Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 08:52, курс лекций
Тема 3. Зарождение досуговых форм социальной организации человека в древнем мире
Тема 4. Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.
Тема 5. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена
...
Тема 12. Социально-культурная деятельность в современной России
Местом общения для купцов служила и церковь. Во время ее посещения можно было увидеться со знакомыми, перекинуться словами, представить друг другу своих детей в целях возможного заключения между ними в будущем браков и т.п.
Среди мелкого и среднего купечества общественные формы досуга были развиты слабо. Их жизнь замыкалась в рамках домашне-родственных отношений. Купцы, кроме своих лавок и амбаров, трактиров и ресторанов, домов своих близких знакомых и родственников, почти не появлялись в общественных местах. Образ жизни и способы проведения свободного времени в среде купцов невысокого социального положения были близки к народной деревенской традиции.
Пореформенный период явился
порой, когда в среде купечества
происходило нивелирование
В пореформенный период, особенно к концу XIX - началу XX вв., еще более укрепились позиции Московского купеческого собрания как в организационно-финансовом отношении, так и в содержательном плане. Купечество активно участвует в столичных клубах: Английском. Охотничьем и др. Окончательно сформировалась такая типично купеческая форма проведения коллективного досуга, как совместные обеды (официального и неофициального характера), часто устраиваемые в дорогих и роскошных ресторанах.
В пореформенный период значительно возросла роль купечества в деле коллекционирования, меценатства, благотворительности. Былое приниженное положение купца, когда ему разрешалось лишь строить церкви и больницы как вид "общественной" работы, сменилось ведущей ролью в финансовой поддержке российской культуры. Развитие музыки, живописи, театра, науки, техники, издательского дела во многом определялось уже купеческим почином. Именно в этот период стал собирать коллекцию картин отечественных художников купец 1-ой гильдии П.М. Третьяков, что явилось началом создания знаменитой национальной галереи, переданной им городу Москве в 1892 г. В конце XIX - начале XX вв. купцы СИ. Щукин и СТ. Морозов обратили внимание на французских живописцев и скульпторов нового направления и стали коллекционировать их картины. Впоследствии они вошли в золотой фонд ведущих художественных музеев страны. Общественная деятельность купца СИ. Мамонтова выразилась в создании знаменитого Абрамцевского художественного кружка и в организации Частной оперы в 1885 г. В историю отечественной культуры вошла деятельность купца СТ. Морозова, много сил и средств посвятившего созданию Московского художественного театра. Художественные интересы и общественная деятельность в области культуры, осуществляемая за пределами своих профессиональных обязанностей, отличала и других представителей купеческого сословия.
С 70-х гг. XIX в. в купеческой среде стала возрастать тяга к образованию. Это было обусловлено потребностями развития промышленного производства, расширением сети коммерческих училищ и высших учебных заведений. Значительно увеличилось количество студентов - выходцев из купеческого сословия. Новое поколение купеческого сословия, получившее образование, по своим культурным запросам было близко к высшим дворянским кругам и интеллигенции. Это оказывало влияние на способы заполнения свободного времени. Немало представителей купеческого сословия участвовали в различных кружках, создаваемых интеллигенцией, вплоть до кружков, в которых пропагандировались революционные идеи,
Представители финансового капитала, банкирских и биржевых кругов уже в силу специфики своей деятельности были тесно вплетены в интернациональные связи и по этой причине не являлись носителями сословных черт досуга. Их досуг отличался уже внесословным характером, был ориентирован на европейские стандарты.
Среднее и мелкое купечество, занимающееся преимущественно торговым делом, и в пореформенный период оставалось еще приверженным к традиционным, близким народу формам досугового времяпрепровождения. Представителей этого слоя отличала умеренность политических воззрений, патриархальный взгляд на морально-этические нормы. Их семейный уклад по сравнению с прошлыми временами почти не изменился. Они окружали себя своими друзьями и приближенными людьми "разных званий", в среде которых проводили свободные часы. Описывая жизнь и быт московского купечества конца XIX - начала XX вв., П.А. Бурышкин отмечал, что подобный образ жизни был последним пережитком того патриархального уклада, в котором в прежнее время проходила жизнь во всех почти слоях русского общества. В купечестве, может быть, этот уклад сохранился несколько дольше, что нельзя принимать за признак какой-то "отсталости"16.
В XIX - начале XX вв. мещанство являлось самым многочисленным городским сословием, включавшем в себя разные категории жителей (ремесленников, мелких торговцев, мелких домовладельцев, "работных" людей и т.п.).
Неоднородность мещанства,
особенности хозяйственной
Большинство мелких собственников (ремесленников) работали у себя на дому в тех комнатах, где обитала семья, или же во дворе на открытом воздухе, либо в подсобных помещениях. Производство рассматривалось как часть домашнего хозяйства, и в нем принимали участие и сам хозяин, и другие члены семьи, включая детей. В мастерские, находящиеся в отдалении от дома, например в кузницу, также брали с собой детей. С укладом, господствовавшим среди ремесленников, во многом был схож быт массы мелких и средних предпринимателей - торговцев. Здесь также наблюдалась самая тесная связь работы с домашним бытом и досугом. В торговле и делах, связанных с ней, участвовали, помимо хозяина, его домашние, а также наемные работники (приказчики, сидельцы, мальчики). В такой обстановке всячески поддерживались полупатриархальные порядки. Хозяин, выступая в роли воспитателя работающей молодежи, регламентировал рабочее и свободное время, требовал полного и беспрекословного подчинения.
На протяжении XIX - начала XX вв. ремесленное производство, мелкая и средняя торговля были еще слабо отделены от быта семьи или отдельного человека. День не был строго расчленен на рабочие и свободные часы. Производственный труд был соединен с хозяйственным и являлся как бы его частью.
Наиболее разнообразными были формы проведения свободного времени у мещанской молодежи. В бедной мещанской среде, размещавшейся в основном на окраинах городов, частично в слободах, знакомство между парнями и девушками завязывалось на вечеринках -своеобразных молодежных сборищах, близких по смыслу и способу проведения к традиционным "вечеркам", или "беседам", которые бытовали в осенне-зимний период среди крестьянской молодежи. В отличие от крестьянских мещанские вечеринки были менее многолюдны, собирали, как правило, не более шести-семи пар, причем без предварительной договоренности, и без приглашения на такие вечера обычно никто не являлся. Мещанские молодежные вечеринки устраивались чаще всего в субботние, воскресные или праздничные дни. Если на селе обычным местом сбора молодежи было специально снятое помещение, то молодые люди из мещан собирались на квартире у кого-нибудь из участников вечера, правда, иногда, особенно для праздничных вечеринок, молодежь "откупала" избу.
Наиболее распространенными играми на вечеринках ремесленно-слободского мещанства были "краски", "колечко", "флирт цветов", "телефон" и тому подобные игры, которые сопровождались поцелуями (в виде "штрафов", "фантов" или просто по ходу игры), что объяснялось самим характером таких молодежных собраний, нацеленных не только на общение, но и выбор возможных супругов. Как и в крестьянской среде, присутствие взрослых на вечеринках было отнюдь не обязательным, даже нежелательным.
Еще одной данью крестьянским традициям были девичьи вечеринки - "капустки", или "капустницы". Как и в деревнях, девушки ходили с песнями из дома в дом и помогали рубить капусту, а вечером оставались в одном из домов и проводили свою девичью "вечерку". "Капустницы" на городских окраинах обычно начинались с первых чисел октября и продолжались около двух недель. Чаще всего "капустницы" устраивали семьи, где были "невесты". По их приглашению подруги в назначенный день приходили рубить капусту. Днем девушки работали, а вечером в награду за труды для них собирали вечеринку, на которую обязательно приглашали холостых парней. В отличие от крестьянской девичьей "капустки" с большим количеством элементов обрядности и условности поведения, когда после работы практически начинался хоровод в посиделочной избе, мещанские "капустки" были значительно более бедными по наличию в них обрядовых действий, развлечения были такими же, как и на обычных вечеринках.
Надо сказать, что молодые граждане в первом поколении, причисленные к мещанскому сословию, продолжали сохранять крестьянское самосознание. Так, слободские парни оберегали своих девушек от "городских" кавалеров (то есть от тех, кто не являлся жителем слободы). Несмотря на вхождение слобод в черту городов (слободой называлась по сути дела обыкновенная городская окраина, поскольку слобода как-территориальная единица города была упразднена еще при Петре I) у молодежи четко разграничивались представления о "своих, слободских", "чужих, городских". Слободские парни старались не давать своим девушкам гулять с посторонними. На этой почве часто возникали драки между "слободой" и "городом".
В зажиточных и более культурных слоях мещанства, ориентированных на проведение досуга в формах, близких купеческим, дворянским, для молодежи устраивали домашние вечера. В отличие от молодежных вечеринок малоимущего мещанства, приходившихся на осенне-зимний период, подобные вечера приурочивались обычно к дням именин и не имели четкой локализации во времени. На эти вечера собирался еще более узкий круг молодежи, объединявший молодых людей из семей, поддерживающих между собой дружеские или родственные связи. Поскольку в среде состоятельных мещан экономической стороне брака придавалось большое значение, родители старались ограничить круг знакомых своих детей, стремясь подыскать им "подходящую партию".
Молодые люди из зажиточных семей нередко проводили время на танцах под духовой оркестр в клубах: офицерских, приказчичьих (тогда, когда в них проводились публичные мероприятия). Большим успехом среди молодежи пользовались открытые балы и вечера в Купеческом собрании, билеты на которые раскупались задолго до объявленной даты. В весенне-летнее время состоятельные мещане вывозили свои семьи на дачи. Месторасположение дачи, уровень комфорта зависели от имущественного положения ее владельца. Мещане в отличие от именитых купцов не имели собственных дач и часто просто арендовали помещение. "Дачная" молодежь также стремилась к общению. Так, были популярны вечерние встречи, на которых танцевали, пели, играли, гулянья на свежем воздухе, во время которых происходили знакомства между девушками и юношами. В мещанской среде, ориентированной на интеллектуальные виды досуговых занятий, молодежь нередко устранила домашние спектакли, совместные чтения и т.п.
Молодая мещанская интеллигенция практиковала встречи в узком кругу на основе общности вкусов и духовных интересов. Эти встречи происходили на дому с целью спевок, музицирования, декламации, чтения вслух и т.п. На них присутствовали и молодые женатые пары, и неженатая молодежь, и люди более зрелого возраста. Характер и содержание подобных встреч зависели от уровня культуры, направленности интересов наиболее инициативных участников.
В городах летом оставалась в основном трудовая молодежь: мастеровые, ремесленники, подмастерья, рабочие. В их летнем досуге, также, как и в осенне-зимнем, четко прослеживалось влияние крестьянского быта. В воскресные и праздничные дни на городских заставах, выгонах, пустошах с полудня до позднего вечера окраинная, слободская молодежь устраивала нечто близкое к деревенским "игрищам": парни и девушки водили хороводы, пели песни, играли. К началу XX в. хороводы, как уже говорилось, практически исчезали из летнего досуга молодежи, но гулянья, игры, беседы остались.
Досуг мужчин из мещанского сословия был более четко отграничен от домашних забот, чем досуг женщин, и они часто проводили его вне дома, преимущественно в мужских компаниях. Содержание досуга и его формы во многом определялись принадлежностью мещанина к той или иной имущественной группе. Представители зажиточных слоев проводили свое свободное время в клубах за игрой в карты, в бильярд, в лото и т.п. Было популярно также посещение чайных, трактиров, которые в определенной степени выполняли роль клубов. Большинство трактиров в соответствии со своим разрядом имели завсегдатаев из конкретных социальных групп. За чаем и музыкой обменивались новостями, беседовали. В некоторых трактирах имелся бильярд, устраивались (нелегально) петушиные бои, заключались пари, разрешалось играть в карты. Обстановка в чайных и трактирах была разной. В одних соблюдался чинный порядок, в других допускалось вольное поведение посетителей, а в некоторых (низкоразрядных) процветало пьянство, кончавшееся нередко "закладыванием последней рубахи", что было на руку трактирщикам, содержавшим такие заведения и зачастую занимавшихся ростовщичеством.
Самым распространенным видом досуга женщин-мещанок было рукоделие. Им занимались горожанки всех возрастов: вышивали, вязали, плели кружева и т.п. Характер рукоделия, его практическое значение и место в повседневном укладе определялось той средой, к которой принадлежала семья, ее имущественным положением, материальными возможностями, традициями. Если в семьях дворянско-буржуазной верхушки рукоделие воспринималось как развлечение и занятия им нередко преследовали благотворительные цели, то в бедных слоях мещанства женское рукоделие носило утилитарный характер, например, девушки-мещанки использовали рукоделие для подготовки себе приданого.
Информация о работе Лекции по "Социально культурной деятельности"