Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 08:52, курс лекций
Тема 3. Зарождение досуговых форм социальной организации человека в древнем мире
Тема 4. Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.
Тема 5. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена
...
Тема 12. Социально-культурная деятельность в современной России
Это были собрания не только поэтов, но и историков, ораторов, грамматиков, художников. Здесь проходили публичные чтения, презентации новых произведений хозяев и гостей.
Но большинству свободных граждан Рима низкого происхождения поэтические, ораторские и философские дискуссии были чужды. Их больше привлекали непритязательные, идущие от земледельческих народных традиций праздники и зрелища, устраиваемые аристократами для обретения популярности в плебейской среде ради возможного избрания на важные государственные должности.
Народный праздничный календарь (выборочно).
1 января — праздник двуликого бога Януса, одно лицо которого обращено в прошлое, другое — в будущее:
люди приветливо поздравляли друг друга, желали благ, ибо что в первый день — все впрок (магия первого дня);
к столу подавали для угощения мед в горшках и финики, чтобы сладостен был начинающийся год;
вспоминали сатурнов век, когда не было жажды наживы, а была простота, когда сенатор и судья сами пахали и жали, и на земле справедливость еще не прогнали, совесть царила...
15 февраля — действо ряженых в честь покровителя природы Пана.
21 февраля — поминовение предков, тени которых в эти дни бродят по земле.
возжжение поминальных костров, бросали в костер небольшие дары (зерно, соль).
28 февраля — канун
первого по римскому счету
месяца года — марта,
устраивали конные бега, скачки, дабы ускорить наступление марта;
украшали венками друг друга и статуи Марса;
возжигали огонь в храме Весты.
1 марта — очень
интересный праздник
мужчины одаривали жен, угощались и славили женщин;
женской прислуге в этот день давали свободу и равенство (на один день).
15 марта — праздник
Анны Перенны (по легенде она
одурачила домогавшегося ее Мар
17 марта — Либералии. Либер — то же, что Дионис (Вакх) для греков:
главное событие дня — посвящение юношей во взрослое состояние (они одевают мужскую тогу);
пекли либу — медовый пирог, прославляя Либера (это он научил пчеловодству);
украшали себя венками из плюща;
устраивали игрища, славя дарителя виноградной лозы, и, конечно, пили вино.
4—6 апреля — Мегалезийские игры в честь матери богов Реи:
шествие ряженых (в том числе кентаврами, минотаврами) с тимпанами, флейтами вокруг носилок со скульптурой богини Реи. Музыка и шум были необходимы, чтобы заглушить плач младенца Юпитера (Зевса) и оберечь его от Сатурна;
вольные игры, зрелища, в том числе по мотивам мифов о празднуемом событии.
12—19 апреля — Цереалии.
Игры Цереры. Это очень слабый
отзвук греческих Фесмофорий
и Элевсинских игр, хотя они
имеют общую мифологическую
жертвы богине (соль, полба), сожжение смолистых веток (аромат, а также для освещения пути Деметры в подземом царстве Плутона);
жрецы держат пост до звезды, ибо богиня в стенаниях металась по земле в поисках дочери и не принимала пищу;
16 апреля — переломный момент праздника. Деметра находит дочь, Зевс (Юпитер) рассудил, чтобы Персефона полгода была с Плутоном, а на полгода возвращалась к матери. Люди надевают белые одежды. Закалывают стельную телку., и плод ее кладут на алтарь. Богиня плодов земных сторицей воздаст людям за такую жертву;
финал праздника — сжигание чучела лисы, ибо, согласно мифам, она виновата в гибели урожая хлеба.
Обрядовую тему Цереалии продолжали Парилии — 21 апреля.
очищение скота (его прогоняли через дымные, прилитые водой костры из соломы); прыгание через костры; украшение зеленью жилищ;
сжигание для очищения земли веток сосны, можжевельника, маслины. Доминируют огонь и вода, противоположные, но обладающие единым очистительным свойством стихии.
С 28 апреля по 3 мая — Флоралии. Праздник растительности и цветения, отчасти — в честь Май, одной из Плеяд, любовницы владыки богов. Природно-растительные мотивы сочетаются q разгулом и наслаждениями. Для южных краев (Греция, Италия) этот период сродни нашему июню: люди одеваются в пестрые одежды; на столах — цветы, на головах — венки из цветов; игры, атмосфера наслаждения жизнью; ночные костры, факелы, сексуальные вольности; открытие сезона зрелищ в цирках и театре. Май — время поминовения предков. "И ни вдове в эти дни, ни девице праздновать свадьбу не подобает никак: долгим не будет их век" (Овидий. Фасты).
9 июня — Весталии. Ничего особенного
в этот день не происходило:
очистка очага и обновление
огня в храме Весты; несли
жертвы Весте в чистых
Даты: 17—23 декабря, т.е. до начала зимнего солнцестояния. Конец, ночь года.
17 декабря в храме Сатурна совершали жертвоприношения и устраивали пиршество. Им руководил избираемый шутейный "царь", обеспечивающий веселье.
18—19 декабря центр
празднования "рассыпался" по
домам. Омовение, заклание молочного
поросенка (потроха
поздравления и подношение подарков, где обязательны были восковые свечи как символ возрождения солнца. Подарками служили также фигурки из теста или глины, которые в канун праздника продавались в лавках Рима. Они служили символами реальных жертв, приносимых ранее богу Сатурну," их, как правило, бросали для Сатурна в Тибр;
гости, пиры с временным равенством господ, вольноотпущенников и рабов; они могли сидеть за одним столом (пир Тримальхиона у Петрония);
временное равенство и свобода для рабов; на улицах бродячие актеры без масок и римляне в масках разыгрывали сцены;
гладиаторские бои и "охота" в цирках. Первый в Риме театр на 17 тысяч зрителей построил Помпеи в 55 г. до н.э. Самым же знаменитым местом стал амфитеатр (по сути, цирк), построенный Флавиями в 80-е годы н.э., за свои размеры (4 яруса высотой в 57 метров, 524 м в окружности, вмещал 50 тысяч зрителей) прозванный Колоссеумом (Колизей). Постройки для устроения зрелищ появлялись и в других провинциях империи. Итак, виды зрелищ.
единоборство зверей (носорога и зубра, льва и тигра);
поединки людей и зверей (легковооруженные гладиаторы с собаками против зверя); иногда отряд гладиаторов
против стаи зверей. Это чаще всего заканчивалось уничтожением зверей;
беззащитных или очень слабо вооруженных (только кинжал) людей подставляли на растерзание хищникам. Эта был вид публичной казни. Известны массовые травли христиан зверями в 1 в. н.э.;
театрализованные казни — распространенный вид зрелищ:
Тема 6. Досуг в Европе XIV-XVIII веков. Общие, тенденции и праздники сословий.
Кажется, Монтеню принадлежит суждение о том, что европейская культура пострадала от неумеренного религиозного рвения и тягостной докучливой опеки церкви над умами людей больше, чем от всех варваров вместе взятых. Нет для человека зверя на свете страшнее, чем человек. Персидские цари, Александр Македонский, римские цезари терпимо относились к религиям и богам покоренных ими стран. Не такими были смиренные христиане. Из Ветхого Завета они извлекли и использовали "право богоизбранного народа захватывать земли и разрушать города соседей-иноверцев", из Нового Завета восприняли наказ Христа своим апостолам о жестокой каре для тех, кто не внемлет Слову Божию и гонит апостолов вон. Для соблазна идет нагорная проповедь, для оправдания огня и меча — наказ апостолам. Завоевав умы императоров, цезарей, королей, христианство мечами легионеров утверждало монополию на духовную жизнь. Запретам и осуждению подвергались все языческие (считай, народные) обычаи, все письменные источники, за исключением дозволенных. Например, Аристотель был дозволен, ибо теологи удачно адаптировали его к учению. Языческие верования и традиционные обряды причудливым образом сочетались с христианским учением и только в таком виде смогли пережить средневековье. Да и церковь, сгоряча запретив всякие человеческие радости, веселье, со временем поняла, что выгодно сохранить даты, места и формы народных праздников, внедрив в них христианское содержание.
Приведем два—три примера о торжестве церкви и противостоянии идеологии церкви и Возрождения.
Апогей папской (церковной) власти пришелся на XI в., когда папа Григорий VII (Гильдебрант) пытался добиться от короля Генриха IV неподвластности церковных владений и иерархов светским владыкам и приоритета церковной власти над мирской. Эпизод, известный в истории как хождение в Каноссу в 1077 г., при котором многодневные и безрезультатные унижения Генриха IV побудили последнего действовать силой, невзирая на отлучение. Еще более ста лет (с временным примирением в 1122 г.) продолжалось противостояние, при котором нередко возникали ситуации одновременного действия двух пап, предающих ДРУГ друга проклятию.
Примечание. О девальвации отлучений и церковных проклятий свидетельствует следующий факт: отлученный Арнольд Брешианский, ученик Пьера Абеляра, почти 10 лет (1145—1154 гг.) управлял Римом и пытался реставрировать там порядки республиканского Рима. Беспрекословный авторитет церкви был поколеблен, что породило ересь и более смелое инакомыслие. Поколеблен и только, ибо на пике Возрождения и в его центре — Флоренции — стал возможен эпизод Джироламо Савонаролы, доминиканского монаха и красноречивого проповедника, добившегося в 1491 г. изгнания компании жизнелюбца Медичи и семь лет задававшего тон аскетизма в городе. Успех его проповедей связан, пожалуй, с осуждением не только многомерности и естественной радости жизни человека, красоты, искусств, праздников, собирания языческих скульптур и письменных источников, характерных для образа жизни в эпоху Возрождения, но и пороков официальной церкви (роскошь, корысть, лицемерие). После одной из его проповедей для сотен детей и подростков последние пошли по домам и именем Савонаролы призывали уничтожить дорогие одежды, украшения, картины, книги, собирали их и несли в костер на площади.
"Крестные ходы заменили светские праздничные процессии, а вместо веселых песен карнавала слышались хвалебные церковные гимны" (Мутер Р. История живописи. — СПб., 1900. - С.136).
Через год папские легаты схватили, судили и сожгли на костре неугодного монаха. Флорентийцы, утомленные докучливым аскетизмом, не встали на защиту вчерашнего кумира. Это массовый пример колебания общественного сознания между унылым, противным человеческой природе аскетизмом церкви и новыми идеями жизнелюбия и красоты.
В творчестве художника Пьеро Козимо жизнерадостные, чувственные мотивы сменялись картинами средневекового аскетизма. Те же противоречия заметны и в творчестве художника эпохи Возрождения Сандро Боттичелли. У Козимо произошел психологический надрыв. Ему поручили оформить карнавальное шествие во Флоренции в 1511 г., и он устроил нечто потрясающее. Вот как описывает это его земляк и младший современник, историк живописи и архитектуры Дж. Вазари: "Центр этого шествия составляла черная похоронная колесница, запряженная буйволами, расписанная человеческими костями и белыми крестами. На ней победоносно восседала фигура смерти с косой в руке. Затем тянулась бесконечная вереница гробов. Когда шествие останавливалось, раздавалось похоронное пение, крышки гробов приподнимались и оттуда выглядывали мертвецы, завернутые в саваны... Потом вдруг раздавались пронзительные трубные звуки, мертвецы наполовину вылезали из гробов, садились и пели жалобным голосом Dolor piano e penitenzia. За колесницей и гробами ехали мертвецы верхом на лошадях, для чего Пьеро нарочно выбрал самых тощих кляч. На черных попонах были написаны белые кресты. Каждый всадник-мертвец имел четырех оруженосцев-мертвецов с черными копьями и большими черными знаменами в руках, опять-таки украшенными крестами и мертвыми головами" (Мутер Р. История живописи. — СПб., 1900. — С. 147).
Информация о работе Лекции по "Социально культурной деятельности"