Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 19:57, реферат
Виды аудита, внутренний и внешний. Аудит органов дознания.
Введение
Возникновение аудита в первую очередь связано с разделеним интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятия
(администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его
деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли
и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую
предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия.
Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны
администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры
хотели быть уверены, что их не обманывают, что отчетность,
представленная администрацией, полностью отражает действительное
финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой
информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались люди,
которым, по мнению акционеров, можно было доверять.
Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его
безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета не
имело сначала особого значения, однако с усложнением бухгалтерского
учета необходимым условием становится и хорошая профессиональная
подготовка аудитора.
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. усилил потребность в
услугах бухгалтеров-аудиторов. В это время резко ужесточаются
требования к качеству аудиторской проверки и ее обязанности,
увеличивается рыночная потребность в такого рода услугах. После
окончания кризиса практически все страны начинают вводить обязательные
требования к объему информации, содержащейся в годовых отчетах, и
обязательности публикации этих отчетов и заключений аудиторов. Аудит
становится
мощным оружием против мошенничества.
1.Виды аудита.
1.1Современный аудит - это особая организационная форма контроля. Он неплохо зарекомендовал себя в условиях развитой рыночной экономики. Как правило,
инициаторами проведения аудита выступают банки,налоговые органы,потенциальные инвесторы и сами собственники. Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических
субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных
операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.
Основные показатели(содержание, объем и формы) принятой в Российской
Федерации бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических
субъектов определяются соответствующим законом Российской Федерации, а
до его принятия – нормативными актами Совета Министров – Правительства
Российской Федерации и в частности бухгалтерской (финансовой)
отчетности банков и кредитных учреждений – нормативными актами
Центрального банка Российской Федерации.
Виды аудита классифицируются по его субъектам на внешний и внутренний.
1.2 Внешний аудит проводится на договорной
основе независимыми аудиторскими организациями
или индивидуальными аудиторами для проверки
достоверности финансовых отчетов проверяемого
предприятия, а также объективной оценки
его финансовых возможностей. Выполнение
такой независимой экспертизы деятельности
хозяйствующего субъекта предполагает
одновременно и разработку рекомендаций
по улучшению финансовой стратегии предприятия,
повышению эффективности его хозяйствования,
а также оценку платежеспособности, финансовой
устойчивости и имеющихся резервов.
Объектом внешнего аудита является деятельность
конкретного хозяйствующего субъекта.
Цели внешнего аудита определяются интересами
заказчиков, которыми могут быть как государственные
органы, так владельцы средств и фондов.
Если государственные органы интересуют
результаты социально-экономических программ,
то владельцы средств и акций в большей
мере обращают внимание на вопросы эффективности
заключаемых исполнительной властью сделок,
рационального использования денежных
и товарно-материальных запасов, эффективности
управленческой системы принадлежащей
им компании, а также на другие специальные
вопросы.
Основные задачи внешнего аудитора: оценка
состояния бухгалтерского учета и финансовой
отчетности, проверка достоверности их
данных, выражение о них мнения заказчику,
защита прав собственности.
Внешний аудит регламентируется юридически
и позволяет внешним пользователям наблюдать
и потенциально контролировать деятельность
хозяйствующего субъекта и его руководства.
Статус внешних аудиторов определяет
требования их ответственности за свой
отчет, критерии, на которых этот отчет
базируется, полномочия проверяющих, правила
их назначения и отстранения, уровень
их квалификации, размер вознаграждения
и нормы поведения. Внешние аудиторы осуществляют
свою деятельность в соответствии со стандартами
аудита и основными принципами аудита.
1.3
Внутренний аудит рассматривается как
неотъемлемая часть общей системы внутреннего
контроля. Его можно определить как независимая
оценка деятельности, производимая внутри
предприятия в качестве оказания ему аудиторских
услуг. Внутренний аудит начал функционировать
прежде всего на крупных и средних предприятиях.
Главной его задачей является оценка качества
экономической информации, формируемой
на предприятии, и обеспечение пользователей
информацией о достоверности бухгалтерского
учета и финансовой отчетности.
Цель внутреннего аудита заключается
в экспертной оценке соблюдения экономической
политики предприятия, включая и учетную,
оценке функционирования внутреннего
контроля, осуществляемого всеми структурными
подразделениями. Следовательно, кроме
задач чисто контрольного характера, внутренний
аудит решает задачи экономической диагностики,
выработки финансовой стратегии, маркетинговых
исследований, управленческого консультирования
и др. В данном случае он понимается как
совокупность различного рода аудиторских
услуг по заказу руководства предприятия,
оказываемых самостоятельным подразделениям
предприятия. Специализированная служба
внутреннего аудита не может быть одним
из структурных подразделений учетно-финансовой
службы. Иначе она не выполнит роль эксперта
в оценке учетной политики.
Объектом внутреннего аудита могут быть
финансовая и производственная деятельность,
компьютерные системы. Поскольку большая
часть расходов и потерь приходится на
производственную сферу, из этого надо
исходить при формировании штатов службы
внутреннего аудита, задачей которого
являются специальные ревизии и проверки
по заданию руководства и правоохранительных
органов. Для их проведения часто приходится
привлекать специалистов. Это должно быть
предусмотрено в Положении о внутреннем
аудите.
Для надлежащего исполнения своей роли
служба внутреннего аудита подчиняется
непосредственно руководству предприятия.
Таким образом, служба внутреннего контроля
пронизывает буквально всю деятельность
предприятия - от производственной бригады,
участка и цеха до его деятельности в целом
и призвана досконально знать, как общее
законодательство, регулирующее хозяйственную
деятельность, так и внутренние документы
предприятия, составляющие его экономическую
нормативную базу, а также технологию
производства.
1.4 Таблица Характеристика особенностей внутреннего и внешнего аудита
Элементы | Внутренний аудит | Внешний аудит |
Постановка задач | Определяется руководством, исходя из потребностей управления: как внутренними подразделениями предприятия,так и предприятием в целом | Определяется договором между независимыми сторонами: предприятием и аудиторской фирмой (аудитором) |
Объект | Решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия | Главным образом система учета и отчетности предприятия |
Цель | Определяется руководством предприятия | Определяется законодательством по аудиту: оценка достоверности финансовой отчетности и подтверждение соблюдений действующего законодательства |
Средства | Выбираются самостоятельно (либо определяются стандартами внутреннего аудита) | Определяются общепринятыми аудиторскими стандартами |
Вид деятельности Организация работы | Исполнительская деятельность Выполнение конкретных заданий руководства | Предпринимательская деятельность Определяется аудитором самостоятельно,исходя из общепринятых норм и правил аудиторской проверки |
Взаимоотношения | Подчиненность руководству предприятия, зависимость от него | Равноправное партнерство, независимость |
Субъекты | Сотрудники, подчиненные руководству предприятия и находящиеся в штате предприятия | Независимые эксперты,
имеющие соответствующий |
Квалификация | Определяется по усмотрению руководства предприятия | Регламентируется государством |
Оплата | Начисление заработной платы по штатному расписанию | Оплата предоставленных услуг по договору |
Ответственность | Перед руководством за выполнение обязанностей | Перед клиентом и перед третьими лицами, установленная законодательными и нормативными актами |
Методы | Методы могут быть и одинаковыми при решении одинаковых задач (например, оценка достоверности информации). Имеются различия в степени точности и детальности | |
Отчетность | Перед руководством | Итоговая часть аудиторского заключения может быть опубликована, аналитическая часть передается клиенту |
2. Аудит
органов дознания.
2.1 Субъекты аудита. Аудиторская деятельность может распространяться на все экономические субъекты, созданные в соответствии с действующим законодательством, независимо от организационно-правовых форм и видов собственности, включая предприятия, их объединения (союзы, ассоциации, концерны, отраслевые, межотраслевые, региональные и другие объединения), организации и учреждения, банки и кредитные учреждения, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные, общественные и другие фонды, а также граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность экономических субъектов подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке по критериям (системе показателей) деятельности, о которых говорилось в п. 1.8.
В Российской Федерации обязательная аудиторская проверка может проводиться аудиторами и аудиторскими фирмами по поручению государственных органов. Орган дознания и следователь при наличии санкции прокурора, прокурор, суд и арбитражный суд вправе в соответствии с процессуальным законодательством дать аудитору или аудиторской фирме поручение о проведении аудиторской проверки экономического субъекта при наличии в производстве указанных органов возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству (возобновленного производством) гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду.
Содержание такого поручения должно соответствовать обстоятельствам, послужившим основанием для возбуждения (возобновления производством) уголовного дела, принятия к производству (возобновления производством) гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Срок проведения аудиторской проверки по такому поручению определяется по договоренности с аудитором (аудиторской фирмой) и, как правило, не должен превышать двух месяцев.Государственные органы, по поручению которых проводится аудиторская проверка, обязаны создать надлежащие условия для ее проведения, а при необходимости обеспечить личную безопасность аудиторов и членов их семей.
С согласия аудиторов проверка может проводиться по документам финансовой отчетности, изъятым (затребованным) в установленном порядке органом дознания, прокурором, следователем, судом и арбитражным судом.Оплата работы аудитора (аудиторской фирмы) при проведении проверки по поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда производится предварительно за счет проверяемого экономического субъекта по ставкам с учетом средней ставки оплаты, сложившейся на рынке аудиторских услуг..Если у экономического субъекта нет достаточных средств вследствие несостоятельности (банкротства), то предварительная оплата работы аудитора (аудиторской фирмы) производится в месячный срок по тем же ставкам за счет средств бюджета Российской Федерации с последующим возмещением на основании решения арбитражного суда по иску соответствующего прокурора или органа федерального казначейства за счет имущества экономического субъекта, признанного несостоятельным (банкротом).
В случае отказа или уклонения экономического субъекта при наличии у него достаточных средств от предварительной оплаты работы аудитора (аудиторской фирмы), проведенной по поручению государственных органов, а также в случае неоплаты этой работы за счет средств бюджета Российской Федерации аудитор (аудиторская фирма) либо по ее ходатайству соответствующий прокурор могут обратиться в суд или арбитражный суд за защитой нарушенных имущественных интересов.
Повторные
аудиторские проверки экономического
субъекта по тем же основаниям по поручению
государственных органов