Лекции по "Социально культурной деятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 08:52, курс лекций

Краткое описание

Тема 3. Зарождение досуговых форм социальной организации человека в древнем мире
Тема 4. Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.
Тема 5. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена
...
Тема 12. Социально-культурная деятельность в современной России

Файлы: 1 файл

Лекции СКД.doc

— 716.50 Кб (Скачать)

Итак, стремление деятелей искусства, с одной стороны, освоить  философию, психологию и приемы народного  площадного искусства, а, с другой стороны, придать им средствами передовой европейской режиссуры блеск и великолепие, в известной мере привело к сопряжению интересов деятелей театра и народа, свидетельством чего является творчество многих народных артистов. Так что поиски новых театральных форм, предпринятые деятелями театра в начале 20-х годов во главе с Вс.Мейерхольдом, следует признать продуктивными. Театр стал народным.

Обратимся к опыту  массовых постановок 1918—1920 гг. В марте 1919 г. в Железном зале народного дома в Петрограде было разыграно действо "Свержение самодержавия", состоящее из эпизодов бунтов, волнений, баррикадных стычек, солдатских митингов, отречения царя в Ставке. Осенью 1920 г. опыт был продолжен и развернут на Дворцовой площади перед Зимним дворцом — Взятие Зимнего дворца. Опыт интересен в трех отношениях: 1) имитация сделана на месте события реального, 2) биполярное решение сценической площадки, 3) обыгрывание времени суток для создания эффекта свето-теневого театра.

Были сооружены две  площадки: одна у Зимнего, где разместились карикатурные фигуры лагеря временного правительства, торжествующего, с лозунгами войны до победного конца; другая — у Главного штаба, где собирались большевики. Разыгрываются сцены событий, предшествующих Октябрю. Пространство между площадками занимали группы солдат, рабочих. Для участия в действии были мобилизованы артисты, учащиеся театральных школ, участники художественных клубных кружков, красноармейские части. В самом начале — оживление и ликование в стане временного правительства, а большевики неуверенны и растерянны.

Группы внизу колеблются: смотрят, слушают тех и других. Но вот у большевиков появилась группа вождей, выдвинуты вдохновляющие лозунги, к народу на площадь сбегают агитаторы, организуют множество мини-митингов и незаметно выстраивают разрозненные группы против площадки временного правительства. Большевистские агитаторы ведут их на штурм, правительство разгоняют. По некоторым данным к участникам действия присоединились и доверчивые зрители, тоже побежали штурмовать.

Свет на площади убирают, и ярко загораются огромные окна Зимнего дворца. В них мелькают тени бегущих, слышны крики, выстрелы, в ряде окон видны сцены борьбы. Такова третья сцена. Площадь снова освещается, и наступает всеобщее ликование, звучат революционные песни, лозунги.

Одной из самых эффектных  постановок с точки зрения режиссерской разработки, создания сценической площадки и организации действия стала постановка в июле 1920 г. "К мировой коммуне", устроенная для делегатов II конгресса Коминтерна. После дневных мероприятий (шествие, митинги, встречи) к часу ночи делегатов привезли к фондовой бирже на стрелке Васильевского острова. Прекрасной декорацией здесь стало здание биржи — символа Капитала. Водное пространство с трех сторон, как увидим ниже, было эффектно обыграно. Ночное время начала тоже имело точный расчет. Итак, наверху среди колонного великолепия жуируют карикатурные фигуры буржуев, звучит развеселая музыка, а внизу изможденные, злые рабочие мрачно наблюдают за их сладкой жизнью, слышны гневные выкрики, глухой ропот протеста. Протест, выступление рабочих, расстрел коммунаров. Между ними на лестнице расположилась карикатурная группа деятелей II Интернационала, социалистов с бутафорскими книгами, с желтым знаменем (цвет измены), мечущаяся между буржуями и пролетариями. Видите, как все прозрачно, ясно, символично.

Следующий эпизод — трубные  звуки, парад национальных знамен, вспышка и грохот знаменуют начало первой

мировой войны. В группе социалистов поднимаются знамена воюющих государств, они ссорятся и разбегаются наверх, к буржуям. Группу рабочих с красным знаменем встречают жандармы и разрывают знамя. У колонн по-прежнему весело, а внизу уходят на войну колонны солдат, за ними следуют повозки, орудия.

Война. В обратную сторону  движутся повозки с ранеными и покалеченными. В толпе рабочих и крестьян нарастает волнение, все злее выкрики о голоде, о земле и войне, а наверху черный орел, трон с кукольным царем, буржуи радостно подсчитывают доходы, веселятся. Рабочие общаются с солдатами, ранеными. Работают большевистские агитаторы. Вот уже и красное знамя подняли. Проносится автомобиль с красным флагом и солдатами, вооруженными винтовками.

Следующий эпизод: солдатско-рабоче-крестьянская масса сметает жалкий заслон защитников буржуа, прогоняет их вместе с социал-патриотами. Торжество победившего народа. Звучат фанфары, падает орел, на его месте — плакат "РСФСР". Теперь биржа символизирует Россию. С разных сторон с кораблей и катеров на Неве слышны сирены, выстрелы пушек, видны дымы — там кругом фронты, на которые уходят мимо портала отряды красноармейцев.

Апофеоз и финал. Возвращаются победители, отряды разных родов войск. С разных сторон (стран и частей света) к фондовой бирже съезжаются лодки, катера, представители пролетариев всех стран приветствуют первую Республику Советов. Вот оно — обыгрывание акватории. Вокруг — алый рассвет нового дня. Рождается новое братство трудящихся, новый интернационал.

Кончилась короткая петербургская  ночь. Финал действия символичен, его приурочили к восходу солнца.

Данное описание не полное. Я хотел лишь проиллюстрировать схематично-символичный характер режиссерского замысла по лозунгам и схемам большевистской агитки и мастерства организаторов, которые и место, и время действия включили в символику и художественный язык представления. Ленин приезжал в Питер, но свидетельств его участия в этом действе нет.

Еще один поучительный пример мастерского включения в режиссерский замысел природной и городской среды — постановка 1920 г. "Блокада России". Местом действия был избран остров среди многочисленных рукавов в устье Невы, возвышение напротив которого служило прекрасным амфитеатром для зрителей. Остров символизировал революционную Россию, а по воде и по мосткам на нее наступали силы контрреволюции и интервенции. Сражения театрализованных групп на мостках, десант англичан на бутафорских кораблях, сбрасывание интервентов в море — это уже детали схематично-символического действия, завершающегося апофеозом торжества революции.

Воспроизведение эпизодов революционных событий имело место и в других городах России. Классической постановкой эпизодного выстраивания действия, где эпизоды объединены темой и замыслом, можно считать "Гимн освобожденному труду", в котором в хронологическом порядке и театрализованной форме были воспроизведены сюжеты "борьбы трудящихся с эксплуататорами": Спартак, С.Разин, Е.Пугачев, Парижская коммуна и победная Октябрьская революция как осуществление многовековой мечты трудящихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 10. Культурно-просветительная работа в годы Великой отечественной войны и послевоенный период.

Великая Отечественная  война, длившаяся 1418 бесконечных дней и ночей и унесшая почти 27 миллионов  жизней советских людей, была огромным испытанием и для культурно-досуговых  учреждений.

С началом войны резко  сократились ассигнования на содержание клубов, библиотек, Домов культуры, уменьшилась их сеть. Уже во второй половине 1941 г. количество клубных учреждений и библиотек уменьшилось наполовину по сравнению с предвоенным периодом. На фронт и в партизанские отряды ушла значительная часть профессиональных работников учреждений культуры. Многие учреждения культуры стали базой военных госпиталей, воинских частей и эвакуированного населения.

Перестройка жизни страны на военный лад под лозунгом "Все для фронта? Все для победы!" коснулась и учреждений культуры. Деятельность каждого из них была подчинена организации масс на защиту Родины и решению насущных народнохозяйственных задач военного времени.

Работа культурно-досуговых  учреждений осуществлялась в соответствии с требованиями военного времени, которые были конкретизированы в приказе Наркомпроса РСФСР "О работе политико-просветительных учреждений в военное время".

Основным содержанием  работы домов культуры, клубов, библиотек, музеев, изб-читален стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма, освещение различными формами и методами хода войны, ознакомление с международным и внутренним положением Советского Союза. Учреждения культуры пропагандировали героические подвиги советских людей в тылу и на фронте; тема советского патриотизма стала ведущей в их деятельности.

Несмотря на все трудности  военного времени значительно расширилась сфера влияния клубов, библиотек и музеев. Их работа была перенесена в цеха, красные уголки , полевые станы, бомбоубежища, на станции метро, агитпункты вокзалов, на платформы железнодорожных станций, в воинские части, госпитали, на призывные пункты военкоматов по месту жительства.

С началом войны изменился  режим работы культурно-досуговых учреждений, проводилась групповая и индивидуальная работа с населением: беседы, читки газет, небольшие концерты в перерывах между сменами, встречи с фронтовиками, прибывшими в краткосрочный отпуск по ранению. Были созданы разнообразные передвижные учреждения культуры - походные клубы, агитэскадрильи, агиткатера (на фронте), библиотеки-передвижки, агитпоезда, агитмашины, агитповозки, агитпункты. В полной мере использовался опыт передвижной работы времен гражданской войны.

Основными направлениями  деятельности клубов, библиотек и других учреждений культуры в тылу в годы войны стали: агитационно-пропагандистская, оборонно-массовая работа, проведение широкой справочной работы, участие учреждений культуры в подготовке для народного хозяйства рабочих массовых профессий в условиях, когда мужчин на производстве заменили женщины и подростки; развитие художественной самодеятельности как средства духовной мобилизации народа на борьбу с фашистами и организации отдыха людей в условиях тяжелого труда.

С июня 1941 г. сводки Совииформбюро широко использовались клубами и библиотеками для разъяснительной работы. Кроме того, культработники шли в цеха, в поле, на фермы и там разъясняли людям смысл военных событий. Проводились также беседы и доклады о текущем моменте, о международном и внутреннем положении страны, а также чтение газетных статей и очерков. Особой любовью у народа пользовались писатели-фронтовики: Н. Тихонов, К. Симонов, М. Шолохов, И. Эренбург и др. Большое впечатление оказывали на тружеников тыла встречи с фронтовиками, которые организовывались клубными работниками.

Культурно-досуговые  учреждения широко использовали наглядные  материалы, в том числе карты, плакаты, отражающие ход военных действий,  фотовитрины; специально выпускаемые "листовки-молнии", "боевые листки" освещали успехи на фронте, трудовые достижения в тылу. Работники учреждений культуры писали письма на фронт за малограмотных, наводили справки о судьбе близких и родных, пропавших без вести.

Значительную работу с населением проводили музеи, Государственный исторический музей (Москва) организовал в 1941 г. 38 выставок-передвижек в рабочих клубах и красных уголках предприятий, в Доме Союзов, в Парке культуры и отдыха им. М. Горького, во многих музеях страны. Музейные сотрудники Свердловска в 1941-42 г.г. провели 180 лекций, на которых присутствовало около 200 тыс. слушателей.

Бесценным делом работников культуры было спасение культурных ценностей, исторических, художественных и литературных памятников. Работники библиотек, картинных  галерей и музеев организовывали эвакуацию культурных ценностей, порой рискуя жизнью. Работая днем и ночью, они отбирали, тщательно упаковывали и отправляли в глубокий тыл все, что представляло ценность. Так были вывезены почти полностью экспозиции ряда музеев, около 700 тыс. единиц фондов рукописей и книг Государственной библиотеки им. В.И. Ленина, свыше 18 тыс. экспонатов Третьяковской галереи. Шла огромная и кропотливая работа по спасению и эвакуации памятников культуры Ростова, Киева , Севастополя и других городов.

Следует особо сказать  о работе культработников в госпиталях. Они проводили концерты для раненых, читали им книги и газеты, проводили  беседы, обзоры литературы, писали письма родным и близким.

Сельские учреждения культуры проводили работу по сбору теплых вещей для фронтовиков, устраивали вечера, на которых женщины пряли шерсть, вязали теплые носки и варежки для воинов.

В суровое военное  время особое место в деятельности культурно-досуговых учреждений занимала художественная самодеятельность. Военные условия требовали создания мобильных групп, фронтовых бригад, способных выступать в любых условиях фронта и тыла. Изменился репертуар, в нем преобладала патриотическая тема: концертные номера и одноактные пьесы посвящались героической борьбе армии, флота, трудовым подвигам в тылу, действиям партизан и подполья в тылу врага.

В условиях удлиненного  рабочего дня и изнурительного труда  художественная самодеятельность являлась неизменным средством организации отдыха миллионов людей. Характерные процессы военного времени естественно повлекли за собой сокращение коллективов художественной самодеятельности, кадров профессиональных руководителей. Самыми распространенными видами художественных коллективов были агитбригады, концертные бригады.

Первые в стране фронтовые бригады самодеятельных артистов Дворца культуры Московского автозавода (директор ДК Л.А. Хайло) и Московского Дома культуры им. Горького (директор ДК В.В. Симбухов-ский) стали действовать уже в 1941 г. Особый интерес в их программах проявлялся к произведениям малых форм: коротким сценкам, стихам, песням, частушкам. Из классических произведений использовались главным образом те, в которых отражалось героическое прошлое русского народа.

В коллективах художественной самодеятельности увеличилось количество" концертных выступлений. В 1942 г. силами художественной самодеятельности профсоюзов было проведено около 20 тыс. спектаклей и концертов, а в 1944 г. - около 50 тыс. концертов и спектаклей, которые посмотрело 12.467.966 человек.

Фронтовые концертные бригады были сформированы из артистов Малого, Художественного театров, театра им. Е. Вахтангова. Артисты В. Пашенная, В. Рыжова, И. Москвин, А. Тарасова, В. Качалов, певицы Л. Русланова, К. Новикова, К. Шульженко провели тысячи выступлений в тылу и на фронте.

В партизанских отрядах  также создавалась своя художественная самодеятельность. Искусство помогало патриотическому воспитанию народа, подъему его морального духа. В 1943-44 гг. был проведен Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности, в котором участвовало 500 тыс. человек. В репертуаре сельских коллективов были частушки, любимые народные песни, такие как "Катюша", "Вечер на рейде" В. Захарова, "В лесу прифронтовом" Б. Мокроусова, "Землянка" К. Листова и другие. А в 1945 г. был уже второй Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности, в нем участвовало около 900 тыс. человек. С успехом прошли смотры в областях, освобожденных от немецко-фашистских захватчиков: Брянской, Курской, Ленинградской, Новгородской, Псковской и др. Большую культурную работу среди воинов проводили армейские учреждения культуры. Еще до войны в армии сложилась сеть культурно-досуговых учреждений. В высшем звене имелись: Центральный Дом Красной Армии, театр Красной Армии, студия им. Грекова, армейский ансамбль песни и пляски им. Александрова, в среднем - окружные, флотские, армейские дома Красной Армии; в низшем - клубы соединений, частей, кораблей 1-го и 2-го рангов военно-морских баз.

Информация о работе Лекции по "Социально культурной деятельности"