Лекции по "Социально культурной деятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 08:52, курс лекций

Краткое описание

Тема 3. Зарождение досуговых форм социальной организации человека в древнем мире
Тема 4. Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.
Тема 5. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена
...
Тема 12. Социально-культурная деятельность в современной России

Файлы: 1 файл

Лекции СКД.doc

— 716.50 Кб (Скачать)

 

С развалом советской  империи созданная ею клубная  система полностью исчезает. Переход к рыночным отношениям побуждает государство и общественные организации обратиться к опыту педагогики досуга развитых зарубежных стран.

Вместе с тем отечественная  педагогика досуга, абстрагированная от политики и идеологии, представляет собой богатейшее наследие теоретических поисков и практического опыта. Ею накоплен огромный опыт по методике массовой просветительной работы, организации ее различных форм, методике проведения и организации праздников и зрелищных мероприятий; постановок сценических композиций, диспутов, наглядной пропаганды, клубных вечеров, постановки литературных и музыкальных композиций, театрализации, экскурсий, технологии организации воспитательного процесса в досуговых объединениях, организации совместной деятельности учебных заведений и учреждений досуга26..

Состояние культурно-досуговой  деятельности в условиях реформирования общества

В советский период в  учреждениях культуры в основном функционировали те формы культурно-досуговой деятельности, которые оценивались, во-первых, исходя исключительно из экономических и, во-вторых, из общественных и государственных критериев. Институализируя разные формы культурно-досуговой деятельности, возникшие в нашем обществе и являющиеся авторскими формами специалистов учреждений культуры, государство подвергло их крайней регламентации и контролю. Это обстоятельство вызвало к жизни одно из самых острых противоречий в обществе. Ведь всякое свободное общество функционирует так, что в нем всегда имеет место противоречие между официальными и самодеятельными формами культурно-досуговой деятельности, между временем, затрачиваемым на виды деятельности, необходимые обществу, и досугом, необходимым личности, если общество допускает развитие какой-либо деятельности в самодеятельных формах, то, следовательно, налицо демократические тенденции. В социалистическом государстве предполагалось, что все формы культурно-досуговой деятельности должны быть социально значимыми. Поэтому личностные формы культурно-досуговой деятельности назывались одновременно и официальными. А как показывает анализ, именно неформальная деятельность, собственно, и составляет сущность досуга.

В реальности в сфере досуга созревала оппозиция по отношению  к институализированным  формам  культурно-досуговой деятельности. Естественно, что эти формы рождали оппозиционное отношение к системе, как это, например, случилось с рок-музыкой. С эпохи «оттепели» такие формы культурно-досуговой деятельности уже не запрещались. Вместе с тем институты государства старались делать все, чтобы подчинить их своему контролю,  институализировать  и тем самым интегрировать систему.

Процесс вторжения в  сферу досуга связан с преодолением очень серьезных моральных и организационных трудностей. Все более усиливающаяся регламентация производственной жизни заставляет людей особенно дорожить возможностью по-своему распорядиться  свободным  временем.   Неформальный досуг действительно дает много для «встряски», расслабления, релаксации. Человеку необходим отдых, а суть его состоит в отключении от привычных ритмов, дел и обязанностей. Вот почему сознательно, а чаще всего бессознательно люди стремятся на досуге преодолеть сдерживающие механизмы, сломать приевшиеся стереотипы, получить после долгих ограничений и самоограничений известную свободу действий. На этом пути человеку действительно претит прямая регламентация, и может быть именно в не понимании или в недооценке данного обстоятельства таится корень неудач некоторых чрезмерно заорганизованных форм культурно-досуговой деятельности.

Здесь следует особенно подчеркнуть тот исторический факт, оказавший эволюционное воздействие на функционирование культурно-досуговой деятельности, каким оказалось введение платы за посещение различных программ и пользование различными услугами.

Прежде всего, следует  подчеркнуть, «что в природе не существует бесплатных услуг. Все услуги - платные. Весь вопрос состоит в том - кому платить. Общество, исходя из своих перспективных задач, интересов и возможностей, определяем те виды культурной деятельности, информационного обеспечения и т.д., которые оно считает необходимым предоставить безвозмездно всем своим гражданам. Закрепленные в нормативных документах, эти виды бесплатных услуг становятся социальными гарантиями, которые общество безвозмездно предоставляет каждому своему члену.

Если с известными оговорками считать все виды деятельности культурно-досуговых учреждений "услугами", то ядро системы услуг должны составлять те, которые в наибольшей степени способствуют формированию личности человека, его духовного мира, художественно-творческому развитию»27.

Качественное преобразование структуры отношений учреждений культуры и населения связывается теперь с широким распространением платных форм культурно-досуговой деятельности. Теперь экономическим методам предстоит выступить в роли действующих регуляторов деятельности учреждений культуры по удовлетворению реальных запросов населения.

Очевидно, что такое сложное, многогранное нововведение, как принципы самофинансирования, расширение объемов платных услуг обладает значительными возможностями модификации отношений населения с учреждениями культуры. Инновационный потенциал нового хозяйственного механизма не ограничивается согласованием спроса и предложения благ культуры. Объектом воздействия становятся также такие базовые детерминанты поведения людей в сфере культуры, как ценностные ориентации, индивидуальные значения и мотивы выбора услуг.

Поэтому перенесение центра тяжести на коммерческую деятельность требует точной оценки возможных социальных последствий и приводит к дискредитации творческого ядра культуры. Творческая сущность культуры остается в социальном подполье. Только исходя из конкретных задач деятельности учреждений культуры можно определить оптимальные направления их развития, предусмотреть комплекс мер, противостоящих возможным негативным результатам внедрения коммерции.

Н условиях возрастающей материальной дифференциации населения, динамического формирования многообразных социокультурных групп активное включение в культурную деятельность выступает важным символическим атрибутом принадлежности чело века к сословию. Происходит размывание целостного образа учреждения культуры, обусловливающее изменение состава аудитории. Оно теряет значительную часть аудитории, ценящей символы культурного досуга, и тех посетителей, которые предпочитают потреблять качественные копии образцов уникальной мировой отечественной культуры.


Интенсификация платных форм культурного обслуживания, введение механизмов самоокупаемости ставят перед учреждениями культуры требования устанавливать связи с новыми социокультурными группами и слоями населения, ранее не пользовавшимися их услугами, бизнесменами, коммерсантами, фермерами и т.д.

Рассмотрение социальной адресности культурной деятельности позволяет с новых позиций подойти к анализу соответствующего структурирования деятельности учреждений культуры по формированию предпринимательских   качеств личности.   Когда культурная  деятельность ориентирована на определенную группу людей с явно выраженными предпринимательскими качествами, на личность с индивидуальными потребностями в этой деятельности, то она обеспечивает полезный эффект, усваиваемый индивидуально.

Наращивание платных программ и услуг и само смысловое содержание деятельности учреждений культуры утрачивают ценностно-культурные смыслы, а развлекательно-прагматические ориентации материализуются в конкретные предметы, вещи, значимость которых определяется прежде всего их практическим смыслом.

Наиболее наглядно состояние  культурно-досуговой деятельности в условиях реформирования общества можно рассмотреть на примере состояния сельского хозяйства, где находится основная часть учреждений культуры. Учреждения культуры на селе - это основные очаги культуры, способные создать конкуренцию домашним формам проведения досуга.

Прежде всего, надо отметить, что принят ряд мер по реорганизации и либерализации сельскохозяйственного производства. Практически завершена перерегистрация колхозов и совхозов, 80% земли перешло в частную и коллективно-долевую собственность.

Однако собственная нематериальная база сельского хозяйства остается слабой по многим параметрам. Именно этим определяются на сегодня его экономическое положение и перспективы его развития в ближайшем будущем.

Переход к рыночным отношениям привел к спаду, а затем и свертыванию  развития социальной инфраструктуры села. Под угрозой разрушения и прямой утраты находится имеющийся социально-инфраструктурный потенциал. Колхозы и совхозы получили право сдавать в аренду, продавать и закладывать культурно-бытовые объекты, что создает возможность их перепрофилирования.

Население города, и еще  в большей степени села, имеющее

менее развитую структуру  личных потребностей, психологически не готово к реформированию социальной сферы на платных началах.

Предоставляя бесплатно  и на льготной основе услуги по образованию, здравоохранению, культуре (за счет ущемления  заработной платы) и ограничивая  тем самым свободу выбора, государство формировало нерациональный тип потребительского поведения. Население привыкло не тратиться или дешево платить за социально-культурные услуги, и теперь, когда приходится самостоятельно наполнять потребительскую корзину, и без того значительные деформации в структуре потребления могут усилиться.

Замещение бесплатных форм социально-культурного обслуживания платными закладывает фундаментальные основы для закрепления поляризации населения по имущественному признаку, тем самым закрепляется и увеличивается водораздел в социально-экономическом развитии города и села.

Внутренняя база накопления в аграрном секторе остается слабой и недостаточной для социального преобразования села. Выздоровление и подъем уже невозможны без помощи извне.

Поэтому необходима новая парадигма, составляющая управлению философию новой, наступающей эпохи. Главные предпосылки успеха деятельности отыскиваются не внутри, а вне ее. То есть успех бается связывается с тем, насколько удачно отрасль подключается к своему внешнему окружению - экологическому, социальному, политическому, национальному.

Сумеет ли отрасль  вовремя распознать угрозы для своего существования, будет ли она устойчива к ударам судьбы, сможет ли она использовать возможности, возникающие во внешней среде, сумеет ли она извлечь максимум выгод из этих возможностей - вот те главные критерии эффективности регулирования сферы культуры, по сравнению с которыми внутренняя рациональность организации отрасли, при всей ее важности, отходит на задний план.

Отсюда логично вытекает интеграционный подход к государственному регулированию культуры, согласно которому все внутреннее построение отрасли есть не что иное, как ответ на разные по своей природе взаимодействия внешней среды и другие характеристики. При таком подходе система управления отрасли приспосабливается к появлению новых проблем и к выработке новых решений больше, чем к контролю уже принятых.

Агрессивная, новаторская  в культурном отношении позиция  Министерства культуры РФ, ориентированная на интенсивное отражение культурных образцов, ценится выше, чем то, что ориентируется на производство старого.

Вторая новация, с которой  приходит культурная политика на смену отраслевому программированию, это радикальное обновление преставлений о проблемном поле.

Проблемное поле вращалось  всегда вокруг некого ряда, в основе которого лежал круг. Такое программирование имеет определенный позитивный смысл, но оно весьма и весьма ограниченное, так как абсолютно не учитывает внешних изменений. С этой точки зрения культурная политика предлагает совершенно новое представление о проблемном поле.

Выдвигаются и функциональные проблемы разделения сфер культуры, центральным понятием в политических институтах являются проблемы власти, власти и управления. К этому относятся все правовые вопросы, организационные структуры и т.д.

Институциализация рассматривается  в двух формах. Наверное, найдется много сторонников той точки зрения, что локальная культурная политика имеет право на существование, а централизованная культурная политика, даже если это политика децентрализации, может быть, таких прав иметь и не должна.

Существует точка зрения, что процессы институциализации имеют взаимное движение навстречу: есть движение сверху, с одной стороны, и движение снизу, с другой стороны.

То есть централизованно  осуществляемые мероприятия, с одной стороны, могут быть различными, в зависимости от ситуации, от проблемы и т.д., с другой - от проблемной ситуации снизу, поддерживаемые неформальными движениями, всевозможными ассоциациями, локальными культурами и т.д. На перекрестке этих проблем как раз и возникают реальные проблемы социализации. Второе поле -это поле социальных проблем. С одной стороны, выделяется вертикальная социальная культура, или вертикальное качественное расслоение, которое быстро модернизируется, особенно в условиях культурного процесса, когда выделяются такие культуры, как культура рабочих, интеллигенции - врача, инженера, адвоката, элитарная культура и т.д.

С другой стороны, выделяется крупный блок горизонтальной социальной культуры, где люди объединяются по уровню образования, по возрасту и, скажем, расширяющейся учрежденческой культуры, проблема потребительского поведения в сфере культуры и т.д.

Еще один блок - проблемы социальной справедливости в сфере  культуры.

Третий крупный блок - проблемы экономической стратегии. Четвертая группа - технологические   проблемы  развития сферы культуры,  информационного общества – аудиовизуальных средств, так как они будут существовать в сегодняшней реальности.

Информация о работе Лекции по "Социально культурной деятельности"