Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 03:12, реферат
Основным предметом исследования в психологической теории деятельности является структура и функции многообразных форм человеческого действия. Начало психологической интерпретации действия было положено в трудах Л.С. Выготского и его учеников - А.В.Запорожца, П.И.Зинченко, А.Н.Леонтьева и др.
Структура деятельности
(по А.Н.Леонтьеву)
Объектное пространство
деятельности представлено операцией,
действием, целью и условиями
ситуации. Попытаемся определить место
и роль рефлексии в обозначенном
пространстве.
Основным предметом исследования в психологической теории деятельности является структура и функции многообразных форм человеческого действия. Начало психологической интерпретации действия было положено в трудах Л.С. Выготского и его учеников - А.В.Запорожца, П.И.Зинченко, А.Н.Леонтьева и др.
В работе В.П.Запорожца
“Действие и интеллект” разворачивается
идея о том, что именно предметное
действие является исходной единицей
мышления. Мышление выступает как
свойство самого действия, т.е. как разумное
действие. Именно это практическое
интеллектуальное действие, “в соответствии
с логикой А.В.Запорожца, приводит
к образованию обобщений, затем
в этом же разумном действии первые
практические обобщения себя и обнаруживают”
(Зинченко В.П., 1994,С.86).
При описании структуры
деятельности А.Н.Леонтьев обычно подчеркивал,
что деятельность - действие - операция
обратимы, но в рамках деятельностного
подхода. Никто, как отмечает В.П.Зинченко
(1994), кроме А.В.Запорожца, не показывал
как операция становится действием,
а затем и деятельностью. Обычно
исследовался процесс формирования
действия, его операции рассматривались
как технические компоненты автоматизированного
действия. И очень редко возникал
вопрос о генезисе нового действия,
а соответственно изменения потребностей.
По мысли А.В
Запорожца: “…интеллект вначале
выступает лишь как операция, как
технический прием
Это последнее имеет не только внешнюю, как операция, но и богатую внутреннюю форму. Ранее единое практическое действие “как бы раскалывается на две части - теоретическую и практическую: осмысление задачи и ее практическое решение. Важно отметить, что первоначально эта первая теоретическая часть действия лишена того внутреннего идеального характера, которого она достигает впоследствии с помощью речи в рассуждении. Первичная форма понимания заключается не в непосредственном усмотрении, не во внутренней активности субъекта, а в том, что он делает задачу понятной практически, фактически, изменяя задачу таким образом, что употребление известного способа решения становится возможным” (Запорожец А.В., 1986, т.1,С.189).