Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 08:52, курс лекций
Тема 3. Зарождение досуговых форм социальной организации человека в древнем мире
Тема 4. Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.
Тема 5. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена
...
Тема 12. Социально-культурная деятельность в современной России
Изменились источники финансирования учреждений культуры. Наряду с государственными средствами они могли получать доходы засчет расширения ассортимента платных услуг, осуществления коммерческой деятельности, пожертвований от частных лиц, предприятий и организаций. Стали появляться досуговые учреждения, функционирующие на основе полной самоокупаемости: театры-студии, многопрофильные творческие объединения, киноконцертные залы, картинные галереи, клубы, любительские объединения и т.п. Создавались частные досуговые учреждения, ориентированные преимущественно на получение прибыли: казино, ночные клубы, бары и рестораны с разнообразными шоу-программами.
Создавались частные
посреднические фирмы, взявшие на себя
функции обеспечения контакта самодеятельного
и профессионального искусства
со зрителями и слушателями, организации
отдыха населения в области
Вместе с тем, наряду с расширением возможностей в организации досуга населения, возникли и трудности, обусловленные особенностями переходного периода. Резкий спад промышленного и сельскохозяйственного производства, сокращение поступлений в государственный бюджет обусловили снижение государственных ассигнований на нужды культуры. Вместо закрепленного в законодательном порядке (в соответствии с "Основами законодательства Российской Федерации о культуре" от ноября 1992 г.) обязательного финансирования культуры в размере 2% от государственного бюджета на развитие культуры выделялось в 90-е гг. менее 1% в год. Вследствие этого государственные учреждения культуры недополучали ежегодно значительное количество денежных средств. В тяжелом положении оказались профсоюзные учреждения культуры. Многие предприятия перестали финансировать свои клубы, Дворцы культуры, библиотеки и другие учреждения. Более того, нередки были случаи сдачи предприятиями в обход законодательства учреждений культуры в аренду коммерческим структурам, а то и полной их продажи. Не хватало средств на содержание учреждений культуры у сельскохозяйственных акционерных обществ. На финансовом положении культурно-досуговых учреждений сказывалось и отсутствие у их работников навыков в развертывании платных услуг. К тому же, в силу ухудшения материального положения подавляющего большинства населения России, многие люди не могли воспользоваться этими услугами. Мало надежд давала и спонсорская деятельность. Ввиду этих обстоятельств материальная база учреждений культуры стала приходить в упадок, количество их сокращаться, снизился уровень зарплаты работников культуры. Культурно-досуговые учреждения уменьшили количество бесплатных мероприятий, в том числе и тех, которые были ориентированы на социально не защищенные слои населения: детей и подростков, пенсионеров.
С 90-х гг. все более стала обозначаться дифференциация между отдельными группами населения в способах проведения досуга. Существенное значение приобретал уровень доходов человека. Наиболее обеспеченный слой российского общества располагал большими возможностями в приобретении технических средств культуры, книжной и газетной продукции, в выборе форм досуговых занятий, отдыха и развлечений. Жизнь выдвинула много новых проблем в создании условий для осуществления населением России культурно-досуговой деятельности, решение которых предстоит искать в последующие годы
Тема 11. Просветительные и социально-культурные процессы в 1956-1990гг.
В послевоенный период произошли изменения в культурных потребностях людей, способах проведения досуга. Постепенное сокращение трудового дня на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях позволило населению повышать свой образовательный уровень, расширить возможность для общения, коллективного проведения досуга.
Возрастали возможности
людей для осуществления культу
Большее место в досуге стали занимать занятия, имеющие целью самообразование, чему в значительной степени способствовало появление различных образовательных учреждений: университетов культуры, научно-педагогических, технических, сельскохозяйственных знаний.
В конце 1950-х годов стало больше внимания уделяться формам внесемейного общения в сфере досуга.
В 60-е годы была выдвинута задача создания в пределах сельского районного центра комплекса учреждений культуры. Это предполагало иметь в районных центрах районный Дом культуры, широкоэкранный кинотеатр, детскую музыкальную школу, музей, районную библиотеку, народную филармонию, парк культуры и отдыха, художественно-оформительскую мастерскую, автоклубы.
В городах и поселках городского типа строительство массовых учреждений культуры производилось за счет государственных средств, фондов предприятий, отчислений местных бюджетов.
Новым явлением в это время было развитие любительского движения во Дворцах, Домах культуры, клубах, где стали создаваться устойчивые группы людей, объединенных общим интересом к кому-либо виду деятельности. Это были «любительские клубы» и «клубы по интересам». Возникли клубы любителей музыки, поэзии, литературы, клубы кинолюбителей, радиолюбителей, фотолюбителей, любителей науки, техники, природы, спорта, туризма, клубы коллекционеров. Под влиянием клубных программ «клубы веселых и находчивых» появились телевизионные передачи КВН.
Среди молодежи началось движение за создание молодежных клубов, вызванных к жизни VI Всемирным фестивалем молодежи и студентов и Всесоюзным фестивалем советской молодежи. Популярными среди молодежи были «Клубы любознательных», «Клубы интересных встреч», «Клубы занимательных встреч».
Начинает складываться традиция отмечать дни, посвященные различным профессиям. Клубы включались в работу по подготовке трудовых праздников: «Дня шахтера», «Дня строителя», «Дня железнодорожника», «Дня животновода», «Дня механизатора» и т.п. В эти же годы наиболее популярными стали праздники, связанные с важными для человека природными циклами, этапами в трудовой деятельности: «Праздник весны», «Праздник русской зимы», «Праздник первой борозды», «День сева», «День урожая» и т.п. В клубных учреждениях в праздничной обстановке отмечались важные в жизни человека события: «Дни совершеннолетия», «Вручение паспорта», «Посвящение в рабочие», «Посвящение в хлеборобы», бракосочетание молодых людей и т.д.
В 70-80-е годы в отличие от предыдущего периода в структуре досуга изменилось соотношение общественно-организованных форм и индивидуальных: прослеживалась тенденция к возрастанию последних. С наибольшей полнотой проявились процессы «одомашнивания» досуга, замедления темпов роста посещаемости учреждений культуры, а по некоторым учреждениям ее резкое снижение.
Продолжал интенсивно развиваться туризм, широкий размах получили его неорганизованные формы. Развитию самодеятельного туризма способствовало существенное увеличение у населения транспортных средств. Это способствовало возрастанию значимости семейного досуга: совместные посещения учреждений культуры, занятия какими-либо видами деятельности.
В эти годы происходила структурная перестройка сети культурно-досуговых учреждений.
Для улучшения условий функционирования культурной деятельности для сельских жителей, проживающих в удаленных от центральных усадеб населенных пунктах, начали создаваться централизованные клубные системы (ЦКС). Сельские Дома культуры наделялись руководящими функциями по отношению к клубам, красным уголкам расположенных на территории хозяйств сельсоветов. Работа всех клубных учреждений должна была осуществляться на основании единого плана с привлечением других учреждений культуры и общественных организаций. Стали возникать культурные комплексы, объединявшие в своем составе на добровольной основе культурно-воспитательные, образовательные, спортивные, оздоровительные, а иногда и бытовые учреждения. Они именовались сельскими или городскими, социально-культурными, социально-педагогическими, культурно-бытовыми, культурно-спортивными комплексами.
Вместе с созданием культурных комплексов происходила централизация библиотек в масштабе района, области, края; на базе городских, районных и центральных библиотек создавались централизованные библиотечные системы с единым книжным фондом, справочно-библиографическим аппаратом, единым штатом работников.
Все это способствовало
оживлению культурно-досуговой
Главная заслуга государства состояла в том, что в стране была создана уникальная система высшего и среднего специального образования для подготовки специалистов культурно-досуговой деятельности. Возросло количество культурно-просветительных училищ, библиотечных техникумов.
Были приняты кардинальные меры по закрепляемости кадров, особенно на селе. Основными причинами такого положения было отсутствие работы, соответствующей квалификации специалистов, плохие жилищные и бытовые условия, низкая оплата труда. Для клубных работников особая трудность заключалась в нерегламентированности работы учреждений культуры и падении престижа их деятельности в общественном мнении.
Новая история России началась после событий 90-х годов, связанных с изменением политического, строя, переходом к рыночным отношениям. Это оказало определенное влияние на все стороны жизни нашего общества, в том числе и на деятельность учреждений культуры. Появилось новое законодательство, обеспечивающее деятельность учреждений культуры в новых исторических условиях. Финансирование сократилось, штаты специалистов и сотрудников уменьшились. Государственное управление стало в основном осуществлять функции координации, информации, методического обеспечения деятельности учреждений культуры. Акцент в создании и развитии сети учреждений культуры был перенесен на местные органы управления. Новый подход был предпринят в финансировании учреждений культуры посредством федеральных программ, предусматривающих сохранение и развитие культуры, организацию досуга населения. В областях, краях, автономных республиках финансирование происходит через региональные целевые культурные программы.
Высшие и средние
учебные заведения стали
Теперь учреждения культуры наряду с государственными средствами могут получать доходы за счет расширения ассортимента платных услуг, осуществления коммерческой деятельности, благотворительности от частных лиц, предприятий и организаций. Стали создаваться частные культурно-досуговые учреждения, ориентированные преимущественно на получение прибыли.
Резкий спад промышленного
и сельскохозяйственного
В России постепенно произошла дифференциация отдельных слоев населения в способах проведения культурного досуга. Основным показателем становится материальный уровень. Сформировался элитарный слой российского общества, который располагает большими возможностями в приобретении технических средств культуры, книжной и газетной продукции, в выборе дорогих форм проведения досуга, отдыха и развлечений. В обществе появилось огромное число новых проблем функционирования культурно-досуговой деятельности
Тема 12. Социально-культурная деятельность в современной России
В истории развития досуга всегда важно было заинтересованное отношение к делу, активность, способность к сочетанию умственного и физического, исполнительского и управленческого труда. Творческий характер труда стимулирует познавательную активность и самообразовательную деятельность населения. Поэтому культурно-досуговая деятельность всегда складывается в процессе активного освоения личностью общественных и производственных отношений и зависит от интересов и потребностей ее политического, культурного и нравственного развития в сфере производства и досуга. Переход к Рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления.
Информация о работе Лекции по "Социально культурной деятельности"