Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 08:52, курс лекций
Тема 3. Зарождение досуговых форм социальной организации человека в древнем мире
Тема 4. Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV вв.
Тема 5. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена
...
Тема 12. Социально-культурная деятельность в современной России
С развалом советской империи созданная ею клубная система полностью исчезает. Переход к рыночным отношениям побуждает государство и общественные организации обратиться к опыту педагогики досуга развитых зарубежных стран.
Вместе с тем отечественная педагогика досуга, абстрагированная от политики и идеологии, представляет собой богатейшее наследие теоретических поисков и практического опыта. Ею накоплен огромный опыт по методике массовой просветительной работы, организации ее различных форм, методике проведения и организации праздников и зрелищных мероприятий; постановок сценических композиций, диспутов, наглядной пропаганды, клубных вечеров, постановки литературных и музыкальных композиций, театрализации, экскурсий, технологии организации воспитательного процесса в досуговых объединениях, организации совместной деятельности учебных заведений и учреждений досуга26..
Состояние культурно-досуговой деятельности в условиях реформирования общества
В советский период в учреждениях культуры в основном функционировали те формы культурно-досуговой деятельности, которые оценивались, во-первых, исходя исключительно из экономических и, во-вторых, из общественных и государственных критериев. Институализируя разные формы культурно-досуговой деятельности, возникшие в нашем обществе и являющиеся авторскими формами специалистов учреждений культуры, государство подвергло их крайней регламентации и контролю. Это обстоятельство вызвало к жизни одно из самых острых противоречий в обществе. Ведь всякое свободное общество функционирует так, что в нем всегда имеет место противоречие между официальными и самодеятельными формами культурно-досуговой деятельности, между временем, затрачиваемым на виды деятельности, необходимые обществу, и досугом, необходимым личности, если общество допускает развитие какой-либо деятельности в самодеятельных формах, то, следовательно, налицо демократические тенденции. В социалистическом государстве предполагалось, что все формы культурно-досуговой деятельности должны быть социально значимыми. Поэтому личностные формы культурно-досуговой деятельности назывались одновременно и официальными. А как показывает анализ, именно неформальная деятельность, собственно, и составляет сущность досуга.
В реальности в сфере досуга созревала оппозиция по отношению к институализированным формам культурно-досуговой деятельности. Естественно, что эти формы рождали оппозиционное отношение к системе, как это, например, случилось с рок-музыкой. С эпохи «оттепели» такие формы культурно-досуговой деятельности уже не запрещались. Вместе с тем институты государства старались делать все, чтобы подчинить их своему контролю, институализировать и тем самым интегрировать систему.
Процесс вторжения в сферу досуга связан с преодолением очень серьезных моральных и организационных трудностей. Все более усиливающаяся регламентация производственной жизни заставляет людей особенно дорожить возможностью по-своему распорядиться свободным временем. Неформальный досуг действительно дает много для «встряски», расслабления, релаксации. Человеку необходим отдых, а суть его состоит в отключении от привычных ритмов, дел и обязанностей. Вот почему сознательно, а чаще всего бессознательно люди стремятся на досуге преодолеть сдерживающие механизмы, сломать приевшиеся стереотипы, получить после долгих ограничений и самоограничений известную свободу действий. На этом пути человеку действительно претит прямая регламентация, и может быть именно в не понимании или в недооценке данного обстоятельства таится корень неудач некоторых чрезмерно заорганизованных форм культурно-досуговой деятельности.
Здесь следует особенно подчеркнуть тот исторический факт, оказавший эволюционное воздействие на функционирование культурно-досуговой деятельности, каким оказалось введение платы за посещение различных программ и пользование различными услугами.
Прежде всего, следует подчеркнуть, «что в природе не существует бесплатных услуг. Все услуги - платные. Весь вопрос состоит в том - кому платить. Общество, исходя из своих перспективных задач, интересов и возможностей, определяем те виды культурной деятельности, информационного обеспечения и т.д., которые оно считает необходимым предоставить безвозмездно всем своим гражданам. Закрепленные в нормативных документах, эти виды бесплатных услуг становятся социальными гарантиями, которые общество безвозмездно предоставляет каждому своему члену.
Если с известными оговорками считать все виды деятельности культурно-досуговых учреждений "услугами", то ядро системы услуг должны составлять те, которые в наибольшей степени способствуют формированию личности человека, его духовного мира, художественно-творческому развитию»27.
Качественное преобразование структуры отношений учреждений культуры и населения связывается теперь с широким распространением платных форм культурно-досуговой деятельности. Теперь экономическим методам предстоит выступить в роли действующих регуляторов деятельности учреждений культуры по удовлетворению реальных запросов населения.
Очевидно, что такое сложное, многогранное нововведение, как принципы самофинансирования, расширение объемов платных услуг обладает значительными возможностями модификации отношений населения с учреждениями культуры. Инновационный потенциал нового хозяйственного механизма не ограничивается согласованием спроса и предложения благ культуры. Объектом воздействия становятся также такие базовые детерминанты поведения людей в сфере культуры, как ценностные ориентации, индивидуальные значения и мотивы выбора услуг.
Поэтому перенесение центра тяжести на коммерческую деятельность требует точной оценки возможных социальных последствий и приводит к дискредитации творческого ядра культуры. Творческая сущность культуры остается в социальном подполье. Только исходя из конкретных задач деятельности учреждений культуры можно определить оптимальные направления их развития, предусмотреть комплекс мер, противостоящих возможным негативным результатам внедрения коммерции.
Н условиях возрастающей материальной дифференциации населения, динамического формирования многообразных социокультурных групп активное включение в культурную деятельность выступает важным символическим атрибутом принадлежности чело века к сословию. Происходит размывание целостного образа учреждения культуры, обусловливающее изменение состава аудитории. Оно теряет значительную часть аудитории, ценящей символы культурного досуга, и тех посетителей, которые предпочитают потреблять качественные копии образцов уникальной мировой отечественной культуры.
Интенсификация платных форм культурного обслуживания, введение механизмов самоокупаемости ставят перед учреждениями культуры требования устанавливать связи с новыми социокультурными группами и слоями населения, ранее не пользовавшимися их услугами, бизнесменами, коммерсантами, фермерами и т.д.
Рассмотрение социальной адресности культурной деятельности позволяет с новых позиций подойти к анализу соответствующего структурирования деятельности учреждений культуры по формированию предпринимательских качеств личности. Когда культурная деятельность ориентирована на определенную группу людей с явно выраженными предпринимательскими качествами, на личность с индивидуальными потребностями в этой деятельности, то она обеспечивает полезный эффект, усваиваемый индивидуально.
Наращивание платных программ и услуг и само смысловое содержание деятельности учреждений культуры утрачивают ценностно-культурные смыслы, а развлекательно-прагматические ориентации материализуются в конкретные предметы, вещи, значимость которых определяется прежде всего их практическим смыслом.
Наиболее наглядно состояние
культурно-досуговой деятельнос
Прежде всего, надо отметить, что принят ряд мер по реорганизации и либерализации сельскохозяйственного производства. Практически завершена перерегистрация колхозов и совхозов, 80% земли перешло в частную и коллективно-долевую собственность.
Однако собственная нематериальная база сельского хозяйства остается слабой по многим параметрам. Именно этим определяются на сегодня его экономическое положение и перспективы его развития в ближайшем будущем.
Переход к рыночным отношениям привел к спаду, а затем и свертыванию развития социальной инфраструктуры села. Под угрозой разрушения и прямой утраты находится имеющийся социально-инфраструктурный потенциал. Колхозы и совхозы получили право сдавать в аренду, продавать и закладывать культурно-бытовые объекты, что создает возможность их перепрофилирования.
Население города, и еще в большей степени села, имеющее
менее развитую структуру личных потребностей, психологически не готово к реформированию социальной сферы на платных началах.
Предоставляя бесплатно и на льготной основе услуги по образованию, здравоохранению, культуре (за счет ущемления заработной платы) и ограничивая тем самым свободу выбора, государство формировало нерациональный тип потребительского поведения. Население привыкло не тратиться или дешево платить за социально-культурные услуги, и теперь, когда приходится самостоятельно наполнять потребительскую корзину, и без того значительные деформации в структуре потребления могут усилиться.
Замещение бесплатных форм
социально-культурного
Внутренняя база накопления в аграрном секторе остается слабой и недостаточной для социального преобразования села. Выздоровление и подъем уже невозможны без помощи извне.
Поэтому необходима новая парадигма, составляющая управлению философию новой, наступающей эпохи. Главные предпосылки успеха деятельности отыскиваются не внутри, а вне ее. То есть успех бается связывается с тем, насколько удачно отрасль подключается к своему внешнему окружению - экологическому, социальному, политическому, национальному.
Сумеет ли отрасль вовремя распознать угрозы для своего существования, будет ли она устойчива к ударам судьбы, сможет ли она использовать возможности, возникающие во внешней среде, сумеет ли она извлечь максимум выгод из этих возможностей - вот те главные критерии эффективности регулирования сферы культуры, по сравнению с которыми внутренняя рациональность организации отрасли, при всей ее важности, отходит на задний план.
Отсюда логично вытекает интеграционный подход к государственному регулированию культуры, согласно которому все внутреннее построение отрасли есть не что иное, как ответ на разные по своей природе взаимодействия внешней среды и другие характеристики. При таком подходе система управления отрасли приспосабливается к появлению новых проблем и к выработке новых решений больше, чем к контролю уже принятых.
Агрессивная, новаторская в культурном отношении позиция Министерства культуры РФ, ориентированная на интенсивное отражение культурных образцов, ценится выше, чем то, что ориентируется на производство старого.
Вторая новация, с которой приходит культурная политика на смену отраслевому программированию, это радикальное обновление преставлений о проблемном поле.
Проблемное поле вращалось всегда вокруг некого ряда, в основе которого лежал круг. Такое программирование имеет определенный позитивный смысл, но оно весьма и весьма ограниченное, так как абсолютно не учитывает внешних изменений. С этой точки зрения культурная политика предлагает совершенно новое представление о проблемном поле.
Выдвигаются и функциональные проблемы разделения сфер культуры, центральным понятием в политических институтах являются проблемы власти, власти и управления. К этому относятся все правовые вопросы, организационные структуры и т.д.
Институциализация рассматривается в двух формах. Наверное, найдется много сторонников той точки зрения, что локальная культурная политика имеет право на существование, а централизованная культурная политика, даже если это политика децентрализации, может быть, таких прав иметь и не должна.
Существует точка зрения, что процессы институциализации имеют взаимное движение навстречу: есть движение сверху, с одной стороны, и движение снизу, с другой стороны.
То есть централизованно осуществляемые мероприятия, с одной стороны, могут быть различными, в зависимости от ситуации, от проблемы и т.д., с другой - от проблемной ситуации снизу, поддерживаемые неформальными движениями, всевозможными ассоциациями, локальными культурами и т.д. На перекрестке этих проблем как раз и возникают реальные проблемы социализации. Второе поле -это поле социальных проблем. С одной стороны, выделяется вертикальная социальная культура, или вертикальное качественное расслоение, которое быстро модернизируется, особенно в условиях культурного процесса, когда выделяются такие культуры, как культура рабочих, интеллигенции - врача, инженера, адвоката, элитарная культура и т.д.
С другой стороны, выделяется крупный блок горизонтальной социальной культуры, где люди объединяются по уровню образования, по возрасту и, скажем, расширяющейся учрежденческой культуры, проблема потребительского поведения в сфере культуры и т.д.
Еще один блок - проблемы социальной справедливости в сфере культуры.
Третий крупный блок - проблемы экономической стратегии. Четвертая группа - технологические проблемы развития сферы культуры, информационного общества – аудиовизуальных средств, так как они будут существовать в сегодняшней реальности.
Информация о работе Лекции по "Социально культурной деятельности"