих решений необходима информация. Однако достоверность такой информации на момент принятия решения всегда ограничена. Ограничены и возможности организации в получении и уточнении информации для конкретной ситуации. Под воздействием усложнения внешней среды, ее динамизма, потребность в информации возрастает, а возможность ее получения для конкретной, быстро меняющейся ситуации сокращается. Это приводит к усилению неопределенности внешней среды.
Среда прямого воздействия
Основными факторами среды прямого воздействия являются поставщики ресурсов; потребители продукции и услуг; конкуренты; государственные органы и нормативные акты, непосредственно воздействующие на деятельность организации.
Анализ среды прямого воздействия включает рассмотрение отдельных факторов и их взаимодействия.
Поставщики обеспечивают удовлетворение потребности организации в различных ресурсах. Основные виды ресурсов: материальные, трудовые, финансовые, информационные.
Обеспечение материальными ресурсами включает поставки сырья и полуфабрикатов, комплектующих деталей и узлов, оборудования, энергии в соответствии с объемами и структурой потребностей в установленные сроки при выполнении других условий.
Обеспечение финансовыми ресурсами включает обоснование объема и структуры необходимых ресурсов, взаимоотношений с инвесторами, финансовыми и коммерческими структурами, бюджетом, частными лицами.
Для современной организации возрастает значение обеспечения менеджмента качественной информацией. Это может быть информация о рынках сбыта, планах конкурентов, приоритетах государственной политики, новых разработках продукции и т.д.
Особое место занимает обеспечение организации трудовыми ресурсами, соответствующими ей по количеству, структуре, уровню общей и профессиональной подготовки, возрасту. Наиболее значимым здесь является привлечение высококвалифицированных менеджеров высшего звена управления, а также обучение способных руководителей, в том числе внутри организации.
Потребители приобретают произведенные товары или услуги. В зависимости от объема спроса различают мелких и крупных потребителей. Учет запросов последних необходимое условие успешной деятельности организации. В зависимости от отношения к потребителям можно говорить о различных стратегиях организации: продавать уже производимую продукцию; производить продукцию, в которой нуждается потребитель; формировать своего потребителя, убеждая его в необходимости приобретения продукции, которая будет производиться.
Государственные и муниципальные органы также непосредственно воздействуют на организацию, а следовательно, относятся к среде прямого воздействия. Это налоговая и санитарная инспекции, органы статистического учета и т.д.
В результате взаимодействия организации с поставщиками и потребителями формируется система хозяйственных связей - одна из важнейших характеристик среды прямого воздействия.
Другая характеристика - это состояние рыночной среды. Здесь прежде всего определяется характер среды - монополия (чистая, естественная), олигополия или монополистическая конкуренция.
Конкуренты могут вести борьбу за различные объекты. Традиционно – за рынки сбыта продукции. В настоящее время это также борьба с производителями заменяемой продукции, за деньги потребителей.
Объектами конкуренции могут быть и ресурсы: трудовые, материальные и финансовые, научно-технические разработки и т.д.
Государственное воздействие осуществляется через законодательство и деятельность государственных органов. Законодательно регулируются трудовые отношения между работниками и работодателями, налоговые, таможенные отношения, охрана труда, условия производства определенных видов продукции, защита прав потребителей, экологическая нагрузка на окружающую среду и т.д.
Государственные органы по характеру выполняемых ими функций могут быть условно разделены на контролирующие и регулирующие. При этом используются различные способы и методы воздействия на организации – выдача лицензий, установление ставок налогов и квот, регулирование уровня цен и тарифов, определение мест строительства и т.д.
Среда косвенного воздействия
Факторы среды косвенного воздействия имеют более сложную структуру, многоплановый характер. Они в меньшей мере, чем факторы среды прямого воздействия, испытывают влияние организации. Информация о среде косвенного воздействия часто неполная. В условиях усиления воздействия этой среды на конкурентоспособность организации здесь приходится полагаться на субъективные оценки, а не на аналитические данные.
Информация о работе Экономика и менеджмент в социально-культурной сфере