Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 08:52, курс лекций
Тема 3. Зарождение досуговых форм социальной организации человека в древнем мире
Тема 4. Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.
Тема 5. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена
...
Тема 12. Социально-культурная деятельность в современной России
4. На смену празднику
как социально-художественной
5. Власть имущие вполне сознательно эксплуатируют потребность людей в празднике в своих корыстных интересах, творят суррогаты праздника (порой по сногсшибательно нелепым поводам вроде Дня независимости Татарстана или России).
О принципах и схеме официальных праздников речь пойдет ниже. А сейчас вернемся в Европу конца XVIII в.
Праздники Великой французской революции
Опыт эксплуатации праздников и зрелищ в качестве агитпропа господствующие партии, правители, классы имели и в предшествующие эпохи. В случае с праздниками Франции 1789—1795 гг. он проявился классически, шумным эхом отозвавшись в массовых действах в Петрограде в 1918—1920 гг. Насколько эти праздники относятся к социализированным формам досуга?! Как результат досуговой самодеятельности и публичное зрелище — вполне. По целям доминантой в них был не досуг, а политика. Видимо, из этих соображений В. М. Рябков не включил их в программу курса "История досуга". И все-таки... Для организаторов досуга опыт праздников Великой французской революции поучителен по части эксплуатации массовых людских эмоций в интересах политических временщиков и плутов. Например, нынешние крайне левые и правые следуют тактике большевиков: чем хуже народу, тем лучше для нас, митинговыми и зрелищными средствами канализируя эмоции неудовлетворенности в опасные русла национализма, примитивного патриотизма и баррикадного противостояния власти: "булыжник, кулаки, оскал в нас каждом зверя пробуждал".
В праздниках Великой
французской революции в
I этап. Июль 1789 г.—август 1792 г. Этот розовый этап мы характеризуем как время эйфории победы, энтузиазма и элементов народной самодеятельности. Ограниченная монархия, головокружительное равенство сословий, обещания и разработка Конституции. Идеализм лозунгов еще учитывает и сочетается с реалиями традиций при дефиците адекватных новым идеям и переживаниям эмоциональных выразительных средств. Новые революционные действия еще не обходятся без фигуры короля, епископа, религиозных действ. Еще нет революционных песен и музыки. В ход идут травестированные народные и религиозные песнопения и гимны. Велик удельный вес народной самодеятельности, у власти пока умеренные лидеры типа Мирабо, да и народу непривычно в одночасье отбросить все традиции при отсутствии замены.
II этап. Кроваво-красный. Сентябрь 1792 г.—июль 1794 г. Время крайне левых. Арест и казнь Людовика XVI и Марии Антуанетты, республиканская конституция, идеологическая нетерпимость и поиск врагов (расправа с политическими соперниками под флагом борьбы с врагами революции), исключение религии из сюжета праздника, создание новой религии с античной атрибутикой и символикой, праздники обретают свою музыку и поэтические тексты (Марсельеза, Карманьола, гимны), провозглашение системы праздников, соответствующей идеологии.
Смена символов. Вместо родовых гербов — кокарда, вместо трона — Алтарь Отечества, Дерево Свободы; фри-
гийский колпак как знак принадлежности к свободному народу вместо шляп знати; скрижали законов и Конституция в ларцах вместо святых даров и мощей, революционные песни и гимны вместо литургий и церковных песнопений. Сюжет революционных церемоний до деталей копировал религиозные и официальные, заменяя атрибуты и символику. В оформлении праздников широко используются мифологические образы античности.
Вожди революции кровавого периода о праздниках. Дантон, лидер Конвента в 1793 г. произносит речь: "Весь народ должен прославлять великие деяния нашей Революции. Нужно, чтобы он собирался в обширном храме, и я предлагаю, чтобы самые выдающиеся художники участвовали в сооружении этого здания, где в назначенные дни будут совершаться национальные игры. Если у Греции были Олимпийские игры, Франция тоже будет праздновать свои санкюлотские дни. У народа будут праздники, в которые он принесет фимиам Верховному Существу, властителю природы... Дадим оружие тем, кто его может носить, образование юношеству и праздники народу".
Робеспьер, отправив на гильотину своих недавних соратников — Дантона, Шометта, Демулена и других, произносит в Конвенте пылкую речь и провозглашает новую систему праздников: "Истинная сущность Верховного существа — это природа; его храм — Вселенная; его культ — добродетель; его праздники — радость великого народа, собравшегося под его взорами, чтобы крепче связать сладостные узы вселенского братства, и пусть память о тиранах и изменниках предается на них поношению, а память героев свободы и благодетелей человечества получает должное воздаяние общественной благодарности; пусть они черпают свои интересы и свои наименования в бессмертных событиях нашей Революции и в самых священных и дорогих человеческому сердцу предметах; пусть они будут украшены и отмечены эмблемами соответственно их специальной цели; пригласим на наши праздники и природу и все добродетели; пусть все они празднуются под покровительством Верховного существа; пусть они будут посвящены ему... Как легко было бы французскому народу придать своим собраниям более грандиозный характер и более широкую цель. Разумная система национальных праздников была бы одновременно самой отрадной связью братства и самым могущественным средством возбуждения... Устройте общие и особо торжественные праздники для всей Республики. Организуйте частные праздники для каждой местности, чтобы они были днями отдыха и заменили бы то, что уничтожено обстоятельствами" (Цит.по.: Тьерсо Ж. Празднества и песни французской революции.—Пг., 1917. — С. 27, 144—146). Итак, через праздники к новой вере. Для начала Робеспьер утвердил серию национальных праздников: Верховного существа, Человеческого рода, французского народа, благодетелей человечества, мучеников Свободы, бойцов Республики и т.д.
/// этап: август 1794—1795 гг. и далее — затухание. В июле 1794 г. Максимилиана Робеспьера отправили на гильотину вконец запуганные его неистовой кровожадностью более умеренные члены Конвента; абстрактную систему праздников, начиненную атеизмом и пантеизмом, отменили. Оставили только 14 июля — День республики. Объявили новую систему праздников, близкую конкретному человеку (праздник юности, супружества, праздник старости, праздник земледельца и т.п.), облекая их сентиментальной античной символикой и атрибутикой, также малопонятной простолюдинам, как и абстракции якобинцев.
Наиболее значительным событием первого периода стал праздник Федерации 14 июля 1790 г., массовый, полный энтузиазма и самодеятельности населения. Событие еще свежо в памяти, революция еще не показала свой кровавый оскал, монархи Европы с тревогой наблюдали события, еще не посылая войска на "чумной" Париж.
Канун праздника. Из провинций съезжаются делегаты. На Марсовом поле кипит работа: ремесленные цехи, просто горожане со своими орудиями труда возводят насыпь в центре поля в форме ступенчатой пирамиды, увенчанной Алтарем Отечества. В глубине амфитеатром сооружаются трибуны для членов Законодательного собрания с троном для короля в центре. Напротив, у Сены, возводят триумфальную арку в античном стиле. Музыканты играют для работающих.
День первый. На Алтаре надписи: Народ, Отечество, Конституция. Ниже, на ступенях, расположились делегаты от провинций, затем солдаты, духовенство, оркестры. Бой барабанов чередуется с духовными песнопениями.
Действие открывает
богослужением епископ
15, 16, 17 июля. Праздник "рассыпался" по районам города. Помимо традиционных народных увеселений по районам проходили встречи с делегатами от провинций, устраивались локальные манифестации. День 18 июля запомнился парижанам вечерним весельем и танцами у разрушенной Бастилии.
Из праздников 1791 г. историкам запомнились траурное торжество похорон Мирабо и перенос праха Вольтера, прошедшие соответственно в апреле и июне. Аристократ Мирабо стал идеологом третьего сословия в национальном собрании, почти два года был буфером между роялистами и радикалами из якобинских клубов.
Народ Парижа вышел на улицу, чтобы проститься с кумиром, или на балконы, к окнам. Ночь. По улицам при свете факелов под звуки траурной музыки оркестров движется кортеж: 12 унтер-офицеров несли тело, 12 батальонных командиров поддерживали покрывало. Национальное собрание приняло решение: только что отстроенный храм Святой Женевьевы сделать Пантеоном, и первым его героем стал Мирабо.
Маркиз де Вилье, племянник Вольтера, добился решения национального собрания о переносе праха дядюшки в Пантеон. За безбожие Вольтера лишили места на христианском кладбище, и он был похоронен в своем имении. И вот деятели искусства и науки Парижа несут прах своего кумира в Пантеон. Члены Академии художеств, одетые в античные костюмы, несут ларцы с его сочинениями (как подушечки с наградами в наши дни); 12 белых лошадей везут колесницу в античном стиле с бронзовыми колесами. Катафалк на колеснице увенчан фигурой, олицетворяющей бессмертие. Хоры музыкантов и певцов, обрамляя шествие, исполняют марши и гимны.
Шествие длилось несколько часов, с остановками в важных точках Парижа. У театра Оперы артисты исполнили гимны и возложили венок к статуе. У дома маркиза был сооружен амфитеатр, на котором юные девушки в белых одеяниях с голубыми поясами и пальмовыми ветвями выражали поклонение праху.
Осенью 1791 г. в связи с завершением работы над Конституцией на Марсовом поле состоялось ее представление народу. Была и процессия с участием властей, мэра города, с ларцом для Конституции. Действие элементарное, но внушительное по числу присутствующих. Впервые обошлись без богослужений и участия церковников.
Впечатляющими были дни 22—23 июля 1792 г. в Париже: проходила акция "Отечество в опасности", которую Тьерсо с основанием относит к эффектным и необычайно театрализованным представлениям.
Прелюдия. Парижан разбудила барабанная дробь. В шесть утра — три выстрела сигнальной пушки. Они повторялись ежечасно до восьми вечера, создавая атмосферу осадного положения. К семи утра весь гарнизон Парижа с развернутыми знаменами выстроился на Гревской площади. Восемь часов утра. Из ратуши выходят чиновники коммунального собрания в официальных одеждах и с должностными знаками в сопровождении приставов, несущих эмблемы города, садятся на коней (традиционный выход в период осадного положения города).
Главное действие. Чиновники с приставами и различные группы военных образуют несколько кортежей. Они направляются в районы города. Кортеж: трубачи, кавалеристы, национальные гвардейцы с барабанщиками, муниципальные чиновники на конях, артбатарея, трубачи, всадники со знаменами и транспарантами, где написано:
"Граждане! Отечество в опасности". Снова батарея, национальные гвардейцы, кавалерия. Тревожно бьют барабаны, ежечасно — пушечная пальба. Военные отряды создавали острое ощущение осады и опасности.
На перекрестках улиц
кортеж останавливается. Пристав зачитывает
обращение национального
Марсельезу, гимн Французской республики сегодня, капитан национальной гвардии Руже де Лиль напишет несколькими днями позднее, но ее эмоциональные истоки можно обнаружить в этом действии: Отечество в опасности.
Торжественно-траурная тема продолжена церемонией в память погибших 10 августа 1792 г. Она состоялась 27 августа. В течение трех часов по улицам двигался кортеж: солдаты, символические останки, траурная музыка, факелы. Финал: Тюильрийский сад. Мари Шенье (брат поэта-роялиста Анри Шенье, казненного якобинцами) с высокой, Уходящей во мрак трибуны читает стихи и надгробные слова. Шеренги солдат с пиками. Факелы. Похоронная музыка. Голос Шенье звучит, как с небес. Президент национального собрания возлагает венок павшим в спасительном для Республики сражении 10 августа. Музыканты исполняют гимны торжества.
Второй период. 1793—1794 гг. Радикалы ввели новое летоисчисление и календарь. Угроза отодвинута. Простолюдины затихли в тревоге. Комиссары Дантона — Робеспьера, мобилизуя все творческие силы Парижа, армию и граждан, устраивают триумфы режиму. Главными исполнителями от искусства остаются Луи Давид, Госсек, Керубини, Мегюль, Шенье, артисты Оперы.
К празднику Федерации в 1793 г. были приурочены годовщины сражения 10 августа 1792 г. и принятия Конституции. Праздник имел три основные точки действия плюс концерты артистов театров в течение дня.
Действие первое — и по замыслу организаторов идеологически центральное — состоялось опять-таки на развалинах Бастилии. Здесь был сооружен родник Возрождения в виде монументальной женской фигуры под античность, символизирующей мать-Природу, из сосцов которой струилась вода. Участники действа собрались перед восходом солнца и приветствовали его восход торжественным гимном Природе.
Президент Конвента наполнил чашу водой и, обходя статую, оросил землю. Наполнив чашу снова, осушил ее. Затем ритуал пития чаши воды повторили 86 комиссаров от провинций. Каждого приветствовали трубной и барабанной музыкой, пушечной стрельбой. Действие означало приобщение к братству сынов матери-Природы.
Действие второе. Кортеж — шествие членов Конвента, комиссаров, музыкантов, барабанщиков, хора, публики на поле Федерации (Марсово поле) с остановкой на площади Революции, перед статуей Свободы. На поле Федерации президент Конвента возложил на Алтарь Отечества ковчег со скрижалями Конституции (его торжественно несли члены Конвента). Хоры исполняют гимны на мотив Марсельезы, революционные песни.
Информация о работе Лекции по "Социально культурной деятельности"