Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 07:20, реферат
Слово "культура" в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.
В современной науке слово "культура" используется в трех основных значениях:
В широком смысле — как всеохватывающее явление и процесс, в ходе которого происходит преобразование природы, материальной среды и самого человека.
В узком смысле — как совокупность отраслей духовного производства, связанная с непосредственным воздействием на человека.
В отраслевом смысле— как отрасль национальной экономики1. В настоящем пособии имеется в виду главным образом третье, отраслевое измерение этого понятия.
Раздел 1. Экономика культуры.
Тема 1.1 Культура как сфера экономических отношений.
1.1.1 Понятие экономических отношений и культуры.
1.1.2 Характер экономических отношений в сфере культуры.
1.1.3 Предмет и метод экономики культуры.
Тема 1.2 Понятия структуры и границ отрасли культуры и искусства.
1.2.1 Понятие и состав сферы культуры. Ее место в национальном хозяйстве.
1.2.2 Понятие, структура и границы отрасли "культура и искусство".
1.2.3 Принципы и факторы размещения организаций культуры.
1.2.4 Основные тенденции развития отрасли "культура и искусство" на современном этапе.
Тема1.3 Экономические и материально-технические ресурсы учреждений культуры.
1.3.1 Общее понятие ресурсов.
1.3.3 Информационное обеспечение культурной деятельности.
Тема 1.4. Содержание и организация хозяйственной деятельности учреждений культуры.
1.4.1 Общее понятие системы хозяйствования в сфере культуры.
1.4.2 Общие и специфические черты хозяйственного механизма организаций культуры.
1.4.3 Важнейший признак и составные компоненты экономической деятельности организаций культуры.
1.4.4 Основные подсистемы хозяйственного механизма организаций культуры.
1.4.5 Эволюции системы хозяйствования организаций культуры.
Тема 1.5 Источники и порядок финансирование, сметы, внебюджетное финансирование.
1.5.1 Понятие и виды финансирования.
1.5.2 Финансирование организаций культуры.
1.5.3 Благотворительность, меценатство и спонсорство в культуре.
Тема 1.6 Организация труда и заработной платы.
1.6.1 Экономическая природа заработной платы.
1.6.2 Основные принципы организации оплаты труда.
1.6.3 Тарифная система оплаты труда.
1.6.4 Формы и системы оплаты труда.
1.6.5 Структура и динамика заработной платы.
1.6.6 Договорное регулирование трудовых отношений.
1.6.7 Применение специальных выплат.
Тема 1.7 Планирование в культуре.
1.7.1 Общие положения.
1.7.2 Планирование в сфере культуры.
1.7.3 Программы культурного развития, их роль и сущность.
1.7.4 Планирование в организациях культуры.
Раздел 2. Менеджмент в социально-культурной сфере.
Тема 2.1 Сущность и характерные черты современного менеджмента.
Тема 2.2 Система и структура управления культурой. Организации (учреждения) культуры и искусства как объект управления.
Тема 2.3 Основные этапы управленческой деятельности в сфере культуры.
Планирование.
2.3.2 Организация в СКС.
2.3.3 Мотивация в СКС.
2.3.4 Контроль в СКС.
Тема 2.4 Цели и задачи управления учреждений культуры независимо от их организационно-правовых форм.
2.4.1 Организация как система управления.
2.4.2 Внутренняя среда организации.
2.4.3 Внешняя среда организации.
2.4.4 Документация, учет и отчетность в учреждениях культуры.
Тема 2.5 Принципы организации и анализ работы коллектива исполнителей и учреждения культуры.
2.5.1 Руководитель в системе управлений. Виды стилей руководства.
2.5.2 Методы менеджмента.
2.5.3. Стимулирование и мотивация.
2.5.4. Деловое общение.
Тема 2.6 Реклама услуг учреждений культуры.
Список литературы.
В-третьих, еще более очевидно другое
обстоятельство – нарастание требований
к менеджментной компетентности специалистов
и работников социально-культурной сферы.
Переход от сугубо административно-
Более того, сама эта специфика заключается отнюдь не в «усеченности» менеджмента, а наоборот – в его расширительном применении. Социально-культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую (нонпрофитную), так и коммерческую (платные услуги), как местного, так и (в том числе – применительно к тому же виду деятельности) международного масштаба.
Бизнес и культура в современном обществе «скованы одной цепью» – предполагают и дополняют друг друга, немыслимы друг без друга. Эта «обреченность» на сотрудничество имеет глубокий политологический смысл, чрезвычайно важный для развития и преобразования общества. Дело в том, что это сотрудничество, по сути дела, является способом реализации гражданского общества – не декларирования его, а наращивания его реальной ткани, его механизмов, процедур и «мускулов». Только общество, в котором сложилась и вызрели развитые формы сотрудничества делового мира и сферы культуры, способно к саморазвитию и саморегуляции социально-экономических и социально-культурных процессов – по возможности независимо от государства.
Характерные черты менеджмента
Обычно специфику менеджмента в сфере культуры связывают с особенностями «духовного производства». «Продукты» такой деятельности носят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами сознания (восприятия, понимания, мышления, переживания и т.д.), не поддаются непосредственному прямому счету, складированию. Их производство зачастую совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание концерта, чтение книги и т.д. Книга, которую не читают, картина, которую не смотрят и т.п., не являются художественными ценностями). Более того, в отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления (сапоги снашиваются, яблоки съедаются), культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность (чем больше народу прочитало книгу, видело картину, слышало концерт и т.п., – тем выше их социальная значимость).
Однако под услугами в сфере культуры теперь уже можно и нужно понимать не только услуги непосредственно посетителям, но и донорам, готовым выделять средства и поддерживать эту деятельность. Сфера культуры – сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере появляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и прочих доходов. Даже в шоу-бизнесе, на первый взгляд предельно коммерциализированном секторе сферы культуры, доходы от продажи билетов составляют обычно около 15% бюджета гастроли. Остальное – средства спонсоров. Да и сама гастроль чаще всего является лишь частью рекламной компании нового диска или альбома.
Некоммерческая деятельность не означает «непривлекательная» для бизнеса. Во всем мире некоммерческий (нонпрофитный) сектор – один из наиболее интенсивно развивающихся секторов экономики. Действительно, что может быть привлекательней деятельности, когда все ваши доходы идут на покрытие ваших расходов и прибыль не образуется в принципе! Некоммерческая сфера обладает рядом законодательно закрепленных льгот и гарантий, привлекающих туда капитал. В силу своей публичности, социальной значимости она обладает явно выраженным рекламным потенциалом, возможностями формирования и продвижения привлекательного имиджа, репутации, социального статуса и т.д.
Более того, некоммерческая деятельность имеет более общий характер, она может включать в себя коммерческую как свою часть. Например, музей может заниматься предпринимательской деятельностью, открывать производство сувениров, типографию, ремонтные мастерские и т.п.
Эти обстоятельства накладывают свои особенности на маркетинг некоммерческой деятельности: он оказывается многомерным, в отличие от традиционного маркетинга в коммерческих сферах. Например, в некоммерческой сфере довольно часто субъект платежеспособного спроса (тот, кто платит деньги) не совпадает с непосредственным потребителем (клиентом). Так, типичные потребители услуг в социально-культурной сфере – это дети, подростки, ветераны. Работа с ними, с очевидностью, необходима, но кто должен оплачивать оказываемые им услуги? Зачастую – не они сами. Что-то оплачивают родители, что-то поддерживается бюджетными средствами, что-то – заинтересованными в такой деятельности донорами, что-то – благотворительными фондами и т.д. Фактически в социально-культурной сфере действуют, как минимум, два рынка: рынок потребителей и рынок доноров. И не всегда можно сказать, какой из этих рынков первичен: то ли сначала определяются виды работ с потребителями и затем ищутся доноры на их поддержку, то ли потребители подбираются для обеспечения интересов доноров, готовые платить деньги за определенные виды работ с этими группами.
Эти особенности, вне всякого сомнения, сказываются на технологии менеджмента в социально-культурной сфере. Однако при всей их важности они не отличают менеджмент в социально-культурной сфере от любого менеджмента услуг. Практически все указанные особенности суть особенности услуг.
Менеджмент в социально-культурной сфере может заключаться исключительно в создании организационных и экономических условий саморазвития социально-культурной жизни – не больше, но и не меньше. И в этом заключается подлинное содержание характера менеджмента в социально-культурной сфере.
Бизнес все более интегрируется с другими сферами жизни общества: политикой, культурой, наукой, образованием, искусством, спортом. Все большее распространение получили спонсорство и благотворительность, патронаж. Все это не только резко изменило и обогатило своим содержанием технологию менеджмента, придало ему характер социально и культурологически ориентированной деятельности.
Важно, что все эти особенности проявляются на фоне бурного развития современных информационных технологий, информатизации и компьютеризации, мультимедиа, освоения возможностей Интернета, без которого немыслимы уже современная реклама, PR, другие бизнес-технологии. Интенсивно проникают эти технологии и в социально-культурную сферу, открывая перед нею совершенно новые горизонты развития.
Современный рынок все более явно глобализируется. Начинается тотальная конкуренция всех со всеми. На первый план выходит способность занять свое уникальное место в сети глобальных рыночных связей. А это возможно только при условии привлечения внимания к своему бизнесу, достижения известности любыми средствами.
В этом плане современный бизнес, как впрочем и политика, все более сближаются по своей технологии с шоу-бизнесом и социально-культурной деятельностью в целом. В своем технологическом содержании современный менеджмент окончательно приобрел черты и формы технологии социально-культурной деятельности.
Все эти особенности современного менеджмента, которые являются закономерным выражением действия внутренних тенденций развития самого менеджмента, заметно сближают его со сферой культуры и социально-культурной сферой в целом.
Все эти обстоятельства предъявляют новые требования к компетентности и профессионализму современного менеджера. К традиционным требованиям знания технологии, организации, финансового контроля и маркетинга в современных условиях добавляются требования культурологического и гуманитарного характера. Современный менеджер, вне зависимости от профиля деятельности его фирмы, должен быть не только теоретически, но практически ориентированным в вопросах общей и прикладной культурологи, социальной психологии, быть знакомым с современными культурными процессами в тех обществах, в среде которых ему приходится или придется иметь дело, практически ориентироваться в механизмах и процедурах принятия политических решений, в современной политической жизни, иметь развитое чувство вкуса, гармонии, стиля, владеть иностранными языками, быть развитым и продвинутым в плане нравственной и интеллектуальной культуры. Не только зарубежные данные, но нынешняя российская действительность убедительно показывают, что больше шансов стать успешными предпринимателями и менеджерами имеют выпускники гуманитарных вузов по сравнению с выпускниками технических вузов, а среди последних – бывшие научные сотрудники.
Нарастание гуманитарного содержания современного менеджмента проявляется практически по всем векторам практики менеджмента.
Если воспользоваться удачной метафорой Э. Фромма, то можно сказать, что если еще послевоенный менеджмент осуществлялся в модусе «Иметь» (to have, haben), то современный менеджмент осуществляется скорее в модусе «Быть» (to be, sein). Современная фирма во все большей степени предстает как культура – в буквальном, терминологическом смысле слова: со своими ценностями, нормами, традициями, ритуалами, героями, мифами, легендами, фольклором, субкультурами и т.д. Фирменный стиль, организационная культура, дух корпорации из метафор очень быстро превратились в конкретные технологические требования. Все большее число ведущих зарубежных специалистов по менеджменту склонны рассматривать современный менеджмент как «культурологический» по преимуществу.
Тема 2.2 Система и структура управления культурой. Организации (учреждения) культуры и искусства как объект управления
Органы государственного управления сферой культуры.
Государственное управление сферой культуры осуществляют органы государственной власти, соответствующие государственному устройству общества.
Вопросы, касающиеся сферы культуры и искусства рассматриваются:
1. органами законодательной (представительной) власти (разработка и принятие законов, утверждение бюджета и контроль за его исполнением, формирование органов исполнительной власти);
2. органами исполнительной власти (исполнение законов утвержденного бюджета, текущее исполнение государственного управления соответствующими отраслями);
3. органы судебной власти.
В Правительстве России вопросы культуры находятся непосредственно в ведении пяти органов -Министерства культуры, Комитета по кинематографии, Комитета по печати, Федеральной службы по телевидению и радиовещанию, Государственной архивной службы.
В России существует и достаточно развернутая вертикальная система государственного административного управления культурной деятельности, включающая три - четыре уровня управления:
Современная структура подразделений министерства представляют собой как вертикально соподчиненную иерархию, так и взаимодействующую систему подразделений. Руководит министерством - министр, нанятый на государственную службу Правительством РФ.
Его непосредственными сподвижниками являются: два первых заместителя, статс-секретарь, в ранге заместителя министра, четыре заместителя министра, шесть советников министра и помощник министра. В структуру Министерства культуры входят департаменты:
Информация о работе Экономика и менеджмент в социально-культурной сфере