Язычество славян, кельтов и германцев. Историко-сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:19, дипломная работа

Краткое описание

Хронологически, работа охватывает I тыс. н. э. Этот отрезок времени, на наш взгляд, является наиболее удачным, т. к. именно в этот период мировоззрение, в рамках этнических религий, получает самую развитую и богатую форму. Территориально, исследование охватывает географию расселения кельтских, германских и славянских племен. Подобный выбор не случаен – именно эти племена, как считает автор, наиболее близки, в отношении представлений мироустройства. Кроме того, генетическая и географическая общность позволяет проводить более точный анализ реликтов духовной культуры.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
1 Историография и источники…………………………………………….....6
2 Язычество древних славян………………………………………………...15
2.1 Языческая культура древних славян…………………………………..15
2.2 Религиозные представления славян…………………………………….17
2.3 Высший уровень…………………………………………………………21
2.4 Средний уровень…………………………………………………………28
2.5 Низший уровень…………………………………………………………31
2.6 Значение славянской мифологии……………………………………….34
3. Язычество кельтов………………………………………………………...37
3.1 Языческая культура древних кельтов…………………………………..37
3.2 Религиозные представления кельтов…………………………………...38
3.3 Пантеон богов……………………………………………………………41
4. Язычество германцев………………………………………………..51
4.1 Языческая культура германцев…………………………………………51
4.2 Религиозные представления германцев………………………………..53
4.3 Высший уровень…………………………………………………………56
4.4 Средний уровень…………………………………………………………60
4.5 Низший уровень…………………………………………………………61
Заключение………………………………………………………………….63
Список использованных источников и литературы……………………….64

Файлы: 1 файл

диплом готовый.doc

— 422.50 Кб (Скачать)

В отличие от наследия славянской мифологии, дошедшей до нас, религиозные представления  древних скандинавов о сотворении мира дошли до наших дней, от славян же сохранилась лишь картина мироздания, не дающая ответа на вопрос о сотворении мира. Легенда о сотворении мира в скандинавской мифологии довольно красочна, в довольно большой степени отражает в себе климатические особенности, в которых выросли носители древней религии[22, c. 4].

До начала времени  существовало две области: Нифльхейм (Тёмная страна) и Муспельхем (Огненная страна). Между ними находилась мировая бездна Гиннунгагап. Нифльхейм была страна вечного льда и жутких морозов. И вот однажды в центре страны начал бить родник Гергельмир (Кипящий котел). Из него брало начало множество рек. Однажды воды реки Элиагар так удалились от своего начала, что их ядовитая вода застыла и стала льдом. Лёд окреп, вследствие чего яд вышел наружу росой и превратился в иней. Этот иней падал в Мировую бездну и со временем заполнил её всю.

 Север мировой  бездны был весь заполнен массами  льда и инея, немного южнее  царили дожди и ветры, а на  самом юге была благодать, так  как туда залетали искры огненной  страны Мспельхейм. Иней стал  таять и стекать вниз, капли  ожили от теплотворной силы и приняли образ великана, который звался Имир.

 Помимо него  из инея появилась корова Аудумла,  из вымени которой текли четыре  молочные реки, молоком из которых  и питался новорожденный Имир. Из камней, покрытых инеем, который  слизывала корова, возник отец всех богов – Бури. Бури породил Бора, а тот – трех сыновей: Одина, Ве и Вили. Братьям – богам не нравился мир, в котором они жили, и после долгой борьбы они убили Имира, тело его стало землей в виде плоского круга, расположенного посреди моря, созданного из крови великана.

 Из черепа  был сделан небесный свод, из  костей – горы, из волос –  деревья, из зубов – камни,  из мозга – облака. Однажды  на берегу моря боги нашли  два дерева: ясень и ольху, - и  сделали из них с мужчину  (Аск) и женщину (Эмбла). На этом этапе боги свергают в Нифльхейм своих противников: Хёль, Фернира, змея Ёрмунганда и строят себе дворец Асгард, а себя начинают называть Асами. Всё это мы узнаем из «Прорицания Вёльвы»[22].

Подобно другим религиям,  в скандинавском пантеоне богов можно выделить три группы высших существ. Деференциация происходит исходя из важности занятия, которым покровительствовали те или иные боги, для повседневной жизни скандинавов. Как уже неоднократно говорилось говорилось выше, для скандинавского общества характерна не совсем «стандартная» хозяйственная структура. Климат не позволял скандинавам в полной мере получать всё необходимое для жизни только лишь от земледелия и скотоводства – урожаи были скудными и нестабильными. Это в свою очередь довольно сильно повысило значимость военного дела, нередко граничащего, а то и открыто перераставшего в пиратство и грабёж. Отсюда и большее почетание грозных боевых богов, хотя и «хозяйственные» боги пользовались немалым почётом[16, c. 91].

Основная группа богов скандинавской мифологии называется АСЫ и возглавляет ее ОДИН, который и является отцом большинства асов. К асам следует отнести ОДИНА, ТОРА, НЕЯРДА, ТЮРА, БРАГИ, ХЕЙМДАЛЛЯ, ХЁДА, ВИДАРА, ВАЛИ, УЛЛЯ, ФОРСЕТИ, ЛОКИ, БАЛЬДРА, ФРЕЙРА, МАГНИ, МОДИ, ХЁНЕРА. “Младшая Эдда” перечисляет также четырнадцать богинь семейства асов: ФРИГГ, САГА, ЭЙЕР, ГЕВИОН, ФУЛЛА, ФРЕЙЯ, СЪОВН, ЛОВН, ВАР, ВЕР, ТЮН, ХЛИН, СНОТРА, ГНА. Кроме того, часто встречаются имена жен асов СИВ и ДУНН и СКАДИ[8].

Другая группа богов — это ваны, боги плодородия. К ним относятся в основном НЬОРД и его дети ФРЕЙР и ФРЕЙЯ. Фрейр, являющийся по происхождению ваном, после войны асов с ванами был взят заложником и стал числиться по ведомству асов; Хёнер же перешел к ванам, став их заложником от асов.

 

 

4.3 Высший уровень

 

 

Один – верховный бог скандинавской мифологии, которому в мифологии континентальных германцев, франков, готов соответствовал Вотан. «История лангобардов» (VIIIв.) рассказывает, как жены воинов этого племени, зная, что Водан предскажет победу тем, кого заметит на поле боя первым, сделали для мужей из своих волос бороды, и с тех пор это племя стало зваться «лангобардами».

Полагают, что  Один  символизировал в верованиях германцев мудрость и верховную  власть, оттеснив на второе место традиционно  главенствующего у индоевропейских народов бога-громовержца Тора, одновременно взяв на себя значительную часть его функций покровителя  воинов. Предполагают, что -процесс превращения в верховное божество пантеона, именно Одина, сформировался в Скандинавии. В скандинавской мифологии Один является сыном БОРА и БЕСТЛЫ, дочери великана БЁЛЬТОРНА. Скандинавский ТОР также считался сыном Одина; другими его сыновьями были БАЛЬДР, ВАЛИ и ВИДАР.

Один был  богом войны, покровителем воинской дружины, торговли, мореходства и  поэзии. Атрибут Одина – Гунгнир – копьё, не знающее промаха, символ его военной мощи. У него также был восьминогий конь Слейпнир, этот конь признавал только Одина и только ему разрешал на себе ездить.

 Один - Всеотец, владыка девяти миров, восседал в сторожевой башне Хлидскьяльв (Hliskjalf), где от его взора ничто не могло укрыться. На плечах Одина сидели два ворона: Хугин (Huginn, «мысль») и Мунин (Muninn, «память»), нашептывая ему на ухо все новости, которые слышали, облетая мир. Пищу свою Один делит с двумя волками – Гери (Geri, «жадный») и Фреки (Freki, «прожорливый»).

Один часто  является сеятелем раздоров и распрей. Именно с его броска копьем начинается разрушившая золотой век война  между асами и ванами. Он же виновен  в распре между конунгами.

В «Старшей Эдде» описывается жертвоприношение Одина, которое совершает он сам. Пронзенный копьем, он девять дней висит на Мировом Дереве, а затем его дед, великан Бёльторн, приносит ему мёд для утоления жажды и вручает руны – символ мудрости и магического знания.

 В «Прорицании Вёльвы» говорится о том, что в последней битве богов с силами зла Один сражается с волком Ферниром и проигрывает: Фернир его съедает. Одной из важнейших функций Одина было собирание душ умерших, но исключительно героев, павших в битве.[22, c. 45].

Бог ясного неба у германцев - это Тюр. По древнегермански его имя звучало “Тиу”, что соответствует греческому Зевс, индийскому Дьяус, балтскому Диевас, славянскому Дий, хеттскому Тиват, этрусскому Тин, галльскому Тевтат. Однако Тюр (подобно своему ирландскому двойнику Нуаду) не трактуется в литературных источниках как небесный бог. Он сохранил (да и то не полностью) роль покровителя племенного коллектива. Поскольку у древних германцев полноправным членом племени был мужчина-воин, Тюр приобрел дополнительную функцию бога войны. Он являлся также покровителем воинского права, связанного с судебными тяжбами на тинге (собрании членов племени).

Отрицательный персонаж скандинавской мифологии  – бог Локи. Отец Локи – великан  Фарбаути (Fаrbauti, «грозный напастник»), а мать – Лаувейя (Laufey, «лиственный остров», т.е. дерево), что наводит на мысль о том, что изначально Локи был олицетворением грозного пожара, возникающего от удара молнии в лесное дерево.

 Он пригож и красив собою, но злобен нравом и очень переменчив. Он превзошел всех людей тою мудростью, что зовется коварством, и хитер он на всякие уловки. Локи вхож в Асгард, но среди асов и ванов держится особняком, он им не друг, его единственная цель – погубить богов и все мироздание. И вот ведь парадокс: боги прекрасно знают, что среди них находится зло, и что они не справятся с ним, но поделать ничего не могут. Жену Локи зовут Сигюн (Sigyn), а сыновей его – Нари (Nari), или Нарви (Narfi), и Вали (Vli). Когда козни Локи привели к гибели Бальдра, боги схватили Локи, связали кишками Нари, разорванного братом Вали в образе волка, и заточили в Хель, где на лицо ему капает змеиный яд. Верная Сигюн, стремясь облегчить муки супруга, собирает змеиный яд в чашу.

 Когда чаша  наполняется и Сигюн нужно  опорожнить ее, яд попадает на лицо Локи, и он бьется в судорогах, вызывая землетрясения. Такое заточение вполне подстать злому духу огня. Было у Локи и другое потомство – чудовищные дети великанши Ангрбоды (Angrboa, «сулящая горе»), зачатые диковинным способом. Локи съел сердце Ангрбоды, которое оплодотворило его, и родил трех хтонических чудовищ: Фенрира Волка, Мирового Змея Ёрмунганда и Хель. Андрогинная натура Локи проявляется в мифах не единожды, ведь Локи, обернувшийся кобылой, родил и коня Одина – восьминогого Слейпнира.

До сих пор не утихают споры относительно интерпретации образа Локи. Одни ученые предлагают считать его богом или демоном огня, другие считают, что он создан специально для инициации конца света. Локи связывали также с Люцифером, с различными демонами континентальных германцев[8, c. 83-84].

Тор (Донар) — в германо-скандинавской мифологии бог грома, грозы, плодородия, защищающий богов и людей от великанов и иных злых сил. На европейской территории расселения германских племен ему был посвящен тот же день недели, что в Риме — Юпитеру. Однако в отличие от иных богов-громовержцев Тор не является полновластным главой пантеона германо-скандинавских божеств, поскольку ряд его функций в мифологии приняли на себя Один и ТИУ (ТЮР).

 В обеих  “Эддах” Тор ведет себя как  могучий богатырь, борец с великанами и чудовищами, противник Мирового Змея. Обращает на себя его дружественное отношение к людям, что не совсем типично для Громовержца. Поскольку, Один стал главой скандинавского пантеона, Тор превратился в его сына.

Тор, в скандинавской мифологии имеющий прозвище ВЕОР, ВИНГИР, ХЛОРИДИ, а в метафорических определениях скальдов “сын отца человечества”, “управляющий козлами”, “друг бога и людей”, “крушитель головы ХРУН-ГНИРА”, “ужас трусов”, относится к асам, будучи сыном Одина и ЙОРД, что буквально означает “земля” (либо ХЛОДИН, ФЬОРГУН).

Жилище Тора на небесах — Трудхейм, неотъемлемый атрибут его — молот, который  первоначально, очевидно, был каменным, но в “Младшей Эдде” описывается  железный молот, изготовленный карликами-цвергами в числе  других-сокровищ асов. В песнях скальдов его молот часто называют золотым, скорее всего это просто поэтический эпитет.

Этого оружия Тора боятся все злые силы, а особенно великаны — Етуны, стремящиеся похитить этот молот либо сделать так, чтобы  Тор оказался в их власти без молота и пояса силы. Другой постоянный атрибут Тора  — повозка, запряженная козлами.

Наиболее развернутая  история “Эдды”, касающаяся Тора, —  это “Песнь о ХЮМИРЕ”. Тор в  сопровождении Тюра отправляется к  великану Хюмиру за  котлом для варки пива для предстоящего у Эгира —морского великана — пира. Получению котла предшествуют серьезные испытания, главное из которых — рыбная ловля. Для этого Тору приходиться победить могучего быка и сделать из него наживку для ловли рыбы. Во время рыбалки Тор достает со дна моря самого мирового змея; потом Тору приходится перенести ладью великана, а затем (по совету жены великана) он разбивает о его лоб кубок. На обратном пути один из козлов Тора охромел, однако в “Эдде” этот мотив не развернут.

Рыбная ловля Тора упоминается в поэзии скальдов, в так называемых “Щитовых Драпах” — стихотворениях, в которых описываются картины, изображенные на драгоценном щите, который подарил скальду конунг. Отметим, что у скальдов картина рыбной ловли более живописна, чем в “Эдде”; Тор и змей обмениваются друг с другом взглядами; Тор сверху, из лодки, замахивается молотом, а змей снизу, из моря, изрыгает на него яд; подчеркивается сила Тора, ужасный вид змея, безобразие великана и чувство взаимного гнева всех трех героев.

В “Младшей Эдде”  “рыбалка Тора” описана как самостоятельный  эпизод, включающий новые подробности. Когда Тор бросает в змея свой молот, перепуганный великан перерезает ленту, и Тор бьет его по уху, от чего великан падает за борт[22, c.132-135].

Бальдр –  бог весны и самый добрый из Асов. Он сказочно красив. С его приходом на земле пробуждается жизнь, все становится светлее и краше. Бальдр – любимый сын Одина, он живет в особом чертоге в Асгарде, где не допускаются дурные поступки. Согласно мифам, ему стали сниться зловещие сны, предвещавшие угрозу для его жизни. Узнав об этом, боги собираются на совет и решают оградить Бальдра от опасности.

 Один спускается  в Нифльхейм и узнает от  Вёльвы о том, что Бальдру  предстоит умереть от руки  слепого бога Хёда. Мать юного бога Фригг взяла клятву со всего живого и неживого, со всех вещей, животных, людей, что они не принесут вреда ее сыну, клятвы она не взяла только с ничтожного побега омелы. Однажды, когда боги забавлялись стрельбой в ставшего неуязвимым Бальдра, Локи, узнав про омелу, подсовывает слепому Хёду прут из нее, который и убивает Бальдра.

Боги сжигают  его на погребальном костре, а его  брат Хермод отправляется за ним в  Нифльхейм с целью его освобождения. Хель согласна отпустить Бальдра, но при условии, что все живое и мёртвое в мире будет его оплакивать. Плачут все, кроме великанши Тёкк, обличье которой принял тот же Локи, и Бальдр остаётся в царстве мёртвых.Миф о смерти Бальдра служит как бы предвестием гибели богов и всего мира.

Индун – богиня вечной молодости. Она скромна и тиха, но без нее богов уже не было бы в живых. У нее есть корзина с яблоками вечной молодости, которыми она угощает богов. Эта корзина волшебная, она никогда не пустеет, а взамен каждого вынутого яблока в ней тотчас же появляется новое.

 Хеймдаль исполнял роль стража, охраняющего от незваных гостей Асгард. Прозвища его – «златорогий» и «златозубый». Появлялся обычно на коне с золотой челкой. Хеймдаль живет в чертоге, расположенном у моста – радуги между небом и землёй. Впоследствии это место станет местом последней битвы перед концом света.

Информация о работе Язычество славян, кельтов и германцев. Историко-сравнительный анализ