Организация производственно - сбытовой деятельности СПК "Первоуральский"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить практический опыт производственно-сбытовой деятельности СПК «Первоуральский», выяснить существенные проблемы и предложить конкретные меры по их решению.
На основе намеченной цели поставлены следующие задачи:
Выяснить природно-экономическую характеристику предприятия, проследить динамику основных показателей за 1999 – 2003гг.;
изучить организацию коммерческой деятельности кооператива, сделать общую оценку за 2003 год;
рассмотреть организацию производственной деятельности предприятия;
сделать соответствующие выводы по представленной работе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПК «ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ»
2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПК «ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ»
2.1. Управление в сбытовой сфере деятельности товаропроизводителя
2.2. Оценка сложившейся ситуации на рынке деятельности рассматриваемого предприятия
2.3. Сбытовая деятельность предприятия
3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПК «ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ»
3.1. Структура собственности на данном предприятии
3.2. Организационное устройство кооператива
3.3. Производственно-экономические отношения на предприятии
3.4. Система управления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

курсовая по планированию. Марина.doc

— 1.34 Мб (Скачать)

Уровень специализации предприятия определим структурой товарной продукции, т.е. по удельному весу ее в общей сумме реализации. Для этого рассчитаем коэффициент специализации Кс, который до 0,35 показывает слабый уровень специализации, от 0,35 до 0,48 – средний, от 0,48 до 0,61 – высокий, свыше 0,61 – углубленный. 

Коэффициент специализации СХПК «Первоуральский» в 2001 году Кс = 0,32, в 2002 и 2003 - Кс = 0,31 и показывает, что уровень специализации в среднем за 2001-2003 гг. – слабый. Таким образом, животноводство молочного направления имеет преимущественное развитие, так как удельный вес его в структуре товарной продукции составляет 36.63%, 33.25% и 34.62% соответственно по годам за период. Дополнительными отраслями являются: производство овощей открытого и закрытого грунта, удельный вес которых в структуре товарной продукции составляет в среднем за три года 19.52 и 18.09 %.

Резких изменений в структуре  товарной продукции за анализируемый  период не наблюдается. В структуре товарной продукции за 2001 – 2003гг. снизился удельный вес по следующим позициям: зерно – на 0.16%, овощи открытого грунта – на 1.22%, овощи закрытого грунта – на 2.11%, прочая продукция растениеводства – на 0.23, молоко – на 2.01%, прочая продукция животноводства – на 0.08%.

В структуре товарной продукции за 2001 – 2003гг. увеличился удельный вес по следующим позициям: картофель – на 0.61%, крупный рогатый скот – на 1.65%, прочая продукция, работы и услуги – на 4.06%.

Снижение удельного веса продукции  в структуре товарной обусловлено тем, что ее используют на собственные нужды, а увеличение означает нахождение новых каналов реализации.

По данным структурным изменениям можно судить о том, что предприятие  не ориентируется на конъюнктуру  рынка. В настоящее время предприятие  увеличивает объемы реализации мяса крупного рогатого скота, хотя по данным таблицы 6 о соотношении себестоимости и цены можно сказать, что необходимо увеличивать объем реализации той продукции, по которой увеличивается уровень рентабельности и снижается убыточность – картофель, овощи открытого и закрытого грунта.

1.7. Об общей экономической ситуации  на предприятии свидетельствуют  финансовые результаты его деятельности (таблица 8).

 

 

 

 

 

Таблица 8

Результаты финансовой деятельности кооператива «Первоуральский»

   

2001 год

     

2002 год

     

2003 год

   

Реализация 

полная

выручка 

прибыль

рента-

полная

выручка 

прибыль

рента-

полная

выручка 

прибыль

рента-

продукции

себест.

от реа-

(+),

бель-

себест.

от реа-

(+),

бель-

себест.

от реа-

(+),

бель-

 

реализ.

лизации,

убыток

ность,%

реализ.

лизации,

убыток

ность,%

реализ.

лизации,

убыток

ность,%

 

прод.,т.р.

тыс. руб.

(-)

 

прод.,т.р.

тыс. руб.

(-)

 

прод.,т.р.

тыс. руб.

(-)

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Зерно

70

121

51

72.86

71

85

14

19.72

13

15

2

15.38

Картофель

2937

4239

1302

44.33

3251

4985

1734

53.34

3280

5084

1804

55.00

Овощи открытого

                       

грунта

8598

13480

4882

56.78

13030

15500

2470

18.96

8660

13791

5131

59.25

Овощи закрытого

                       

грунта

15244

12567

-2677

-17.56

17047

14924

-2123

-12.45

14183

12130

-2053

-14.48

Прочая продукция 

                       

растениеводства

3237

3199

-38

-1.17

2812

2720

-92

-3.27

2579

3316

737

28.58

Итого по

                       

растениеводству

30086

33606

3520

11.70

36211

38214

2003

5.53

28715

34336

5621

19.58


 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

мясо крупного рогатого

                       

скота

8128

6572

-1556

-19.14

10371

7612

-2759

-26.60

14433

8394

-6039

-41.84

мясо свиньи

704

349

-355

-50.43

909

439

-470

-51.71

-

-

-

-

Молоко

16452

25093

8641

52.52

19736

25230

5494

27.84

21389

25862

4473

20.91

Прочая продукция

                       

животноводства

97

173

76

78.35

55

120

65

118.18

41

125

84

204.88

Итого по

                       

животноводству

25381

32187

6806

26.82

31071

33401

2330

7.50

35863

34381

-1482

-4.13

Реализация

                       

прочей продукции,

                       

работ, услуг

2272

2710

438

19.28

3778

4269

491

13.00

5251

5994

743

14.15

Всего

57739

68503

10764

18.64

71060

75884

4824

6.79

69829

74711

4882

6.99


 

 

 

Прибыль в целом по СХПК «Первоуральский» в 2003 году была выше, чем в 2002 году на 58 тыс. руб. за счет получения высокой прибыли  от продукции растениеводства, в основном, овощей открытого грунта. По сравнению с 2001 году прибыль по кооперативу  в 2003 ниже на 5882 тыс. руб., из-за убытка от реализации продукции животноводства: мяса КРС и низкой прибыли от реализации молока.

 В общем, по хозяйству уровень рентабельности в 2003г. был 6.99%, который выше на 11.65% уровня 2001г. и на 0.21% уровня 2002г. Снижение уровня рентабельности за анализируемый период почти в 3 раза обуславливается ростом себестоимости продукции большими темпами, чем ростом цены, из-за чего рентабельность снижается, а убыточность растет.

В 2003 г. предприятие получило прибыль  от реализации продуктов растениеводства таких, как: зерно ниже, чем в 2001 году на 49 тыс. руб., а 2002 – на 83 тыс. руб., что связано с ростом себестоимости большими темпами, чем ростом цены; картофеля выше, чем в 2001г. на 502 тыс. руб., а в 2002 – на 70 тыс. руб. за счет повышения объемов и цены реализации; овощей открытого грунта в 2003 г. выше, чем в 2001 г. на 249 тыс. руб. за счет повышения цены реализации, а в 2002г. на 2661 тыс. руб. за счет сокращения затрат на 4370 тыс. руб.; прочей продукции растениеводства, которая выросла по сравнению с 2001г. на 775 тыс. руб., а по сравнению с 2002г. на 829 тыс. руб.

Высокий уровень рентабельности среди  продукции растениеводства за 2003г. имеют: овощи открытого грунта – 59.25%, который вырос на 2.47% по сравнению с 2001 г. и на 40.29% по сравнению с 2002г. за счет снижения затрат; картофель – 55%, т.е. выше 2001г. на 10.67%, а предыдущего года на 1.66% за счет роста прибыли; зерно – 15.38%, что меньше 2001г. на 57.48%, а 2002г. на 4.34%.

В 2003 г. предприятие получило прибыль от реализации продуктов животноводства таких, как: молоко ниже, чем в 2001г. на 4168 тыс. руб., а в 2002г. на 1021 тыс. руб., это связано с ростом себестоимости в большей степени, чем ростом цены; прочей продукции животноводства, которая выросла по сравнению с 2001г. на 8 тыс. руб., а с 2002г. на 19 тыс. руб.

Также, в 2003г.  прибыль принесла реализация работ и услуг на 305 тыс. руб. больше, чем в 2001г., и на 252 тыс. руб., чем в предыдущем году.

Высокий уровень рентабельности среди  продукции животноводства за 2003г. имеют: молоко – 20.91%, что ниже показателя в 2001г. на 31.61%, а в 2002г. – на 6.93%; прочая продукция животноводства – 204.88%, который выше 2001г. на 126.53%, а предыдущего года на 86.7%, что связано со снижением затрат.

 

Убытки в 2003г. предприятие понесло при реализации следующих продуктов: овощей закрытого грунта меньше, чем в 2001г. на 624 тыс. руб.; мяса крупного рогатого скота больше, чем в 2001г. на 4483 тыс. руб., а в 2002г. на 3280 тыс. руб.

Уровень убыточности в 2003г. снизился при реализации овощей закрытого грунта на  3.08% по сравнению с 2001г. за счет роста себестоимости меньшими темпами, чем ростом цены; и вырос при реализации мяса крупного рогатого скота на 22.7% по сравнению с 2001г. за счет роста себестоимости большими темпами, чем ростом цены.

1.8. В целом по разделу можно сделать следующие выводы.

Общая экономическая ситуация в  кооперативе «Первоуральский» характеризуется  как ни кризисная и ни успешная. Все же предприятие остается рентабельным, и положение в целом – устойчивое с некоторыми колебаниями. Кооператив намеревается сохранять свое состояние, но ликвидировать предпосылки неустойчивости.

 Для того чтобы улучшить ситуацию, необходимо выявить возможности и проблемы в сферах сбыта и производства продукции.

Можно в структуре товарной продукции снизить удельный вес той продукции, реализация которой приносит большие убытки (овощи закрытого грунта, мясо КРС) и увеличить удельный вес продукции, реализация которой приносит прибыль (овощи открытого грунта, молоко). Чтобы снизить убытки, нужно снизить затраты на производство данной продукции.

При производстве продукции предприятие встречается с такими распространенными проблемами, как: нерациональное использование посевной площади – 100 га не использовались в 2003г., низкая урожайность картофеля, многолетних трав, плохое качество кормов – 2, 3 класс и неклассное, низкая продуктивность коров 5172 кг в год.

Если предприятие на пути устранения таких минусов в своей деятельности, то оно на пути повышения урожайности  культур и продуктивности животных. В результате чего уровень себестоимости будет снижаться и можно будет увеличить объем реализации такой продукции.

 

 

 

 

 

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПК «ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ»

 

Организация коммерческой деятельности предполагает наличие службы или отдельных работников, ответственных за сбытовую деятельность, изучение и оценку рыночной ситуации, выработку коммерческой стратегии и ее реализацию.

 

2.1. Управление в сбытовой  сфере деятельности товаропроизводителя 

 

О содержании управленческой работы и ее места в структуре управления предприятия, охватывающей сбыт продукции можно судить по данным, приведенным в таблице 9.

Таблица 9

Должностные лица, занятые в сфере  коммерческой деятельности СПК «Первоуральский»

Наименование 

Кол-во

Функции

Условия оплаты труда 

должности

человек

 

согласно штатного расписания

Зам. директора

 

Организация сбыта продукции

 КТУ-2,1 от среднесменной 

по коммерческим

 

заключение договоров на

з/платы по кооперативу

вопросам

1

поставку продукции, контроль

 
   

за их исполнением, организа-

 
   

ция продукции на рынок

 

Старший

 

Организация изучения рынка,

 КТУ-1,4 от среднесменной 

реализатор

1

поиск эффективных каналов

з/платы по кооперативу

   

реализации продукции

 

Экспедитор

8

Организация поставок

 КТУ-0,8 от среднесменной 

     

з/платы по кооперативу

Зав.

 

Приемка товара, осуществление

месячный оклад заведующей

собственными 

 

контроля за качеством посту-

магазина № 21-1579 руб.,

магазинами

4

паемой продукции, составление

№22-1682 руб., № 32 - 1838

   

отчетов

руб., № 44 - 2033 руб.


 

У СПК «Первоуральский» имеется  собственная торговая сеть: 3 продовольственных магазина, магазин № 21 на центральной усадьбе, магазины № 32 и № 44 в центре города (ул. Емлена), 1 магазин промышленных товаров на центральной усадьбе, 2 палатки на крытом рынке по реализации овощей, 3 киоска по реализации молока на ул. Трубников.

Рассмотрим состав работников продуктовых  магазинов с месячным окладом согласно штатному расписанию.

Магазин № 21: заведующая – 1579 руб., продавец – 1217 руб., грузчик – 367руб., уборщица – 757 руб.

 Магазин № 32: заведующая –  1838 руб., зам. заведующей – 1460 руб., 4 продавца – 1217 руб., 2 грузчика  – 1211 руб., уборщица – 866 руб., товаровед  – 1838 руб. 

Магазин № 44: заведующая – 2033 руб., экспедитор – 1460 руб., ст. продавец – 1579 руб., 5 продавцов – 1217 руб., 2 грузчика – 1211 руб., уборщица – 866 руб., бухгалтер – 1838 руб.

В магазинах производится доплата  в размере 20% к оплате за культуру обслуживания. Всем работникам магазинов выплачивается премия в размере 30% от полученной прибыли каждого магазина. Распределение премии производится согласно КТУ. Товароведу, бухгалтеру, зам. директора по коммерческим вопросам расчет премии в размере 5.5% от прибыли производится в целом по торговле.

Других данных в отделе сбыта  СПК «Первоуральский» не предоставили.

 

2.2. Оценка сложившейся  ситуации на рынке деятельности  рассматриваемого предприятия 

 

В таблице 10 отражены данные по другому  сельхозтоваропроизводителю, который  находится в данном районе и действует на этом же рынке; оценим его положение – является ли оно серьезным конкурентом для рассматриваемого предприятия. Единственным конкурентом СПК «Первоуральский» в данном районе является СПК «Битимский» (таблица 10).

По неофициальным данным качество реализуемой продукции СПК «Битимский» намного выше, чем нашего предприятия. Следовательно, этот кооператив может быть серьезным конкурентом для СПК «Первоуральский».

По данным таблиц 6 и 10 сравним себестоимость  и цены за 2003 год на продукцию обоих предприятий. СПК «Битимский» реализует продукцию по ценам за 1 ц ниже цен СПК «Первоуральский»: зерно – на 35 руб., овощи открытого грунта – на 33 руб., овощи закрытого грунта – на 338 руб., мясо КРС – на 38 руб. Затраты по этим видам продукции тоже ниже (кроме овощей), это значит, что производство более эффективное. Выше по ценам являются: молоко – на 274 руб. и картофель – на 98 руб. 

Высокое качество и низкая цена –  это два основных преимущества конкурента, так как ассортимент предприятий  одинаковый.

Информация о работе Организация производственно - сбытовой деятельности СПК "Первоуральский"