Язычество Восточных славян

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 21:47, контрольная работа

Краткое описание

Язычество Восточных Славян - огромный культурный пласт, представляющий интерес для историков, этнографов и искусствоведов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Происхождение славян............................................................... 4
ГЛАВА 2. Славяно-Русское язычество………………………………..…. 7

Классификация и общие сведения……………………………….
7

Мир в представлениях древних славян……………….................
9

Обряд погребения…………………………………………………
11

Жречество………………………………………………………….
12

Пантеон языческих богов………………………………………...
13

Влияние язычества на культуру и быт Восточных Славян…….
14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….................. 17
Список литературы………………………………………………………… 18

Файлы: 1 файл

КР история.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное учреждение.

МОСКОВСКИЙ  ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «История Отечества»

На тему: «Язычество Восточных славян». 
 
 

    Выполнил студент 1-го курса
    заочного отделения группы ГЗ-09
    Куликов C.Ю.
     
Проверил  преподаватель
    Рыбаков П.А.
 
 
 
 
 
 
 
            Дата сдачи контрольной работы: «      »____________  2010 года
                         Дата защиты контрольной работы: «     » ____________ 2010 года
                                                          Москва

                                                            2010

СОДЕРЖАНИЕ: 

  ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
  ГЛАВА 1. Происхождение  славян............................................................... 4
  ГЛАВА 2. Славяно-Русское язычество………………………………..…. 7
 

              Классификация и общие сведения……………………………….

7
 

        Мир в представлениях древних славян……………….................

9
 

        Обряд погребения…………………………………………………

11
 

        Жречество………………………………………………………….

12
 

        Пантеон языческих богов………………………………………...

13
 

        Влияние язычества на культуру и быт Восточных  Славян…….

14
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….................. 17
  Список литературы………………………………………………………… 18
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

      Период  становления Русской государственности  и события предшествующие этому  являются одними из наименее изученными страницами нашей истории.

      Для изучения истории Древней Руси и язычества, как её неотъемлемой части, используются в основном, археологические и этнографические исследования.

      Язычество прошло сложный многовековой путь от архаических, примитивных верований  древнего человека до государственной "княжеской" религии Киевской Руси к IX веку. К этому времени  язычество обогатилось сложными обрядами, чёткой иерархией божеств и имело огромное влияние на культуру и быт древних славян.

      Именно  язычество помогало древнему человеку противостоять неизвестной и  враждебной стихии, делая мир ближе  и понятнее.

      Этнографические исследования показывают поразительную живучесть многих представлений о мире, которые славяне перенесли даже в христианство.

      После принятия христианства на Руси язычество  стало подвергаться гонениям, но не так просто оказалось вытравить  из души народа верования, которые складывались веками. Христианизация Руси продолжалась несколько столетий, в результате русское православие, по крайней мере в народном представлении, превратилось в симбиоз Византийского христианства и Славянского язычества. Многие христианские праздники уходят своими корнями в язычество.

      Язычество Восточных Славян - огромный культурный пласт, представляющий интерес для  историков, этнографов и искусствоведов.

 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. Происхождение славян.

      Вплоть  до первых столетий нашего века трудно найти какие-либо упоминания о славянах. Прежде всего, восточные славяне возникли в результате слияния так называемых праславян, носителей славянской речи, с различными другими этносами Восточной Европы.

      Ареал расселения праславян, которые, как  полагают лингвисты, отделились от родственных им балтов в середине I тыс. до н.э., был весьма невелик. В ранних источниках праславяне назывались венедами и связывались как с германскими племенами, так и с финнами (не современными финнами). Отсюда можно сделать предположение, что венеды занимали приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, Юго-Западной Белоруссии и Северо-Западной Украины. На протяжении II в. славяне оттеснили или ассимилировали какую-то часть других народов с побережья Балтийского моря и, позже, заняли районы Прикарпатья.

      Гуннское  нашествие привело к значительным перемещениям населения. Примерно в  одно время с заселением тюрками  степной части Юго-Восточной Европы, её лесостепную часть постепенно осваивали славяне, которые уже  к 5 в. вышли к среднему Днепру. Затем они продвинулись в бассейн реки Десны, получившей славянское название (Правая).

      Главными  врагами гуннов были готы и иранцы, славяне же если не стали союзниками гуннов, то, во всяком случае, смогли использовать сложившуюся ситуацию в свою пользу. После войн с азиатами в лесостепной части местное население значительно уменьшилось. В лесах же оно никогда многочисленным и не было. При этом славяне первоначально как жители лесов продвигались вдоль больших рек, служивших в ту пору едва ли не единственными транспортными артериями для лесных и лесостепных областей. Местное население (иранское, балтское, а затем и финское) довольно легко ассимилировалось славянами, как правило, мирным путём.

      До VI в. Византийские историографы почти  не упоминают о славянах, но позже информация о них начинает расти. Это связано, скорее всего, с началом активной колонизации Балкан славянами (они вплотную приблизились к византийским границам). Византийцы делили славян на две группы. Западные славяне так и назывались как славяне (склавины, склавии). К ним же относились и балканские славяне. Но, кроме того, упоминались анты, которые считались особой, скорее всего восточной, группой славян.

Византийские  писатели выделяли антов как храбрейших из славян.

      Целесообразно привести отрывок из описания славян VI в. византийцами: " Племена склавов и антов одинаковы по образу жизни, и по нравам; свободные, они никоим образом не склонны ни стать рабами, ни повиноваться, особенно в собственной земле. Они многочисленны и выносливы, легко переносят и зной, и стужу, и дождь, и наготу тела, и нехватку пищи. К прибывающим к ним иноземцам добры и дружественны, препровождают их с места на место, куда бы там ни было нужно; так что, если гостю по беспечности принявшего причинён вред, против него начинает вражду тот, кто привёл гостя, почитая отмщение за него священным долгом. У них множество разнообразного скота и злаков, сложенных в скирды, в особенности проса и полбы.

      Живут они среди лесов, озёр и труднопроходимых болот, устраивая много, с разных сторон, выходов из своих жилищ. Ведя разбойную жизнь, они любят совершать нападения на своих врагов в местах лесистых, узких и обрывистых. С выгодой для себя пользуются засадами, внезапными нападениями и хитростями. Они опытнее всех других людей и в переправе через реки и мужественно выдерживают пребывание в воде, так что некоторые из них, оставшиеся дома и внезапно застигнутые опасностью, погружаются глубоко в воду, держа во рту изготовленные для этого длинные тростинки, целиком выдолбленные и достигающие поверхности воды; лёжа навзничь на глубине, они дышат через них и выдерживают много часов, так что не возникает на их счёт никакого подозрения. Поскольку у них много вождей и они не согласны друг с другом, нелишне некоторых из них прибирать к рукам с помощью речей или даров, в особенности тех, которые ближе к имперским границам, а на других нападать".

      Упоминаемые византийцами славянские вожди - это  вовсе не цари или князья, а скорее предводители военных дружин стадии военной демократии. Дружины всегда шли впереди своего народа, нередко углубляясь в своих походах во вражескую территорию, как бы готовя её к славянской колонизации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2.Славяно-Русское язычество.

Классификация и общие сведения.

      “Язычество”— крайне неопределенный термин, возникший в церковной среде для обозначения всего нехристианского, дохристианского. Этим термином должны были покрываться самые разнородные и разного исторического уровня религиозные проявления: и мифы античного мира, и представления первобытных племен, и дохристианские верования славян, финнов, германцев, кельтов или домусульманская религия татар.

      Славяно-русскую  часть общечеловеческого языческого массива нельзя понимать как обособленный, независимый и только славянам присущий, вариант первобытных религиозных представлений. Вычленение славяно-русского происходит лишь по этнографическому, локальному принципу, а не по каким-либо специфическим чертам.

      Главным, определяющим материалом для изучения язычества является этнографический: обряды, хороводы, песни, заговоры и заклинания, детские игры, волшебные сказки, сохранившие фрагменты древней мифологии и эпоса; важен символический орнамент вышивки и резьбы по дереву.

      Этнографические материалы — сокровищница многовековой народной мудрости, архив истории  познания мира и природных явлений человечеством.

      Сопоставляя фольклорные данные с надежными  хронологическими ориентирами, имеющимися в распоряжении археологии (начало земледелия, начало литья металла, появление  железа, время постройки первых укреплений и т. п.), можно уловить динамику языческих представлений, выявить стадии и фазы их развития.

      В самом начале XII в. русский писатель, современник Владимира Мономаха предложил периодизацию славянского  язычества, разделив его на четыре стадии:

      Культ "упырей (вампиров) и берегинь" - одухотворявший всю природу и деливший духов на враждебных и благожелательных.

      Культ земледельческих небесных божеств "Рода и рожаниц". Исторически  две рожаницы предшествуют Роду; это  были богини плодовитости всего живого, ставшие в дальнейшем матриархальными богинями аграрного плодородия.

      Культ Перуна, являвшегося в древности  богом грозы, молний и грома, а  в дальнейшем ставшего божеством  войны и покровителем воинов и  князей. При создании государства  Киевской Руси Перун стал первым, главным  божеством в княжеско-государственном культе X в.

      После принятия христианства в 988 г. язычество  продолжало существовать, отодвинувшись  на "украины" государства.

      Праславянское общество VI - IV вв. до н. э., занимавшее восточную  половину общеславянской прародины, достигло высшего уровня первобытности. С этой эпохи, называемой скифской, начинается полуторатысячелетний период, завершающийся созданием феодального государства Киевской Руси. Целостность обозначенного периода дважды нарушалась: вторжением в степи сарматов-кочевников (III в. до н. э.) и вторжением гуннов (IV в. н. э.). Внутри этого периода можно наметить один существенный рубеж, связанный не с внешними событиями, а с уровнем развития самого славянского общества. Таким рубежом являются V - VI века нашей эры, характеризуемые тремя категориями новых явлений: во-первых, славяне перестали поддаваться кочевникам, и новые наезды (авар, хазар, печенегов) встречали твердую оборону. Во-вторых, славяне осуществили военную колонизацию балканских владений Византии; в-третьих, славяне начали мирную колонизацию лесной зоны Восточной Европы. В этом периоде возникают огромные святилища на горах под открытым небом, которые отражают потребность в многолюдных общеплеменных "соборах", "собраниях".

      Этот  ежегодный праздник устраивался в честь таких священных предметов, как плуг, ярмо, топор и чаша. Тогда же, под скифским влиянием, происходит смена славянского термина "див", "дый" на новое обозначение - "бог", удержавшееся навсегда.

Мир в представлениях древних славян.

      Мир тогдашних язычников состоял из четырех частей: земли, двух небес и подземно-водной зоны.

      У многих народов земля изображалась как округлая плоскость, окруженная водой. Вода конкретизировалась или  как море, или же в виде двух рек, омывающих землю, что, может быть, архаичнее и локальнее — где бы человек ни был, он всегда находился между каких-либо двух рек или речек, ограничивающих его ближайшее сухопутное пространство. Судя по фольклору, славянские представления о море не имели законченного вида. Море где-то на краю земли. Оно может быть на севере, где на стеклянных горах находится хрустальный дворец Кощея Бессмертного, сверкающий всеми цветами радуги. Это — отражение позднейшего знакомства с Ледовитым океаном и северным сиянием. Море может быть обычным, без этих арктических признаков. Здесь ловят рыбу, плавают на кораблях, здесь находится девичье царство (сарматов) с каменными городами; отсюда, от морских берегов Змей Горыныч, олицетворение степняков, направляется в свои налеты на святую Русь. Это — реальное историческое черноморско-азовское море, издавна известное славянам и даже носившее временами название "Русского моря". До этого моря от лесостепной окраины славянской прародины или (что то же самое) от южной окраины славянских царств можно доскакать "скорою ездою", как говаривали в 16 в., всего лишь за три дня.

Информация о работе Язычество Восточных славян