Лекции по "Социально культурной деятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 08:52, курс лекций

Краткое описание

Тема 3. Зарождение досуговых форм социальной организации человека в древнем мире
Тема 4. Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.
Тема 5. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена
...
Тема 12. Социально-культурная деятельность в современной России

Файлы: 1 файл

Лекции СКД.doc

— 716.50 Кб (Скачать)

Для работы в культурно-досуговых  учреждениях требовались профессиональные кадры. Уже с 1918 г. стали организовываться краткосрочные одно-двухмесячные курсы внешкольных работников в Москве, Петрограде, в губернских городах. В 1918 г. в Петрограде был основан Институт внешкольного образования; его возглавил выдающийся педагог В.А. Зеленко (ныне это Санкт-Петербургская государственная академия культуры). Институт готовил специалистов для культурно-досуговых учреждений, руководителей художественной самодеятельности, работников государственных органов.

В ходе жесткой борьбы по вопросам развития культуры, ее роли и месте в обществе культурно-досуговые  учреждения попали под непосредственный контроль государства. В 1920 г. Внешкольный отдел при Наркомпросе был преобразован в Главный политико-просветительный комитет. Смысл его создания заключался в усилении связи культурно-просветительной работы с политикой государства, организации и проведении культурно-просветительной и политико-просветительной работы на основе единого плана. Усиление политического содержания в культурно-просветительной работе сказалось и на ее названии. Она стала чаще именоваться политико-просветительной работой, а массовые учреждения культуры - политико-просветительными.

В 30-е г. культурно-просветительные  учреждения стали проводниками идей индустриализации и коллективизации, выполнения пятилетних планов, организовывали предвыборные компании, пропагандировали социалистическое соревнование, распространяли производственные, технические, сельскохозяйственные знания, коллективные методы труда на предприятиях, в колхозах и совхозах, организовывали техническую и сельскохозяйственную учебу и т.д. Новые требования вызвали к жизни и новые формы работы культурно-досуговых учреждений. В клубах, Домах и Дворцах культуры проводились вечера обмена опытом, "рабочей смекалки".

Более разнообразными стали  формы коллективного отдыха трудящихся, организуемого работниками культурно-досуговых учреждений. Клубы устраивали походы в театры, музеи, экскурсии на предприятия, загородные прогулки и т.д. С появлением колхозов и совхозов в быт крестьян начали входить новые формы массовых праздников: "первой борозды", "урожая" и др. Расширились жанры художественной самодеятельности. Наряду с драматическими, хоровыми, танцевальными коллективами стали появляться изостудии, музыкальные коллективы, первые самодеятельные симфонические оркестры, любительские оперные коллективы. Происходил рост числа участников самодеятельных кружков. В 30-е г. получило распространение шефство профессиональных творческих коллективов над самодеятельностью. Застрельщиком в этом деле выступил театр им. Е. Вахтангова. Самодеятельным коллективам оказывали помощь великие артисты - К.С. Станиславский, В.И. Качалов, А.Л. Яблочкина и др. В 1935 г. в Москве был открыт первый в стране театр народного творчества. Его директором был назначен Б.М. Филиппов, художественными руководителями - Н.П. Охлопков и И.А. Моисеев.

Начиная с 1932 г. в стране стали регулярно проводиться  олимпиады и смотры народного творчества. В числе лучших коллективов тех лет были капелла Юго-Западной железной дороги, хор бандуристов-гусляров ленинградских строителей и др.

В 30-е г. происходило дальнейшее развитие сети культурно-досуговых учреждений. Кроме государства средства на строительство и содержание учреждений культуры стали выделять предприятия, колхозы и совхозы. В городах росло количество Дворцов и Домов культуры. С конца 30-х г. началась реорганизация изб-читален в колхозные клубы. В колхозах и совхозах возводились для них новые здания. В 1937 г. было принято решение о передаче всех сельских учреждений культуры в ведение колхозов при условии взятия последними на себя обязательств по их содержанию. В городах и сельской местности увеличилось число киноустановок и массовых библиотек. В 1928 г. в Москве был заложен Центральный парк культуры и отдыха (ныне ЦПКО им. A.M. Горького), и таким образом было положено начало созданию новых типов учреждений культуры.

Со второй половины 30-х  г. расширились средства распространения культуры: книгоиздательство, радио. Вошли в жизнь новые типы культурно-досуговых учреждений: передвижные библиотеки, кино- и радиопередвижки, передвижные выставки, агитповозки, агитмашины. Они обслуживали населенные пункты, не имеющие стационарных учреждений культуры, а также тех крестьян, которые работали летом в поле, на фермах.

В 30-е г. была продолжена работа по подготовке организаторов  досуга. В 1930 г. был открыт Московский библиотечный институт. Библиотечные работники получали квалификацию также в библиотечных техникумах и на библиотечных отделениях в педучилищах. Для подготовки клубных работников были открыты специальные трех- и шестимесячные курсы во всех областных центрах.

Произошли изменения  в системе управления культурно- просветительной работой. В 1930 г. был упразднен Главполитпросвет и вместо него в наркомпросах РСФСР и других союзных республик были созданы сектора массовой политико-просветительной и школьной работы, которые ведали политико-просветительными учреждениями государственной сети. С осени 1933 г. в наркомпросах союзных республик произошла новая реорганизация: возникли управления и отделы, отвечающие за отдельные направления культурно-просветительной работы: библиотечные управления, отделы изб-читален, клубов, ДК и парков культуры и отдыха, отделы музейной сети, отдел школ и курсов для взрослых.

Социальные потрясения, которые пережило российское общество на протяжении 1917 - 1941 гг., новая культурная политика государства оказали огромное влияние на досуговую деятельность населения. Такие факторы, как принадлежность к тому или иному сословию, наличие у человека богатства или его отсутствие, перестали определять способы проведения свободного времени. Решающими моментами стали: уровень образования человека, его возраст, характер трудовой деятельности, место проживания (город или сельская местность), семейное положение, наличие детей, жилищные условия и др.

В течение 20 - 30-х гг. сфера  досуга характеризовалась действием новых тенденций. Получили большее развитие общественные формы досуга. Возросла посещаемость клубов, Домов и Дворцов культуры, библиотек, театров. Увеличилось количество просмотров кинокартин. Это отличало в основном те слои населения, которые до октября 1917 г. составляли низшие сословия российского общества. Именно на них была ориентирована культурная политика государства, в частности работа по развитию сети массовых учреждений культуры и организация их деятельности. Расширению аудитории культурно-досуговых учреждений способствовало и введение в стране в 1927 г. семичасового рабочего дня для рабочих с предоставлением им выходных дней по графику в течение всей недели. В условиях нового трудового режима учреждения культуры проводили мероприятия не только по субботним и воскресным дням, но и в будни.

Досуговая деятельность рабочих и крестьян обогащалась  культурным содержанием. Реальным основанием для этого явилось повышение их образованности, чему способствовало введение в стране всеобщего, бесплатного начального образования, работа по ликвидации неграмотности, расширение, особенно в 30-е гг., форм среднего специального и высшего образования. Значительно возросло число читателей газет и журналов. Об этом свидетельствовали массовые опросы, проводившиеся редакциями ряда центральных и местных газет в 20-е гг Читательский интерес стимулировался развитием книгоиздательского дела. Развивались художественные формы деятельности в сфере досуга. Росло число участников художественной самодеятельности.

Наряду с этим стала  заметна тенденция к уменьшению форм досугового времяпрепровождения, характерных для быта российского населений в прошлом: стало сокращаться число людей, посещающих церкви и отмечающих религиозные праздники.

 

МАССОВЫЕ ЗРЕЛИЩА В ПЕТРОГРАДЕ -1918-1920 гг.

 

По поводу этой формы  досуга источников много. Назову два наиболее основательных и доступных: Аксенов В.С. Организация массовых праздников трудящихся (1918—1920 гг.— М., 1976; Режиссура и организация массовых зрелищ. — Харьков, 1973.)

Не повторяя авторов, приведу здесь лишь основные идеи и мнения В.С.Аксенова и три примера  из хрестоматии Валерия Айзенштадта, интересных для современных организаторов праздников.

Образованная большевистская элита (А.Луначарский, Р.Пельше) читали Мишле и Тьерсо, знали о колоссальном эффекте праздников и зрелищ французской революции на формирование преданных бойцов. В малограмотной стране печатная агитка часто не достигала цели, поэтому возникли идеи донести до масс революционные лозунги наглядно, зрелищно.

Действия строились  по примитивной схеме лобового противостояния: здесь — наши, там — враги, иллюстрируя в лицах и событиях лозунги большевиков, чтобы "масса" знала, за кем ей "топать".

Ленин, по воспитанию принадлежавший к интеллигенции, не разделял эстетики подобных зрелищ, считая, что рабочие и крестьяне достойны более высокого искусства, но в интересах пропаганды принимал их и даже был участником одного праздника. А.Луначарский считал эти массовые действа необходимой данью эпохе, но одновременно требовал не абсолютизировать массовые зрелища, сохранять традиционное театральное искусство в качестве основы для первых. Нам все это понять трудно, а ведь левые и довольно влиятельные крикливые театральные деятели той поры (П.Керженцев), Пролеткульт добивались разгона и запрета традиционного театра как буржуазного, замены его массовыми действиями и пролетарским самодеятельным театром.

Эстетика зрелищ основывалась на изображении символических фигур: империалист, буржуй, царский генерал, поп, кулак, пролетарий, крестьянин, функционер небольшевистской партии, комиссар и т.п. Это были гротескные и идеализированные фигуры.

По примеру Великой  французской революции на службу Великой Октябрьской социалистической революции большевики мобилизовали нужные театральные силы и сред-

ства; все клубные кружки работали на массовые праздники. Сходны и предметы празднования: даты победных событий (разгром противника на фронте, революции на Западе), даты скорбных событий (убийство Урицкого, Володарского), даты революционных событий, дни профессий, месячники, недели. Азартно использовалась символика: символические действия (удар пролетарского молота участниками шествия по буржуазной наковальне, разбор ограды Зимнего дворца как ликвидация классового разделения, уборка мусора как очищение пролетарского государства от наследия капитализма и т.п.); символические фигуры. Шизофрения?

В оформлении действий трудящихся пролетарии выступали в собственном обличий без грима, а классовых врагов представляли буффонные фигуры. Века и эпохи соседствовали в эпизодах, объединенных общей темой: Спартак, Степан Разин, коммунары и т.д.

Наконец, организационный  момент. По приказу комиссаров в организации зрелищ участвовали профессиональные театры, кружки рабочих клубов и народных домов, красноармейские части, были мобилизованы художники, музыканты. Организацию поручали ведущим режиссерам Петербурга и Москвы: С.Радлову, В.Соловьеву, Н.Евреи-нову, Н.Петрову, Вс.Мейерхольду, К.Марджанову. Более того, многие из них искренне служили новой власти, веря ее лозунгам: Вс.Мейерхольд, режиссер с европейским именем, одно время был чиновником театрального отдела Наркомпроса; элегантнейший режиссер эпохи Евг.Вахтангов тоже был заражен идеей коллективного героя и постановки массовых народных сцен; выдающийся режиссер средины XX в. Н.Охлопков начинал в Иркутске как режиссер массовых зрелищ. В общем это было извинительное для творческой интеллигенции поветрие — служение народу путем устройства для него и с его участием массовых действ.

Нельзя обойти вниманием  встречный момент — поиски театральными деятелями способов сближения с народом. Это было отражением традиционной российской идеализации народа. Тот же Вс. Мейерхольд в площадном балагане еще до революции искал момент истины.

Велик соблазн сделать отступление от темы праздников по поводу поисков деятелями театра своего лица в противоречивых событиях революции. Левые радикалы от искусства требовали отбросить Пушкина и Бетховена ради самодеятельного пролетарского творчества: только пролетарий от станка способен передать свои эмоции и переживания (другие герои эпохе не нужны), следовательно, не нужны профессиональные режиссеры и актеры. Итак: долой буржуазный профессиональный театр! Да здравствует пролетарский самодеятельный! Против идеолога разрушения профессионального театра П.Керженцева активно выступал нарком просвещения А.Луначарский. В практике 20-х годов сосуществовали обе тенденции: жил профессиональный театр, а Пролеткульт и левые создали театр массовых действ, Синей блузы, ТРАМ, живую газету.

Другая, умеренная тенденция  в среде профессиональных служителей театра состояла в том, чтобы чисто художественно-театральными средствами приблизить театр к народу, внедрить в профессиональный театр средства и приемы площадного народного театра. Преуспели в этом Вс.Мейерхольд и Н.Охлопков. Первый, будучи прекрасным знатоком балаганного площадного театра, ввел их элементы в свои спектакли, облагородив блеском лучших достижений европейской режиссерской мысли, он воспитал плеяду народных по стилю и по званию артистов. Николай Павлович Охлопков, ученик школы Вс. Мейерхольда, уже в советское время пытался стереть грани сцены и зала: открытый занавес, перенос действия в зал, выход актеров из зала. Иллюстрацией этих поисков служат его спектакли: "Город на заре", "Иркутская история", "Медея".

Помимо ошибочной идеализации  советской власти, свойственной российской интеллигенции, здесь было весьма позитивное стремление проникнуть в миропонимание народа и его праздника, вернуть профессиональному театру его изначальную слитность с народной площадью, придать вкусам российской народной площади блеск европейской режиссерской культуры, опять же имеющей российские корни.

Новая жизнь подвигала  на монументальность, трагизм и одновременно на смех комедии: "Оптимистическая трагедия" Вс.Вишневского соседствовала с "Клопом" и "Баней" В.Маяковского. Театр без рампы и занавеса, внедряющий действие в зал, стал способом вовлечения зрителей в действие, в соучастие. Эксцентрика, телесность, импровизация, амбивалентный юмор народной площади становятся элементами спектаклей и фильмов профессионалов.

Информация о работе Лекции по "Социально культурной деятельности"