Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 08:52, курс лекций
Тема 3. Зарождение досуговых форм социальной организации человека в древнем мире
Тема 4. Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.
Тема 5. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена
...
Тема 12. Социально-культурная деятельность в современной России
В начале Отечественной войны на фронте были созданы фронтовые и армейские дома Красной Армии, которые находились при политуправлениях фронтов и политотделах армий. При политотделах дивизий имелись дивизионные клубы, в частях отдельных родов войск - клубы частей, полков. В зимнее время оборудовались клубы-землянки, полевые агитземлянки. Руководили воинскими клубами, как правило, политработники, а иногда и командиры частей. Для работы во фронтовых и армейских учреждениях культуры направлялись призванные в армию учителя школ, преподаватели вузов и ученые-обществоведы. На Волховском фронте, например, в домах культуры Армии служили: полковник Чагин - профессор, доктор философских наук, капитан Базанов -кандидат исторических наук, поэт Всеволод Рождественский и др18.
При Главном политуправлении для обслуживания фронтов был создан специальный агитпоезд; такие поезда были организованы и на отдельных фронтах. Агитмашины были включены в штаты фронтовых и армейских домов культуры, во главе коллектива агитмашины находился лектор. Машина была специально оборудована, в ней имелась киноустановка, радиоприемник, библиотечка художественной, военной литературы, музыкальные инструменты, средства наглядной агитации. Часто при агитмашине был коллектив художественной самодеятельности, иногда в очередную поездку направлялась на фронт фронтовая бригада артистов-профессионалов. Армейские передвижные учреждения культуры в перерывах между боями, на привалах, в госпиталях проводили разные мероприятия. Так, например, после освобождения г. Солнечногорска туда приехала агитмашина № 3 (руководитель - Г. Ба-делин). На улицах еще слышалась стрельба, а коллектив агитмашины во главе с батальонным комиссаром П. Рожковым разместился в двух километрах от переднего края и в течение нескольких часов непрерывно выступал перед выходившими из боя подразделениями 44 кавалерийской дивизии19.
Фронтовые армейские ансамбли песни и пляски наряду с концертными выступлениями оказывали методическую помощь армейской художественной самодеятельности. Они проводили семинары запевал, гармонистов, помогали в организации вечеров художественной самодеятельности. В задачи культурно-досуговых учреждений фронта входила популяризация опыта освободительной войны, разъяснение воинских уставов и наставлений, боевых традиций армии, авиации и флота, пропаганда русской культуры и русского военного искусства, организация отдыха личного состава.
Распространенными формами работы культурно-досуговых учреждений на фронте было проведение бесед на различные темы, с использованием наглядных средств - плакатов, листовок, портретов героев, фотовыставок боевых действий. Для ведения работы с воинами в условиях войны использовались радио и громкоговорящие установки. Передавались сводки Совинформбюро, песни, концерты, грамзаписи. Этими же средствами велась пропаганда и на войска противника. В блиндажах, прямо на боевых позициях, в госпиталях для наших солдат и офицеров работники библиотек проводили читки газет и художественной литературы. Воины слушали и читали статьи и стихи И. Эренбурга, К- Симонова и других писателей и поэтов. За время войны на фронте состоялось свыше 6 млн. киносеансов. Успехом у фронтовиков пользовались кинофильмы "Они защищали Родину", "Зоя", "Радуга", "Чапаев", "Мы из Кронштадта", "Народные мстители", "Валерий Чкалов". Перед киносеансом, как правило, проводились беседы20.
Война нанесла большой ущерб учреждениям культуры. На оккупированной территории гитлеровцы варварски уничтожили и разграбили 427 музеев, 44 тыс. зданий театров, клубов и других культурно-досуговых учреждений. Пострадали книжные фонды библиотек. Только в массовых библиотеках страны было расхищено и уничтожено 100 млн. книг.21
О том, насколько за годы войны изменилась сеть учреждений культуры, можно судить по следующим цифрам. С 1941 по 1945 год количество Дворцов, Домов культуры, клубов сократилось с 1 мил. 18 тыс. до 9 тыс. 500; массовых библиотек - с 95.401 до 47.440; книжный фонд - с 185 мил. экз. книг до 109; музеев - с 991 до 787; киноустановок - с 28 тыс. до 14,5 тысячи. Но по мере освобождения территорий от немецкой оккупации в стране развертывалась работа по восстановлению объектов культуры, причем она часто осуществлялась по инициативе самого населения.
В ноябре 1944 г. СНК РСФСР принял постановление "О мерах по улучшению работы изб-читален, сельских клубов и районных домов культуры". Предусматривались меры по восстановлению закрывшихся в годы войны учреждений культуры. Ставилась задача иметь в каждом сельском Совете клуб, в каждом районном центре - Дом культуры. Постановлением СНК в феврале 1945 г. был создан Комитет по делам культурно-просветительных учреждений при СНК РСФСР. Такие же комитеты создавались в союзных республиках. В автономных республиках были образованы управления по делам культурно-просветительных учреждений, а на местах - отделы культлросветработы при исполкомах местных Советов. Все это улучшало государственное руководство системой культурно-досуговых учреждений. Одной из главных задач государственных органов оставалось обеспечение хода работ по восстановлению учреждений культуры. Предстояло также расширить сеть средних и высших учебных заведений, готовящих кадры для клубов, библиотек, музеев и других учреждений культуры.
Годы Великой Отечественной войны доказали жизненную силу культурно-досуговых учреждений. Учреждения культуры выдержали испытания войной, они стали дополнительным оружием в борьбе за победу. Война потребовала от работников культуры большой оперативности, гибкости в работе, использования новых форм и методов работы с людьми. Простота, доходчивость, эмоциональность и наглядность -вот тот идеал, к которому стремились работники учреждений культуры при организации досуговой деятельности. В этом смысле опыт, накопленный культурно-досуговыми учреждениями в годы Великой Отечественной войны, имеет непреходящее значение.
Культурно-досуговая деятельность в 1946 -1997 годах
В послевоенный период наметились изменения в культурных потребностях людей, способах проведения ими своего свободного времени. Это было обусловлено целым комплексом факторов: постепенным сокращением трудового дня для рабочих и служащих на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях, способствующем увеличению количества свободного времени; повышением образовательного уровня населения, улучшением его жилищных условий, ростом доходов; процессами урбанизации, развитием средств массовой информации и, особенно, появлением и распространением телевидения.
В период 1946 - 1970 гг. возросли
временные затраты людей на осуществление
культурно-досуговой
В структуре досуга людей большее место стали занимать занятия, имеющие целью самообразование, чему в значительной степени способствовало появление в сфере досуга различных образовательных учреждений: университетов культуры научно-педагогических, технических, сельскохозяйственных знаний. Увеличилось число людей, занимающихся в свободное время общественной деятельностью.
Сокращение рабочего дня, начатое государством с 50-х гг., стимулировало развитие традиционных форм внесемейного общения в сфере досуга, принимавшего формы "гостевания", а также "мужских", "женских" "молодежных" компаний, собиравшихся на дому и за его пределами: на улицах,близ мест проживания, в парках, садах, скверах. Люди стали затрачивать больше времени на активные формы отдыха. Увеличились масштабы туристской деятельности как в виде самодеятельного туризма, так и в его организованных формах. Среди жителей особенно крупных городов приобретали популярность загородные прогулки, разнообразные виды семейного отдыха.
В период 1946 - 1970 гг. значительно
расширилась сеть культурно-досуговых
учреждений. Первые послевоенные годы
характеризовались усиленной
С середины 50-х г. в строительство объектов культуры активно включались колхозы. Сельскохозяйственными предприятиями выделялись финансовые средства, создавались строительные бригады, ставился вопрос о передаче на их баланс части сельских учреждений культуры с последующим их содержанием.
Дополнительным стимулом к строительству объектов культуры явилось развернувшееся в стране с 1956 г. движение по благоустройству сел, смысл которого заключался в создании на селе целого комплекса культурно-воспитательных и бытовых учреждений: клубов, библиотек, школ, детских садов, бань, колодцев; озеленении улиц.
В 1965 г. было положено начало преобразованию сельских клубов, расположенных на центральных усадьбах колхозов, совхозов, сельсоветов в сельские Дома культуры с приданием им статуса головного клубного учреждения.
В 60-е гг. была выдвинута задача создания в пределах сельского районного центра комплекса учреждений культуры. Это предполагало иметь в районных центрах районный Дом культуры, широкоэкранный кинотеатр, детскую музыкальную школу, музей, районную библиотеку, народную филармонию, парк культуры и отдыха, художественно- оформительскую мастерскую, автоклубы.
В городах и поселках городского типа строительство массовых учреждений культуры производилось за счет государственных средств, фондов предприятий, отчислений местных бюджетов. По данным официальной статистики, общее количество массовых учреждений в течение 1946-1970 гг. увеличилось. Так, если в РСФСР имелось в 1940 г. 56,1 тыс. библиотек, то в 1970 г. этот показатель равнялся уже 61,1 тыс., клубных учреждений в 1940 г. было 74,1 тыс., то в 1970 г. - 78,7 тыс., киноустановок в 1940 г. насчитывалось 17,6 тыс., а в 1970 г. - 96,7 тыс22. С 60-х гг. интенсивнее стало развертываться строительство театров. Так в 1960 г. количество театров равнялось 288, а в 1970 г. - 31023. К концу 50-х - началу 60-х гг. относится возникновение первых общественных учреждений культуры: общественных клубов, библиотек, библиотек-читален, народных музеев. На общественных началах стали создаваться самодеятельные театры, симфонические оркестры, хоры, оперные, вокальные и балетные студии, областные народные филармонии и т.п. В общественных учреждениях культуры и административное руководство, и организация различных направлений деятельности осуществлялись силами активистов.
С развитием сети учреждений культуры остро встал вопрос о подготовке кадров. В 1949 гг. в двух функционирующих в России библиотечных институтах были созданы факультеты культурно-просветительной работы, а с 1959 г. институты начали вести подготовку специалистов по художественным специализациям. В 1964 г. библиотечные институты были переименованы в институты культуры. К 1971 г. их общее число в России составляло 8. Развивалась система среднего специального образования в сфере досуга. Функционирующие в стране в послевоенное время культпросветшколы с конца 50-х гг. постепенно стали заменяться культурно-просветительными училищами. Примерно в это же время подготовка специалистов для сферы досуга стала проводиться не только в специализированных учебных заведениях, но и на базе некоторых средних общеобразовательных школ и вузов страны, не связанных впрямую с культурой. В сельскохозяйственных, педагогических и других вузах начали функционировать факультеты общественных профессий (ФОПы), осуществляющие подготовку руководителей художественной самодеятельности. В массовые досуговые учреждения начиная с 60-х гг. направлялась часть выпускников специальных учебных заведений, готовивших специалистов для сферы профессионального искусства: консерваторий, театральных институтов, музыкальных училищ и музыкальных школ. Государственные учебные заведения обеспечивали кадрами не только государственные учреждения культуры, но также профсоюзные и другие ведомства.
В течение 1945-1970 гг. деятельность культурно-досуговых учреждений обогатилась новым содержанием по всем направлениям. Стала развиваться лекционная работа. Тематика лекций охватывала вопросы политики, экономики, науки, искусства, морали и т.п. В значительной степени оживлению лекционной работы способствовало возникновение в 1947 г. Общества политических и научных знаний. Со второй половины 50-х гг. в клубных учреждениях активно стала использоваться такая форма работы, как "тематический вечер". Это были вечера-встречи, вечера-чествования, вечера-портреты, вечера боевой и трудовой славы, вечера-митинги, вечера-репортажи, вечера вопросов и ответов. Получили распространение "устные журналы", "световые газеты", а с конца 50-х гг. возродились "воскресные чтения".
В целях пропаганды научно-технического прогресса клубы часто выступали в качестве инициаторов проведения "дней техники", "технических декад", "недель технического прогресса" и т.п.
Новым явлением было развитие любительского движения. При Дворцах, Домах культуры, клубах стали создаваться устойчивые группы людей, объединенных общим интересом к какому-либо виду деятельности. Это были "любительские клубы" и "клубы по интересам". Возникли клубы любителей музыки, поэзии, литературы, клубы кинолюбителей, радиолюбителей, фотолюбителей, любителей науки, техники, природы, спорта, туризма, клубы коллекционеров. Под влиянием клубных программ КВН {одним из первых руководителей такого клуба веселых и находчивых был А. Сухорадо во Дворце культуры "Родина" г. Химки), появились телевизионные передачи "клубы веселых и находчивых".
Среди молодежи началось движение за создание молодежных клубов, вызванных к жизни VI Всемирным фестивалем молодежи и студентов и Всесоюзным фестивалем советской молодежи. Популярными среди молодежи были "Клубы любознательных", "Клубы интересных встреч", "Клубы занимательных встреч". С середины 60-х гг. молодежь стала создавать клубы с широкой познавательной программой, например, "Глобус", "Горизонт", "Кругозор". В клубных учреждениях к работе любительских объединений привлекались учащиеся школ. Организовывались клубы по интересам, объединявшие старшеклассников, подростковые и детские клубы. В художественной самодеятельности начали пробивать себе дорогу новые тенденции. На базе высших учебных заведений стали возникать самодеятельные студенческие театры с собственным репертуаром, эстетической платформой, оригинальными режиссерскими решениями.
С середины 50-х гг. получили
распространение агитационно-
Информация о работе Лекции по "Социально культурной деятельности"