Деятельность социально культурных учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования:Проанализировать роль социально культурных учреждений и организаций по сохранению и развитию фольклора.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 21.43 Кб (Скачать)

Деятельность социально культурных учреждений и организаций по сохранению и развитию фольклора

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы:

Народное творчество, зародившееся в глубокой древности,— историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.

Необходимость обращения к глубинным  пластам народной художественной культуры в современных условиях, восстановления сложившихся веками ее социально-культурных функций детерминирована рядом  тенденций: созданием российской государственности  на основе национально-культурного  многообразия, признания ценности каждой из самобытных культур народов России и создания условий для их изучения и сохранения в современном социуме; тенденцией к восстановлению традиционной отечественной ценностно-нормативной  системы общественной жизни; ростом национального самосознания народов России и связанного с этим интереса к культурно-историческим и национально-культурным традициям различных этносов.

По словам А.C. Пушкина: «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившиеся нараспев, под звон струн, - о славных подвигах богатырей, защитников земли народа - героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».

Точное определение термина  «фольклор» затруднительно, так как  эта форма народного творчества не является неизменной и закостенелой. Фольклор постоянно находится в  процессе развития и эволюции: Частушки могут исполняться под аккомпанемент  современных музыкальных инструментов на современные темы, новые сказки могут быть посвящены современным  явлениям, народная музыка может подвергнуться  влиянию рок-музыки, а сама современная  музыка может включать элементы фольклора, народное изобразительное и прикладное искусство могут подвергнуться  влиянию компьютерной графики

Фольклор -это народная мудрость, проявление души народа, порождение всей его жизни, его истории и быта.

Цель исследования:

Проанализировать роль социально  культурных учреждений и организаций по сохранению и развитию фольклора.

Цель определила следующие задачи исследования:

    1. Осуществить анализ теории и практики сохранения и развития фольклора в различных регионах России.
    2. Раскрыть теоретико-методологические аспекты системного подхода к сохранению и развитию фольклора.
    3. Раскрыть структуру, сущность и содержание основных компонентов региональной системы сохранения и развития традиций народной художественной культуры.

Объект исследования:

Учреждения и организации социально-культурной деятельности.

Предмет исследования:

Процесс разработки и внедрения  системы сохранения и развития фольклора.

Объект исследования:

Фольклор как феномен социально-культурной деятельности.

Метод исследования:

Изучение специальной литературы, учебных пособий, периодической  печати и современных интернет ресурсов. Методологической основой исследования являются труды исследователей по теории и практике культурно - досуговой деятельности.

Практическая значимость:

Проблемы сохранения и развития народной художественной культуры в  современных условиях становятся все  более актуальными в международном масштабе. ЮНЕСКО, авторитетная международная организации при ООН по вопросам образования, науки и культуры, выступила в поддержку традиционной народной культуры, направив в свои региональные отделения документ названный «Рекомендация по сохранению фольклора».

В нашей стране, как и в других странах мира, в последние годы все более активно разрабатываются  и внедряются новые подходы к  сохранению и развитию традиционной художественной культуры. Один из них  принятие Федеральной программы  «Развитие и сохранение отечественной  культуры и искусства», в которой  народная художественная культура представлена как целостная система общечеловеческих ценностей, формирующих идентичность нации, единство Российского государства. Другим эффективным механизмом возрождения народной художественной культуры является создание целевых региональных межведомственных программ. Первые такие программы были созданы в конце 80- начале 90-х годов в Белгородской, Тверской, Нижегородской и других областях. В этих документах предусмотрен комплекс организационно-педагогических, научно-методических и административных мер по созданию коллекций народного искусства, поддержке самобытных видов народного творчества, их изучению, систематизации, хранению, а также по подготовке специалистов в области народной художественной культуры и широкому использованию учреждений образования и социально-культурной сферы в целях трансляции в современный социум лучших региональных и общероссийских традиций народной художественной культуры.

Основное место в региональных системах сохранения и развития народной художественной культуры занимают в  настоящее время вузы культуры и искусства, где осуществляется подготовка кадров по специальности «Народное художественное творчество», а также ведутся профильные научные исследования. Такая подготовка ведется в соответствии с «Национальной доктриной развития образования в Российской Федерации», в которой подчеркивается, что система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры.

Тем не менее в педагогической теории и практике сохраняется ряд проблем, препятствующих полноценной реализации духовно-нравственного потенциала традиций народной художественной культуры. Среди них -недостаточная разработанность региональных аспектов народного художественного творчества; отсутствие во многих регионах преемственных учебных планов, программ, учебных и учебно-методических пособий для этнохудожественного образования; недостаточная подготовка педагогических кадров в области теории, истории и методики преподавания народной художественной культуры; слабая координация педагогической деятельности социально-культурных и образовательных учреждений и другие.


Информация о работе Деятельность социально культурных учреждений