Лекции по "Социально культурной деятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 08:52, курс лекций

Краткое описание

Тема 3. Зарождение досуговых форм социальной организации человека в древнем мире
Тема 4. Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.
Тема 5. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена
...
Тема 12. Социально-культурная деятельность в современной России

Файлы: 1 файл

Лекции СКД.doc

— 716.50 Кб (Скачать)

- переориентации вертикаль но-догматических  структур управления общественной организацией досуга на открытую горизонтальную   общественно-государственную систему   приобщения людей к достижениям отечественной и мировой культуры;

переходе к самоорганизовывающемуся, самообразовывающемуся и саморегулирующемуся обществу, интегрирующему в сфере досуга культурные инициативы государства, общественных организаций и отдельных граждан.

В настоящее время  нет обоснования системы материального, правового, психолого-педагогического и организационно-методического обеспечения перестройки работы учреждений культуры, реализации широкой доступности ценностей культуры для всех слоев населения, свободы творчества, государственных гарантий защиты от коммерциализации культуры и нарушения принципа социальной справедливости, стимулирования общественных инициатив и движений в сфере рационального использования свободного времени людей.

Всегда в задачу управленческих органов входила поддержка инициативы «снизу» на всех этапах ее формирования: выявление интересных идей, помощь в установлении связей с депутатскими комиссиями, поиске меценатов, создание целевых фондов, ориентированных на поддержку подлинных ценностей, развитие народных традиций, одним словом, стимулирование процессов самоопределения и саморазвития культурной жизни своих территорий, восстановление народных ремесел и т.д. Для этих центров реставрируются памятники истории и культуры, деревенской архитектуры.

Новая прогрессивная  методика обучения ребенка на основе народной культуры, такие интересные формы культурно-досуговой деятельности для разных возрастов применяются для организации семейного отдыха взрослых вместе с детьми. Новое осмысление в организации досуга получило проведение театрализованных обрядовых действий, праздников народного календаря.

Принципиально по-новому осуществляется повышение квалификации и переподготовка работающих кадров: вводятся курсы практического освоения различных видов художественного творчества, ремесел, экономического всеобуча.

Пересматривается сеть детских музыкальных школ, школ искусств, организуются центры эстетического воспитания, детские студии.

Создаются центры традиционной культуры с базовыми мастерскими по различным видам народных промыслов и ремесел. При ОНМЦ организуются творческие группы руководителей фольклорных коллективов.

Передача местным органам  власти прав и ответственности - совершившийся факт. Систему приоритетов культурного развития определяет сегодня не центр, а край, область, город, район.

Из «глубинки» начали расходиться «концентрические круги»  культурных инициатив, которые центру предстоит свести в единую программу новой государственной культурной политики России.

Вместе с тем анализ состояния социально-культурной жизни российской провинции выявил следующие проблемы:

- не определены новые стимулы для саморазвития народного творчества в самых разных его проявлениях. Негативные процессы перепрофилирования клубных учреждений, продажа их с молотка, сокращение бюджетного финансирования, стремительный рост платы за обучение детей в кружках, студиях, школах, объединениях, повышение стоимости культурно-досуговых мероприятий и других услуг отрицательно влияют на состояние культуры в целом;

наблюдается единообразие подходов к нормированию комплексных  программ развития  культуры.  Налицо традиционный набор мероприятий вместо последовательно обдуманной и просчитанной  культурной политики.  Отсутствие приоритетных направлений культурного развития жизни региона;

продолжается культурное иждивенчество, ожидание директив «сверху», финансовая беспомощность, воспроизводство негативного опыта культурной политики предыдущих десятилетий. Не учитывается специфика самобытных и ресурсных возможностей своих территорий.

Особенно остро стоит  сегодня проблема повышения (в том числе и переориентации) квалификации работников культуры в сфере досуга, их творческого, профессионального и интеллектуального уровней.

Задачи, которые следует решать при переходе на региональную модель культурной политики:

  • формирование концепции основных направлений развития культурно-досуговой деятельности, использование культурного потенциала в интересах народа;
  • создание условий для поддержки традиционных и новаторских форм деятельности в сфере досуга;
  • регулирование коммерческих тенденций путем финансирования  социально-культурных программ,  формирующих спрос на подлинные ценности;
  • обеспечение альтернативности концепции, проектов и программ культурного развития;
  • создание условий для межрегиональных контактов в области культуры.  

В этих целях необходимо:

  • создать федерацию мастеров декоративно-прикладного искусства, промыслов и ремесел;
  • разработать экономический механизм взаимодействии структур Министерства культуры РФ - региональные, в том числе районные и городские салоны-магазины, по реализации творческой продукции декоративно-прикладного искусства, промыслов и ремесел;
  • открыть на базе домов культуры и клубов, мастерских, домов ремесел, творческих лабораторий, детских студий, творческих лабораторий, центров традиционной народной культуры, городских домов культуры, магазинов-салонов, в которых на постоянной основе будут проводиться выставки-продажи произведений декоративно-прикладного искусства, промысла и ремесел;
  • открыть в каждом областном, краевом или республиканском центре выставочные залы-салоны;
  • утвердить региональные постоянно действующие выставки -ярмарки Северо-Западного, Центрального, Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского регионов. Конкретные места проведения ярмарок внутри регионов могут меняться, и каждый раз определяться соответствующими региональными оргкомитетами ярмарок. В составе региональных оргкомитетов, помимо администраций, коммерческих структур, участвуют и банки местной промышленности. Оргкомитеты создаются на период подготовки и проведения региональной ярмарки;
  • создать технологические карты и справочно-информационные банки развития традиционных и нетрадиционных видов народных промыслов и ремесел по всем регионам РФ;
  • анализировать культурную политику общественных организации, органов регионального управления, состояние культурного потенциала общества и вносить соответствующие предложения руководству Министерства культуры РФ.

1 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3. - М., 1980. -С. 380-381

2 Хлебников Н. Общество и государство в домонгольский период русской истории. -СПб., 1872. -С. 33

3 Соловьев С. История России с древнейших времен. - М.. 1959. Кн. 1. Т. 1. - С. 247.

4 Тихомиров М.Н. Русская культура. - М., 1968. - С. 23-28, 92-104

5 Тихомиров М.Н. Русская культура. - М., 1968. - С. 160. Прим.: "невегласами" в Древней Руси называли людей, не. знающих грамоты

6 Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. Материалы к курсу "Культура Древней Руси": Пособие для студентов высших учебных заведений. -М.: А.О. Аспект Пресс, 1994. - С. 31

7 Некрылова А.Ф. Русские народные праздники, увеселения и зрелища. Конец ХУШ-началоХХвека. - Искусство. Лен. отд. 1988. -С. 42-4

8 Милюков П. Очерки из истории русской культуры. В 3 т. Париж, 1931. Т. 2 - Ч I. -С. 289

9 Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в ХУ1-ХУ11 вв. Т. 1. Домашний быт русских царей. - Ч. 1. Изд. 3-е. - М.: Тип. А.И. Мамонтова, 1895. - С. 372-375

10 Герберштейн С. Записки о Московии. - СПб., 1866. - С. 194.

11 Костомаров Н. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XV-XVII столетиях. - СПб., 1860. - С. 129-130

12 Забелин И.Е. Там же

13 Рейтенфельс Я. Сказания светлейшему герцогу Тасканскому Козьме Третьему о Московии. - М., 1905. - С. 105

14 Мейерберг А. Путешествие в Московию. - М., 1874. - С. 111

15 В России "хороводом" называли весенне-летние молодежные сборища на деревенской улице, сопровождаемые песнями, танцами, играми

16 Бурышкин П.А. Москва купеческая. - М.: Столица, 1990. -С. 109-110

17 Устав собрания приказчиков при фабрике Товарищества Измайловской мануфактуры. -П., 1894. -С. 4

18 Подобед ИМ., Комский В.Г. Когда гремели бои... - М., 1983. С.22

19 Подобед ИМ., Комский В.Г. Когда гремели бои... - М., 1983. С.34-35

20 Подобед И.М., Комский В.Г.  Когда гремели бои... - М., 1983. С.120-132

21 Сборник сообщений Чрезвычайной государственной комиссии о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков. - М., 1946. –С.445,447,449

22 Народное хозяйство СССР за 70 лет. Юбилейный статистический ежегодник, 1.: Финансы и статистика, 1987.С. 561,564,567,569

23 Народное хозяйство СССР.С.568

24 Художественная культура и развитие личности. -1987. С.7

25 Кризис культуры//Советская культура. - 1989. - 16 декабря. - С. 4-5

26 Воловик А.Ф.: Воловик В.А. Педагогика досуга. - М, 1996

27 Гадуцкий Г.М., Мазун О.В. Развитие платных услуг в культурно-учреждениях. -М., 1988.-С. 11


Информация о работе Лекции по "Социально культурной деятельности"