Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 08:52, курс лекций
Тема 3. Зарождение досуговых форм социальной организации человека в древнем мире
Тема 4. Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.
Тема 5. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена
...
Тема 12. Социально-культурная деятельность в современной России
Активизировалась работа клубных учреждений по проведению массовых праздников. С начала 50-х гг. в стране начинает складываться традиция отмечать дни, посвященные различным профессиям. Клубы включались в работу по подготовке трудовых праздников: "Дня шахтера", "Дня строителя", "Дня железнодорожника", "Дня животновода", "Дня механизатора" и т.п. В эти же годы наиболее популярными стали праздники, связанные о важными для человека природными циклами, этапами в трудовой деятельности: "Праздник весны", "Праздник русской зимы", "Праздник первой борозды", "День сева", "День урожая" и т.п. В клубных учреждениях в праздничной обстановке отмечались поворотные в жизни конкретного человека события: "Дни совершеннолетия", "Вручение паспорта", "Посвящение в рабочие", "Посвящение в хлеборобы", бракосочетание молодых людей и т.д.
В период 1945-1970 гг. значительно расширили свою деятельность по организации досуга населения и другие массовые учреждения культуры: библиотеки, музеи, парки культуры и отдыха, кинотеатры. Проведение тематических вечеров, устных журналов становилось все более частым явлением в практике работников этих учреждений. При них стали возникать любительские объединения. Они чаще включались в проведение массовых праздников.
Музеи и кинотеатры открыли для себя новые возможности увеличения контингента посетителей. Начавшееся в 50-е г. туристское движение, возрастание интереса людей к отечественной истории, культуре подтолкнуло музеи к расширению форм культурно-массовой работы. К концу 50-х гг. музеи стали проводить "дни открытых дверей", "дни" дифференцированного обслуживания населения, организовывали передвижные выставки, передвижные лектории и передвижные музеи, особенно для обслуживания сельских жителей.
В конце 50-х гг. в сфере досуга возродилась такая форма самообразования, как народные университеты. Первыми из них были университеты культуры и эстетических знаний. В последующие годы количество народных университетов постепенно увеличилось, расширялся профиль их деятельности: появились университеты по отраслям знаний, университеты здоровья, университеты повышения квалификации работников промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Университеты создавались в городской и сельской местности на базе культурно-просветительных учреждений, на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах, в научно-исследовательских институтах, учебных заведениях, в творческих коллективах и т.д.
К 1970 г. расширились границы деятельности профессиональных творческих коллективов. Это было обусловлено не только ростом числа театров и концертных организаций, но и новыми формами общения со зрителями и слушателями. Театры Москвы и Ленинграда, других городов стали формировать творческие бригады для обслуживания сельского населения. Выездные концерты и спектакли начали входить в практику работы творческих коллективов практически всех крупных городов. Театральные и концертные организации стали заключать договоры о творческом содружестве с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями.
Роль организаторов досуговых мероприятий брали на себя профсоюзные, комсомольские организации, органы общественного самоуправления: различные советы, комиссии, комитета и т.д. На многих предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях после окончания работы или занятий проводились лекции, беседы, организовывались экскурсии на выставки, в музеи, коллективные выезды в театры, устраивались концерты и вечера отдыха. При промышленных предприятиях действовали спортивные секции, клубы, группы здоровья. В цехах крупных предприятий организовывались кружки художественной самодеятельности .
Развивалась работа по месту жительства, наибольшее значение ей придавалось в городах. При домоуправлениях действовали красные уголки, в которых можно было услышать лекцию, посмотреть концерт художественной самодеятельности. Особую актуальность работа по месту жительства приобрела в связи о развитием с середины 50-х гг. массового жилищного строительства. В новых условиях в целях расширения возможностей людей для осуществления досуговых занятий домоуправления выделяли помещения под различные культурные мероприятия, занятия спортом, общественные библиотеки и т.п. Использовались площадки близ домов для проведения всевозможных зрелищных мероприятий. Уделялось внимание работе с детьми. Во дворах жилых домов создавались детские клубы, кружки художественной самодеятельности, детские "комнаты". Организацию культурной работы брали на себя женсоветы домоуправлений или домовые комитеты при содействии культурно-досуговых учреждений: Дворцов и Домов культуры, библиотек, кинотеатров и др.
В 70 - 80-е гг. в отличие
от предыдущего периода в
И молодежь, и люди более старших возрастов проявляли повышенный интерес к неоформленной институционально любительской деятельности. По сравнению с предыдущим периодом масштабы ее расширились, возникали новые виды любительских объединений, например, клубы любителей бега и др. Любительская деятельность нередко выливалась в художественное творчество, приобретавшее характер домашнего "хобби", реализовывавшееся в кругу семьи, дружеских компаниях.
В 70 - 80-е гг. продолжал интенсивно развиваться туризм. Широкий размах получили его неорганизованные и слабо организованные формы. Надо заметить, что развитию самодеятельного туризма способствовало существенное увеличение транспортных средств, находящихся в личной собственности граждан: автомобилей, мотоциклов, мотороллеров, велосипедов, средств водного передвижения.
Приметой времени явилось возрастание значимости в глазах населения семейного досуга. Туристические походы, совершаемые всеми членами семьи, посещение учреждений культуры, совместные занятия какими-либо видами деятельности получали все большее распространение.
Наряду с различными проявлениями внеинституциональной культурной активности населения в сфере досуга в описываемые годы появились новые общественно-организованные формы культурной деятельности. Примерами могут служить создававшиеся с 1972 г. в раз личных городах - Новосибирске, Салехарде, Москве - фонды и центры молодежной инициативы, молодежные культурные центры, учредителями которых выступали местные молодежные организации (впоследствии они были преобразованы в молодежные центры досуга), различные самодеятельные коллективы при детских и юношеских организациях, учреждениях культуры неклубного типа, самодеятельные дискотеки. С середины 70-х г. начало развиваться самодеятельное фольклорное движение, представленное фольклорными ансамблями, любительскими фольклорными объединениями. Возникнув первоначально в крупных городах, это движение стало постепенно втягивать в свою орбиту и более мелкие населенные пункты городского типа, а также сельские поселения.
В рассматриваемые годы продолжала развиваться сеть культурно-досуговых учреждений. Происходило формирование комплексной системы объектов культуры в районных (сельскохозяйственных) центрах: наряду с районными Домами культуры создавались детские музыкальные школы и школы искусств, народные театры, народные музеи, парки культуры и отдыха, художественно-оформительские мастерские т.д. Расширялась сеть передвижных культурно-досуговых учреждений для обслуживания мелких населенных пунктов: автоклубов, плавучих культбаз, кинопередвижек, автобиблиотек, агиткультбригад.
Происходила структурная перестройка сети культурно-досуговых учреждений. Начавшийся во второй половине 60-х гг. процесс преобразования сельских клубов, расположенных на центральных усадьбах сельскохозяйственных объединений, на территориях сельсоветов в Дома культуры в основном завершился. Дом культуры стал основным типом сельского клубного учреждения.
В целях улучшения условий культурной деятельности сельских жителей, проживающих в малочисленных, удаленных от центральных усадеб, населенных пунктах с начала 70-х гг. начали создаваться централизованные клубные системы (ЦКС). Сельские Дома культуры наделялись руководящими функциями по отношению к клубам, красным уголкам, расположенным на территории хозяйств, сельсоветов. Работа всех клубных учреждений должна была осуществляться на основании единого плана с привлечением других учреждений культуры и общественных организаций. С 1975 г. в селах и городах стали возникать культурные комплексы (КК), объединявшие в своем составе на добровольной основе культурно-воспитательные, образовательные, спортивные, оздоровительные, а иногда и бытовые учреждения. Они именовались сельскими или городскими, социально-культурными, социально-педагогическими, культурно-бытовыми, культурно-спортивными комплексами. Главный смысл подобных объединений заключался в появлении возможности для кооперирования сил и средств учреждений и организаций, осуществляющих в пределах единой территории культурную работу, исключения дублирования в проведении культурных акций, установлении более тесных контактов между работниками досуговой сферы.
Почти одновременно с созданием культурных комплексов происходила централизация библиотек. В масштабе района или группы районов, области, края, на базе городских, районных и центральных библиотек создавались централизованные библиотечные системы с единым книжным фондом, справочно-библиографическим аппаратом, единым штатом работников. С 1974 г. начался процесс централизации музеев, выразившейся в создании музейных объединений.
Структурные изменения в системе культурно-досуговых учреждений в определенной мере способствовали оживлению культурно-досуговой деятельности: увеличился объем проводимых мероприятий, расширилась кружковая работа, возросло число любительских объединений. Но кардинального поворота к ликвидации существующей диспропорции между культурными запросами населения и их удовлетворением через общественные формы организации досуга не произошло. Так, централизованные клубные системы не были обеспечены соответствующими кадрами и транспортными средствами, предусмотренными в Положении о них, в силу ограниченного финансирования сферы культуры и отсутствия других источников поступления материальных средств. Это в значительной мере снизило эффективность их работы.
Существенные издержки были и в процессе централизации библиотек и музеев. Централизация библиотек, например, привела к неравномерному распределению книжного фонда, сосредоточению большей и лучшей его части в центральных библиотеках, к возникновению трудностей в доступе к ней жителей периферийных территорий, к единообразию форм и методов в их работе, жесткой управленческой иерархии. Централизация музеев также не всегда соответствовала задуманным планам. Шаблон в подходе к созданию музейных объединений приводил к тому, что централизация нередко осуществлялась без учета конкретных социальных и экономических условий, без предварительной научной проработки.
Несмотря на увеличившиеся масштабы социально-культурной инфраструктуры к концу 80-х гг. в стране сохранялась значительная региональная дифференциация в обеспеченности населения учреждениями культуры. Сельские поселения по насыщенности учреждениями культуры значительно отставали от города. Практически были лишены базы культуры микрорайоны больших городов. Тяжелое положение создавалось в районах нового освоения. В невыгодном положении оказались небольшие города, как бы выпавшие из поля зрения органов культуры, хотя в них проживало около 1/3 населения страны. В конце 80-х гг. в средствах массовой информации были обнародованы факты, свидетельствующие о кризисном состоянии досуговой сферы. Так, в бывшем СССР, большую территорию которого занимала Россия, 59 крупных административных центров страны с населением, превышающем 100 тыс, человек, не имели театров, каждый 5-й театр в стране не имел стационарного помещения, а каждое 3-е театральное здание было непригодно к использованию. Более половины концертных организаций не обладали собственными зданиями. Не было художественных музеев, выставочных залов в 13 городах республиканского и областного подчинения с населением от 100 до 250 тыс. человек. Каждая 4-я библиотека размещалась в тесном помещении площадью до 50 кв.м. Большинство крупных библиотек находились в аварийном состоянии, а книгохранилища их были перегружены.
Свыше 17 тыс. сельских населенных пунктов с численностью населения более 300 чел. не имели стационарных клубных учреждений, каждый 3-й государственный клуб работал в неприспособленном здании, а 2,5 тыс. клубов - в аварийных25.
В течение 70-80-х гг. государство принимало меры по развитию высшего и среднего специального образования для подготовки организаторов культуры. К концу 80 гг. в России функционировало 16 вузов культуры и их филиалов. Возросло количество культурно-просветительных училищ, библиотечных техникумов. Продолжала осуществляться подготовка специалистов для культурно-досуговой сферы и по линии факультетов общественных профессий {ФОПов}, образованных в высших учебных заведениях страны.
Остро стояла проблема закрепляемости кадров. Текучесть кадров отличала клубные, библиотечные, музейные учреждения. Особенно плохо закреплялись специалисты на селе. Основными причинами такого положения было отсутствие работы, соответствующей квалификации специалистов, плохие жилищные и бытовые условия, низкая оплата труда. Для клубных работников особая трудность заключалась в нерегламентированности работы клубных учреждений, а также в моральном плане - падении престижа этих учреждений в глазах населения. В официальных документах отмечалось, что система специального образования в значительной степени работала на восполнение потерь, связанных с текучестью кадров.
События 90-х гг. - изменение политического строя в России, переход к рыночным отношениям - оказали заметное влияние на сферу досуга. Наиболее ощутимыми они стали для системы учреждений культуры. В соответствии с новым законодательством учреждения культуры получили большую самостоятельность в организации своей деятельности: были сняты идеологические запреты, устранены ограничения в выборе направлений работы, в формировании штата работников. Появились новые типы досуговых учреждений: Дома ремесел, Народные дома, Национальные культурные центры. Начался отход от жестких централизованных методов руководства культурно-досуговыми учреждениями. В аппарате государственного управления больший акцент делался на функциях координации, информации, методического обеспечения работы учреждений культуры. Значительно расширились права в создании сети учреждений культуры и организации их работы местных органов управления. С начала 90-х гг. началась разработка и целевое финансирование федеральных программ, предусматривающих сохранение и развитие культуры, организацию досуга населения. В областях, краях, автономных республиках разрабатывались региональные культурные программы.
Подготовка кадров организаторов досуга в высших и средних учебных заведениях стала осуществляться с большим учетом особенностей экономического и социального развития общества, изменений, происходивших в культурных интересах и досуговых ориентациях людей. Произошли преобразования в системе учебных заведений. Так, например, Московский государственный институт культуры получил статус университета, Санкт-Петербургский институт культуры - статус академии культуры, в академии культуры и искусства были преобразованы некоторые другие вузы культуры и высшие учебные заведения, готовящие специалистов для сферы профессионального искусства (в частности, ГИТИС стал именоваться Академией театрального искусства и т.д.). В системе среднего образования, наряду с училищами культуры, начали функционировать колледжи культуры. Появились гимназии и лицеи с расширенной программой обучения, включающей в себя изучение культурологических дисциплин.
Информация о работе Лекции по "Социально культурной деятельности"