Лекции по "Социально культурной деятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 08:52, курс лекций

Краткое описание

Тема 3. Зарождение досуговых форм социальной организации человека в древнем мире
Тема 4. Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.
Тема 5. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена
...
Тема 12. Социально-культурная деятельность в современной России

Файлы: 1 файл

Лекции СКД.doc

— 716.50 Кб (Скачать)

Тема 3. Зарождение досуговых форм социальной организации человека в древнем мире

Зарождение основ воспитания и просвещения на Руси в догосударственный  период; Общинный уклад древних славян стал основой воспитания и просвещения  в догосударственный период. Их педагогические воззрения базировались, как правило, на таких приоритетах, как подготовка подрастающего поколения к жизни в общине, передача навыков земледельческого, ремесленного труда; обучение детей военному делу. Большое место в этих воззрениях отводилось нравственному воспитанию, исполнению обрядов, поклонению языческим богам, повиновению старшим членам общины, почитанию предков. Материалы многочисленных этнографических исследований свидетельствуют о наличии бытовой обрядности у древних славян, связанной с языческими верованиями.

В древнерусской общине шел постоянный процесс формирования и накапливания воспитательного опыта на основе народной педагогики. Нравственность и трудолюбие определяли ее суть. Уважение к матери составляло первую нравственную заповедь детства. Забота о старых родителях была основой традиционной народной педагогики. В народные традиции семейного воспитания входили обычаи, обряды, ритуалы. В нравственных, народно-правовых и других стереотипных формах человеческой деятельности накапливался обобщенный опыт прежних поколений, их педагогических воззрений, нравов, убеждений, норм поведения, привычек, поддерживаемых общественным мнением. Традиции играли важную роль в создании фундамента трудового, нравственного, эстетического, физического и религиозного воспитания. Формирование обрядов неразрывно связывалось с важнейшими событиями в жизни человека, рода, общины, государства.

Особо следует подчеркнуть  и просветительно-педагогические функции  воспитательных средств: колыбельных  песен, поговорок, частушек, сказок, легенд, преданий, плясок, постоянно сопутствовавших повседневной жизни людей.

В X-XIV веках происходит образование экономически самостоятельной малой семьи из родоплеменного коллектива: семья формируется как социальный институт; вырабатываются формы и методы воспитания, соответствующие новым общественным отношениям; обогащаются и средства воспитания.

Досуг как социальное явление имеет глубокие исторические корни. Своими истоками он восходит к  периоду каменного века, когда  возвращение древних охотников с добычей воспринималось соплеменниками как большой праздник. Он отмечался родственниками и друзьями удачливых добытчиков бурно, песнями и плясками, позволявшими выразить радость людей по поводу совершившегося события, выплеснуть эмоции, поднять настроение. С течением времени совершаемые во время праздника действа приобрели магический, религиозный характер.

Переход племен к оседлому образу жизни и занятие земледелием  сопровождались становлением целой  системы праздников. Это было обусловлено особенностью сельскохозяйственного труда; сменой времен года, продолжительностью дня, фиксированными сроками начала и окончания земледельческих работ. Праздники наполнялись новым содержанием, освящались новыми религиозными представлениями, адекватными потребностям земледельческого населения. Результаты археологических и этнографических исследований, свидетельства древних ученых, произведения устного народного творчества: мифы и легенды, былины, песни, сказания, пословицы, поговорки и т.п.. служат доказательством того, что праздники были всеобщим явлением для всех народов, населяющих земной шар. Несмотря на то, что праздники органически вплетались в ткань повседневной жизни людей и имели для них, в первую очередь, культовое значение, именно праздники, по мнению многих ученых, можно отнести к первоначальным формам досуговой деятельности,

Чередование будней и  праздников характеризовало и быт  восточных славян, занимавших обширную территорию - от побережья Финского залива, Ладожского и Онежского озер до устья рек Дуная, Днепра и верховьев Волги и Оки. К моменту возникновения государственности в конце IX- начале X вв. славяне имели достаточно развитую праздничную культуру. Праздниками отмечалось начало весны и наступление осени, важные для крестьян виды сельскохозяйственных работ: сев, сенокос, жатва, сбор ягод и плодов. Наибольшее количество праздников приходилось на позднюю осень, зиму и раннюю весну, в течение которых крестьянин получал некоторую передышку от тяжелого напряженного труда. Праздники посвящались языческим божествам, которые, по мнению древних славян, должны были оказывать помощь людям во всех жизненных обстоятельствах и прежде всего в земледелии. Самыми раздольными и разгульными праздниками были дошедшие до нас святки (конец декабря- начало января), масленица (проводы зимы), праздник Ивана Купала (в ночь с 23 на 24 июня).

Праздники давали возможность  славянину-земледельцу освободиться на время от всех необходимых дел и предаться веселью, радости, почувствовать себя свободным и счастливым. Праздник был для крестьян самым ранним способом коллективного проведения досуга. Состояние, в котором находился человек во время праздника, нашло отражение в языковых символах, обозначивших данное явление. В русском языке слово "праздник" произошло от прилагательного "праздный", что означает "незанятый", "пустой", "порожний"(если речь идет о месте) и "праздное время" - период, когда не нужно работать, когда можно быть праздным, если речь идет о времени1. Слово "досуг" также содержит указание на свободу человека от непреложных занятий. В. Даль раскрывает значение "досуга" как свободного, незанятого времени, гулянки, простора отдела.

Во время праздников члены крестьянской общины устраивали пиршество за общим столом, получившее название "братчины". "Братчины", как и праздники в целом, не только помогали людям восстановить физические и психические силы, но выполняли и другую важную для древнего социума функцию - единения. Славяне жили небольшими общинами, в рамках которых каждая семья самостоятельно обрабатывала землю и вела свое хозяйство на принадлежащей ей территории. Постоянная опасность набегов со стороны соседних племен заставляла славян быть готовыми в любой момент дать отпор противникам. Общие коллективные праздники и застолья поддерживали у славян чувство единства, содействовали сплочению их сил для противостояния врагам.

По мере своего развития праздники обогащались культурным содержанием. Песни, пляски, музыка, стихи, сказания, игры и развлечения сделались их неотъемлемыми элементами. Такие музыкальные инструменты, как гудок, дудка, волынка, гусли, были уже известны древним славянам. "Ряженье", сопровождавшее святки, масленицу, обладало характерными чертами, присущими театральному действу. Широко распространенным развлечением на праздниках были игры, особенно борьба, кулачный бой, беганье взапуски, метание копья. Они демонстрировали стойкость и силу мужской части славянского населения и в то же время свидетельствовали о способности использовать их в любой момент в военной схватке с неприятелем. В течение многих последующих веков праздники с присущей им атрибутикой, закрепленной в традициях, являлись для российского народа одной из главных и любимых форм досугового времяпрепровождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 4. Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.

В X веке проповедниками христианства - братьями Кириллом и  Мсфодием - была создана кириллица. Вместе с принятием христианства на Руси в X веке это послужило мощным стимулом духовного развития общества.

Новые тенденции педагогической мысли, углубленное внимание к проблемам познания и обучения, нравственного совершенствования личности приходят на Русь уже в XII веке. Получают развитие идеи эстетического воспитания средствами природы, единства его эстетических и этических аспектов, формирования чувства гордости за Землю Русскую, а также понимания необходимости связи образования и просвещения с жизненными интересами человека, Замечательным памятником, свидетельствующим о высоком уровне культуры и развития просветительно-воспитательной мысли времен Киевской Руси, явилось «Поучение Владимира Мономаха».

Церковь в этот период становится оплотом нравственного  воспитания и просвещения народа; велико было се влияние на все сферы деятельности древнерусского общества, сознание и поведение его членов, на регламентацию трудовой, семейной, досуговой жизни. Христианские представления определяли сущность и содержание процесса воспитания. Реалистические взгляды наших предков сочетались с иллюзорными представлениями о силах природы; народные педагогические воззрения формировались на основе христианского учения и языческих представлений о силах природы. На Руси издавна почитались обучение грамоте, умственное развитие детей, подготовка их к трудовой деятельности.

Принятие христианства, рост культурных связей с Византией и соседними странами способствовали усвоению философского и педагогического наследия античности, обогащению педагогической мысли Древней Руси.

Разгром крупнейших русских  княжеств в 1237-1239 годах и наступивший период монголо-татарского ига сопровождались гибелью культурных ценностей и святынь; в развитии русской системы воспитания произошла резкая остановка. Атмосфера угнетения, страха, обмана, клеветы оказала негативное влияние на формирование нравственных чувств народа. Люди низводились до холопского состояния, господствовала жестокость в наказаниях, процветало невежество. Старинные русские песни, былины передают то общее настроение «боязливости, грусти, тоски», которое преобладало на Руси в то время.

Выделение у славян родоплеменной знати и дальнейший процесс социального расслоения общества, особенно усилившийся после образования государства, обусловили появление первых различий в организации отдыха и развлечений. Так, например, при княжеском дворе устраивались пышные пиры не только по поводу больших праздников, но и по случаю удачных сражений и других значимых для князя и его окружения событий. Таким событием, в частности , мог стать приезд в княжеский дворец "гостей" (купцов).

Обилие кушаний и  большое число крепких напитков составляли главную особенность пиршественного стола. Накормить присутствующих всевозможными яствами и напоить допьяна считалось высшим показателем княжеской щедрости и гостеприимства. Н. Хлебников приводит выдержки из послания митрополита Никифора к Владимиру Мономаху (умер Владимир Мономах в возрасте 70 лет в 1125 г.), рисующие картину нравов и обычаев того времени. Митрополит Никифор пишет: "Я знаю, что ты для гостей готовишь великолепные обеды, где всем дают всевозможные... ради княжеского величия, как для правых, так и беззаконных; где ты сам служишь и разносишь кушанья, делая все это, конечно, для утверждения своей княжеской власти. Когда иные упиваются и объедаются, ты сам сидишь спокойно и только смотришь на пьяных и пьющих, лишь для примера немного вкушая сам. Так ты угождаешь подданным и терпишь, чтобы они напивались перед твоими глазами, и тем по истине угождаешь им и покоряешь их"2.

В пирах нередко принимали участие  и женщины, представительницы княжеских родов, наравне с мужчинами вели беседы, стараясь блеснуть умом и другими достойными внимания качествами3.

Любимой забавой высшей знати становилась звериная и  птичья охота. Из "Поучений Мономаха", помещенных в древнейшей русской  летописи "Повести временных лет"(Лаврентьевский список), в которых князь Владимир Мономах рассказывает о своих охотничьих успехах, видно, что охота в древности велась на туров, оленей, лосей, медведей, кабанов и других животных.

В перерывах между  сражениями на княжеском дворе проводились  военные игры. Воины князя упражнялись в разных боевых искусствах, готовя себя к предстоящим походам. Распространение христианства среди славян, начавшееся еще в IX в. и официально введенное в

Киевской Руси в 988 г., оказало огромное влияние на жизнь  и быт народа. Борясь с языческой верой, блюстители христианской церкви с особым ожесточением обрушились на народные праздники, называя проявляемое на них "буйство" в поведении людей и совершаемые древние обряды "бесовством". С принятием христианства в Древней Руси появляется календарь празднеств, отвечающий требованиям новой религии. Вместе с тем, поскольку христианская религия шла в гущи народных масс "сверху", от князя и его окружения, представителей феодальной верхушки, она лишь постепенно, в течение не одного столетия овладевала умами людей древнего российского общества. Христианская церковь не смогла полностью искоренить народные традиции, приверженность к языческим верованиям, проявлявшимся в том числе и в праздничной культуре. Многие отмеченные крестьянские праздники и "замечательные дни" в честь старых божеств нашли свою нишу в христианском календаре. Однако чтобы устранить из сознания народа языческие представления, христианская церковь подвела праздники, связанные с древними богами, под имена святых православной церкви. Так, славянскому богу грозы и огня Перуну был придан образ пророка Ильи, проезжающего по небу на огненной колеснице в период летних гроз (конец июля); богу скота Велесу было дано имя Власия, покровителя домашних животных (обряды в честь его совершались по окончании жатвы) и т.п. Церковь вынуждена была смириться и с самим характером проведения праздникоЁ, отличающихся всплеском народного веселья и бурным выражением эмоций.

Упорядочив систему календарных  праздников, христианская церковь стремилась ввести жесткую регламентацию в жизнь крестьян. В проповедях и молениях служители церкви в соответствии с христианскими заповедями подчеркивали необходимость отдыха в воскресные и праздничные дни. Особым грехом считалось выполнять земледельческие работы, так как, по мнению духовенства, это могло вызвать божественную кару. Только отправление религиозного культа, понимавшееся как служение богу, могло иметь место в отведенные для отдыха дни. Церковные праздники, таким образом, как бы гарантировали крестьянам право на отдых, проводя более четкую грань между трудовой и досуго-вой деятельностью.

Несмотря на варварские методы, используемые часто церковниками для насаждения и укрепления на Руси новой веры, распространение христианства несло в себе и прогрессивные начала. Оно способствовало развитию просвещения и образования, проникновению элементов западной культуры в российское общество, хотя это коснулось преимущественно его высших слоев, Вместе с христианством Древняя Русь обрела и письменность. Появление первых книг относится к началу Х1 в. Они имели религиозное содержание и в основном являлись переводами с греческих оригиналов. При монастырях, возникновение которых относится ко второй половине XI-XII вв., собирались библиотеки. Есть свидетельства о существовании библиотек при Софийском соборе в Киеве, Киево-Печерском монастыре, где имелись не только русские, но и греческие книги. Библиотеки создавались и в других русских городах, например в Софийском соборе Великого Новгорода. Возникали библиотеки при княжеских дворах. Книги переписывались для боярских семей. Например, один из древнейших русских памятников письменности - "Остромирово евангелие", датированное 1057 г., было написано для новгородского посадника Остромира4.

Информация о работе Лекции по "Социально культурной деятельности"