Лекции по "Социально культурной деятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 08:52, курс лекций

Краткое описание

Тема 3. Зарождение досуговых форм социальной организации человека в древнем мире
Тема 4. Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.
Тема 5. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена
...
Тема 12. Социально-культурная деятельность в современной России

Файлы: 1 файл

Лекции СКД.doc

— 716.50 Кб (Скачать)

Действие третье. На площади под открытым небом артисты театров и солдаты разыграли театрализованное представление на сюжеты ярких и героических моментов осады г. Лилля.

Праздник Разума 10 ноября 1793 г., инициированный Дантоном, стал одним  из самых мерзких вызовов атеизма. Нотр-Дам, традиционное место торжественных богослужений, был определен местом действия, ибо поклонение разуму должно стать национальной религией.

Подготовка. Посреди храма воздвигли гору-пирамиду, увенчанную греческим портиком с надписью "Философия", в полугроте ниже устроен на греческий манер алтарь с надписью "Истина" и светильником.

Действие. Девушки в белом поочередно, поклонившись светильнику, располагаются группами на склоне пирамиды. Актриса, изображавшая Свободу, проделала то же самое и села на трон. Она стала объектом поклонения, речей, гимнов Свободе в исполнении хора. Это была любимая парижанами актриса театра Оперы Тереза Анжелика Обри. Потом ее на троне в сопровождении девушек в белом несли в Конвент и обратно в Нотер-Дам. (Об этом

празднике и о судьбе Обри рассказано в "Богине Разума" И.Бунина).

По распоряжению Дантона  аналогичные праздники широко прошли в провинции.

Последствия. Робеспьер воспользовался негативной реакцией части населения на праздник, чтобы устранить Дантона и стать единоличным вождем.

В событие высокого эмоционального накала власти превратили похороны видного  военачальника Лепелетье, умершего от ран, и одного из радикальных лидеров Марата, убитого смелой роялисткой Ш. Кордэ. Сюжет прост: ночной кортеж с факелами. Раны на телах обнажены, взывают к отмщению. Кортеж пышно оформлен. Национальные гвардейцы с приспущенными знаменами, траурная музыка. Бесконечное молчаливое шествие скорбящих парижан.

Все эти траурно-торжественные  акции должны утвердить идею: революция и народ Франции будут чтить своих героев, не забудут их доблесть. Робеспьер задумал организовать столь же торжественные похороны двух рядовых солдат, но не успел. На таких идеях и эмоциях воспитывались национальные гвардейцы — надежда и опора Наполеона.

На эту идею работал  праздник Триумфов республики в декабре 1793 г. Сюжет опять же прост: шествие  из Тюильрийского сада на Марсово поле, к Алтарю Отечества с остановкой у Дома инвалидов (это колоссальный архитектурный комплекс, в главном храме которого сегодня находятся гробницы Наполеона и его близких).

Структура кортежа. 14 групп по числу армий, в каждой — колесница с раненными солдатами армии, которую сопровождали девушки в белом с пальмовыми ветвями в руках. Между колесницами — вооруженный отряд представителей армии с музыкантами, трубачами, пушками. Последней движется аллегорическая колесница Победы, далее — члены Конвента, барабанщики, оркестр национальной гвардии.

Остановка у Дома инвалидов. Оказаны почести ветеранам революции. Администрация почтила имена парижских девушек, избравших себе в супруги раненых и инвалидов - доблестных защитников Республики. Под звуки победных песен и маршей раненых увозят. У Алтаря Отечества отдали должное каждой армии защитников Республики.

Вспоминаются строки из стихотворения Н.А. Некрасова, родственные этим действам по своей идеологии: Иди на бой за честь отчизны, // за убеждения, за любовь. // Иди и гибни безупречно. // Умрешь не даром. Дело прочно, // Когда под ним струится кровь. Родина-де, потомки не забудут. Последний и самый грандиозный праздник французской революции — праздник Верховного Существа 8 июня 1794 г. Это столь памятное для Парижа событие также не содержит режиссерских замыслов, театрализации: оно поразило современников масштабами. (Те же принципы лежат в основе прибалтийских песенных праздников.) И готовилось оно три дня. Но им занимался сам Робеспьер, невыполнение распоряжений которого грозило гильотиной. Все крутилось день и ночь.

Подготовка. Помимо традиционных шествий и речей было необходимо написать гимн в честь Верховного Существа и обеспечить его всенародное исполнение.

Надо было украсить весь Париж, каждого парижанина обеспечить цветами, сотворить и соорудить грандиозную статую мудрости. Страх перед гильотиной стимулировал творческую деятельность музыкантов и художников, а также распорядительность комиссаров. Умилительное сходство: в голодном и разоренном Петрограде под угрозой расстрела нашли тысячи метров тканей и пиломатериалов, музыкантов и артистов и пр. и пр. для устройства массовых действ. Основным источником описания праздника является упомянутая в начале очерка работа Ж. Тьерсо. Фрагменты истории праздников этого времени есть в эссе Р. Роллана "Народный театр" и брошюре Р. Пельше "Нравы и искусство французской революции" (Пг., 1919 г. — С.52).

Итак, Госсек за сутки  сочинил гимн Верховному Существу. 7 июня все типографии Парижа печатали ноты и текст, которых ждали мобилизованные музыканты. Вечером 7 июня музыканты с приданными им комиссарами отправляются в 48 секций Парижа, каждая из которых Должна подготовить сводный хор из 50 человек (партия девушек, партия юношей, партия матерей, партия мужчин), а жители кварталов должны получить текст и выучить его. Исполнителей нашли, текст разучили.

Другая группа комиссаров ринулась добывать цветы. На 80 километров в округе были срезаны все цветы  и свезены в Париж. Украшены дома. Повозки с цветами ждут участников в Тюильрийском парке.

8 июня. День действия. В 8 часов утра церковные колокола созывают парижан к местам сбора в секциях. Пушки вторят колоколам. В секциях в соответствии с партиями хора выстраивается колонна во главе с участниками главного хора. Комиссар приводит колонну к Тюильри, где распорядители разводят всех по местам: хористов — к центру парка, публику — по аллеям. При входе в парк каждый участник получал цветы, ветки, колосья. Центр праздника — бассейн парка — окружен батальоном молодых солдат со знаменами.

Здесь же, ближе к бассейну, шеренги членов Конвента в официальных  костюмах (впервые). Построение, движение, расстановка заняла четыре часа (бедные исполнители!).

12 часов дня: Институт  музыки (оркестр), а за ним члены  Конвента выходят на эстраду. С ними хор Института музыки, все в белых платьях, с венками на головах и трехцветными лентами (цвета национального флага Республики).

Робеспьер начинает речь (мы уже цитировали его суждения об идеологии праздника и, конечно, текущем моменте); затем зажигает факел и идет по мосткам к статуе Мудрости, покрытой серым холстом. В замысле было следующее: унылый холст атеизма сгорает и обнажает белый символ веры. Случился конфуз: покрывало, сгорая, весьма подкоптило и белое великолепие статуи Мудрости. Робеспьер вернулся на трибуну, закончил речь.

Хор из 2400 участников с  припевом 100-тысячной публики исполнил гимн Верховному Существу.

Комиссары построили  колонну в соответствии с принятым порядком, выводя из парка группы хора, батальон юношей, половозрастные группы поддержки хора, и организовали стройное шествие к Марсову полю, к Алтарю Отечества. В центре колонны Конвента движется запря-

ценная восемью быками античная колесница, на которой есть все необходимое, по мысли устроителей, для питания тела и духа.

Остановка шествия у  Дома инвалидов: ветераны клянутся встать при необходимости на защиту Республики, члены Конвента, приняв клятвы, почтили их лестными речами. Тьерсо утверждает, что когда колонна продолжила движение, Конвент приотстал от своего лидера, демонстрируя инвалидам и ветеранам свое неприятие Робеспьера. Но это, скорее, поздние домыслы.

Марсово поле заполняется  колонной. Известная нам гора-пирамида украшена цветами, зелеными ветками. На вершину поднимается Конвент, ниже — хор музыкантов, оркестр, выстроенные партиями хористы из секций Парижа. У подножья — батальон юношей и девушки с цветами.

Комиссары развели народ  по упомянутым выше половозрастным признакам вокруг Алтаря Отечества. Казалось, весь народ Парижа здесь.

Повторяется гимн Верховному Существу. Его поют 100 тысяч парижан, затем исполняются песни свободной  Франции, уже известные народу.

Пушечный выстрел —  сигнал к всеобщему братанию. Все  приходит в движение: девушки дарят  цветы солдатам, те потрясают оружием и размахивают знаменами, старшие благословляют молодых на служение отечеству, хор повторяет любимые мелодии революционной Франции.

Все примитивно: эксплуатация патриотических чувств, национальной гордости, заразительности массового  настроения и весьма жесткая исполнительская дисциплина.

Через месяц Робеспьера казнили. В свое время (60-е годы) А. Левандовский опубликовал книгу  о Робеспьере в серии "ЖЗЛ". Книга талантливая, трепетно передающая перипетии политической жизни провинциального  адвоката Максимилиана Робеспьера, с очевидным сочувствием герою. С учетом опыта Октябрьской революции я не разделяю восторга перед фанатиками идеи. Поднявший меч от меча и погибнет. Мне и сегодня жаль фанатиков христианской, коммунистической, исламской и других идей. На них нашло затмение. Жаль собаку, но если она бешеная, то для блага общества ее следует уничтожить.

Слишком много крови  на Робеспьере, чтобы простить ему  искреннее стремление стать благодетелем человечества.

Третий период. Он характеризуется попыткой сочетать революционную риторику с традиционными ценностями жизни. Надо признать его неудачным историческим экспериментом. Эти попытки повторялись у нас: в 20-е годы — как Красные Пасхи и Красные Крестины (повторение обряда с коммунистической атрибутикой и речами), в 60-е годы — как кампания по созданию новых обрядов, компенсирующих ушедшие традиционные народные обряды. И оба раза попытки были неудачными. Так и во Франции.

1 марта — День супругов. Есть перекличка с матроналиями  Древнего Рима. Что мы имеем?!

Почести давним супружеским парам (их ставили в пример молодым, украшали дубовыми венками);

несколько пар новобрачных  в белых нарядах с трехцветными лентами.

Все это нам знакомо: превращение события личной жизни  в общественное с соответствующим  идеологическим основанием и речами.

День старости — речи, почести ветеранам и супружеским парам, сдобренные актуальными политическими соображениями.

Праздник юности —  нечто похожее на наш день призывника: речи о патриотическом долге и жеребьевка по рекрутскому набору. Музыка, барабаны, еда и питье вина — традиционная составляющая всех праздников.

Более жизненным смотрелся  Праздник земледелия. В селе это  было шествие к полю: соха, украшенная лентами и цветами; повозка с  орудиями сельскохозяйственного труда, звон колоколов, песнопения, торжественная первая борозда в поле; в Париже — своеобразная ярмарка с плодами земли на повозках, нередко украшенных на античный лад. Были радость и веселье.

Но в целом эта  попытка внедриться в личную жизнь  и придать ей общественный смысл была неудачна. Неудачной она будет и впредь.

Завершая раздел праздников Великой французской революции, резюмирую: поворотное событие истории, новые идеи и надежды создали благоприятную и праздничную ситуацию; вожди сознательно и целенаправленно применяли ее для утверждения своих воззрений, используя традиционные формы. Как церковь несколько веков назад, они внедрили в традиционный обряд новую атрибутику и символы, предметы культа, т.е. замещали прежнюю религию и верования новыми. Государственно-значимый характер праздников и соответственно государственная организация; силовая мобилизация искусства целям служения революции.

Что нового внесено в  обычай народного праздника?

1. Атрибутика античности  и Возрождения. Она представлена в оформлении и символике праздников.

2. Искреннее обращение  властей к народу (Отечество в  опасности) и адекватный отклик.

3. Масштаб народной  самодеятельности и участия масс, особенно в первый период эпохи.

4. Массированное использование  трагического пафоса в целях  эмоционального заражения народа  необходимыми идеями.

Эти праздники определяли характер социализированного досуга французов до начала XIX в. Историки запомнили похороны в 1797 г. генерала Гоша, одного из членов Директории, когда прозвучала вся самая трагическая музыка, известная французам, когда в полном масштабе согласно событию были представлены все компоненты торжественно-трагических действ. Ну а праздники Федерации (14 июля) утратили былую эмоциональность и как большинство официальных праздников стали днями питья и веселья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 8. Досуг  в России XVI-XIX вв.

 

Усилилось культурное влияние  на Русь зарубежных стран. В XV-XVI в.в. в Москве и других городах проживало много иностранцев: итальянцев, немцев, голландцев, англичан, шведов, поляков и др. К московскому царю приезжали иностранные послы. С XVII в., после изгнания из России поляков, установились дипломатические отношения и обмен посольствами между Российским государством и рядом зарубежных стран: Францией, Испанией, Китаем. По указу царей из-за границы приглашались художники, архитекторы. Через иностранцев россияне знакомились с бытом и нравами, господствовавшими в западных странах, с более продвинутыми формами досугового времяпрепровождения. В Русском государстве начало развиваться искусство, стали проникать новейшие научные знания. Однако благами культуры могла воспользоваться лишь незначительная часть населения, преимущественно представители высшей аристократии, и прежде всего царь и его приближенные. Так, историк И. Забелин, описывая быт русских царей XVI-XVII вв., отмечал, что одним из самых любимых их занятий во время отдыха было чтение. Причем, как поборники и хранители православия, цари предпочитали чтение духовно-назидательное и церковно-историческое. Именно из таких книг составлялись их библиотеки. Но наряду с ними цари уделяли внимание и отечественным летописям и сказаниям, проявляли интерес к космографическим и политическим сведениям: первые черпались из космографии переводных, вторые -преимущественно из посольских записок и рассказов послов. Со времен царя Алексея Михайловича в Россию стали ввозить европейские журналы - куранты, которые специально переводились для государя. Цари отдавали предпочтение игре в шахматы. Во дворце в шахматы играли каждый день. При Оружейной палате Дворца служили специальные мастера, главная обязанность которых состояла в изготовлении и починке шахмат, от чего они и получили название "шахматников"9  .

Информация о работе Лекции по "Социально культурной деятельности"