Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:40, контрольная работа
Последние десятилетия XIX - начала XX вв. были отмечены расширением сети образовательных учреждений в сфере досуга: функционировали воскресные и вечерне-воскресные школы, различные образовательные курсы и кружки, в конце XIX в. появились первые народные университеты. Эти образовательные учреждения посещались малоимущими и не имеющими образования мещанами, особенно рабочими фабрик и заводов, которые в этот период представляли собой уже достаточно крупный слой в среде городского населения.
--
1. Последние десятилетия
XIX - начала XX вв. были отмечены расширением
сети образовательных учреждений в сфере
досуга: функционировали воскресные и
вечерне-воскресные школы, различные образовательные
курсы и кружки, в конце XIX в. появились
первые народные университеты. Эти образовательные
учреждения посещались малоимущими и
не имеющими образования мещанами, особенно
рабочими фабрик и заводов, которые в этот
период представляли собой уже достаточно
крупный слой в среде городского населения.
В начале XX в. в целях своего собственного
просвещения рабочие стали создавать
самодеятельные организации: "общества
самообразования рабочих". На рубеже
XIX - XX вв. в России появились первые Народные
"дома, ставящие своей целью организацию
разумных развлечений для народа. В отличие
от сословно-профессиональных клубов,
которые, несмотря на некоторые демократические
тенденции в своей деятельности, все же
продолжали сохранять замкнуто-корпоративный
характер, Народные дома были ориентированы
на самые низшие слои российского населения.
Их контингент состоял в большинстве своем
из мастеровых, ремесленников, представителей
промышленного пролетариата. В Народных
домах силами интеллигенции велась культурно-просветительная
работа: проводились лекции, устраивались
спектакли, экскурсии, создавались любительские
драматические и хоровые коллективы. При
Народных домах работали библиотеки-читальни
и общественные чайные. Однако численность
Народных домов была невелика, что снижало
доступность этих очагов культуры для
трудовых слоев горожан.
В связи с нарастанием революционного
движения в начале XX в. общественные формы
просвещения все чаще стали использоваться
представителями различных политических
движений для пропаганды своих идей. Под
прикрытием различных занятий в кружках,
в вечерне-воскресных школах проводились
беседы на политические темы или чтение
политической литературы. Под видом таких
широко распространенных форм досуга
городских мещан, как пикники, майские
гулянья за городом, в лесу, роще, устраивались
политические сходки-маевки. Политическая
направленность отличала немалое количество
рабочих клубов, которые стали возникать
в городах после революционных событий
1905 г. Эта причина, в частности, послужила
поводом для их закрытия после разгрома
революции в 1906-1907 гг. Их "вторая"
жизнь началась уже после Февральской
революции 1917 г., когда эта форма рабочих
объединений стала полноправной в числе
других общественных организаций. В годы,
последовавшие после подавления восстания
1905 г., рабочие в качестве альтернативы
стали охотнее прибегать к созданию уже
упомянутых "обществ самообразования",
к которым власти относились более лояльно.
В этих обществах больше внимания уделялось
вопросам образования, духовного развития
рабочих. В уставах обществ в качестве
видов деятельности назывались такие,
как проведение лекций, литературных вечеров,
концертов, спектаклей, чтение литературы в библиотеках-
В этот период было положено начало организации
досуга детей из бедных семей. Первые клубы
для детей и подростков из рабочей среды
были созданы в Москве, в районе Бутырок
и Марьиной рощи, под руководством С.Т.
Шацкого и А.У. Зеленко. В 1906 г. по программе
С.Т. Шацкого при поддержке его друзей
и единомышленников детские клубы, кружки
начали организовываться и в других районах
Москвы. Каждый из клубов основывался
на определенном интересе: к театру, музыке,
изобразительному искусству, науке. Периодически
устраивалось общее для всех участников
посещение театров, музеев, выезды за город.
Просветительская деятельность, осуществляемая
в народных культурно-образовательных
учреждениях, велась в основном образованными
представителями мещанского сословия
из средних и зажиточных слоев на общественных
началах. Нередко они входили в состав
общественных руководящих органов.
Начало XX в. характеризовалось также развитием
различных общественных организаций,
в которых объединялись представители
интеллектуальных профессий. Это - общества
врачей, краеведов, театральные и литературные
общества. Общества имели свой устав, кассу;
члены обществ устраивали собрания на
определенные темы с выступлением докладчиков
и последующим обсуждением сообщений.
Результаты состоявшихся дискуссий нередко
опубликовывались в различных периодических
изданиях. Как правило, подобные общества
были немногочисленны по количеству участников.
2. В течение 1945-1970 гг. деятельность
культурно-досуговых учреждений обогатилась
новым содержанием по всем направлениям.
Стала развиваться лекционная работа.
Тематика лекций охватывала вопросы политики,
экономики, науки, искусства, морали и
т.п. В значительной степени оживлению
лекционной работы способствовало возникновение
в 1947 г. Общества политических и научных
знаний. Со второй половины 50-х гг. в клубных
учреждениях активно стала использоваться
такая форма работы, как "тематический
вечер". Это были вечера-встречи, вечера-чествования,
вечера-портреты, вечера боевой и трудовой
славы, вечера-митинги, вечера-репортажи,
вечера вопросов и ответов. Получили распространение
"устные журналы", "световые газеты",
а с конца 50-х гг. возродились "воскресные
чтения".
В целях пропаганды научно-технического
прогресса клубы часто выступали в качестве
инициаторов проведения "дней техники",
"технических декад", "недель технического
прогресса" и т.п.
Новым явлением было развитие любительского
движения. При Дворцах, Домах культуры,
клубах стали создаваться устойчивые
группы людей, объединенных общим интересом
к какому-либо виду деятельности. Это были
"любительские клубы" и "клубы
по интересам". Возникли клубы любителей
музыки, поэзии, литературы, клубы кинолюбителей,
радиолюбителей, фотолюбителей, любителей
науки, техники, природы, спорта, туризма,
клубы коллекционеров. Под влиянием клубных
программ КВН (одним из первых руководителей
такого клуба веселых и находчивых был
А. Сухорадо во Дворце культуры "Родина"
г. Химки), появились телевизионные передачи
"клубы веселых и находчивых".
8 ноября 1961 года в эфире Центрального
телевидения впервые вышла передача под
названием КВН. За десятилетия существования
Клуба Весёлых и Находчивых тысячи людей
сами играли в эту игру и миллионы стали
её болельщиками и зрителями.
В настоящее время КВН является самой
популярной среди молодёжи России
формой организации досуга. Число школьников
и студентов, играющих в КВН, более 500 тысяч.
Во многих субъектах РФ существует
целостная система организации игровых
турниров и региональных фестивалей
команд КВН школьников и учащейся молодежи.
Среди молодежи началось движение за создание
молодежных клубов, вызванных к жизни
VI Всемирным фестивалем молодежи и студентов
и Всесоюзным фестивалем советской молодежи.
Популярными среди молодежи были "Клубы
любознательных", "Клубы интересных
встреч", "Клубы занимательных встреч".
С середины 60-х гг. молодежь стала создавать
клубы с широкой познавательной программой,
например, "Глобус", "Горизонт",
"Кругозор". В клубных учреждениях
к работе любительских объединений привлекались
учащиеся школ. Организовывались клубы
по интересам, объединявшие старшеклассников,
подростковые и детские клубы. В художественной
самодеятельности начали пробивать себе
дорогу новые тенденции. На базе высших
учебных заведений стали возникать самодеятельные
студенческие театры с собственным репертуаром,
эстетической платформой, оригинальными
режиссерскими решениями.
С середины 50-х гг. получили распространение
агитационно-художественные бригады.
Развитие на рубеже 50-х - 60-х гг. "авторской
песни" дало толчок возникновению в
1970 г. первых клубов самодеятельной песни.
Со второй половины 50-х гг., в рамках художественной
самодеятельности стали появляться эстрадные
коллективы, оркестры народных инструментов,
кружки, сочетающие спортивные элементы
с музыкальным искусством: акробатические,
художественной гимнастики, в 60-е гг. -
ансамбли бального танца, вокально-инструментальные
ансамбли, эстрадно-цирковые ансамбли.
Развитие технического творчества способствовало
появлению новых видов самодеятельного
художественного творчества: фотокружков,
фотостудий, киностудий. Расширились масштабы
изобразительного и декоративно-прикладного
самодеятельного искусства.
В произведениях народных
мастеров появилось больше самобытности,
ощутимее стала связь с традиционной народной
культурой, фольклором. Стимулом для развития
самодеятельного художественного творчества
служили проводимые в стране государственными
органами совместно с общественными организациями
смотры, конкурсы, фестивали художественной
самодеятельности.
Активизировалась работа клубных учреждений
по проведению массовых праздников. С
начала 50-х гг. в стране начинает складываться
традиция отмечать дни, посвященные различным
профессиям. Клубы включались в работу
по подготовке трудовых праздников: "Дня
шахтера", "Дня строителя", "Дня
железнодорожника", "Дня животновода",
"Дня механизатора" и т.п. В эти же
годы наиболее популярными стали праздники,
связанные с важными для человека природными
циклами, этапами в трудовой деятельности:
"Праздник весны", "Праздник русской
зимы", "Праздник первой борозды",
"День сева", "День урожая" и
т.п. В клубных учреждениях в праздничной
обстановке отмечались поворотные в жизни
конкретного человека события: "Дни
совершеннолетия", "Вручение паспорта",
"Посвящение в рабочие", "Посвящение
в хлеборобы", бракосочетание молодых
людей и т.д.
В период 1945-1970 гг. значительно расширили
свою деятельность по организации досуга
населения и другие массовые учреждения
культуры: библиотеки, музеи, парки культуры
и отдыха, кинотеатры. Проведение тематических
вечеров, устных журналов становилось
все более частым явлением в практике
работников этих учреждений. При них стали
возникать любительские объединения.
Они чаще включались в проведение массовых
праздников.
Музеи и кинотеатры открыли для себя новые
возможности увеличения контингента посетителей.
Начавшееся в 50-е г. туристское движение,
возрастание интереса людей к отечественной
истории, культуре подтолкнуло музеи к
расширению форм культурно-массовой работы.
К концу 50-х гг. музеи стали проводить
"дни открытых дверей", "дни"
дифференцированного обслуживания населения,
организовывали передвижные выставки,
передвижные лектории и передвижные музеи,
особенно для обслуживания сельских
жителей.
В конце 50-х гг. в сфере досуга возродилась
такая форма самообразования, как народные
университеты. Первыми из них были университеты
культуры и эстетических знаний. В последующие
годы количество народных университетов
постепенно увеличилось, расширялся профиль
их деятельности: появились университеты
по отраслям знаний, университеты здоровья,
университеты повышения квалификации
работников промышленных и сельскохозяйственных
предприятий.
Университеты создавались в
городской и сельской местности на базе
культурно-просветительных учреждений,
на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах,
в научно-исследовательских институтах,
учебных заведениях, в творческих коллективах
и т.д.
К 1970 г. расширились границы деятельности
профессиональных творческих коллективов.
Это было обусловлено не только ростом
числа театров и концертных организаций,
но и новыми формами общения со зрителями
и слушателями. Театры Москвы и Ленинграда,
других городов стали формировать творческие
бригады для обслуживания сельского населения.
Выездные концерты и спектакли начали
входить в практику работы творческих
коллективов практически всех крупных
городов. Театральные и концертные организации
стали заключать договоры о творческом
содружестве с промышленными и сельскохозяйственными
предприятиями.
Роль организаторов досуговых мероприятий
брали на себя профсоюзные, комсомольские
организации, органы общественного самоуправления:
различные советы, комиссии, комитета
и т.д. На многих предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях
после окончания работы или занятий проводились
лекции, беседы, организовывались экскурсии
на выставки, в музеи, коллективные выезды
в театры, устраивались концерты и вечера
отдыха. При промышленных предприятиях
действовали спортивные секции, клубы,
группы здоровья. В цехах крупных предприятий
организовывались кружки художественной
самодеятельности.
Развивалась работа по месту жительства,
наибольшее значение ей придавалось в
городах. При домоуправлениях действовали
красные уголки, в которых можно было услышать
лекцию, посмотреть концерт художественной
самодеятельности. Особую актуальность
работа по месту жительства приобрела
в связи с развитием с середины 50-х гг.
массового жилищного строительства. В
новых условиях в целях расширения возможностей
людей для осуществления досуговых занятий
домоуправления выделяли помещения под
различные культурные мероприятия, занятия
спортом, общественные библиотеки и т.п.
Использовались площадки близ домов для
проведения всевозможных зрелищных мероприятий.
Уделялось внимание работе с детьми. Во
дворах жилых домов создавались детские
клубы, кружки художественной самодеятельности,
детские "комнаты". Организацию культурной
работы брали на себя женсоветы домоуправлений
или домовые комитеты при содействии культурно-досуговых
учреждений: Дворцов и Домов культуры,
библиотек, кинотеатров и др.
В 70 - 80-е гг. в отличие от предыдущего
периода в структуре досуга изменилось
соотношение общественно-организованных
форм и индивидуальных: прослеживалась
тенденция к возрастанию последних. С
наибольшей полнотой проявились процессы
"одомашнивания" досуга, замедления
темпов роста посещаемости учреждений
культуры, а по некоторым учреждениям
ее резкое снижение.
Это коснулось, в частности кинотеатров,
концертных учреждений, музеев, клубов24.
Но параллельно с этим явлением широкое
развитие получила неорганизованная самодеятельность,
особенно в молодежной среде. Формы ее
проявления были различны: подростково-молодежные
компании с ориентацией на "уличное"
общение, "молодежные вечеринки",
"подпольные" рок-группы (российский
андеграунд). Начали набирать силу неформальные
молодежные объединения: хип-система,
панки, рокеры всех оттенков, брейкеры,
объединения фанатов (фанов) спортивных
клубов и др.
И молодежь, и люди более старших возрастов
проявляли повышенный интерес к неоформленной
институционально любительской деятельности.
По сравнению с предыдущим периодом масштабы
ее расширились, возникали новые виды
любительских объединений, например, клубы
любителей бега и др. Любительская деятельность
нередко выливалась в художественное
творчество, приобретавшее характер домашнего
"хобби", реализовывавшееся в кругу
семьи, дружеских компаниях.
В 70 - 80-е гг. продолжал интенсивно
развиваться туризм. Широкий размах
получили его неорганизованные и слабо
организованные формы. Надо заметить,
что развитию самодеятельного туризма
способствовало существенное увеличение
транспортных средств, находящихся в личной
собственности граждан: автомобилей, мотоциклов,
мотороллеров, велосипедов, средств водного
передвижения.
Приметой времени явилось
возрастание значимости в глазах
населения семейного досуга. Туристические
походы, совершаемые всеми членами семьи,
посещение учреждений культуры, совместные
занятия какими-либо видами деятельности
получали все большее распространение.
Наряду с различными проявлениями
внеинституциональной культурной активности
населения в сфере досуга в описываемые
годы появились новые общественно-организованные
формы культурной деятельности. Примерами
могут служить создававшиеся с 1972 г. в
различных городах - Новосибирске, Салехарде,
Москве - фонды и центры молодежной инициативы,
молодежные культурные центры, учредителями
которых выступали местные молодежные
организации (впоследствии они были преобразованы,
в молодежные центры досуга), различные
самодеятельные коллективы при детских
и юношеских организациях, учреждениях
культуры не клубного типа, самодеятельные
дискотеки. С середины 70-х г. начало развиваться
самодеятельное фольклорное движение,
представленное фольклорными ансамблями,
любительскими фольклорными объединениями.
Возникнув первоначально в крупных городах,
это движение стало постепенно втягивать
в свою орбиту и более мелкие населенные
пункты городского типа, а также сельские
поселения.