Лекции по "Социально культурной деятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 08:52, курс лекций

Краткое описание

Тема 3. Зарождение досуговых форм социальной организации человека в древнем мире
Тема 4. Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.
Тема 5. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена
...
Тема 12. Социально-культурная деятельность в современной России

Файлы: 1 файл

Лекции СКД.doc

— 716.50 Кб (Скачать)

На протяжении XI-XIII вв. количество переводной литературы увеличилось, наряду с церковной появилась и гражданская литература. Это способствовало повышению интереса к чтению. Книжное чтение становилось одним из занятий образованных людей Древней Руси. Круг этих людей постепенно расширялся, включая в себя не только представителей высшей знати, духовенства, но и выходцев из торговой и ремесленной среды крупных городов, среди которых грамотность получала все большее распространение. О том, что чтение воспринималось на Руси не только как учение, но как вид досуговой деятельности, можно судить по некоторым письменным источникам, дошедшим до нас с той поры, в частности, по литературе нравственно-поучительного характера, которая возникла в XI-XIII вв. и имела свое продолжение в последующие времена. Так, в "Слове о наказании" говорится, что от чтения книг нельзя отказываться ни под какими предлогами. "Человек не должен ссылаться на то, что у него жена и дети, что он поглощен трудами при исполнении  какой-либо должности или занимается ремеслом. Нельзя отнекиваться от чтения книг словами: "это ведь не наше дело книги читать, а монашеское". Каждому человеку следует читать книги, чтобы отгонять печали и искать в них спасения. "Многие, ведь, невегласы великую пользу получили от почитания книжного", - замечает проповедник5.

Княжеские междоусобицы, усилившиеся со второй половины XII в., и последовавшее затем татарское нашествие (первая половина XIII в.) привели к падению Киевской Руси, но традиции народной жизни сохранялись и продолжали развиваться в новых феодальных центрах - Галицко - Волынском и Владимиро-Суздальском княжествах, в Новгородской земле - а в период татарского владычества - на тех территориях, куда татары не смогли проникнуть: в Великом Новгороде, Пскове, Смоленске, в землях к северу от Волги, к югу от Оки и др. Задачу "собирания русских земель" взяло на себя Московское княжество. Первая половина XIV в. - первая половина XVI в. были периодом формирования российского государства. Признанной столицей его с конца XIV в. по XVII в. являлась Москва.

С XIV в. Русь начала понемногу оправляться от постигших ее бедствий. Создавались условия для мирного хлебопашества, возрождались ремесла и торговля, развивалось зодчество. Увеличилось число каменных строений на Руси. Особенно интенсивно шел процесс возведения церквей как в городах, так и в селах. В сельских общинах -" мирах" - крестьяне на свои средства возводили "мирские церкви", которые начинали играть существенную роль в жизни сельского населения.В сельском приходе церковная трапезная нередко становилась местом, куда крестьяне собирались для проведения общинных сходок; в ней совершались праздничные церемонии. Регулярное посещение церквей в воскресные и праздничные дни постепенно входило в быт русского народа и служило способом заполнения свободного времени. При этом присутствие на богослужении воспринималось людьми не только как христианская обязанность, связанная с отправлением религиозного культа, но и как возможность пообщаться с друзьями и знакомыми. В XIV-XV в. звучало требование покаяться за "шепоты", которые доносились от молящихся в церкви, за громкие разговоры прихожан, рассказывание "неполезных повестей", смех - то есть за то, что мешало богослужению. Особенно резкой критике подвергались "глумы", под которыми церковь понимала беседы людей по волнующим их социальным вопросам6.

Церковь выступала для  средневекового человека и в качестве своеобразного культурного центра. Она давала городским и сельским жителям возможность (а сельским, пожалуй, единственную) приобщиться к лучшим для того времени образцам зодчества, живописи (настенные росписи, культовые предметы}, музыки, пения, познакомиться с печатным словом (через чтение церковных книг во время богослужения). Служители церкви по сравнению с общей массой были достаточно образованными людьми и иногда являлись первыми учителями грамоты для прихожан и их детей. В средние века появляются некоторые новые виды досугового времяпрепровождения. Они были связаны с развитием народной зрелищной культуры. В городах, больших и малых селениях можно было увидеть бродячих артистов-скоморохов, забавлявших публику песнями, танцами, цирковыми номерами, шутками и прибаутками. К 30-м годам XVII в. относится первое упоминание о "медвежьей потехе" и кукольном представлении, сделанное в описаниях своего путешествия в Московию, как тогда нередко называли иностранцы русское государство, секретарем голштинского посольства Адамом Олеарием. Но, как отмечают исследователи, подобные потехи были известны на Руси гораздо раньше. Вожаки ученых медведей и разыгрываемые ими комедии и в более давние времена составляли одно из развлечений русского народа7. Зрелища, или "позоры", как их называли в древности, несмотря на резко отрицательное к ним отношение со стороны церкви, пользовались неизменным вниманием публики и всегда собирали большое количество народа. П. Милюков, например, приводит такие слова средневекового проповедника: "Когда надо идти в церковь, - говорит проповедник в одном памятнике, написанном около 1400 г., - мы "позевываем, и почесываемся , и потягиваемся, дремлем и говорим: холодно или дождь идет... А когда плясуны или музыканты, или иной какой игрец позовет на игрище или сборище идольское, то все туда бегут с удовольствием... и весь день стоят там, глазеют, хотя и нет крыши, ни какой-либо зашиты от дождя и вьюги"8.

На протяжении XIV в. в Русском государстве создавались условия для расширения форм культурной деятельности в сфере досуга.

 

 

 

 

 

Тема 5. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Письменные источники древних цивилизаций -глиняные таблички, папирусы и надгробные иероглифы в Египте, законы Хам-мурапи на базальтовой стелле, индийские веды и китайская Книга времен — не дают информации о досуге, о праздниках. Они посвящены деяниям фараонов, царей, правителей, рассуждениям о философии жизни, войнам, верованиям, обрядам, богам, дипломатической переписке, истории рода, торговым сделкам, наконец.

Жизнелюбивый и творчески-деятельный народ, населявший территорию, которую мы называем Грецией, издавна, подобно россам, впитывал и оригинально осмысливал культуры других народов. Греки с полным основанием могут претендовать сегодня на роль основоположников европейской культуры:  права,  истории,  философии,  искусств,  науки. Милетская философская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), поэзия Гесиода,  Сафо, Анакреонта; Пифагор,  начавший свой путь на Самосе; Ликург (Спарта), Солон и Клисфен (Афины), заложившие основы европейской демократической  политической  культуры; историк Геродот,  театр Эсхила,  Софокла,  Эврипида, Аристофана, басни Эзопа — все это Греция VII—V вв. до н.э. Потом были Платон, Аристотель. А Гиппократ?! (V до н.э.) Архимед (III в. до н.э.), известный почти всем своим законом рычага?! А Эратосфен (III в. до н.э.), заведовавший Александрийской библиотекой, вычисливший окружность Земли, составивший прообраз глобуса с параллелями и меридианами?! Словом, корни любой классической "логии" мы обнаружим в греческой культуре.

Наиболее значительными  культурными событиями для греков были олимпийские (в честь Зевса) и пифийские (в честь Аполлона) игры. Первые были всегреческими. Условная дата их начала — 776 г. до н.э. В 393 г. н.э. они были запрещены императором-христианином Феодосием I. Годы игр были вехами истории Греции.

Стадион располагался близ храма Зевса, и на его насыпных склонах собиралось 40 тысяч зрителей. В зрелую эпоху олимпиад бывало свыше дюжины видов состязаний: забеги на различные дистанции, борьба, кулачный бой, пятиборье (метание копья, диска, бег, прыжки, борьба), конные ристания (верховые скачки, заезды на колесницах).

Примерно за 10 месяцев  до начала избирали судейский Совет, который определял окончательную  дату (5 дней в июле—августе) и рассылал гонцов для оповещения, а также наблюдал за тренировками. Первый день посвящался торжествам и жертвоприношениям, пятый — награждению, жертвоприношениям (порой дары были очень щедрыми) и общему пиру. Победителей награждали венком из дикой оливы, но при нулевой материальной выгоде победителей знала и чтила вся Греция.

 

 

 

ДИОНИСИЙСКИЕ  ПРАЗДНИКИ В АФИНАХ

Исключительную роль в истории праздника сыграли дионисийские праздники, которые в VI в. во многих городах Греции стали государственными. Причины вполне политические. VI в. в Греции — это время борьбы земельных аристократов с тираниями, которые апеллировали к простолюдинам для получения поддержки. Дионис — бог по преимуществу крестьянский, ибо это бог пчеловодства, виноделия, веселья. У аристократов в официальном пантеоне богов он не почитался.

Вот и Писистрат, с 561 г. до н.э. трижды боровшийся за власть над  Афинами, утвердил в качестве государственного праздника Афин Дионисии. Но расцвет дионисийских праздников наступил на столетие позднее — в "золотой Периклов век", пору расцвета афинской демократии.

Семидневный общегосударственный праздник Великие Дионисии. Содержание праздника дает представление о том, как долго готовились к нему жители Афин.

День первый. Церемония открытия. Основное событие: официальная процессия с участием городских старейшин (архонтов) по переносу скульптуры Диониса из его храма в театр. Театр находился рядом, но процессия проходила по всем главным улицам города. В театре в честь Диониса дети, главные исполнители первого дня, читали оды, пели песни.  Третий  компонент  —  жертвоприношение  и причащение зрителей-участников (по имеющимся сведениям, они съедали небольшой кусок сырого мяса). Далее тем же чином процессия возвращала статую Диониса в его храм.

Второй—третий дни. Хоровые состязания. Каждая фила (вроде нашего городского района) представляла хор. Организация такова: богатый житель филы нанимал руководителя хора, учителя пения (дидаскал), одевал, кормил участников в период их подготовки, репетиций. При этом он порой тратил все свое состояние ради призрачной надежды, что его хор станет победителем и на треножнике Славы будет названо его имя.

Итак, два дня шли  состязания хоров.

Четвертый—шестой дни — дни театральных состязаний. Ежедневно шло по одной трагедии. Почетным было лишь первое место. Трагедии исполнялись с утра до вечера. Жители Афин с раннего утра занимали места в театре Диониса (по одним источникам — на 17 тысяч мест, по другим — на 30 тысяч). Затем активно реагировали, сопереживали героям трагедий, ибо тематикой их были любимые мифы и героические деяния последних лет.

Седьмой день. Вручение наград победителям хоровых и театральных состязаний. Одновременно Афины чествовали выдающихся сограждан за спортивные, военные и другие заслуги. Вручались призы. Но уже тогда существовала традиция всю материальную часть награды жертвовать храму богини Афины или Диониса.

Главное, происходило вечером и ночью — неофициальная народная часть праздника, карнавал. Все семь дней праздника по улицам Афин (иногда при свете факелов) шли процессии, в основе которых был корабль на телеге (слагаемые этих понятий дали название карнавалу), экипаж которого изображал сцены прибытия Диониса в Грецию, его веселую свиту: козлоногих сатиров, их подружек, пьющих, веселых, поющих песни о любви и вине. Были и сцены-пародии на известных жителей Афин, на извечные человеческие слабости (прелюбодеяние, скупость, жадность, трусость).  Все было узнаваемо.

Греческая праздничная культура дала серьезный импульс праздничным традициям Европы.

 

РИМ, ПРАЗДНИКИ  И ЗРЕЛИЩА. ИНЫЕ ВИДЫ ДОСУГА

Рим имел одну страсть  — завоевания. И в мировой культуре Древний Рим оставил след прежде всего в области военного дела и права.

В стране классического  рабовладения единственно достойным занятием стала воинская и государственная служба, поэтому досуга у римлян было немало, а со временем, когда поостыл завоевательский пыл, даже с избытком.

В века республиканского Рима излюбленным местом общения был один из холмов в центре города — Форум, где римляне собирались, обсуждали новости, здесь старались привлечь к себе внимание поэты. В цезарианском Риме центр общественной жизни переместился в термы — бани, общественные и частные. Собираться на Форум не запрещалось, но ищейки цезарей мешали общению.

Что такое римские  термы? Археологи обнаружили их на всем пространстве империи. "В Риме было очень много терм; одни из них принадлежали частным лицам, в другие имели бесплатный доступ все граждане. Таковы были большие красивые термы Агриппы,  украшенные мозаикой,  мраморными колоннами, бюстами и статуями, среди которых можно было  увидеть и  прославленную статую Апоксиомена знаменитого греческого скульптора Лисиппа.  Знатные граждане города совершали здесь омовения рядом с бедняками-плебеями (разумеется, мужчины отдельно от женщин) в помещениях с общими бассейнами, с теплой и холодной водой, с влажным и сухим паром; проводили время в залах отдыха, гимнастики или массажа. Всегда здесь стоял оглушительный шум; одни смеялись в полный голос, другие кричали, увлеченные игрой, третьи пели во всю силу легких, поэты старались читать стихи как можно громче, чтобы их могли услышать окружающие, пьяницы бесчинствовали, продавцы пирожков предлагали свой товар, карманные воришки умело пользовались теснотой и давкой, потерпевшие жаловались... В других, более отдаленных помещениях молодой поэт и его друзья находили библиотеку или небольшой музей, где можно было укрыться от шума; площадку для игры в мяч и стадион, где они могли развлечься, наблюдая за атлетическими играми юношей; красивый, большой, хорошо содержавшийся парк, по которому они долго гуляли, ожидая часа ужина"

В послеобеденные часы здесь  ежедневно собирались тысячи людей из любопытства или от нечего делать, чтобы почитать или встретиться с друзьями, послушать публичные выступления поэтов или узнать новости, развлечься, следя за соревнованиями молодых атлетов, или напроситься к кому-нибудь на ужин".

В Риме было много литературных кружков, эти собрания проходили в роскошных виллах аристократов Мессалы, Поллиона и Мецената".

Информация о работе Лекции по "Социально культурной деятельности"